Помогите с центровкой, пожалуйста...

wihrlwind
ADF:

Давайте только опыть не начинать!

Александр, я уважаю ваш практический опыт и не собираюсь вступать с вами в спор по теории, просто рекомендую почитать литературу по аэродинамике и динамике полета самолета, благо сейчас этого добра полно в интернете, если вы конечно вели речь о центровке от САХ.

yaten

я бы поставил АКБ более емкий и летал с небольшим перегрузом. Мне например по FPV больше нравится перегруз, чем болтанка, и ничего, до 70г/дм доводил модельки и они даже летали. Только надо с пуском потрудиться и сажать на травку поровнее (скорость ~50-55км/ч)

И пофиг, что летали как тут модно говорить “кирпичем”.
По мне, “кирпич” лучше тушки, которую ветром 5-7м/с уносит за 3 сек из зоны уверенного пилотирования.

GRIFBULL
yaten:

По мне, “кирпич” лучше тушки, которую ветром 5-7м/с уносит за 3 сек из зоны уверенного пилотирования.

Не в тему…сижу,потягиваю вискарик…скучно.Так вот мне мой самик(не буду называть) загруженный нравиться больше,чем в “своём весе”.Летит уверенно,куда послали:)

Ranger_moscow
GRIFBULL:

P.S. Кстати, тупо в поиске,сразу выдаёт по вашему саму ТЕМУ

Ай, спасибо за линк, чуть бы его раньше 😃 Но читаю с удовольствием…
И на тусовку точно соберусь!

Итак, шило метровой длины в… таки жить спокойно не дало, выехал за город к друзьям сегодня… С утра сделал провод питания для пульта от прикуривателя машины, по центровке - решил повесить промежуточный вариант в 45 граммов, по хорде получается (вроде как, сорри, чайник) 32%…
Эххх… знал бы, сделал “центровку кирпича” 😃

Ветра почти нет, старт с рук (не моих), самолетик шустро, причем неожиданно очень шустро, попер вверх-вперед… и дальше было почти две минуты полета (друзья засекали) и полные штаны адреналина… ибо самолет порулил мною всласть… 😃

Т.е. держать на высоте мне его удавалось, даже судорожными петлями, но вот вернуть к себе назад -нет 😦 При попытке его развернуть “блином”, т.е. только рулем направления, он сваливается на крыло тут же, приходится элеронами выправлять, а пока выправляешь - он еще дальше от тебя… и шустро так уходит… а то, что тягу можно сбросить, у меня из головы вылетело напрочь 😃 Да и нормальный разворот, с креном и поворотом РВ - не для меня пока явно.
ну и кончилось все закономерно… метрах в 150 от меня он на полном ходу вошел в крышу садового дома… смачно так вошел, хрустко…
Хорошо, что домик еще строится, но рабочие-молдаване получили массу эмоций…

Итог: винт с коком и куском вала так и не нашли, капот сняли с крыши, нос в обломках… но начиная от моторамы и дальше - все цело, акк и регулятор живы.
Раму приклеил, запасной мотор привернул, обломки пенопласта склеил, для надежности проклеил снаружи длинными полосками однослойного текстолита 10-мм ширины, прямо от кабины до носа. Весьма прочная конструкция… и легкая. Сохнет лежит…

Завтра доделаю “красоту” на носу, выставлю “кирпичную” центровку, все рули на минимум хода (как-то пока инстинктивно все ручки рвал по максимуму, отсюда и петли-бочки, спонтааанные 😃 ), съезжу на всякий случай еще за одним мотором - и в пятницу ЛЕТАТЬ!!! 😃

ЗЫ. Спасибо всем за советы.
ЗЗЫ. Эх, надо было видео сделать… но на второй полет точно будет.

ADF
wihrlwind:

в интернете, если вы конечно вели речь о центровке от САХ.

А разьве центровку принято отмерять как-то иначе, чем от САХ?..

В теорию меня тыкать не надо 😃 Теорию полета самолета знаю и принципы устойчивости по тангажу (в обсуждаемом случае). Но если гнать ЦТ настолько вперед, то при малой площади стабилизатора может расходов рулей нехватать банально, как у уже упомянутых не к ночи Пайперах. Сбросил газ - и он пилит в полосу по крутой глиссаде, несмотря заламываемую об коленку на себя ручку - такое реально бывает.

Vasya_ISP
Ranger_moscow:

UPD. На штатное место отлично входят два родных акка по 1350! И центровка при этом идеальна… эххх… можно как-то запараллелить два аккумулятора?

На точно таком же точно так и поступил, запаралелил акумы через Y кабель…

PS элероны у него ооочень маленькие, после того как перерезал на побольше сразу перестал разбивать его, до этого небыло ниодной удачной посадки

Wladimir_Th
Ranger_moscow:

Завтра доделаю “красоту” на носу, выставлю “кирпичную” центровку, все рули на минимум хода (как-то пока инстинктивно все ручки рвал по максимуму, отсюда и петли-бочки, спонтааанные :

Так дело не пойдет.Не надо никакой “кирпичной”, “железобетонной” пр. центровки. Выставьте 28-29% САХ. Углы отклонение рулей (элероны 15 градусов- руль высоты 20 градусов(хотя надо 15, но у Вашего самолета маленькая площадь РВ)- руль направления - 25 градусов. Естественно в обе стороны.
Очень желательно проверить летные характеристики просто пуская самолет с рук с выключенным мотором(аккумуляторы естественно должны стоять в самолете). Т.е. отстроить самолет на планировании. А уж потом в небо с мотором.

Ranger_moscow
Wladimir_Th:

Выставьте 28-29% САХ. Углы отклонение рулей (элероны 15 градусов- руль высоты 20 градусов(хотя надо 15, но у Вашего самолета маленькая площадь РВ)- руль направления - 25 градусов

Вот за это спасибо, серьезно… нет ничего лучше в начале, чем точные цифровые рекомендации. Потому что знаешь что делать, как делать - и не цепенеешь тупо перед загадочной фразой “двойной расход лучше не ставить”

И у меня вопрос по поводу САХ, сорри если дилетантский. Крыло - практически прямоугольник, т.е. ширина одинакова по всей длине и, естественно, точно измерима. Можно в этом случае прямоугольного крыла считать САХ именно по ширине крыла и, соответственно, отсчитывать %?
Но ведь она именно С А Х, т.е. аэродинамическая хорда… а крыло снизу плоское, сверху выпуклое… это надо учитывать и как-то корректировать отсчет?

Спасибо за советы заранее!

Vasya_ISP:

На точно таком же точно так и поступил, запаралелил акумы через Y кабель…

Осталось понять что за зверь 😃 Если просто прямое соединение в параллель - то сам спаяю, руки растут правильно… Пошел искать на форуме.

Wladimir_Th
Ranger_moscow:

Можно в этом случае прямоугольного крыла считать САХ именно по ширине крыла и, соответственно, отсчитывать %?

Да.

Komandante
Ranger_moscow:

Если просто прямое соединение в параллель - то сам спаяю

проще не бывает - +к+ -к- и все.

Ranger_moscow
Komandante:

проще не бывает - +к+ -к- и все.

Плавно уравнял два акка через ограничивающий резистор и после этого соединил напрямую в параллель.
Все работает!

Komandante

Если емкость (по пачпорту) одинаковая, то

Ranger_moscow:

ограничивающий резистор

это лишнее.

MaestroEv
Ranger_moscow:

Уважаемые Гуру, принимайте новичка!
Есть: Опыт кордовых моделей с ДВС “хорошо так в прошлом веке” - и коробочный ParkFun Scout, подаренный взрослыми детьми мне на ДР… ибо слышали они про давнее увлечение.

Как человек основательный, до начала попыток летать - форум проштудировал, скотч на кромках применил, про важность центровки впитал, и… застрял.

Китайцы в мануале рекомендуют ЦТ в 50 мм от передней кромки, “регулируйте положением аккумулятора”, но хоть убейся, не получается!
Акк от края до края - ЦТ меняется от 65 до 70 мм… самолет вывешен на двух штырьках, так что все точно.
Единственная возможность “встать” на желанные 50 мм - грузики на самый нос, тотал 60 граммов (на фото видны, сорри за жуткое качество, фотоаппарат будет только к ночи, снимал мобильником).

И чего делать? В пятницу отгул, за городом, летать хочется, но убить самолет с первой же попытки - страшно!

Оставить 65 мм? Вроде слишком большое отклонение ЦТ…
Добавить эти 60 граммов лишнего веса? А он вообще полетит?
Или выбрать что-то промежуточное?

Спасибо заранее!

Центровка должна быть в середине крыла… Это позволит управлять самолетом всяко. Ибо точка давления всяко будет сзади, потому что есть ГО, оно оттягивает точку давления назад, тем самым стабилизируя самолет. На симуляторе нуна налетаться и в бой.

Skyhawk
MaestroEv:

Ибо точка давления всяко будет сзади, потому что есть ГО, оно оттягивает точку давления назад, тем самым стабилизируя самолет.

Пытался осмыслить написанное - не получилось…

MaestroEv:

Центровка должна быть в середине крыла…

Это Вы, про КАКОЙ самолёт?

MaestroEv
Skyhawk:

Пытался осмыслить написанное - не получилось…
Это Вы, про КАКОЙ самолёт?

Про любой у которого ГО сзади. В общем смысле - главное чтобы центр давления был сзади центра тяжести. Это важно для всех устойчивых самолетов. Само же положение ЦТ завист от стиля полета пилота…

ADF
MaestroEv:

Центровка должна быть в середине крыла… Это позволит управлять самолетом всяко. Ибо точка давления всяко будет сзади, потому что есть ГО, оно оттягивает точку давления назад, тем са…

На форуме очень много уважаемых людей, в том числе с высшим авиационным образованием - вы явно не из их числа…

MaestroEv

Согласен, это что-то меняет в моем ответе по сути? Я объяснил человеку очень просто, чтобы из положения ЦТ не делать культа. Тут и так на форуме про центровку столько всего нагорожено, на практике достаточно что она была где-то в центре крыла при заднем ГО. Сам пробовал летать на самкиах с центровкой ±5 см от центра крыла в обе стороны на пенолетах и ±10 см на бензо… На полет влияние минимальное, устойчивость и управляемость меняется, но не настолько чтобы центровку мерять в миллиметрах…

ADF

Если поставить центровку в середину крыла, т.е. в данном случае это 50% от САХ, то получиться практически неуправляемый самолет, от которого при попытке пилотировать будут материться даже опытнейшие пилоты!
А вы новичку даете совет ставить ЦТ в середину крыла… 😵😃

Vladimir_T

Поддержу МАЭСТРО, у меня было 45%, не поленился замерить. Так-же все летает, только за скоростью на посадке (на взлете) следить надо, может на крыло завалиться, то-есть штопорнуть. Перетянешь руль высоты и с метра высоты модель уронишь. А так все нормально.

ADF

Если площадь (и-или плечо) стабилизатора ломовая - то пилотировать можно даже такую задне центрованную порнографию. Но не надо ставить знак равенства между своей моделью и всеми произвольными моделями новичков!

Большиноство “типа учебных” самолетов при такой центровки будут практически полностью неуправляемы, более менее стабильно они будут лишь зависать мордой к верху.

Wladimir_Th
ADF:

Если площадь (и-или плечо) стабилизатора ломовая - то пилотировать можно даже такую задне центрованную порнографию. Но не надо ставить знак равенства между своей моделью и всеми произвольными моделями новичков!

Полностью согласен. Достаточно посмотреть центровку на планерах F-1-A. Вот пример www.evstr.narod.ru/Page2.5/f1a.htm Тут 54% САХ

MaestroEv:

Центровка должна быть в середине крыла… Это позволит управлять самолетом всяко.

А давать такой совет новичку, толком не умеющему летать, я считаю, безответственно. Это 100% дрова уже на взлете. На своем веку я неоднократно видел что даже с центровкой 35% САХ, тот же “Стриж” был просто неподвластен неумелым рукам. А Вы предлагаете 50% САХ. Новички доверяют мнению более опытных коллег и потому давая советы и рекомендации надо учитывать их специфику.