Экспоненты для новичка.

Andry_M
ADF:

Если опыт пилотирования небольшой или нулевой, наличие или отсутствие экспонент не дает НИЧЕГО для процесса обучения

Совершенно не веское мнение, ИМХО. Мои наблюдения со стороны (о своем опыте молчу!) говорят об обратном. Наличие экспонент новичку давало заметную пользу.

ADF:

Если худо-бедно летали без экспонент, то внезапно включив экспоненты есть высокий шанс вогнать модель в планету сразу же после отрыва. Если так уж щемит в одном месте задействовать экспоненты - прибавляйте не более 10% за раз и постепенно увеличивайте от полета к полету;

Ну… ежели без экспонент летал, то с экспонентами тем более полетит. Вовсе не наоборот!

ADF:

Правильные расходы и мера в использовании экспонент - залог точного пилотирования и безопасности!

Поностью согласен!!!

diver_Роман:

Судя по вашему дневнику, ваши самолеты - это пилотажки с характерными для них большими расходами, на которых экспонента в 50% вполне может быть адекватной.

В моем дневнике отражен только один самолет - тренер с небольшим копийным закосом. Из остальных: есть F3A с оооочень маленькими расходами, есть 3D с оооочень большими. Везде использую экспаненту, хоть и разную. Речь шла о полете и настройках для новичка не более того.

diver_Роман:

Андрей, оба наших совета сильно страдают субъективностью

Дык, оно и правильно. Мы субъективно почувствовали руками то, что может помочь/навредить. Пусть даже по разному. Другое дело, когда раздаются “диванные советы”, лётчегоф-теоретэгоф…
Объективно можно сделать простой тест. Новичек взлетает на своем самолете с нулевыми экспанентами. Делает как сможет несколько любых фигур. Затем тумблером включаем ему на тех же расходах экспаненты. Смотрим выполнение фигур. Еще раз делаем с экспанентами и без. Оцениваем точность выполнения, кивки по сторонам, удержание в горизонтальном полете. После этого Все вместе делаем вывод о пользе/вреде экспанент для этого новичка. Только так!

diver_Роман:

Топик-стартер спрашивает о тренере, который должен быть ближе скорее к моему мотопланеру по поведению и в таком случае ваш совет удобства в управлении не прибавит… проверено.

Совсем недавно облетал метровый тренер для знакомого. Там на 100% расходах по элеронам он поставил себе 100% экспаненту… Я посмотрел и оставил без изменения. Остальные параметры стояли почти как бы поставил я. Взлетел, триммернул, полетал и щелкнул на то, что стояло. Полетал еще… Могу сказать, что вполне нормально леталось. Никаких планет и морковей. Попробовал выполнить РХ - вполне получилось, несмотря на то, что самолет не тот и расходы были не огромные… Пишу как было. Сам проверил.

diver_Роман:

Выше уже давали хорошие советы

Читал.

captain1965

а как настраивать экспоненту в передатчике AVIONIX AV-TH9B. В ИНСТРУКЦИИ НИЧЕГО НА НАПИСАНО ТОЧНО. Подменю D/R EXP вроде тут, внутри ВЫСВЕЧИВАЕТСЯ: SW-OFF. CH-RUDD. D/R-100. EXP-000. ГДЕТО ЗДЕСЬ САБАКА ЗАРЫТА ЧУВСТВУЮ.

diver_Роман

Вообще, это не касается темы.
См. тут. Страница 31 инструкции, первая ссылка.

captain1965

вообщето здесь в теме тоже есть обсуждение экспоненты.
стр.31 читал. неподробно. непошагово . все вобщем.
в какую сторону кривую гнуть, EXP-000 скоко ставить и сюда ли ???

saaas

Вообщето 😃 здесь не обсуждают настройку экспанент в конкретных пультах. Подразумевается, что Вы это умеете. Если не умеете, идите в соответствующую ветку.

captain1965
saaas:

Вообщето 😃 здесь не обсуждают настройку экспанент в конкретных пультах. Подразумевается, что Вы это умеете. Если не умеете, идите в соответствующую ветку.

а где она? отправте меня туда а…

Пашеч

Не знаю, захочет ли услышать ТК, Мне кажется ADF внес дополнительную сумятицу своим постом, но и в чем то прав.
Суть такова, что ВСЁ всегда зависит от конкретных условий.
У ТК модель, Мой делитанский взгляд, слишком не отзывчива по рулям - сервы медленные, рули маленькие и поэтому, применительно к данной модели(и здесь ADF прав), экспонента совсем не нужна - ее просто даже не почувствуете.
В случае нормальной модели - что для новичка, что для бывалого, совершенно правильно сказал maestroEv - необходима экспонента. И здесь совершенно не согласен с доводами и утверждениями(весомыми) ADF.!!!

darkcats

я так понял - минус экспонента, это замедление реакции на стик, А + УСКОРЕНИЕ ее? так? и как мне посоветовали выставить начальные эксп на элероны 100 РАСХОДЫ 60 экспо, правильно ли я понял что минус 60 надо ставить??? вот тот пост : Начальные настройки Турниги, как и другой аппаратуры - Полные расходы по 100% экспанента - элероны 60% РВ 50% РН 40%
Уменьшенные расходы - элероны 50% 50% экспо. РВ 50% 50% экспо. РН 25-30% 60% экспо.
После первых полетов уточнить под себя.
Миксы лучше не использовать. Гораздо эффективнее использовать настройку выкос, центровка и триммирование.
Может только на первые 2 полета можно установить микс с газа на РВ. Для турниги - нижняя половина хар-ки 2% вниз, верхняя 4% вниз… После первого полета уточнить. После первого полетного дня изменить штатный выкос в соответствии с величиной микса.

прошу разъяснить, ставить минус на все экспо или +? самоль мустанг 1600мм epo. от хк, аппа соответственно туринга, МОДЕЛЬКА 6ТИ канальная… закрылки и тд присутствуют… полетный вес примерно 2800!!

serop72
darkcats:

я так понял - минус экспонента, это замедление реакции на стик, А + УСКОРЕНИЕ ее? так?

в принципе не так ! экспонента не есть замедление реакции -экспонента, есть экспоненциальная реакция на стики
-по русски- нет прямой зависимости отклонения рулей от отклонения стика -в общем(обычно) экспонента загрубляет (или наоборот) реакцию рулей (по некой экспонен…тсиальной (я не могу это слово печатать)кривой ! )
в случае загрублени -в начале ход стика большой- отклонение руля мало-далее по мере увеличения хода стика отклонение руля увеличивается в оконцовке расходы остаются те-же

что касается + и минус экспо! НА ФУТАБА (возможно и ещё на чём то) экспонента в МИНУС! для JR (и видимо спектрум тоже) В ПЛЮС! -это касаемо загрубления реакции- если хичите чтоб ручка на миллиметр- руль на сантим -то всё наоборот

captain1965:

в какую сторону кривую гнуть, EXP-000 скоко ставить и сюда ли ???

Вы же моделист- в конце концов просто посмотрите как изменяется отклонение рулей в зависимости от отклонения стика! (при разных значениях экспо -например +50 и минус 50

captain1965:

придется способом тыка на модельке.

тыка в планету? -или как я писал выше?

Andry_M
darkcats:

я так понял - минус экспонента, это замедление реакции на стик, А + УСКОРЕНИЕ ее? так?

Для Турниги и для замедления реакции около нейтрального положения - НЕТ! НЕ ТАК. Наоборот. экспонента в +

darkcats:

мне посоветовали выставить начальные эксп на элероны 100 РАСХОДЫ 60 экспо, правильно ли я понял что минус 60 надо ставить???

Тот, кто Вам советовал для Турниги, написал слово “минус”, поставил знак минус?

darkcats:

вот тот пост :

Начальные настройки Турниги, как и другой аппаратуры - Полные расходы по 100% экспанента - элероны 60% РВ 50% РН 40%Уменьшенные расходы - элероны 50% 50% экспо. РВ 50% 50% экспо. РН 25-30% 60% экспо.
После первых полетов уточнить под себя. Миксы лучше не использовать. Гораздо эффективнее использовать настройку выкос, центровка и триммирование.
Может только на первые 2 полета можно установить микс с газа на РВ. Для турниги - нижняя половина хар-ки 2% вниз, верхняя 4% вниз… После первого полета уточнить. После первого полетного дня изменить штатный выкос в соответствии с величиной микса.

А почему бы не спросить напрямую у того парня? 😃 Или здесь есть подоплека обманул (необманул)???

darkcats:

прошу разъяснить, ставить минус на все экспо или +? самоль мустанг 1600мм epo. от хк…полетный вес примерно 2800!!

Теперь разбирайтесь самостоятельно. 😛

darkcats
Andry_M:

А почему бы не спросить напрямую у того парня? Или здесь есть подоплека обманул (необманул)???
Сообщение от darkcats
прошу разъяснить, ставить минус на все экспо или +? самоль мустанг 1600мм epo. от хк…полетный вес примерно 2800!!
Теперь разбирайтесь самостоятельно.

нет никакой подоплеки 😁, просто тема то эта как раз про то что надо)), а там не очень понятно было((( отталкиваясь от логики… минус это замедление, плюс ускорение! так что ТОГО парня прошу извенить)))😛, толковые советы даешь)))

Andry_M
darkcats:

отталкиваясь от логики… минус это замедление, плюс ускорение!

В турниге рядышком появляется график примерной зависимости выходного сигнала от входного (ручка). Сразу все становится понятно.
А по логике… ммм… у каждого бренда своя логика на логику… 😉 Писалось: Турниги, как и другой аппаратуры имелось ввиду аппаратуры начальной ценовой категории. В брендовой, действительно, с экспанентами у кого как. У кого в “+”, а у кого в “-”. 😮

siderat

Я уже не совсем новичек, но до сих пор не понял, зачем она? Более плавно сервы двигаются? Задавал разные значения, разницы не заметил.

darkcats
Andry_M:

В турниге рядышком появляется график примерной зависимости выходного сигнала от входного (ручка). Сразу все становится понятно.
А по логике… ммм… у каждого бренда своя логика на логику… 😉 Писалось: Турниги, как и другой аппаратуры имелось ввиду аппаратуры начальной ценовой категории. В брендовой, действительно, с экспанентами у кого как. У кого в “+”, а у кого в “-”. 😮

видел я график))) не фига не понял… но кажется начинаю догонять… спс ладно, с экспо разобрались… далее миксы)))

ADF

Вся возня из-за ничего.
Если вы даже не понимаете, что такое экспоненты - то они вам точно не нужны! 😃
В этом плане я таки останусь при своем мнении на этот счет: для обучения пилотированию экспоненты не дают ничего.

Andry_M
ADF:

останусь при своем мнении на этот счет: для обучения пилотированию экспоненты не дают ничего.

Наверняка Вы уже проделали мини-тест. 😎 Иначе как можно быть настолько уверенным за другого человека? 😃
Пожалуйста огласите замеченное по тесту. 😒

Со своей стороны попробую объективно сделат такой тест. Есть один новичек, как раз попадающий под наш термин. На сегодня его налет не более 10 сек. Попробую состыковаться с ним и провернуть такое мероприятие. 😃

ADF

Чтобы говорить о полезности-бесполезности экспонент - надо провести эксперимент на довольно значительном числе начинающих моделистов и строго контролировать все прочие факторы, влияющие на процесс обучения.
И даже 10 человек будет мало для оценки - поэтому наш с вами спор будет еще очень долгое время носить религиозно-теоретический, а не практический характер 😒 А уж как оценивать саму скорость прогресса и уровень мастерства?! Вон в пилотаже (спротивном, F3A) - вечный срач насчет судейства, судят как хотят, обеспечить объективность (привести результат к цифрам) оказывается очень сложно при оценке качества пилотирования.

От себя лишь еще раз скажу (разумеется религиозно-теоретически 😃), что на начальном этапе, помимо общеизвестных моментов, человеку надо научиться ощущать, как откликается модель на шевеление ручками. Т.е. не просто механически, заученными на симуляторе движениями, вводить модель в вираж, тянуть РВ на себя и ждать, пока модель развернется на достаточный угол, а именно чувствовать каждую секунду, как ероплан откликается на малейшее движение ручек. Опытные пилоты постоянно двигают ручками - даже если не требуется корректировка курса, едва заметно покачивают модель по крену, чтобы постоянно чувствовать отклик и оперативно реагировать на малейшие изменения траектории от возмущений в атмосфере. И вот тут (внимание!) если стоят экспоненты (загрубление чувствительности вблизи нуля - уточню на всякий случай, чтобы не было разнотолков насчет “+” и “-”) - то новичок просто не сможет научиться чувствовать реакцию модели при малых отклонениях ручки, а будет склонен махать джойстиком на какой-то фиксированный угол от центра. Дерганность управления вообще свойственна многим новичкам.

Andry_M
ADF:

наш с вами спор будет

Я с Вами не спорю. И не собирался.

ADF:

Чтобы говорить о полезности-бесполезности экспонент - надо провести эксперимент на довольно значительном числе начинающих моделистов

Давайте не будем мыслить глобально. Проведите на одном. Я попробую на другом.

ADF:

А уж как оценивать саму скорость прогресса и уровень мастерства?!

Критерии оценки предложил выше.

ADF:

От себя лишь еще раз скажу…то новичок просто не сможет научиться чувствовать реакцию модели при малых отклонениях ручки, а будет склонен махать джойстиком на какой-то фиксированный угол от центра.

Ему не нужно чувствовать модель. ИМХО ему нужно “продержаться” до конца батарейки - это большое достижение!!! По моим наблюдениям экспаненты помогают не разбить модель.

ADF:

Дерганность управления вообще свойственна многим новичкам.

Из тех, кого я видел - все дергали.

ADF

ИМХО ему нужно “продержаться” до конца батарейки - это большое достиже…

Если новичок не может вылетать одну батарейку без ЛП - то, действуя с позиции учителя, человека с такой подготовкой надо либо на шнурке водить, либо гнать доучиваться в симулятор!

А если вы ему позволяете модель раз за разом об землю приземлять - то имейте совесть не называть себя учителем по отношению к этому человеку.