Помогите с центровкой, пожалуйста...
Уважаемые Гуру, принимайте новичка!
Есть: Опыт кордовых моделей с ДВС “хорошо так в прошлом веке” - и коробочный ParkFun Scout, подаренный взрослыми детьми мне на ДР… ибо слышали они про давнее увлечение.
Как человек основательный, до начала попыток летать - форум проштудировал, скотч на кромках применил, про важность центровки впитал, и… застрял.
Китайцы в мануале рекомендуют ЦТ в 50 мм от передней кромки, “регулируйте положением аккумулятора”, но хоть убейся, не получается!
Акк от края до края - ЦТ меняется от 65 до 70 мм… самолет вывешен на двух штырьках, так что все точно.
Единственная возможность “встать” на желанные 50 мм - грузики на самый нос, тотал 60 граммов (на фото видны, сорри за жуткое качество, фотоаппарат будет только к ночи, снимал мобильником).
И чего делать? В пятницу отгул, за городом, летать хочется, но убить самолет с первой же попытки - страшно!
Оставить 65 мм? Вроде слишком большое отклонение ЦТ…
Добавить эти 60 граммов лишнего веса? А он вообще полетит?
Или выбрать что-то промежуточное?
Спасибо заранее!
В крайнем случае можно и груз: из двух зол лучше с перегрузом лететь, чем с неправильным ЦТ.
А пока, поскольку время все-таки есть, можно морду нарастить, выдвинув мотор более вперед и отыграв место для того, чтобы батарею вслед за ним подвинуть.
Нарастить морду можно тупо резанув по пенопласту поперек и вклеив в разрез проставку из пенопласта постоянной толщины: даже выкос не изменится.
вклеив в разрез проставку из пенопласта постоянной толщины.
Спасибо за ответ!
Проверил, какая проставка нужна… аккумулятор должен стоять на месте двигателя, чтобы ЦТ 50 мм получился… и все вместе должно “переехать” сантиметров на шесть-семь (фото)…
Получится такая длинномордая акула…
Самолет-то серийный, аккумулятор с его 105 граммами веса - родной, как же на нем вообще народ летает, в том же Китае, если без лобзика и ухищрений ЦТ не выставить?
Мистика какая-то 😦
UPD. На штатное место отлично входят два родных акка по 1350! И центровка при этом идеальна… эххх… можно как-то запараллелить два аккумулятора? Диодная развязка, я так понимаю, при таких токах неприменима?
центровку все-же сами, независимо от китаейцев, рассчитайте и посмотрите, где должна быть. Считать для 33% от САХ.
можно как-то запараллелить два аккумулятора? Диодная развязка, я так понимаю, при таких токах неприменима?
никаких диодов не нужно, просто переходник для соединения в параллель. А рекомендованную центровку лучше перепроверить, как уже подсказали. И можно даже немного меньше 33% от хорды крыла.
И можно даже немного меньше 33% от хорды крыла
Согласен, это же не 3D и не пилотажка, с непрывычки можно и в штопор сорваться. Так что лучше на первый полет от 25 до 28% САХ. Я так всегда выставляю на облет даже на 3D-ных самолетах.
Давайте только опыть не начинать!
33-35% - это нормальная САМОЛЕТНАЯ центровка, от обычного нормального самолета, не от 3Д пилотажки.
25% - это центровка кирпича. На посадке при сбросе газа будет на скорости впиливаться в полосу, если ручкой изо всех сил не держать, а при даче полного газа - будет морду вверх драть.
2Ranger_moscow Андрей,вы же в Москве! Полно мест,где летают ребята,почти в каждом районе.Подскочите с самиком.Опытные ребята взлетят с любой центровкой,пощупают и настроят.Подскажут что-то.
P.S. Кстати, тупо в поиске,сразу выдаёт по вашему саму ТЕМУ
33-35% - это нормальная САМОЛЕТНАЯ центровка, от обычного нормального самолета
Это смотря, что “нормальным самолётом” считать! Пайпер, например, при 25-27% - ИДЕАЛЬНЫЙ тренер…
Давайте только опыть не начинать!
Александр, я уважаю ваш практический опыт и не собираюсь вступать с вами в спор по теории, просто рекомендую почитать литературу по аэродинамике и динамике полета самолета, благо сейчас этого добра полно в интернете, если вы конечно вели речь о центровке от САХ.
я бы поставил АКБ более емкий и летал с небольшим перегрузом. Мне например по FPV больше нравится перегруз, чем болтанка, и ничего, до 70г/дм доводил модельки и они даже летали. Только надо с пуском потрудиться и сажать на травку поровнее (скорость ~50-55км/ч)
И пофиг, что летали как тут модно говорить “кирпичем”.
По мне, “кирпич” лучше тушки, которую ветром 5-7м/с уносит за 3 сек из зоны уверенного пилотирования.
По мне, “кирпич” лучше тушки, которую ветром 5-7м/с уносит за 3 сек из зоны уверенного пилотирования.
Не в тему…сижу,потягиваю вискарик…скучно.Так вот мне мой самик(не буду называть) загруженный нравиться больше,чем в “своём весе”.Летит уверенно,куда послали:)
P.S. Кстати, тупо в поиске,сразу выдаёт по вашему саму ТЕМУ
Ай, спасибо за линк, чуть бы его раньше 😃 Но читаю с удовольствием…
И на тусовку точно соберусь!
Итак, шило метровой длины в… таки жить спокойно не дало, выехал за город к друзьям сегодня… С утра сделал провод питания для пульта от прикуривателя машины, по центровке - решил повесить промежуточный вариант в 45 граммов, по хорде получается (вроде как, сорри, чайник) 32%…
Эххх… знал бы, сделал “центровку кирпича” 😃
Ветра почти нет, старт с рук (не моих), самолетик шустро, причем неожиданно очень шустро, попер вверх-вперед… и дальше было почти две минуты полета (друзья засекали) и полные штаны адреналина… ибо самолет порулил мною всласть… 😃
Т.е. держать на высоте мне его удавалось, даже судорожными петлями, но вот вернуть к себе назад -нет 😦 При попытке его развернуть “блином”, т.е. только рулем направления, он сваливается на крыло тут же, приходится элеронами выправлять, а пока выправляешь - он еще дальше от тебя… и шустро так уходит… а то, что тягу можно сбросить, у меня из головы вылетело напрочь 😃 Да и нормальный разворот, с креном и поворотом РВ - не для меня пока явно.
ну и кончилось все закономерно… метрах в 150 от меня он на полном ходу вошел в крышу садового дома… смачно так вошел, хрустко…
Хорошо, что домик еще строится, но рабочие-молдаване получили массу эмоций…
Итог: винт с коком и куском вала так и не нашли, капот сняли с крыши, нос в обломках… но начиная от моторамы и дальше - все цело, акк и регулятор живы.
Раму приклеил, запасной мотор привернул, обломки пенопласта склеил, для надежности проклеил снаружи длинными полосками однослойного текстолита 10-мм ширины, прямо от кабины до носа. Весьма прочная конструкция… и легкая. Сохнет лежит…
Завтра доделаю “красоту” на носу, выставлю “кирпичную” центровку, все рули на минимум хода (как-то пока инстинктивно все ручки рвал по максимуму, отсюда и петли-бочки, спонтааанные 😃 ), съезжу на всякий случай еще за одним мотором - и в пятницу ЛЕТАТЬ!!! 😃
ЗЫ. Спасибо всем за советы.
ЗЗЫ. Эх, надо было видео сделать… но на второй полет точно будет.
в интернете, если вы конечно вели речь о центровке от САХ.
А разьве центровку принято отмерять как-то иначе, чем от САХ?..
В теорию меня тыкать не надо 😃 Теорию полета самолета знаю и принципы устойчивости по тангажу (в обсуждаемом случае). Но если гнать ЦТ настолько вперед, то при малой площади стабилизатора может расходов рулей нехватать банально, как у уже упомянутых не к ночи Пайперах. Сбросил газ - и он пилит в полосу по крутой глиссаде, несмотря заламываемую об коленку на себя ручку - такое реально бывает.
UPD. На штатное место отлично входят два родных акка по 1350! И центровка при этом идеальна… эххх… можно как-то запараллелить два аккумулятора?
На точно таком же точно так и поступил, запаралелил акумы через Y кабель…
PS элероны у него ооочень маленькие, после того как перерезал на побольше сразу перестал разбивать его, до этого небыло ниодной удачной посадки
Завтра доделаю “красоту” на носу, выставлю “кирпичную” центровку, все рули на минимум хода (как-то пока инстинктивно все ручки рвал по максимуму, отсюда и петли-бочки, спонтааанные :
Так дело не пойдет.Не надо никакой “кирпичной”, “железобетонной” пр. центровки. Выставьте 28-29% САХ. Углы отклонение рулей (элероны 15 градусов- руль высоты 20 градусов(хотя надо 15, но у Вашего самолета маленькая площадь РВ)- руль направления - 25 градусов. Естественно в обе стороны.
Очень желательно проверить летные характеристики просто пуская самолет с рук с выключенным мотором(аккумуляторы естественно должны стоять в самолете). Т.е. отстроить самолет на планировании. А уж потом в небо с мотором.
Выставьте 28-29% САХ. Углы отклонение рулей (элероны 15 градусов- руль высоты 20 градусов(хотя надо 15, но у Вашего самолета маленькая площадь РВ)- руль направления - 25 градусов
Вот за это спасибо, серьезно… нет ничего лучше в начале, чем точные цифровые рекомендации. Потому что знаешь что делать, как делать - и не цепенеешь тупо перед загадочной фразой “двойной расход лучше не ставить”
И у меня вопрос по поводу САХ, сорри если дилетантский. Крыло - практически прямоугольник, т.е. ширина одинакова по всей длине и, естественно, точно измерима. Можно в этом случае прямоугольного крыла считать САХ именно по ширине крыла и, соответственно, отсчитывать %?
Но ведь она именно С А Х, т.е. аэродинамическая хорда… а крыло снизу плоское, сверху выпуклое… это надо учитывать и как-то корректировать отсчет?
Спасибо за советы заранее!
На точно таком же точно так и поступил, запаралелил акумы через Y кабель…
Осталось понять что за зверь 😃 Если просто прямое соединение в параллель - то сам спаяю, руки растут правильно… Пошел искать на форуме.
Можно в этом случае прямоугольного крыла считать САХ именно по ширине крыла и, соответственно, отсчитывать %?
Да.
Если просто прямое соединение в параллель - то сам спаяю
проще не бывает - +к+ -к- и все.