Помогите спроектировать ЛК

xmlns

Добрый вечер!
Давно хотел построить ЛК, но моих текущих знаний не хватает для этого, посему обращаюсь к вам. Есть некоторые мысли, подкорректируйте их, пожалуйста, если они неверны.
Крыло хочу сделать для полетов по камере. Почитал форум, посмотрел чертежи и мнения - получается, что размах крыла у такого ЛК находится в диапазоне от 1800 до 2000мм (примерно). Нормально, если взять за основу два метра?
Также, согласно чертежам настоящих самолетов (например B2, Хортон и т.д.) и тех, что делает народ тут на форуме, предполагаю сделать крыло с углом стреловидности в 30град. Корневая хорда - 38см, концевая хорда - 25 см (похожие значения находил на rcgroups) - их соотношение = 1.52. Хм, взлет с твердой поверхности, т.е. нужны будут шасси, тогда нужно делать “фюзеляж”. Думаю, 20см шириной будет достаточно (шасси+аппаратура RC+камера и другая бортовая электроника).
Народ, как я понимаю, на концы крыла крепит шайбы для устойчивости. При таких размерах они нужны?
И еще вопрос: для стабильности полета нужна V-образность крыла. Подскажите, на сколько градусов следует отклонить консоль крыла от горизонтали? (хотя у B2 ее вроде нет…)

А в качестве профиля крыла использую ЦАГИ12.

С уважением, Андрей.

ADF
xmlns:

… по камере. Почитал форум, посмотрел чертежи и мнения - получается, что размах крыла у такого ЛК находится в диапазоне от 1800 до 2000мм (примерно).

Даже боюсь спросить, вы точно на этом форуме эти данные прочли?!

Большинство ЛК имеют размах около 1 метра. Если надо возить только камеру и видеолинг, ну максимум еще OSD простой, то вес полезного груза выходит грамм 50-70, такое с уверенностью утащит даже свифт или другая шмакодявка размахом в районе 800мм.

Размах очень сильно зависит не только от массы полезного груза, но и задач. Кому низко и близко, кому далеко и высоко, а кому вообще зеркалку весом в полтора кило таскать.
Силовая установка также будет существенно разной - по мощности И цене. С ростом линейных размеров требуемая мощность растет в квадрате. На 2х метровое ЛК надо силовую в 4 раза более дорогую, чем на метровое, и само 2х метровое крыло будет уже далеко не пенопластовым: там уже и дерево, и композиты без стеснения совести.

xmlns:

…Нормально, если взять за основу два метра?

Еще раз: это вы сами должны решить: для чего вам и куда. За вас вам никто не сможет сказать, что вам нужно именно такое. С камерой на борту летают очень разные самолеты - кто во что гораздо, кому что по душе и т.д.

xmlns:

Также, согласно чертежам настоящих самолетов (например B2, Хортон и т.д.)

Забудьте про реальные самолеты, если вы делаете не копию! В авиамодельных размерах и для авиамодельных целей очертания эффективных и практичных ЛК сильно отличаются от большой авиации.

xmlns:

с углом стреловидности в 30град.

Это повышает устойчивость по тангажу.

xmlns:

Корневая хорда - 38см, концевая хорда - 25 см

Не догма - можно сделать хоть одинаковыми, хоть вообще концы “в нуль” согнать. Это, конечно, определенным образом влияет на ЛТХ, но вам надо сначала определиться, что же вы хотите получить.

xmlns:

взлет с твердой поверхности, т.е. нужны будут шасси, тогда нужно делать “фюзеляж”

Одно из самых существенных достоинств ЛК в моделизме - возможность НЕ ДЕЛАТЬ фюзеляж. Фюзеляж - очень трудоемкий и гиморный элемент, в ЛК-же все можно утрамбовать в полости центроплана и консоли. Это существенно упрощает постройку и эксплуатацию.

Хотите с фюзеляжем и с шасси - так может классику делать? Будет ничуть не сложнее, чем ЛК с фюзеляжем, а летать будет лучше.

xmlns:

шайбы для устойчивости. При таких размерах они нужны?

Нужность килей зависит не от размеров, а от распределения площади боковой проекции относительно ЦТ, для получения курсовой устойчивости.

xmlns:

И еще вопрос: для стабильности полета нужна V-образность крыла.

Во-первых все-же не стабильность, а небольшая собственная устойчивость по крену. И на ФПВ она совершенно точно не поможет.

xmlns:

ЦАГИ12.

В вашем случае, профиль - дело абсолютно десятое.

Вам бы для начала определиться: вы делаете учебную модель или носитель для ФПВ? Без опыта в моделизме, сразу замахиваетесь на 2 метра и полеты с камерой на борту? Это лишь со стороны кажется - “вот поставлю камеру и не надо модели уметь пилотировать, буду рулить как настоящим самолетом в MSFS”. Практика показывает, что это не так.

xmlns
ADF:

Даже боюсь спросить, вы точно на этом форуме эти данные прочли?!

На глаза где-то попадалось. Тут даже есть тема про крыло в 2 метра=) Хм, тем более (опять же по словам форумчан) летать на большой модели проще.

ADF:

Силовая установка также будет существенно разной - по мощности И цене. С ростом линейных размеров требуемая мощность растет в квадрате. На 2х метровое ЛК надо силовую в 4 раза более дорогую, чем на метровое, и само 2х метровое крыло будет уже далеко не пенопластовым: там уже и дерево, и композиты без стеснения совести.

Не вопрос, я не капиталист, чтобы деньги считать. Если делать - то по совести.

ADF:

Одно из самых существенных достоинств ЛК в моделизме - возможность НЕ ДЕЛАТЬ фюзеляж. Фюзеляж - очень трудоемкий и гиморный элемент, в ЛК-же все можно утрамбовать в полости центроплана и консоли. Это существенно упрощает постройку и эксплуатацию.

Имел ввиду центроплан.

ADF:

Вам бы для начала определиться: вы делаете учебную модель или носитель для ФПВ? Без опыта в моделизме, сразу замахиваетесь на 2 метра и полеты с камерой на борту?

Опыт есть, но по правде, небольшой. Делаю не учебную, а для спокойных полетов без выкрутасов и запредельных скоростей. Камера нужна, чтобы залетать на большие расстояния.

ADF

2х метровая модель может и проще в некоторых аспектах, но совершенно не ремонтопригодна. ЛК для обучения - размахом не более ~1200мм. ФПВ можно прикрутить позже на практически что угодно, в том числе и на это первое крыло.

Камера нужна, чтобы залетать на большие расстояния.

ФПВ - это не просто камера. Это целый ворох запчастей, которые обеспечивают достаточно дальнобойный видеолинк + система ориентирования, хоть простейшее OSD с указателем на точку старта. Без опыта - совершенно запросто потеряетесь в воздухе и не сможете вернуть модель: по камере видно все и одновременно ничего конкретного, с высоты 100 метров машины становятся цветными точками, 200 и более метров - можно вообще место запуска не увидеть без очень крупных ориентиров.

xmlns

Ценю вашу заботу, но… вернемся к самому ЛК. Хотелось бы знать ваше (и других опытных форумчан) мнение по поводу параметров ЛК:
Размах крыла - до 2х метров (или меньше).
Стреловидность - 30 градусов.
Корневая хода - 38 см.
Концевая хорда - 25 см.
Центропран - примерно 20см шириной (опять же - вы все здесь спецы, поэтому знаете лучше, сколько будет лучше, чтобы все уместилось).
V-образность = ?
Геометрическая крутка - концы крыла направлены вниз =? (в книгах предлагают до -5град).
Профиль крыла - ЦАГИ12.

ADF

Крутка отрицательная до минус 3 градусов. Т.е. задняя часть профиля на законцовках - приподнята относительно морды.
Профиль - хоть кларк-y, разницу в полете обнаружить не сможете, не тот уровень погружения. Влияние разных профилей только проетые планеристы обнаруживают, и то нередко на уровне “кажется-показалось”.
На всех остальных моделях как-либо влияет на ЛТХ лишь толщина профиля - определяет лобовое сопротивление и поведение модели при срыве.
V-образность - дело вкуса. Но принципиального значения в ней нет, модель все равно надо будет ориентировать и держать по крену врукопашную.

В остальном: начертите эскиз, соблюдая пропорции, и смотрите, что получается.

Lazy
ADF:

Профиль - хоть кларк-y, разницу в полете обнаружить не сможете

Да да…Много на форуме гениев и специалистов.
На бесхвостки ставиться и профиль для бесхвосток, а не “задрать элевоны”.

ADF

Там среловидность такая, что хоть “пластинчатый” профиль делай, хоть даже впуклый - разницу в несущих свойствах и устойчивости без сравнения бок о бок заметить будет сложно. Тем более, что все упрется в конкретное исполнение аппарата - чтобы тот был прежде всего достаточно ровным и достаточно жестким.

GSL
ADF:

V-образность - дело вкуса.

V-образность вопрос поперечной устойчивости. Для стреловидного крыла не нужна и даже вредна. Стреловидное крыло само по себе имеет устойчивость по крену. Иногда даже лишнюю и ее понижают отрицательным V. Смотрите Ту-104 - 154, МиГ-15 и так далее. Ну и чертежи хорошо летающих моделей.

ADF

Про устойчивость при новичках вообще лучше не говорить, по моему опыту. Потому, что начинающие почему-то думают, что самолет с поперечной-продольной-курсовой устойчивостью летит сам, а это далеко не так.
Ну в штиль он конечно будет планировать по прямой, но полеты в любой реальной атмосфере - это всегда активное пилотирование, удерживание аппарата по осям вручную. Поэтому и говорю, что v-образность ничего не решает.

xmlns

Ну не нужна, значит не нужна, меньше хлопот будет. По поводу геом. крутки - обычно с какого места крыла начинают крутить? Вдоль всего крыла непрерывно или, может быть, в скольких-то сантиметров от конца?

Резак

зачем проектировать - бери вжыка и увеличивай
делал такое, 2м отлично летает и тянет груз приличный

boroda_de
xmlns:

обычно с какого места крыла начинают крутить?

Если не для спортивных результатов, то можно равномерно по размаху (технологичнее в таком размахе) или от середины консоли, если охота повозиться.
Хорошо летающее крыло есть тут sperrmuellflieger.de/EPP/Keule.htm и его можно легко до 2-х метров отмасштабировать. В варианте ~1,2м уже летает неплохо и на форуме несколько пилотов есть, кто его делал

xmlns
Резак:

зачем проектировать - бери вжыка и увеличивай делал такое, 2м отлично летает и тянет груз приличный

Я хотел свой сделать. Не люблю копировать чужое)

boroda_de:

Если не для спортивных результатов, то можно равномерно по размаху (технологичнее в таком размахе) или от середины консоли, если охота повозиться. Хорошо летающее крыло есть тут sperrmuellflieger.de/EPP/Keule.htm и его можно легко до 2-х метров отмасштабировать. В варианте ~1,2м уже летает неплохо и на форуме несколько пилотов есть, кто его делал

Спасибо! Да, похоже на то, что хотелось сделать. Ну и здоровый же он!)

Заметил, что у большинства моделей элевоны выносные, т.е. приделываются отдельно к крылу. А почему не делают их как продолжение крыла, т.е. из крыла не вырезают заднюю кромку и из нее делать элевон? Лень возится с этим? Так ведь и смотрится лучше, как у настоящих самолетов, и кабанчики можно внутри спрятать.

boroda_de
xmlns:

Лень возится

Резаные из пены элевоны будут мягковаты, хотя и такие тоже делают. Проще взять пластину или готовый бальзовый сегмент треугольного сечения.

xmlns

Спасибо) Ширина элевона обязательно должна меняться? (так, например, тут на чертеже - конец = 60, возле корня = 65). Есть какие-нибудь преимущества перед элевоном постоянной ширины?

EXPERIMENTATOR1970

Надо Вам с теорией ознакомиться.Расширяющиеся к конц.хорде элевоны увеличивают крутку крыла.

UA3XDS
ADF:

всегда активное пилотирование

Не всегда. Я новичек. Так и не смог взлететь (запустить) с крылом пока два копеечных гироскопа не поставил. Так и “летаю”.
Вопрос: имею две половинки по 60 СМ от Хакер. Для большей стабильности (и по крену, и по тангажу) хочу раздвинуть их еще 20 - 30 СМ. Цель летать стабильно и главное точно. Очень низко, медленно и близко. В условиях малой площади. Ну, там лесная дорога, столбы, ангары, мосты и прочее. Материал - ЕРР. Что такое флатер знаю. Метровое крыло выполняет эти задачи успешно, но уж очень юркое, видео резковато. Есть смысл размах увеличивать, или копать еще где-то?! Про крутку и профиль вообще не говорим, планируются скорости, где можно будет летать на потолочной плитке без ее переделки, если не считать элевонов.

xmlns
EXPERIMENTATOR1970:

Надо Вам с теорией ознакомиться.Расширяющиеся к конц.хорде элевоны увеличивают крутку крыла.

Благодарю.
Надо, где ее взять-то? По аэродинамике библиотека есть, а по летающим крыльям только две книги, да и то, популярные. Хотелось бы математики, так нагляднее.

boroda_de
UA3XDS:

видео резковато

Моё крыло резковато по тангажу а по крену вполне себе спокойное. Увеличивать стреловидность должно помочь по тангажу, т.к. без электроники ничего другого на крыле не сделать.

ADF
boroda_de:

резковато по тангажу а по крену вполне себе спокойное. Увеличивать стреловидность должно…

Проще центровку чуть-чуть вперед двинуть и расходы по тангажу зажать. В воздушном бою сплошь летают крылья вообще без стреловидности, просто точность выставления центровки становится значительно более критичной и расходы по тангажу уменьшают до минимума.

boroda_de
ADF:

В воздушном бою

Воздушный бой и камера вещи диаметрально противоположные, не находите?