Вопрос к экспертам - Cox Hobbies Extra 300 EP 2.4GHz RTF 20" - что он может?

CoolSpeeD

Первый раз летаю на авиамодели, ибо сам автомоделист. Прошу не помидорить.

Приобрел сию модель. 2 дня назад забрал с почты и собрал. Два вечера по 3 часа (позавчера и вчера) облетал на AeroFly Professional Deluxe.

Сегодня вышел с ним на улицу. Сделал пару морковок пока привык к рулю и оттриммировал рули (ничего не сломав).

Потом отлетал два акка. Получил массу приятных эмоций, попробовал некоторые элементы - петля и бочка. Петля - легко, бочка - очень медленная со срывом. Понравилось на полных расходах, на половинных слишком ленив. ООООчень большая подъемная сила - на полном газе пытается все время резко набирать высоту, теряет скорость, падает, снова набирает скорость, набирает высоту, падает и так далее. Пришлось триммером элерончики припустить, чтобы ровно летел на половине газа. Можно ли поставить аккумулятор больше штатных 250мА/ч, чтобы потяжелее был и вверх его так сильно не тянуло?
Скорость полета вполне устраивает - со зрением проблемы и далеко не увижу, а этот нормально так и видно и летает, куда я его хочу вести, а не ему вздумалось.

Но в связи с медленной бочкой и севшими акками попытки проверить чего либо еще закончились. Хочу узнать на что эта модель еще способна, какие фигуры стоит попробовать. Висеть она вроде бы не умеет, судя по поведению, но это мнение дилетанта.

Прошу дать мне толковые подсказки и советы, а не критику, типа - “вам надо было покупать что-нить попроще, типа верхнеплана, планера”, “будете далеко за ним бегать” и прочее. Уже наслушался. Руки вроде не из *опы растут, и так разберемся.

ADF

Во-первых - поздравляю с первыми успешными полетами!

По самолету. С виду - обычная гибридная пилотага (нечто среднее между Ф3А и фан-флаем). В принципе может летать что угодно, в том числе висеть на винте.

Судя по характеру полета - зависимость тангажа от уровня газа - либо центровка слишком передняя (т.е. надо двигать батарею НАЗАД, а не утяжелять и вперед!), либо мотор вверх выкошен. Центровку попробовать как можно точнее замерить, затем найти на средней хорде точку в 35-38% и попыпаться выгнуть ЦТ в неё.

Еще характер полета зависит от винта. Попробовать поставить винты близкой размерности, но с другим соотношением шага и диаметра. Если штатный стоял, рассмотрим чисто для примера (реальную размерность смотреть на самолете), 8*6 - попробовать 9*5 и 7*7. Хотя, так или иначе, силовая на полностью собранных самолетах впритык по х-кам. Батарею, конечно, можно поменять - но лучше менять целиком связку мотор-регулятор-батарея. Нет, не так. Посмотрел еще раз внимательно на х-ки модели - летайте на ней как есть, а потом купите или сделайте более крупный самолет, хотя-бы метрового размаху и взлетным весом в районе 800 грамм, укомплектовав начинкой на совесть.

CoolSpeeD

Спасибо за поздравления =) Очень приятно.

Из написанного выше пока непонятно где искать хорду, если модель вся склеена, только несущее крыло снимается?
А так попробую батарею в батарейном отсеке в сторону центра передвинуть (место есть), а то я ее в нос заталкивал.

Я правильно понимаю - переместив ЦТ назад он перестанет клевать носом на низкой скорости, и я смогу триммер РВ попробовать возвращать к позиции нуля?

ChD
CoolSpeeD:

на полном газе пытается все время резко набирать высоту,

А на спине как ? Если есть сильная тенденция на пикирование - стоит смотреть на углы установки двигателя. В данном случае - увеличить отклонение вниз.

CoolSpeeD

На спине действительно сильно тянет вниз сразу. Большая подъемная сила спасает - успеваю над землей выйти из пике и уйти вверх.
Классная моделька. Доволен как слон =). Теперь осталось разобраться и настроить толково.

Но двигатель вклеен жестко. И батарею назад тоже не могу увести - ошибся насчет пространства. Его мало и батарею назад не сместить. Может добавить грузик ближе к задней части несущего крыла?

ChD

Если модель по тангажу и так резкая, то сместив центровку назад Вы получите “дикого мустанга” и не факт, что сладите с ним. Стабилизатор смотрели ? В каком положении рулевых поверхностей самолётик летит прямо ? Может они изначально стоят на набор высоты ( кабрирование) ?

Если и это не помогает, можно испортить подъёмную силу крыла немного подняв веерх ОБА элерона ( если тяги позволяют). Поднять на пару градусов и проверить. Полной компенсации ждать нечего, но станет значительно плавнее.

CoolSpeeD

Возможно. Так как это был первый экспресс-опыт, мог и не заметить. Учту и перед следующими полетами проверю тщательнее.

Первоначальный увод влево характеризую кривостью хвоста, компенсировал триммером элеронов.

Почему могу не сладить с мустангом? =) Экстру же с первого подхода окучил =). На симуляторе очень понравилось и получалось лучше всего летать на тяжелых 15 кг бензиновых самолетах. У них пилотаж конечно не получается так быстро как на легких, но летает просто замечательно и приятно.

Пожалуйста, опишите, что физически происходит при перемещении ЦТ назад и к чему это приводит?
Очень благодарен за деьные советы.

ChD:

подняв веерх ОБА элерона ( если тяги позволяют).

Точно ВВЕРХ? По моим понятиям он же вверх пойдет еще быстрее…

ChD

На тяжелых и больших всем летать легче по той простой причине, что моменты инерции у них громадные и"ловить" их из-за этого намного легче. У Вас же почти блоха и реакция у неё тоже очень быстрая. Насчёт симуляторов - сильно им верить нельзя !! В реале всё чуть сложнее и не только из-за нервов и адреналина.
При перемещении центровка назад уменьшается плечо между центром тяжести модели и центром давления и как следствие этого, падает устойчивость модели по тангажу.

Мы стоим и смотрим на модель сзади и сверху. Двигаем элеронами. Концы элеронов поднимаются к нам - это вверх и опускаются от нас - это вниз. точно так же и с стабилизатором. Точка отсчёта есть. Теперь вперёд. Изначально все поверхности должны стоять нейтрально ( ни вверх ни вниз). Пробуем полетать - тримируем самолет на 50-70% газа в горизонтальном полёте. Смотрим. Если пришлось значительно поднять руль стабилизатора вверх, то у нас либо очень передняя центровка, либо велик выкос двигателя вниз. Если модель очень дерганная и отклонение руля требуется чуть или не вниз - центровка явно задняя. Если на малом газу всё нормально, но на среднем и полном ярко выраженное движение вверх - выкос двигателя вниз мал.

Профиль крыла. Если профиль симметричный, то такое крыло создаёт подъёмную силу только на углах атаки отличных от нуля. У вашей модели профиль немного не симметричный ( скорей всего) и такое крыло уже работает и на нулевых углах. если мы опустим элероны вниз профиль станет ещё сильнее не симметричным -> и подъёмная сила ущё увеличится, но если мы их поднимим, то профиль станет ближе к симметричному( точнее он станет s-образным) и подъёмная сила упадёт !!

ADF

Чтобы найти сах, самолет не надо разбирать. Чтобы не вникать в геометрию, можно применить один из калькуляторов САХ, например вот.

Центровку, если решите менять, изменять постепенно, рни в коем случае не резким перемещением батареи.
Тем более, что судя по поведению модели в инверте, первее стоит проверить выкос мотора (увеличивать вниз) - как уже сказали выше.

ChD:

Насчёт симуляторов - сильно им верить нельзя !! В реале всё чуть сложнее и не только из-за нервов и адреналина.

Симулятору - верить как раз можно и нужно, но при этом иметь голову на плечах и понимать, что ни одна виртуальная модель из симулятора != вашей реальной. Тренируясь в симуляторе, обязательно чередовать разные по скорости и маневренности виртуальные модели и летать в разных погодных условиях.

А адреналин при реальных полетах - это все-таки положительный, а не отрицательный момент! Пройдет время, адреналин от полетов исчезнет и внезапно поймете, что без него летать не так интересно и даже скучно

ChD

Если ты в симе уже “асс из ассов” и у тебя уже всё получается, а уж в реале и подавно получится, то сильно верить этому нельзя !! Но если даже в симе ты не летишь, то в реале и подавно не получится ничего ! И на мой взгляд, сим открываешь как минимум 2 раза: 1 - нароботка начальных рефлексов для полета в реале. 2- шлифовка и отработка фигур и приёмом пилотирования.

ADF
ChD:

Если ты в симе … а уж в реале и подавно получится, то сильно верить этому нельзя!

Требую более развернутого обоснования своей мысли!

В любом симе, кроме ФМС, модели летят как реальные. Не такие, которые есть в твоем личном авиапарке, но так, как вполне могут летать некие реальные модели. Бывает корявая логика и механика повреждений самолета при ударах, но это не важно, так как с точки зрения обучения надо стремиться не стукать модель вообще.

ChD

А не знаю ни одного сима где можно с уверенностью сказать, что мат модель не сокращена в угоду производительности. И это правильно - нечего немыслимые конфигурации железа требовать! И модели летят относительно правдоподобно, если не знать некоторых тонкостей. А чтобы не быть голословным - а не видел задания “кривизны” геометрии модели. В жизни это очень часто осложняет пилотирование - последствия ремонта меняют характер модели.

ADF
ChD:

…сима где можно с уверенностью сказать, что мат модель не сокращена в угоду производительности.

А давайте вы не будете кидаться громкими заявлениями в той области, в которой не разбираетесь! Потому, что то, что вы сейчас сказали - может сказать только человек, который не разбирается в компьютерном моделировании и программировании. Вкратце: чтобы симулировать поведение модели с точностью, при которой человек не сможет обнаружить разницу с реальной моделью - достаточно вычислительной мощности персональных компьютеров 15-18 летней (!) давности.

Любые “неточности” и “неправдоподобности” современных симуляторов вызваны исключительно и только настройкой параметров виртуальных моделей. Потому, что их пока настраивают люди, а не само ЭВМ решает, какими параметрами должен обладать самолет с название экстра или кап. Даже с безупречной математикой счета физических процессов, точность симулирования упирается, в конечном итоге, в людей - а вовсе не в вычислительную мощность.

ChD

Один только вопрос “профи” : Cy у Вас функция скольких переменных ??

ADF

Мощности современных ЭВМ позволяют вообще в реальном времени модель “продувать” с применением сеточной модели. Делая 30-60 шагов в секунду - модель на экране лишь одна. Цэикс, цэигрек и прочие коэффициенты из мира упрощенных формул в таком случае вообще не используются.

ChD

А динамику управления тоже “дискретом” считаете ??? Тогда нет слов…

ADF

Если вы действительно разбираетесь в компьютерном моделировании - то должны себе прекрасно представлять, что реальные расчеты строятся на численных методах. Это одно из основных направлений построения вычислений на протяжении почти всей истории ЭВМ. Непрерывные процессы представляются последовательностью большого числа дискретных состояний, интегрирование заменяется суммированием. Подобрав достаточно маленький шаг вычислений, достигается любая требуемая точность.

Вообще, зачем я все это вам рассказываю?! Вы сами все это должны прекрасно знать, тем более если это (вдруг) ваша профессия или специальность.

Напоследок еще раз обращу внимание: мощность современных ЭВМ избыточна для симулирования поведения модели с такой точностью, чтобы человек не заметил разницу с реальной моделью. О причинах же “непохожести” симуляторов уже сказал.