Вопрос к экспертам - Cox Hobbies Extra 300 EP 2.4GHz RTF 20" - что он может?

CoolSpeeD

Первый раз летаю на авиамодели, ибо сам автомоделист. Прошу не помидорить.

Приобрел сию модель. 2 дня назад забрал с почты и собрал. Два вечера по 3 часа (позавчера и вчера) облетал на AeroFly Professional Deluxe.

Сегодня вышел с ним на улицу. Сделал пару морковок пока привык к рулю и оттриммировал рули (ничего не сломав).

Потом отлетал два акка. Получил массу приятных эмоций, попробовал некоторые элементы - петля и бочка. Петля - легко, бочка - очень медленная со срывом. Понравилось на полных расходах, на половинных слишком ленив. ООООчень большая подъемная сила - на полном газе пытается все время резко набирать высоту, теряет скорость, падает, снова набирает скорость, набирает высоту, падает и так далее. Пришлось триммером элерончики припустить, чтобы ровно летел на половине газа. Можно ли поставить аккумулятор больше штатных 250мА/ч, чтобы потяжелее был и вверх его так сильно не тянуло?
Скорость полета вполне устраивает - со зрением проблемы и далеко не увижу, а этот нормально так и видно и летает, куда я его хочу вести, а не ему вздумалось.

Но в связи с медленной бочкой и севшими акками попытки проверить чего либо еще закончились. Хочу узнать на что эта модель еще способна, какие фигуры стоит попробовать. Висеть она вроде бы не умеет, судя по поведению, но это мнение дилетанта.

Прошу дать мне толковые подсказки и советы, а не критику, типа - “вам надо было покупать что-нить попроще, типа верхнеплана, планера”, “будете далеко за ним бегать” и прочее. Уже наслушался. Руки вроде не из *опы растут, и так разберемся.

ADF

Во-первых - поздравляю с первыми успешными полетами!

По самолету. С виду - обычная гибридная пилотага (нечто среднее между Ф3А и фан-флаем). В принципе может летать что угодно, в том числе висеть на винте.

Судя по характеру полета - зависимость тангажа от уровня газа - либо центровка слишком передняя (т.е. надо двигать батарею НАЗАД, а не утяжелять и вперед!), либо мотор вверх выкошен. Центровку попробовать как можно точнее замерить, затем найти на средней хорде точку в 35-38% и попыпаться выгнуть ЦТ в неё.

Еще характер полета зависит от винта. Попробовать поставить винты близкой размерности, но с другим соотношением шага и диаметра. Если штатный стоял, рассмотрим чисто для примера (реальную размерность смотреть на самолете), 8*6 - попробовать 9*5 и 7*7. Хотя, так или иначе, силовая на полностью собранных самолетах впритык по х-кам. Батарею, конечно, можно поменять - но лучше менять целиком связку мотор-регулятор-батарея. Нет, не так. Посмотрел еще раз внимательно на х-ки модели - летайте на ней как есть, а потом купите или сделайте более крупный самолет, хотя-бы метрового размаху и взлетным весом в районе 800 грамм, укомплектовав начинкой на совесть.

CoolSpeeD

Спасибо за поздравления =) Очень приятно.

Из написанного выше пока непонятно где искать хорду, если модель вся склеена, только несущее крыло снимается?
А так попробую батарею в батарейном отсеке в сторону центра передвинуть (место есть), а то я ее в нос заталкивал.

Я правильно понимаю - переместив ЦТ назад он перестанет клевать носом на низкой скорости, и я смогу триммер РВ попробовать возвращать к позиции нуля?

ChD
CoolSpeeD:

на полном газе пытается все время резко набирать высоту,

А на спине как ? Если есть сильная тенденция на пикирование - стоит смотреть на углы установки двигателя. В данном случае - увеличить отклонение вниз.

CoolSpeeD

На спине действительно сильно тянет вниз сразу. Большая подъемная сила спасает - успеваю над землей выйти из пике и уйти вверх.
Классная моделька. Доволен как слон =). Теперь осталось разобраться и настроить толково.

Но двигатель вклеен жестко. И батарею назад тоже не могу увести - ошибся насчет пространства. Его мало и батарею назад не сместить. Может добавить грузик ближе к задней части несущего крыла?

ChD

Если модель по тангажу и так резкая, то сместив центровку назад Вы получите “дикого мустанга” и не факт, что сладите с ним. Стабилизатор смотрели ? В каком положении рулевых поверхностей самолётик летит прямо ? Может они изначально стоят на набор высоты ( кабрирование) ?

Если и это не помогает, можно испортить подъёмную силу крыла немного подняв веерх ОБА элерона ( если тяги позволяют). Поднять на пару градусов и проверить. Полной компенсации ждать нечего, но станет значительно плавнее.

CoolSpeeD

Возможно. Так как это был первый экспресс-опыт, мог и не заметить. Учту и перед следующими полетами проверю тщательнее.

Первоначальный увод влево характеризую кривостью хвоста, компенсировал триммером элеронов.

Почему могу не сладить с мустангом? =) Экстру же с первого подхода окучил =). На симуляторе очень понравилось и получалось лучше всего летать на тяжелых 15 кг бензиновых самолетах. У них пилотаж конечно не получается так быстро как на легких, но летает просто замечательно и приятно.

Пожалуйста, опишите, что физически происходит при перемещении ЦТ назад и к чему это приводит?
Очень благодарен за деьные советы.

ChD:

подняв веерх ОБА элерона ( если тяги позволяют).

Точно ВВЕРХ? По моим понятиям он же вверх пойдет еще быстрее…

ChD

На тяжелых и больших всем летать легче по той простой причине, что моменты инерции у них громадные и"ловить" их из-за этого намного легче. У Вас же почти блоха и реакция у неё тоже очень быстрая. Насчёт симуляторов - сильно им верить нельзя !! В реале всё чуть сложнее и не только из-за нервов и адреналина.
При перемещении центровка назад уменьшается плечо между центром тяжести модели и центром давления и как следствие этого, падает устойчивость модели по тангажу.

Мы стоим и смотрим на модель сзади и сверху. Двигаем элеронами. Концы элеронов поднимаются к нам - это вверх и опускаются от нас - это вниз. точно так же и с стабилизатором. Точка отсчёта есть. Теперь вперёд. Изначально все поверхности должны стоять нейтрально ( ни вверх ни вниз). Пробуем полетать - тримируем самолет на 50-70% газа в горизонтальном полёте. Смотрим. Если пришлось значительно поднять руль стабилизатора вверх, то у нас либо очень передняя центровка, либо велик выкос двигателя вниз. Если модель очень дерганная и отклонение руля требуется чуть или не вниз - центровка явно задняя. Если на малом газу всё нормально, но на среднем и полном ярко выраженное движение вверх - выкос двигателя вниз мал.

Профиль крыла. Если профиль симметричный, то такое крыло создаёт подъёмную силу только на углах атаки отличных от нуля. У вашей модели профиль немного не симметричный ( скорей всего) и такое крыло уже работает и на нулевых углах. если мы опустим элероны вниз профиль станет ещё сильнее не симметричным -> и подъёмная сила ущё увеличится, но если мы их поднимим, то профиль станет ближе к симметричному( точнее он станет s-образным) и подъёмная сила упадёт !!

ADF

Чтобы найти сах, самолет не надо разбирать. Чтобы не вникать в геометрию, можно применить один из калькуляторов САХ, например вот.

Центровку, если решите менять, изменять постепенно, рни в коем случае не резким перемещением батареи.
Тем более, что судя по поведению модели в инверте, первее стоит проверить выкос мотора (увеличивать вниз) - как уже сказали выше.

ChD:

Насчёт симуляторов - сильно им верить нельзя !! В реале всё чуть сложнее и не только из-за нервов и адреналина.

Симулятору - верить как раз можно и нужно, но при этом иметь голову на плечах и понимать, что ни одна виртуальная модель из симулятора != вашей реальной. Тренируясь в симуляторе, обязательно чередовать разные по скорости и маневренности виртуальные модели и летать в разных погодных условиях.

А адреналин при реальных полетах - это все-таки положительный, а не отрицательный момент! Пройдет время, адреналин от полетов исчезнет и внезапно поймете, что без него летать не так интересно и даже скучно

ChD

Если ты в симе уже “асс из ассов” и у тебя уже всё получается, а уж в реале и подавно получится, то сильно верить этому нельзя !! Но если даже в симе ты не летишь, то в реале и подавно не получится ничего ! И на мой взгляд, сим открываешь как минимум 2 раза: 1 - нароботка начальных рефлексов для полета в реале. 2- шлифовка и отработка фигур и приёмом пилотирования.

ADF
ChD:

Если ты в симе … а уж в реале и подавно получится, то сильно верить этому нельзя!

Требую более развернутого обоснования своей мысли!

В любом симе, кроме ФМС, модели летят как реальные. Не такие, которые есть в твоем личном авиапарке, но так, как вполне могут летать некие реальные модели. Бывает корявая логика и механика повреждений самолета при ударах, но это не важно, так как с точки зрения обучения надо стремиться не стукать модель вообще.

ChD

А не знаю ни одного сима где можно с уверенностью сказать, что мат модель не сокращена в угоду производительности. И это правильно - нечего немыслимые конфигурации железа требовать! И модели летят относительно правдоподобно, если не знать некоторых тонкостей. А чтобы не быть голословным - а не видел задания “кривизны” геометрии модели. В жизни это очень часто осложняет пилотирование - последствия ремонта меняют характер модели.

ADF
ChD:

…сима где можно с уверенностью сказать, что мат модель не сокращена в угоду производительности.

А давайте вы не будете кидаться громкими заявлениями в той области, в которой не разбираетесь! Потому, что то, что вы сейчас сказали - может сказать только человек, который не разбирается в компьютерном моделировании и программировании. Вкратце: чтобы симулировать поведение модели с точностью, при которой человек не сможет обнаружить разницу с реальной моделью - достаточно вычислительной мощности персональных компьютеров 15-18 летней (!) давности.

Любые “неточности” и “неправдоподобности” современных симуляторов вызваны исключительно и только настройкой параметров виртуальных моделей. Потому, что их пока настраивают люди, а не само ЭВМ решает, какими параметрами должен обладать самолет с название экстра или кап. Даже с безупречной математикой счета физических процессов, точность симулирования упирается, в конечном итоге, в людей - а вовсе не в вычислительную мощность.

ChD

Один только вопрос “профи” : Cy у Вас функция скольких переменных ??

ADF

Мощности современных ЭВМ позволяют вообще в реальном времени модель “продувать” с применением сеточной модели. Делая 30-60 шагов в секунду - модель на экране лишь одна. Цэикс, цэигрек и прочие коэффициенты из мира упрощенных формул в таком случае вообще не используются.

ChD

А динамику управления тоже “дискретом” считаете ??? Тогда нет слов…

ADF

Если вы действительно разбираетесь в компьютерном моделировании - то должны себе прекрасно представлять, что реальные расчеты строятся на численных методах. Это одно из основных направлений построения вычислений на протяжении почти всей истории ЭВМ. Непрерывные процессы представляются последовательностью большого числа дискретных состояний, интегрирование заменяется суммированием. Подобрав достаточно маленький шаг вычислений, достигается любая требуемая точность.

Вообще, зачем я все это вам рассказываю?! Вы сами все это должны прекрасно знать, тем более если это (вдруг) ваша профессия или специальность.

Напоследок еще раз обращу внимание: мощность современных ЭВМ избыточна для симулирования поведения модели с такой точностью, чтобы человек не заметил разницу с реальной моделью. О причинах же “непохожести” симуляторов уже сказал.

CoolSpeeD

Все это очень интересно, но не все понятно. Могу объяснить причину, по которой у меня так быстро все начало получаться - дело не в симуляторе. Я очень много часов налетал в игре Ил-2 Штурмовик на различных истребителях. Там физика точно получше чем в симуляторе. И в штопор легко угодить, если угол атаки допустимый превысить и многое другое. Терминов не знаю, но в боях летал и поведение самолета более-менее понятно. Но я не асс. Просто не боюсь, но и самоуверенности нет, иначе здесь вопросов задавать не стал бы. Спасибо за информацию. Несколько полетов понаблюдаю, как себя будет вести. Может видео запишу. Почитаю статейки по настройке углов. Может и получится чего интересное.

Всем большущее спасибо! =)

ADF

ИЛ-2 симулирует реальные самолеты, и кстати было довольно много споров - симулирует ли он реальные самолеты ВМВ - ведь сравнить вживую (путем летания не реальных боевых самолетах той эпохи) некому 😃 Были заметки какого-то немецкого летчика деда, которому Ил-2 подсунули - у деда впечатления неоднозначные… 😒

А вот в симуляторах моделей все доступно для сравнения - ну, конечно, в пределах ограничений точно загнать все параметры реальной модели в параметры виртуальной. Срыв симулируется во всех симуляторах, кроме ФМС. Просто модели, особенно фан-флаи, срывает сильно по-другому, чем боевые самолеты времен ВОВ: профиля у моделей толще, тяговооруженность - лучше, совершенно другие рейнольдсы. Там, где реальный самолет сделал бы несколько витков - модель прекращает штопр почти мгновенно (самые въедливые конечно скажут, что все-таки не мгновенно - и будут правы) после бросания ручки. Это один из аспектов, где различие моделей и реальных самолетов достаточно существенно.

ChD

Последний ответ “профи”. Компьютерами занимаюсь с 1984 года. Прошу не путать Навье-Стокса и Рунге-Кутта. Только у второго с уменьшением шага “растёт” точность. Первый всегда точно считает. Если Всё так избыточно, то почему на авиатренажерах (тот же “эрбас”) стоят такие мощные компы ??? Причём не один !!!

ADF

Не буду врать - я не знаю, какие компьютеры стоят на тренажерах арбуза и какую они имеют вычислительную мощность. Но могу с уверенность сказать, что еще в начале 90-х западные компании и корпорации (в первую очередь наса и боинг) уже имели достаточную для создания симулятора реального самолета вычислительную мощность.

С точки зрения возможностей использования любой другой вычислительной мощности ограничений нет: раз вы с 84 года занимаетесь, то должны лучше меня знать, что задачи существуют, в обозримом будущем, под ЭВМ сколь угодно высокой мощности. Компьютер всегда есть и будет чем занять: банально симуляцию движения воздушных масс в куске пространства 10*10*10 км вокруг самолета - озадачат любой компьютер. Лет через 100 будут еще и рост травы на земле под самолетом симулировать с размножением виртуальных насекомых и бактерий заодно - к базовой симуляции непосредственно самолета это отношения не имеет.

А еще не надо забывать, что у крупных корпораций всегда есть потребность в освоении крупных сумм денег: они нуждаются в покупке дорогих и технологичных игрушек, а производители дорогих и технологичных игрушек нуждаются в рынке сбыта - давно устоявшийся симбиоз.

CoolSpeeD

на авиатренажерах не 2 и не 8 параметров можно регулировать, а десятки, если не сотни сочетаний в разных положениях, не считая погодных условий и кучи полных автоматов или полуавтоматических устройств с обратной связью. И это все нужно учитывать и обсчитывать. У нас же большинство подобных вещей либо применяется очень приближенно, либо вообще исключается из мат. расчетов полета.

Именно поэтому ищу сходство с авиасимуляторами. Физика аэродинамики с учетом ветровых нагрузок там, кажется поточнее будет.

По поводу симбиоза и дороговизны компьютеров. Простой пример. Берем игровую приставку типа Х-бокс. Какое железо там? Да вообще минимум. И тем не менее игры там просто летают. Берем комп в 4-5 раз мощнее, да еще с 2-мя видюхами…что-то не то все равно =) Хотя ресурсов получается у компа в итоге в сотни раз выше чем у приставки.

Присмотрелся к креплению мотора - выкос есть - вправо и вниз. Изучаю дальше…

ADF
CoolSpeeD:

…Берем игровую приставку типа Х-бокс. Какое железо там? Да вообще минимум. И тем не менее игры там просто летают. Берем комп в 4-5 раз мощнее…

Выводы неверные!

При разработке игр для приставок - разработчики точат игру под одну единственную конфигурацию систему (со 100% известной вычислительной мощностью и типом железа) - и всегда точат её до достижения приемлемого ФПС. Допускать просадки кадров в секунду на консолях - недопустимо; также, как и допускать глюки.
Игры для ПК разрабатывают иначе, там выходной контроль менее строгий, а системные требования могут ориентироваться на самые разные системы.
Но если внезапно взять игру, которая одновременно выходит на всех платформах - но на ПК она всегда идет либо быстрее (выше разрешение и ФПС), либо выглядит более красиво, чем на приставке. Примеры, что на ум приходят: rage, MW3, battlefield-3.

Проверь угол установки стабилизатора относительно крыла. Выкос мотора тоже относительно крыла, не фюзеляжа, попытайся оценить.

CoolSpeeD

Вот тут не соглашусь. Не могу привести конкретных примеров игр, ибо давно это быо и не помню. ПОмню что когда выходили игры под 360 Хбокс на одноядреном компе того же времени игра уже не хотела идти, либо шла не на пределе графики. У приставки 128-256 Мб ОЗУ, у Компа требуют сразу 512 или Гиг.

Согласен в другом - игра затачивалась под то железо, и была просто перекомпилирована под другую ОС, что не могло не сказаться на ее производительности, ибо некоторые одинарные инструкции приходится заменять целым набором известных новой ОС, а это и “съедает” процессорное время.

Хвостовой стабилизатор почему то наклонен влево относительно несущего крыла, если смотреть сзади. Без компенсации триммерами элеронов ведет влево. Либо фюз был отлит криво, либо хвост приклеили криво. ВОт тут что-то отрывать пока стремно. Опыта самолетастроения нету, очкую испортить, да и клей по пенопласту еще не прилетел.

Обнаружил причину прекращения полета - отвалился “минус” у двигателя. Вытащил перепаял, собрал. Выкос двигателя стал выглядеть более явно. Если смотреть спереди на морду - влево-вниз. Если сзади - вправо-вниз. Насколько большими углы выкоса должны быть?

ADF

Насчет ситуации с играми на консолях и ПК - это не мое мнение. Это широко доступная информация из статей в сети, где эта конкретная ситуация объясняется раз за разом! 😃 Никакой магии тут нет, чистая совесть разработчиков + желание оптимизировать или НЕ оптимизировать код.

Кстати очень похожая ситуация с играми для iOs. После порта на андроид на девайсах с аналогичной (айфону или айпаду) производительностью игра зачастую тормозит - потому, что её сажают либо на яву, либо на какой-нибудь адоб-эйр, чтобы слишком не париться с перепиской кода. При порте с консоли на ПК - игра нередко сажается на эмулятор (даже если выглядит как нормальный экзешник - эмулятор может быть просто вшит) - откуда имеем 100500% потерю быстродействия.

Насколько большими углы выкоса должны быть?

Зависит от многих факторов: от параметров винта, профиля крыла, смешения оси вала двигателя относительно плоскости крыла. На некоторых очень мелких полу-игрушечных самолетах вообще под 45 градусов вниз винт оттопырен…