Простой пенопластовый электротренер

svs61
Serpent:

Список из 20 магазинов дайте, где сегодня или максимум завтра можно приобрести ЭТО за 15 (ну хотя бы за 50$) - сразу же соглашусь с Вами.
А пока Easy Star явно лидирует, как по распространённости, так и по неубиваемости (что для новичка тоже очень важно).

Мы сдесь покупаем, или таки строим 😃 ?

Serpent

Наверное строим, поэтому см.пост номер 5 - выбор верный!
Хотя я бы размах чуть уменьшил и увеличил хорду… но это дело вкуса.

svs61
Serpent:

Хотя я бы размах чуть уменьшил и увеличил хорду…

Об этом, с Вашего позволения, я упомяну чуть дальше…

GSL
svs61:

Передняя и задняя часть стабилизатора окантовывается 4-5мм бальзой.РВ тоже окантовывается бальзой, но только в передней части.Передняя и задняя кромки стабилизатора профилируются, задняя часть РВ - тоже.

Если собираетесь летать зимой то руль высоты желательно окантовать и по передней и по задней кромкам. У меня руль окантованный только по передней кромке на морозе коробило так что он начинал работать в триггерном режиме из за серповидности передней кромки. Пришлось разрезать на две части. Сильно разные температурные коэффициенты расширения у пены и дерева.

Dragony

Насчет “неубиваемости” - могу сказать про Сессну из потолочки.
Тренируюсь на ней с конца сентября. За все время пришлось только раз полностью переделать “морду” - замерзли руки, не удержал на курсе перед самой посадкой…
Все остальное -целое. Сломал только 1 винт.
Изготавливал из потолочки, ушло чуть больше половины пачки (пачка- 160 руб).
Начинка описана в соответствующем разделе форума.
А здесь упоминалось “15 долларов” - это стоимость ВСЕГО комплекта (“планер”+электроника") или только “планер”?

Schmel

Примерно такую модель я сейчас проектирую, но за прототип взят СЛА “Бекас”. Размах также 1,5 м., но если делать его целиком из пенопласта, то фюзеляж не выдержит нагрузок. Нужно, вероятно, усиливать фанерой. А крылья наборные с оклейкой потолочкой будут легче и в исполнении, и в весе.

svs61
Dragony:

А здесь упоминалось “15 долларов” - это стоимость ВСЕГО комплекта (“планер”+электроника") или только “планер”?

Речь идет только о планере.

Dragony

Сессна мне обошлась в цену упаковки потолочной плитки (160 руб) и карбонового прутка для тяг (100руб). Еще пара катушек цветного скотча (можно было вообще одним цветом обойтись, но тогда сложно верх и низ отличать). Да и ее размер меня больше устраивает (не такая уж и большая, храню на шкафу… 😃 )

svs61

Ну что же, продолжим 😉?
Если крыло и заготовка фюзеляжа сохли при комнатной температуре, перевернем крыло дабы лутше просохло, а заготовка фюзеляжа уже приняла такой вид:

Самое время провести разметку бокового вида:

и аккуратно, держа нож под 90 градусов, вырезать его.
Теперь нужно окантовать фюзеляж.Нарезав полос по ширине фюзеляжа оклеиваем его торцы.Для оклейки криволинейной носовой части, полоске потолочки придаём кривизну с помощью любого цилиндрического предмета (трубки), и листа бумаги:

(под руку подвернулся свечной ключ - он тоже подошёл для этой цели 😃 !Точно так же можно придавать кривизну и целым листам потолочки 😉. нужна лишь трубка подлинне, лист бумаги пошире, побольше места и самое главное: лист гнется в одном направлении лутше, в этом направлении и следует гнуть! )
Оклееный фюз оставляем сохнуть

а сами приступим к элеронам.С двух слоёв потолочки склеим 2 полоски шириной 30мм и длиной 750мм,оставим сохнуть, а сами навестим магазин канцтоваров, где купим несколько видов разноцветного и обычного прозрачного скотча, клей ПВА, а еще попути заскочим в хозмаг и купим 3 ровних, без сучков и косослоя оконных штапика метровой(или больше!) длины.
Если еще не устали - из двух штапиков сделаем передние кромки элерона:

Из треьего штапика сделаем заготовку тяги руля высоты и штырьков крепления крыла - попросту сделаем его максимально круглым насколько это возможно 😒 !

svs61

Что-то тихо в теме…Вопросов нет, нет и замечаний.Полохо ли рассказываю, иль хорошо - неведомо…Надеюсь что хорошо…
Ну-с, продолжим?
Итак, крыло у нас просохло.Пора вклеивать лонжероны.Их сделаем из полосок бальзы толщиной 1.5-2мм и шириной 10мм.С помощью полоски шкурки, наклееной на ребро кусочка 10мм фанеры, отступив от носка крыла 60мм с обоих сторон крыла прошкуриваем пазы глубиной 1,5-2мм, по толщине лонжерона.Убедившись что ложерон хорошо ложится в паз - вклеиваем его и оставляем сохнуть.Приклеиваем передние кромки элеронов к заготовкам элеронов и тоже откладываем сохнуть.В носовой части заготовки фюзеляжа вырезаем нишу под АБ и окантовываем ее полосками потолочки.

РВ, киль, и нижнюю часть фюзеляжа почти до самого верха (до места приклейки фанерных вставок) оклеиваем цветным скотчем, не забывая что первыми наносятся более светлые тона, и что верх и низ крыла должны иметь разную и контрастную раскраску.

После этого стабилизатор (его тоже можно обтянуть и вклеить уже обтянутый: однако я его обтягивал после вклейки…) и киль можно приклеить на свои места.Оставляем все сохнуть, а теперь время вырезать лобзиком фанерные вставки.Рисунок взят из чертежа “Планер 970” (а именно с него я начал занятия Р/У моделями !).

Среднюю часть вставки я сделал не зауженой, а шире: это делает узел крепления крыла более прочным при приклеивании за счет большей склеиваемой площади: впрочем можно делать и так как показано на рисунке.Переднее отверстие сверлим как на рисунке, заднее - по хорде (ширине) крыла.Диаметр отверствий - по вкусу - 5-5,5-6мм.
Итак, подождав высыхания лонжеронов, приступаем к обтяжке крыла.Разводим клей ПВА водой, берем обычную бумагу (например для принтеров) и оклеиваем крыло.(Лутше использовать бумагу от самописцев, но у новичков ее может и не быть!А принтерная сейчас есть везде 😉 .) Оклеивать нужно с обоих сторон за один прием; если оклеивать в два приема, например сначала низ, а потом верх - крыло “поведёт” 😃 !

Закончив это “мокрое” дело, втыкаем в консоль накрест две зубочистки, и, привязав к ним нитку подвешиваем где-то в ванной сохнуть на сутки.Обтягиваем стабилизатор и навешиваем на скотче руль высоты.В него вклеиваем кабанчик, а также вклеиваем подкрыльевые вклейки.Отложив все это сохнуть к завтрашнему дню, профилируем элероны, сняв часть верхней пластины потолочки наискосок.(Зевнул, при постройке не снял 😦 , но каков профиль элерона видно на фото)

Ну и наконец делаем мотораму.Она представляет собой два квадратика 3-мм фанеры, размерами примерно 40 на 40мм, склееных эпоксидкой “попендикулярно”.Форма Г-образная, в линии соприкосновения шов усилен двумя накладочками из кусочка реечки 5*5 или кусочка штапика.Впрочем, каждый кто будет делать, будет менять размеры исходя из имеющегося у него двигателя.А может кто-то придумает что-то новенькое?

svs61

Ну что ж!Продолжим? Берем высохнувшее крыло и вырезаем место под элероны,отступив от задней кромки крыла до толщины профиля 7мм, оставив в центре нетронутым участок шириной 26мм.Срезы окантуем милиметровой бальзой и оставим сохнуть.На фото - окантованное, и, обтянутое крыло (тоже зевнул, вовремя не снял!)

Примерим и подгоним по длине элероны, укоротив их так, чтобы между внутренней частью элерона и невырезанным участком крыла расстояние было 10мм - там будет проходить резиновая нить, крепящая крыло.Наружная часть элерона должна быть вровень с консолью крыла.Когда элероны подогнаны по размеру, их можно обтянуть цветным скотчем и вклеить кабанчики.Подождав когда высохннет окантовка крыла, можно вырезать шахту под серву элеронов и обтягивать крыло скотчем.Для крепления сервы можно взять 2 кусочка (10 на 15мм) пластика толщиной 1мм, и посадить на двухсторонний скотч у края шахты.Вставляем серву, потом размечаем и сверлим отверствия под шурупы крепления сервы.

После обтяжки крыла скотчем, навешиваем на скотч элероны, прорезаем отверствие под шлейф сервы элеронов в фюзеляже, дообтягиваем фюзеляж,устанавливаем аналогично серве елеронов и серву РВ, монтируем тягу РВ, украшаем модель по мере возможности\необходимости, устанавливаем двигатель, ESC, приемник.Любуемся получившейся моделью 😃 :

Облет показал: модель великолепно подходит в качестве первой модели.Имея невысокую скорость, модель проста и предсказуемая в управлении. Оттримерованая допускает довольно длительный полет с брошенным управлением. Посадка не представляет никаких сложностей.При почти полном “газу” летает “на спине”, прямые петли крутит хорошо, допуская выполнение подряд целой серии петель.Бочка - размазана.Делать шасси на модель нет смысла - она прекрасно взлетают с “брюха”. Уверен, что все, кто повторит данную модель, не будет разочарован 😉 ! Прекрасная для новичка,простая, она,имхо, будет незаменимой для релакса, в качестве “камероносца” и т.д. и уже более опытным моделистам.Ну а о стоимости изготовления такой модели всерьёз говорить наверное не стоит - впрочем, каждый сам может посчитать: я, признаюсь, не считал… Но, имхо, по карману даже школьнику. На фото - в такую погоду проходил облет модели.

boroda_de

Элероны можно наверное чуток пошире и пожестче. А так очень даже. 😃

Van_Der_Graaf

Спасибо за отчет, но не удержусь от комментариев, будучи сам начинающим пилотом и начинающим конструктором 😃

О хорошем: сама компоновка удачна, съемное крыло – большой плюс, и несущий профиль – это гут.

О плохом: я понимаю, когда потолочку используют для постройки интересно выглядящих объемных моделей. Но для, назовем вещи своими именами, страшных плоско-квадратных устройств для битья в ней какой плюс перед ЕРР? Ломкая, работать сложнее, усилений требует бОльших, обклеивать еще желательно… А из ЕРР такое сделать – вырезал, склеил циакрином, усилил карбоном (вот еще, кстати, к вопросу о штапиках, линейках и прочей фанере), и всё, в небо! Скажете, вы не из Москвы, и у вас ЕРР и карбона нет? А, простите, приемники, моторы, аккумуляторы литийполимерные у вас что, в сельпо продаются? Тут уж как раз у жителей провинции преимущество перед мегаполисами, где народ привык в магазин ходить, а заказывать по интернету не хочет, а кому деваться некуда и без инета и заграницы никуда, так тому нет проблемы и ЕРР с карбоном привезти, это все точно так же там продается. Ну это по материалам. А по конструкции у меня вот какое замечание: зачем моторама сделана в виде стула, к спинке которого приделан мотор? Очевидно же, что рано или поздно эту спинку, на которую он давит, он оторвет, от ударов или просто от жизни? Надо было сразу так рассчитать размер, чтобы винт вписывался в пространство, а рама была простой площадкой, опирающейся на “заднюю стенку”, не знаю, как назвать эту часть самолета, ну, кабины. Да, мне кажется, он и так имеет шанс вписаться, в крайности, можно винт взять на дюйм меньше…

Ну, мою критику не стоит принимать слишком уж близко к сердцу, это просто еще один взгляд, незамутненный ни прошлым опытом модельных кружков в детстве, ни чужим влиянием, меня это увлекло недавно, я, конечно, тоже хожу по граблям, но по современным 😃

svs61

Постскриптум.Эта модель была задумана год назад: построенная весной, она, в разных вариантах, отлетала сезон.На ней полноценно научился летать мой сын.Было изготовлено и облетано 3 разновидности, отличавшиеся, в основном, только крыльями (фюзеляжи были в принципе идентичны). Они изготавливались по разним технологиям, и имели разный размах и хорду.Еще 2 крыла не облетаны: одно с меньшей хордой (185мм) и размахом 1350мм, второе изготавливалось для полетов при большем ветре (и для большего адреналина!) и имеет хорду 210мм и размах 1100мм, с усиленным лонжероном (из сосны 3 на 10мм).
Об отсутствии шасси.Было желание сделать его…Всем желающим его изготовлять советую обратить внимание на довольно большой опрокидывающий момент на нос, создаваемый высокорасположенным толкающим винтом.Ну а Женя (ЛЭМ) поднял модель с “брюха” с асфальта!Взлетать с травы (а тем более утоптанного снега\наста\льда) еше проще из-за меньшего трения!К двигателям модель непереборчива, ставили все что было под рукой - ЕМАX cf 2822, Turnigy 2409, 2408, винты 8*4, 9*4.Аккумулятор желательно 1800-2200.При менее емких (и соответсвенно более легких!) возможно понадобится догружать нос. Немного фото: прототип с крылом, потроенным по типу “Стремительного”
Перед первым вылетом с прямым крылом

Вид модели в полёте:

В верхней точке петли:

В обратном полёте:

На нем научился летать сын:

Женя впервые поднял модель с “брюха” - поверхность ВПП - асфальт!

Видео взлёта с “брюха”

rutube.ru/tracks/3851509.html?v=b28440cb2a572e89a6…

Не пинайте за ролик, просто взлетать и снимать одновременно не очень удобно…
Вот кратко и все.Некоторые моменты может и пропустил, но если будут вопросы - обращайтесь, всегда буду рад помочь!Удачи!С ув. Виктор

svs61

2 Van Der Graaf :
“О плохом:какой плюс перед ЕРР?”
Это - доступность!А вот ЕРР у нас с 5! строительных магазинов ни в одном не оказалось 😦
" А, простите, приемники, моторы, аккумуляторы литийполимерные у вас что, в сельпо продаются? "
Увы - нет, не продаются…Все это (и сервы, и аппа) покупалось через “Барахолку” на авиамодельном сайте.
“А по конструкции у меня вот какое замечание: зачем моторама сделана в виде стула, к спинке которого приделан мотор? Очевидно же, что рано или поздно эту спинку, на которую он давит, он оторвет, от ударов или просто от жизни? Надо было сразу так рассчитать размер, чтобы винт вписывался в пространство, а рама была простой площадкой, опирающейся на “заднюю стенку”, не знаю, как назвать эту часть самолета, ну, кабины. Да, мне кажется, он и так имеет шанс вписаться, в крайности, можно винт взять на дюйм меньше…”
А - на одной из моделей так было и сделано.Оба варианта имеют право на жизнь.В сообщении №19 (в самом конце) я и писал - “А может кто-то придумает что-то новенькое?”
Вариантов постройки может быть много, но описанный, имхо, наиболее подходящий для новичков, для тех кто хочет построить действительно простой (а значит и дешёвый, из доступных материалов, технологичный) электротренер.Удалось ли это мне?Надеюсь…Впрочем, наверное нужно подождать отзывов тех, кто решится повторить эту модель.

Ну а за критику спасибо.Хуже было бы, если эта тема прошла незамеченой, оказалась бесполезной…

svs61

Вчера, наконец-то, спали морозы и мы с сыном решили полетать на пруду, благо он находится буквально в сотне метров от дома!Позвольте предложить несколько фото:

Ну и ролик:

rutube.ru/tracks/3897170.html?v=fd00d40f3b3ecbfc71…

7 months later
svs61

Прошло более полугода со дня опубликования этой темы.Интересно, повторил-ли кто эту модель?
Если нет - значит она напрасно разрабатывалась…Жаль…
Тем временем, две последние версии (в том числе и тот, постройку которого я описывал) до сих пор живы и летают!
Можно смело утверждать, что модель удалась на славу!За все время не было сломано ни одного винта, не согнут ни один вал двигателя (а для новичков это очень важно!) - модель как тренер оправдала себя на все сто процентов!Простая в постройке, в управлении и эсплуатации, на до сих пор служит верой и правдой.В подтвеждение этому - несколько фото.

LUX

Модель хорошая.
Не стали ее повторять (а может кто то и сделал, просто не отчитался тут) скорее всего из за большого размера. Я заметил, что новички стремятся начать с чего то маленького, даже с очень маленького.
Еще Константин со своей “Цесной 150” монополизировал весь “рынок” тренеров в СНГ. Каждый кто сейчас начинает заниматься авиамоделизмом знает про эту Цесну. Он еще развернул такую поддержку адептам, на все вопросы отвечает…Вне конкуренции пока его Цесна.

wihrlwind
svs61:

Если нет - значит она напрасно разрабатывалась…

Вот тут позвольте не согласиться. “Тупое” копирование дело не хитрое. А вот за новые идеи и технологии, я думаю, не мало начинающих и не только самолетостроителей Вам спасибо скажет.

VladGor
svs61:

Интересно, повторил-ли кто эту модель?

Я повторять не стал, сделал по своему. Но общая идея с толкающим винтом мне понравилась.
Хвостовая балка из трубки мне показалась проще в изготовлении.

rcopen.com/forum/f91/topic236647