Первые полеты, чему нужно учиться?(Calmato trainer 40 ДВС)

wihrlwind
aleeex:

Симулятор всё равно не ТО!

Конечно необходима модель для ежедневной тренировки,

но и симулятор тоже необходим, особенно когда нет возможности поддерживать летные навыки на модели ежедневно. Лично я всегда беру с собой в командировки имитацию передатчика и ежедневно тренируюсь на симуляторе иначе после хотя бы недельного перерыва, я уж не говорю о более длительных сроках, первые три, четыре вылета чувствуешь себя “неуютно” и есть риск “зарулиться”. А если покопаться в настройках, то в симуляторе можно подогнать похожую модель под поведение реальной, конечно не совсем, но все таки.

aleeex
wihrlwind:

необходима модель для ежедневной тренировки

Обязательно нужна!

wihrlwind:

но и симулятор тоже необходим

Полностью согласен, но - симулятор всё равно не ТО!

2 months later
Алекс67
aleeex:

Однозначно электричка размахом до 1м.по “не убиваемой технологии”. Симулятор всё равно не ТО! И отрабатывать полёт по кругу (вправо и влево) и посадку!

Выскажу свое мнение, если позволите.
Сам еще полный новичок.
Совмещаю симулятор и электричку (метровый размах, вес 1100)
Принципиально не летаю на FMS. Полетайте в AFPD - почуствуете в чем разница.
Реальных взлетов пока не более 6, пока что умудрился не убить самолет (ну понятно, винт в минусе, движок уже новый, стойки шасси и т.п. мелочи).
Наверное еще рано высказывать свое мнение, но никакой симулятор не заменит реальный полет, потому что принципиально не способен имитировать, дрожь в руках и в коленках, а также волнение от полета вообще.
Понял только одно - пока в симуляторе с полным набором включенных всех погодных прелестей (восходящий термик, ветер, деревья, лошади, блин будь они неладны на полосе) не научишься справляться - по земле имеет смысл отрабатывать рулежку и небольшие “подлеты”.
Взлететь вероятно сможет и чайник, после 5 взлетов в симе,
полетать - после 3 полетов в симе.
А вот сесть, да не разбиться, да в противоходе… спустя 2 месяца тренировок в симе - я в посадке все еще не уверен.

Wladimir_Th

Позвольте и мне высказаться. Я начал летать на электричке после ушел в двс и возвращаться не собираюсь.Летаю на двс круглогодично. Но не суть. По моей статистике новички(ответственные новички, т.е. те кто подходит к первому полету максимально осознано и продумано, согласитесь есть и такие что хочу летать и летит, наплевав на ветер, видимость, настройку самолета и пр… по крайней мере я таких видал) редко бьют самолет в первые несколько полетов. А вот после обычно бенц и бывает. Причина практически у всех одна - зарулился. Т.е. потерял контроль над моделью. Или отпустил далеко или перепутал лево-право или верх-низ. А все потому, что приходит некое успокоение. Мол обычно же в первом полете бьют, а я полетел и не раз. И вот результат. Я бы посоветовал новичку, помимо всего того что тут уже написано, помнить одну простую вещь. Даже если вы сделали 30-40 успешных полетов, то это вовсе не значит, что вы умеете летать. Вы умеете просто управлять самолетом и более менее контролировать его. Настоящий пилот проявляется в сложной, я бы сказал экстремальной ситуации где он АВТОМАТИЧЕСКИ принимает единственное правильное решение. Поэтому. Все полеты планировать(например-сегодня отрабатываю плавный левый и правый разворот в очередности 2-левых,2-правых) и больше ничего, как бы не чесались руки. И так поэтапно Каждый элемент отрабатывать до автоматизма. Скучно, нудно. Но по иному никак. И еще. Самый сложный и красивый элемент пилотажа для новичка это посадка. Ей максимально внимание и тренировка.

wihrlwind
Wladimir_Th:

где он АВТОМАТИЧЕСКИ принимает единственное правильное решение.

Я бы с Вашего позволения уточнил, руки действуют быстрей, чем соображает голова. Проверено неоднократно. Поэтому нужны ежедневные тренировки, если не на реальной модели, то хотя бы в симуляторе. И так до тех пор пока не будете летать " по ощущениям", т.е. заведомо вводите модель в какую нибудь “кракозяблу”, а руки быстрей, чем мозг сообразит, должны выдернуть её в горизонтальный полет, но сначала только в симуляторе!

Wladimir_Th:

Самый сложный и красивый элемент пилотажа для новичка это посадка.

Поверьте и не только для новичка! Ибо в реальных метеоусловиях не бывает идеального штиля.

Алексей_Vgg
wihrlwind:

руки быстрей, чем мозг

Вот-вот! В симе, я бы еще посоветовал, отработать рефлекс “Курса”, - не думая “держать” створ полосы. (По аналогии “полет к себе - от себя”. Ведь могём же! Уж здесь то точно - руки сами делают)
Сколько времени нам дается на посадку? Ну секунд пять-шесть… А сколько параметров приходится контролировать? - Вертикальная, поступательная, газ, крен, тангаж. А тут еще головная боль - следовать посадочной прямой (Не синусоидой. Так наверняка ошибетесь.)

Wladimir_Th
wihrlwind:

руки действуют быстрей, чем соображает голова

Совершенно верно.

Позволю добавить еще несколько советов. Они возможно спорные, и я даю их только на основании моего личного опыта. Возможно более опытные пилоты меня поправят, но тем не менее…
1.Первые полеты летать не ниже 40 метров.
2.Сразу приучать себя летать только перед собой, а не крутиться за моделью. Иначе пара, тройка оборотов и глядишь забыл как собирался сажать (в смысле траектория) и какое направление ветра.
3. Если чувствуете что потеряли контроль над моделью на каком нибудь “кренделе”, то не пытаться любой ценой удержать самолет в воздухе(очень распространено среди начинающих) а сбрасывать газ. Во - первых модель сразу сбросит скорость, а уменьшенный обдув рулей не даст ей резко реагировать на Ваши судорожные дерганья стиков передатчика. Во - вторых лучше плюхнуть модель на землю с заглохшим мотором(повреждения будут, но не фатальные), чем вогнать в планету самолет с орущим во всю мощь мотором и потом рассматривать разбросанные по полю остатки того, что недавно было самолетом, ибо бьются двс-ки страшно.
4. В случае дальнего отпуска самолета, когда Вы не можете понять как летит самолет на Вас или от Вас, то я делаю просто- беру ручку на себя(т.е. РВ вверх) и влево. Почему влево? Потому что самолет левый вираж делает обычно с небольшим набором высоты, а правый со снижением. И смотрим на реакцию самолета. Если идет влево и вверх, то доводим разворот до конца и ждем когда модель вернется, если самолет пошел вправо, то значит он летел к Вам и надо просто вернуть его на прежнюю траекторию. Не стоит пугаться о дальности. Современные аппаратуры обеспечивают громадную дальность действия и Ваш самолет будет Вас прекрасно слушаться на расстоянии более чем километр(вот только Вы его вряд ли увидите).
Но лучше стараться не попадать в случаи описанные в п. 3 и 4. Мне этих пунктов избежать не удалось.
Потому и написал.

Алексей_Vgg
Wladimir_Th:

а сбрасывать газ.

Одобряю, Владимир! На все 100% одобряю!
Бывает, что и сейчас едва не заруливаюсь. Есть такое понятие “тяжелое небо”. Можно сказать “фон”, на котором летит модель.
Случается такая облачность, … вроде бы и отпустил не далеко, а чуть отвлекся и фиг поймешь, как оно и куда летит.
Зависит конечно и от цвета модели, но канареечно-желтых, кислотных у меня не было.

ADF

Симулятор никому еще не повредил. Да и не могу вспомнить случаев, чтобы тренировки в симуляторе были совсем без толку. Качество обучения зависит на 99% от целеустремленности обучающегося и его отношения к процессу. В ФМС нет симуляции попвдения модели на срывных скоростях и нет погодных условий, но управлению самолетов с нормальном режиме полета, на скорости, научится можно: по крайне мере базовую моторику - полет от себя-к себе, прицеливание и посадка на полосу. Но если есть возможность - безусловно лучше летать в нормальном симуляторе, а не в FMS.
Вообще, в симуляторе (и реальной жизни!) важно сразу учиться пилотировать модель с одной стороны от себя, без пролетов над головой и без залетов за спину. Это, пожалуй, даже важнее, чем разучивание разных базовых фигур и маневров! Т.е. уметь держать модель в пределах заданного участка пространства, не допуская “случайных” вылетов из него.

Ну и немножко оффтопа на тему ДВС vs электро. ДВС, по крайне мере калильные и не форсированные (т.е. хоббийные, а не спортивные), лично меня не очень радуют последнее время. По сравнению с электричеством они как бешаные хромые коровы: пердежа много, а тянут - вяло (как по разгону, так и по максимальной скорости), хотя заводить и настраивать по-прежнему нравится. Электричество, особенно крупное, рвет так, что аж страшно! Да и звук разрываемого винтом воздуха на крупных электричках внушает. Быстрее или медленнее - ересь, так как зависит от типа модели и подбора силовой установки, а не от типа этой самой силовой! Если сделать самолет размером с 40-ую кольмату, но с мотором на 3-4 куба - будет летать как планер и при выключении двигателя садиться сам. А вот метровые пенопластовые бойцовые крылья с 350Вт-ным двигателем - носятся существенно быстрее любых кольмат - чисто как пример.

СЕРГЕЙ777

учитесь садить модель. Вы всегда взлетите а посадить не поломав то что ты творил несколько месяцев и может годов очень трудно .думайте и еще сто раз даже во сне посадка,посадка,посадка.Главное посадить модель с которой ты летиш и в которой Ты летиш.Это самое главое и те кто смотрит на тебя.
видео после 22 лет простоя выложу на сайте.да простят меня модераторы.

Алекс67

Очень заинтересовал вопрос гироскопов на самолет.
Не кидаться помидорами - понимаю, что не по теме и что гир не равно автопилот или система стабилизации.
Прочитал почти весь форум по гирам.
Вопрос - если гир на РН, а пилот еще откровенный чайник - поможет или нет? если у ого был личный опыт, буду благодарен за ответ

FRUKT
Алекс67:

Вопрос - если гир на РН, а пилот еще откровенный чайник - поможет или нет?

А помочь гироскоп только на РН чему должен? Логичнее ставить двухосевой гироскоп на РН и РВ сразу. Только вот настройки он требует квалифицированной, иначе дрова ещё быстрее получатся, чем без гироскопа.

Алексей_Vgg

От себя добавлю,
Будучи еще самым, самым начинающим, любил баловаться флапперончиками, гироскопами, автопилотами, в общем всеми непотребными для новичка приблудами.
Можете мне поверить, все эти навороты, пойдут на пользу (причем сомнительную), если их установит, настроит и откатает “пилот-эксперт”.
Иначе результат может быть прямо противоположный.

ADF

Даже если допустить, что путем обращения к эксперту получена полностью самодостаточная модель, которая летит сама и держит ровно горизонт, то новичку пилоту, который собрался это пилотировать, такой аппарат даст аж ничего. Любая нестандартная ситуация или новый (без систем стабилизации) самолет - все, “превед зимлиа!”. По этой же причине всем, кто не умея пилотировать модели сразу хочет прыгнуть в ФПВ (а таковых людей последнее время подозрительно много), настоятельно рекомендуется сначала освоить все-же пилотирование моделей: по-модельному, глядя на аэроплан со стороны.

Алексей_Vgg
ADF:

то новичку пилоту, который собрался это пилотировать, такой аппарат даст аж ничего.

Даст привычку воспринимать модель в воздухе. Это совсем не мало. Ведь сами знаете, - реал и сим, есть “две большие разницы”.
Спорить не буду. Мне не улыбнулось счастье, иметь в свое время такой самолет. Может оно и к лучшему… Хотя я очень хотел.

ADF:

По этой же причине всем, кто не умея пилотировать модели сразу хочет прыгнуть в ФПВ (а таковых людей последнее время подозрительно много)

Я не исключение.

ADF
Алексей_Vgg:

Ведь сами знаете, - реал и сим, есть “две большие разницы”.

Нет, не знаю! Я разницы между (правильно настроенным) симулятором и реальностью не вижу.
Толк от полетов в реале и виртуале зависит исключительно от отношения человека (внутри своей головы) к процессу.
А если человек в симулятор - несеръезно играется, а в реале у него от страха руки трясуться и ноги подгибаются - так это проблемы вовсе не симулятора.

Алексей_Vgg
ADF:

Я разницы между (правильно настроенным) симулятором и реальностью не вижу.

А что на это скажешь… Всем бы так.😇

ADF

Нет, ну если чисто формально докапываться - разница между симом и реалом есть, иначе все бы игрались в симулятор и в поля бы вообще не ездили 😛
Но разница эта - она в дополнительных ощущениях: как ветер гриву на голове треплет, как под задницей другой коллега-моделист бензиныча заводит, когда ты пытаешься расслышать звук мотора на своем бесшумном планере, как поперек полосы навстречу садящейся Ф3А-шной пилотаже внезапно детвора выбегает. Или как пытаешься присесть, а складной стул из-под тебя кто-то заботливо вытащил 😁 Или как модель при посадке угождает обоими колесьями в коровью лепешку 😃
В симуляторе, конечно, всего этого нет. Но если говорить о физике полета модели и моторике управления ею - никаких проблем с симулятором не вижу!

Wladimir_Th
Алексей_Vgg:

А что на это скажешь… Всем бы так

Вот именно.

Я считаю что сим НИКОГДА не может быть даже эквивалентен реальному полету и тем более для новичка. Уважаемые поклонники симуляторов, вы совершенно упустили такую мелочь, как психологическое состояние пилота. Одно дело когда самолет нарисован на экране и его можно долбить об землю хоть до страшного суда, а совсем иное когда в небе РЕАЛЬНЫЙ самолет,со своей аэродинамикой и центровкой, плюс не лучшим образом настроенный мотор. Ну и такая мелочь, как то что он стоит РЕАЛЬНЫЕ деньги.
С моей точки зрения, чем может быть полезен симулятор для новичка, это выработать правильную моторику роботы стиками, чтобы потом в реальном полете не думать что надо дернуть чтобы повернуть.
А так …

ADF
Wladimir_Th:

выработать правильную моторику роботы стиками, чтобы …

Еще раз: никто не говорит, что симулятор - замена реальным полетам: потому, что конечная цель в любом случае - полеты реальной модели, а не перед экраном ЭВМ.
Но игнорировать симулятор в обучении - категорически не рекомендуется! Потому, что тренировки в симуляторе бесплатны и не надо отрывать задницу от экрана компьютера, все делается дома, не отходя от насиженого места.

Что касается психологических аспектов при переходе к реальном модели - обращаю особое внимание, что это именно психологические аспекты; не физика, не моторика рук, не аэродинамика. А еще человек может самолет коряво собрать, что в полете крыло отпадет или двигатель отвалиться, так тоже симулятор виноват, что не научил этому?! Надо разделать мух и котлет и не пытаться инкриминировать симулятору то, что его не касается. Вот я выше писал, что в симуляторе нельзя при посадке в коровью лепешку въехать - это конечно же существенный недостаток и повод игнорировать тренировки в нем! 😃

Wladimir_Th

Друзья! Давайте не будем ломать копья по поводу ктоп рав, кто не прав. Давайте уважать выбор друг друга, это в полной мере относится и к теме электричка или двс. Просто каждому нравится свое - этим и прекрасен моделизм, где каждому есть место. Согласитесь, ведь везде присутствует рациональное зерно, главное суметь его увидеть. Я уже писал, что не смотря на мое скептическое отношение к симуляторам, было бы просто глупо отрицать его положительную роль в отработке моторики управления самолетом. То же самое и на тему двс или электричка. Я, завзятый двс-ник, считаю, что лучше первого самолета чем 500-600 граммовая электричка-высокоплан - НЕТ. Плюсов там полно и высочайшая надежность винтомоторной группы, и малый вес и дешевизна. Я сам пошел по этому пути и не жалею.
Но!Тема то про то, чему нужно учиться новичку в первых полетах. Давайте лучше об этом. Вот вы знаете, хотя может мне просто не попадалось прочитать,как то мало пишется о моральной подготовке к первым полетам. На что обратить новичку внимание. Сколько раз можно летать за день, интервалы между полетами и пр. У вертолетчиков например, новичков во многих темах предостерегают: устал, не выспался - все. Никаких полетов. Сиди дома и смотри телевизор. Или иди на тусовку, но только с целью посмотреть как летают другие.
Интересно ваше мнение.