Колебания по крену. Причины?

harrystar

Добрый день.
Был у меня метровый самолет около 1.5 кг, летал хорошо, только немного тормозно по крену управлялся, элероны были маловаты. Тяжеловат конечно, но в качестве первого тренера меня устраивает на 100%.

Сделал новое крыло 1.2м с увеличенными элеронами около 5 кв дециметров каждый.

При тестовом запуске самолет стал совершать незатухающие колебания по крену. При чем очень сильные. 45 градусов влево, 45 вправо и так пока не упадет.

При первом запуске элероны были чуть вниз (флапероны были включены). Выключил флапероны, выровнял элероны по крылу. На взлете нормально, но любой более менее резкий поворот или порыв ветра и опять колебания по крену и краш. Запускал раз 8-10, все тоже самое. Иногда раньше, иногда позже, один раз даже круг нормально сделал на нем, но конец один.

Подскажите в чем может быть причина?
Сам грешу на сервы. При такой площади элеронов у меня стоят дешовые HXT 900 9г - может нужно более мощные или ставить их по 2-3 шт на один элерон? Но почему такой эффект, не пойму 😦

GSL
harrystar:

При тестовом запуске самолет стал совершать незатухающие колебания по крену. При чем очень сильные. 45 градусов влево, 45 вправо и так пока не упадет.
😦

Похоже на колебательную неустойчивость, “голландский шаг”. У нового крыла угол поперечного V такой же как у старого? Фотография самолета не помешает. А еще лучше видео.

Если усилия серво не хватает чтобы отклонить элероны, то почему серво их раскачивать будет? Да и видно положение элеронов на малой дальности.

5 кв.дм. элеронов для крыла размахом 1200 это явный перебор. Фото бы посмотреть.

harrystar

Угла V нет. Крыло по форме 1в1 как старое. фюзеляж старый, хвост старый. переделано только крыло и киль. С фотками и видео пока плохо.
Элероны невидно, самолет тяжелый, медленно не летает 😃

111

размеры киля те же или увеличены?

harrystar

у меня киль внизу, помимо прочего выполняет функцию защиты винта при посадке (модель с толкающим винтом, расположенным посередине горизонтального хвостового оперения)

в первой версии киль был высокий и короткий. При посадке на землю его срезало, поэтому тут он сделан ниже, но более длинный и пологий. Общая площадь примерно такая же.

111

довольно сложно понять без схемки или лучше фото, но скорее всего поймали “колебательную неустойчивость”.
Что за модель?
если есть возможность то попробуйте посчитать площадь старого и нового киля. Расстояние от ЦТ модели до 25% САХ старого и нового киля.

Armin

надо мощнее сервы ставить. Просто по инерции серва проскакивает ноль и начинает дергаться туда сюда.

yur1x

У меня на ультимэйте серва пилотаж дрожит. В полете заметно (самолет плавает), на земле нет. Только жужжит иногда не по делу.

GSL
harrystar:

Подскажите в чем может быть причина?
Сам грешу на сервы. При такой площади элеронов у меня стоят дешовые HXT 900 9г - может нужно более мощные или ставить их по 2-3 шт на один элерон? Но почему такой эффект, не пойму 😦

Есть еще вариант что вы его сами раскачиваете из за слишком эффективных элеронов и слабых машинок. Слабые машинки могут вносить запаздывание в управление и когда они отклоняются до конца пора уже их в обратную сторону дергать.

yan77707

А может быть такое что самодельные элероны для такой площади не слишком жесткие? Может они просто под нагрузкой винтом гуляют???

msv

Есть еще вариант что вы его сами раскачиваете

+1. Попробуйте для начала минимальные расходы.

LehaBarnaul

При увеличении элеронов, вы увеличили площадь крыла, соответственно, уменьшили устойчивость модели, сдвиньте центр тяжести вперед, и проблема исчезнет, либо увеличиайте горизонтальное оперение, машинки здесь совершенно не при чем. Если машинок хватать не будет, на скорости самолет не будет, совсем, слушаться.

Tx

Согласен: тема слишком задней центровки модели требует раскрытия.

harrystar

Сегодня попробовал зажать расходы на 50% и проблема исчезла. Правда я так и не понял причины.

С центровкой действительно проблемы, т.к. самолет с толкающим винтом, то цт примерно на 50% крыла, до 30% не получается сдвинуть, и так оч большой груз в носу, мотор на пределе работает.

Пробовал расходы 75% - опять качает.
На 50% расходах все ок, но при этом самолет по крену управляется немного тормозно, хотелось бы большей управляемости.
Что посоветуете? Сняли видео, выложу чуть позже.

Проблему с мощностью серв и гибкими элеронами решил следующим образом - на каждый элерон поставил 2 сервы, одну с одной стороны элерона, другую с противоположной. Сервы соединил Y-кабелем. Дрожание элеронов в полете прекратилось.

msv

Пробуйте постепенно добавлять расходы и увеличивать экспоненту.

harrystar

Попробую. Только вот я так и не понял природу этого явления.
Если уменьшение расходов - единственное средство борьбы, то как тогда сделать, чтоб по крену более резво управлялся непонятно.

Вот видео полетов с уменьшенными расходами. 2 коротких полета по кругу.

Tx

… так Вы ведь сами признали: центровка сильно задняя… С ней и надо бороться, в первую очередь всякими перемещениями всего что перемещается…
Элероны помогут аккуратнее управлять, но качества модели от этого не улучатся…
Удачи!

harrystar

Раскачка именно из за задней центровки происходит? Если так, то как бороться понятно.

msv

В моем представлении Вы сами, пытаясь парировать крен заведомо неустойчивого самолета да еще с задней центровкой, переруливаете и вызываете раскачку. Двигать стиками аккуратно, на единицы мм, довольно сложно даже не новичку, для этого и придумали экспоненту.

harrystar

к сожалению нет, от меня раскачка или нет, я хорошо чувствую. До этого бывало и я был виноват. А тут как раз без моего участия шел процесс. Как тут правильно назвали этот процесс - голландский шаг. Только вот откуда он взялся и почему его нет при меньших расходах…

LehaBarnaul

Может центровка и, слегка задневата, но тяги двигателя мало будет, ни о каком голландском шаге и речи быть не может. Дружеский совет, делайте проверенные самолеты, и не занимайтесь чем попало, не умея при этом даже летать. Самолет не имеет практически плеча, любые попытки заставить его хорошо летать обречены.

111

Вы бы скачапи прогу W_Laengs и посчитали в ней.
По меньшей мере от грубых ошибок проектирования спасет.
Замеры желательно поточнее делать, а не обух вправо, обух влево -сойдет.

GSL
harrystar:

Вот видео полетов с уменьшенными расходами. 2 коротких полета по кругу.
YouTube- HS-SPAD-3.1

Посмотрел я на вашу модель и некоторые мысли появились. При вашей необычной конфигурации аппарата путевая устойчивость может быть недостаточной. Киль маленький и малого удлинения, носовая часть фюзеляжа длинная.

Попробуйте сделать киль побольше. А еще лучше вынести его на какой нибудь трубочке-реечке назад. Можно временно добавить для эксперимента второй киль простенький.

А центровка тут явно не при чем, не влияет она на раскачку по крену.