Совет для новичка в выборе модели самолёта

Этема

Приветствую.
Как вариант, начать с кордовых. База всего авиамоделизма. Почувствовать на ручке управления динамику полета и понять поведение модели.

Old_F2B

Нет. Не надо. Полет кордовой и радиоуправляемой модели это две совсем разные песни…
Привычка смотреть на модель всегда с левого крыла будет потом долго мешать. Уж поверьте. И газом нужно привыкать работать сразу.

маркин_влад
Этема:

Приветствую.
Как вариант, начать с кордовых. База всего авиамоделизма. Почувствовать на ручке управления динамику полета и понять поведение модели.

Ага, а еще лучше с бумажных галок. Если серьезно пена типа зоом, с зажатыми расходами и правильной центровкой будет тренером, потом расходы в + центровку в зад полноценная 3д. И симулятор обязательно и не фмс, а что то серьезное, он пригодится на всем продолжении хобби. С уважением.

PilotNick

Не согласен с теми моделями, что насоветовали. Летающее крыло, 3D-шник - не лучший выбор для новичка.
Если пулять их совссем без рефлексов управления, и без правильной настроки, крайне маловероятно, что они хоть как-то полетят в ваших руках.
Лично я, хоть и имел школьный опыт по планерам и кордовым, когда вернулся в хобби, будучи уже “за 30” первый приобретенный мотопланер благополучно раздолбал на “яме” у Речного вокзала (даже не знаю, жив там тот пятачок до сих пор, или уже никто не летает). Но за процессом “убийства” наблюдал полноватый флегматичный мужичок…
Как потом оказалось, местный хоббийщик-моделист, не решившийся вытащить в тот день свои модели из багажника авто (ветерок был больше, чем нужно) и просто вышедший прогуляться на поляну.
Так вот, посмотрел на мои с товарищем потуги запустить в небо тяжеленный “топор” на коллекторном движке, подошел и спокойно и внятно сперва объяснил, почему наш “пепелац” прямо сейчас никуда не взлетит (не послушали, и тут же на его глазах добили). Потом сказал, ребята, хотите действительно заняться - возьмите в ближайшем магазине (подсказал адрес) кит “FreeBee EPP Kit”.
В общем, сейчас, имея в своём парке несколько уже куда более серьезных аппаратов, понимаю, что именно этот самолетик позволил мне достаточно комфортно войти в “RC”.
Тогда это был набор с крылом около 400мм, сейчас вроде продают уже 500 с чем-то (должен быть намного стабильнее).
Он очень простой, клеится за один вечер даже человеком, имеющим очень мало опыта.

Первый запуск “пчелы” все равно закончился крашем: знал, что модель нужно как можно скорее поднять повыше, дал газу при взлете с земли, после её крутануло реактивным моментом от винта, и она, описав горку и перевернувшись, вошла в планету, при этом отломилась почти половина “морды” с моторчиком. Поскольку процесс краша занял около секунды, я не то, что сделать, понять ничего не успел. Именно поэтому здесь направо/налево советуют начинать с симулятора (я на этот совет всё равно забил, так учился, но симулятор в итоге всё равно настроил, когда уже умел держать модель в воздухе и вполне сносно сажать, понял, что отрабатывать новые элементы на “живой” модели дороговато выходит…)
Но оказалось - модель рано приговаривать. Очень легко склеилась циакрином. Логические рассуждения привели к пониманию, что без выкоса движка вправо-вниз летать не получится, плюс подправил центровку, плюс понял, что с руки запустить проще, чем с дорожки, и… при следующей попытке “пчела” благополучно полетела. Но очень быстро была потеряна из вида ))
У нее нижняя часть была белой, непокрашенной. На фоне облаков, при отпускании далековато от себя, очень быстро потерялось понимание, в какую сторону направлена морда модели. В итоге снесло ветром метров на 500…700 от точки старта, я выключил пульт и пепелац упал во дворах ближайшего жилмассива.
Был найден, снова подклеен, выкрашен снизу ярким фломастером, еще лучше подрегулирован, и всё - дальше только набирал навыки “вождения”.

Плюсы:

  • Почти готовый кит, не нужно ничего пилить, только правильно согнуть/склеить. Докупается только аппаратура (начинал с HK T6A v2), сервы, моторчик, батарейки. Всё, кроме пульта, покупал за один раз в том же магазине, где и набор.
  • Максимально простая в управлении модель без элеронов. Последнее вроде как минус, но для новичка наоборот - плюс, поскольку соображать, как управлять по двум каналам + газ намного проще, чем по 3-м.
  • Достаточно долгий полет на одной батарейке, младшая модель держалась в воздухе до 30 минут.
  • Очень устойчивая. При правильной настройке центровки и выкоса летит “как по рельсам”, никуда не кренится и не сворачивает.
  • Очень простая и ремонтопригодная, недорогая модель.

Плюс/минус:
+/- Плохо планирует. Для новичка скорее плюс, при потере управления или пространственной ориентировки улетает не очень далеко, достаточно вырубить газ.
+/- Летает медленно. Для новичка плюс, по мере набора опыта становится минусом.
+/- Ограничено количество фигур “высшего” пилотажа. В основном - полеты “блинчиком”, и если приноровиться - можно боле-менее сносно “мертвые петли” делать. В целом это всё, на что она способна (ну, типа “горки” там всякие и пролёты туда/сюда, полеты по кругу, по восьмерке и т.д., но это как бы и не фигуры, просто полёт как таковой).

Минусы:

  • “Благодаря” отсутствию элеронов не вырабатывается навык правильного и эффективного выполнения разворотов.
  • Из-за той же особенности при резком повороте имеет склонность заваливаться на крыло, если при этом еще и газку добавить, добавляется гироскопический момент от винта и моделька валится в плоский штопор. Собственно, ввести в штопор - постараться таки нужно, но для новичка нет ничего невозможного. Хотя с другой стороны, приучает к аккуратности управления.

В итоге, через 2…3 месяца надоела, да и сильно потяжелела из-за регулярного подклеивания циакрином (краши были связаны уже не с настройкой модели, а с чистым выпендрежем - петлю на малой высоте сделать, ворон и собак погонять). Плюс все же стало не хватать возможностей, думал даже добавить еще одну серву и навесить элероны. Но потом решил всё же строить свою модель из потолочки (не по чужим чертежам, а сам, получилось не без косяков, но в итоге все полетело).

В общем, не претендую на лучший совет, но лично мне “Фрии Бии” очень помогла.
В любом случае, рекомендую модель - “верхнеплан”, с классической схемой. Такие более устойчивые, прощают многие косяки в управлении, хорошо вырабатывают базовые навыки, проще настраиваются и вполне сносно летают.
Не рекомендовал бы любые “3D”-модели, всякую мелочевку с размахом 250…300мм, из цельнолитого пенопласта, модели с претензией на копийность. Не летают они.

Если руки растут откуда нужно, постройка самому из потолочки - тоже хороший вариант, в этом случае нужно ориентироваться на модель с крылом 1…1,2метра.

redsszmei
PilotNick:

в этом случае нужно ориентироваться на модель с крылом 1…1,2метра.

Только за.

Вот мой тренер Сушка 26М от Динам, 1200 размах. Зажал по совету бывалых до 30 все расходы и полетел практически сразу, хотя уже был “тренер”, дать бы лицо кто его так обозвал Сессна 182, высокоплан, все дела. Ни как я справится с ней не мог. Маломощная, а штиль не всегда, чуть завернула по ветру, а тяги выправить нету, то есть можно, но в руках опытного пилота, а там паника и все такое. На сухаре дал газу, набрал высоту, пох ветер и разбираешься с управой, благо высоты норм, ну если совсем не дурак. Один совет новичку от новичка ++, потерял управу, блуданул по положению, запаниковал, убирай в низ левый стик(газ), пусть рушится как есть, а то как правило на полном в землю морковью, типа ну я же пытался. и это стопудово в хлам летак. Пытаться вывести надо управой, а не газом, по крайней мере ремонта будет гораздо меньше.

PilotNick
redsszmei:

тренер Сушка 26М от Динам, 1200 размах

Ну не такой уж и тренер ) В принципе - неплох, поскольку имеет отличный запас возможностей, но в одиночку, для совсем новичка… шанс заморковить чрезвычайно велик.
На такой сажаться лучше уже имея некоторый опыт и понимание что к чему, даже на зажатых расходах.

Goorya
Moonlight_Dreamer:
  1. Вот правильное направление.
    Я как начинающий моделист точно могу сказать, лучше переплатить немного денег и купить подобный кит. метр шириной. Один минус - он не планерный.
    Сразу заказать к нему другие винты , например эти.
    aliexpress.ru/item/33036329175.html?spm=a2g0o.cart…
    Фишка в том, что они либо гнуться и остаются целыми, либо ломаются сохраняя мотораму в целости.
    У меня например почти каждую посадку ломается винт (на мини самолетах) на местном стадионе нет травки, что бы сохранить винт и модель стараюсь попасть моделью в ворота.

  2. А пока идет посылка из поднебесной - собрать планер. (Я собирал несколько и по мне так модели удачней этой не нашел. Вернее есть и лучше, но эта оказалась самая живучая. Клеиться за один вечер термопистолетом (есть у любого ребенка) из пенокартона (есть в любом леонардо или леруашки.)

store.flitetest.com/…/p791873

Там на вкладке RESOURCES есть PDF чертежи. Не надо париться с разметкой, просто распечатал - склеил листы - наклеил на пенку - вырезал - отодрал.
В видео парень все показывает.

Обратите внимание, что в ките идет 2 сменных фюзеляжа и 2 крыла, первым фюзеляжем и крылом с законцовками , вы по запускаете планер, посмотрите как летит, привыкните. Не прорезайте сразу руль направления и высоты.
Как только придёт кит набор ставите сервы из кита (прорезаете рули на планере) на свой планер, прорезаете рули на планере и запускате планер с руки. Пробуете управлять. Стараетесь пролететь планером расстояние как можно больше (это позволит выработать навык держать самолет по курсу и садить модель. Пробуете развернуть модель.
Далее ставите фюзеляж с моторамой, и начинаете летать с мотором . К этому времени уже узнаете как модель ведет себя с центровкой 30%, 25%, 20%. (У меня 25%.)
После ставите второе крыло , то что с прямое и летаете на нём (оно немного манёвреней, и при поворотах планер сильно теряет высоту.
Если уверенно летаете по кругу, то ставите на крыло 2 сервы и перепрограмируете пульт уже по взрослому.

А дальше я ушел в мини модели… Вы может уйдёте в реактивные, кто знает…
Обратите внимание, что кабанчики (как и всё в моделизме) делаются из фанеры не просто так, и они должны быть очень хлипкими, при ударе ломаются кабанчики, а не шестеренки в сервах. Как впрочем и всё остальное.

Andy08

По киту сбатча сразу скажу, что электронику лучше брать отдельно. Особенно движок. Вал из гвоздя, сломался прямо в полете, аж во втором.😃 Да и слаб он для пилотажа.

Andron1967
redsszmei:

Только за.

Вот мой тренер Сушка 26М от Динам, 1200 размах. Зажал по совету бывалых до 30 все расходы и полетел практически сразу, хотя уже был “тренер”, дать бы лицо кто его так обозвал Сессна 182, высокоплан, все дела. Ни как я справится с ней не мог. Маломощная, а штиль не всегда, чуть завернула по ветру, а тяги выправить нету, то есть можно, но в руках опытного пилота, а там паника и все такое. На сухаре дал газу, набрал высоту, пох ветер и разбираешься с управой, благо высоты норм, ну если совсем не дурак. Один совет новичку от новичка ++, потерял управу, блуданул по положению, запаниковал, убирай в низ левый стик(газ), пусть рушится как есть, а то как правило на полном в землю морковью, типа ну я же пытался. и это стопудово в хлам летак. Пытаться вывести надо управой, а не газом, по крайней мере ремонта будет гораздо меньше.

где такой купить

Гена_Большой
redsszmei:

хотя уже был “тренер”, дать бы лицо кто его так обозвал Сессна 182

мой первый самолет как раз Цесна от от Эйртеч, тоже категорически не хотел лететь.
в первом же полете сломал мотор “колокольчик”, крыло и мотораму согнул.
мотор поменял на 2830-1100 с винтом SF9х5, в крыло вклеил лонжерон из полуметровой линейки.
и самолет полетел )), причем он стал и петли крутить и бочки ),
через пол года, два десятка падений и ремонтов, пересел на дерево, а Цесну подарил “пионерам” ).

Windmster
Andy08:

Особенно движок. Вал из гвоздя, сломался прямо в полете, аж во втором.😃 Да и слаб он для пилотажа.

Ну мы ж про тренер для новичка, а не про 3D шоу кит.
ЗЫ а какого моторчика не хватило 2212 или 2216 из кита?

redsszmei
PilotNick:

Ну не такой уж и тренер

Да понятно, это мой тренер был, на котором научился летать, каждому типа свое, параллельно товарищ вообще на копийном FW-190 начал летать и полетел как не удивительно, а там сами понимаете “тренер” еще тот. Прихожу к мнению, что пилотировать модель, или дано, или не дано. Кто то практически сразу летит, а кто то и на пятый год “лохматит” всяких тренеров, благо их меньшинство.

Andy08
Windmster:

Ну мы ж про тренер для новичка, а не про 3D шоу кит.
ЗЫ а какого моторчика не хватило 2212 или 2216 из кита?

Мотор там один в комплекте 2216 920кв. Вы не ту фразу вычленили из контекста. Дело не в 3Д, а про вал из гвоздя. Он обломился под корень прямо в полете, на втором аккумуляторе.

Goorya
Andy08:

По киту сбатча сразу скажу, что электронику лучше брать отдельно. Особенно движок. Вал из гвоздя, сломался прямо в полете, аж во втором.😃 Да и слаб он для пилотажа.

Скорее всего вам попался бракованый двигатель. У меня 2 модели на точно таких же моторах. Да это моторы не лучшего качества, но и цена. Можно купить 3 таких или один фирменный.

aliexpress.ru/item/4000979465960.html?af=701906&af…

Для сравнения.

aliexpress.ru/item/4001089118929.html?spm=a2g0o.pr…

Sokolik

З

redsszmei:

Да понятно, это мой тренер был, на котором научился летать, каждому типа свое, параллельно товарищ вообще на копийном FW-190 начал летать и полетел как не удивительно, а там сами понимаете “тренер” еще тот. Прихожу к мнению, что пилотировать модель, или дано, или не дано. Кто то практически сразу летит, а кто то и на пятый год “лохматит” всяких тренеров, благо их меньшинство.

Все ещё очень зависит от модели,тем более покупной.Уже будучи опытным пилотом(воздушный бой,полу-копии),попался мне в руки Р-51,1200 мм в размахе,если не ошибаюсь от Dinam,человек решил бросить хобби и отдал его мне.И скажу я вам,какаха ещё та.От полета никакого удовольствия,плохо управляемый топор.После посадки одна мысль-наконец-то сел аккум.Были и другие покупные модели,разные,которые приходилось облетывать,настраивать либо сразу после покупки будущим хоббистом,либо после неудачных попыток запуска с последующим ремонтом.Все они не отличались хорошим полетом и для новичка мало подходили. Сам учился летать на самодельном Пайпере,1200 мм в размахе из потолочной плитки и обтянутый скотчем.Полетный вес с 3s 1500 вышел 560 гр.,нагрузка на крыло 26-27 гр/дм2. Летел просто замечательно,ни одной морковки и краша,и после недолгой эксплуатации был продан в первозданном виде.Новый хозяин научившись летать,разбил модель лихача и дурачась… Как правило покупные модели перетяжелены,и имеют большую нагрузку на крыло,а это болшая скорость полета,на небольшой валяться на крыло,плюс к этому профиль крыла а-ля обведенная подошва тапка ведет к тому же… Для примера,мой пайпер имел нагрузку 26-27гр/дм2,а Р-51 что-то ближе к 60гр/дм2… При этом профиль пайпера был ВЕСЬМА далек от идеала… Мой совет-стройте сами,это несложно,хотя кажется на первый взгляд непосильной задачей,старайтесь не перетяжелять модель НЕНУЖНЫМИ линейками,карбоновыми прутами и прочим.Модель должна держать полетные нагрузки,но не жесткие краши.Это основная и большая ошибка новичков,сделать попрочнее… В общем,выбирать путь Вам,могу помочь советом,если понадобится.

1 year later
AlexKidKing

Доброй ночи.

Нужен взгляд со стороны и высоты опыта на ситуацию.

Уже пол года как имею желание, но очень мало времени на “летать”.

Аппой обзавелся и в РФ8 летаю, а не сразу падаю.
Легкие модели сажаю, те что прям большие и тяжелые перезагружаются при посадке (похоже типа шасси ломаю, а может глюк какой)…

До реальных полетов все не дохожу.
Был 40 см размаха Едж на БК., потерял с концами в первом же полете, сильно вертлявый и выбрал неудачное место - рядом с густым полем…

поэтому:

  1. Мелколлеты 40 см не хочу, хочется размеренности, а не быть в напряжении 10 раз в секунду
  2. Вариант из потолочки - не сростается…слишком много ( в моей ситуации) ее клеить. Плюс во многих нужна бальза и добывать \возиться с ней нет желания
  3. Пенокартон из флайттеста- советовали купить проф рекламный пенокартон 100*140 - могу у себя купить втридорога ( ±1500 за лист, тогда как реальная цена у поставщиков 600 р) или просто на озоне заказать листов 100*70 и сделать таки FT TINY TRAINER и далее …
    Тут привлекает то что нужно только пенокартон и термоклей… правда моторама у них всеж из бальзы…не знаю на что я рассчитываю…наверное на первый попавшийся кусок фанеры…
  4. Забить на попытки уложиться в какой то бюджет и взять ( сейчас есть вариант ) Multiplex Funcub, который 1400 мм…
    за 13 тыс кит, новая аппа флайскай, сервы регули , короче все что нужно для сборки…
    Человек купил, склеил крыло и на этом энтузиазм кончился

Тут вопрос…Хватит ли новичку с нулевым опытом терпения собрать, настроить и запустить, …

Рассматриваю вариант, т.к. рассказывали что как первая модель прям хорош, прощает жесткие посадки и все такое…
Сомнения во всем предлетном периоде…Будет ли это быстрее кажущейся мне сейчас лепки\резки из подложки…?
И стоит ли сейчас в 21 году несобраный фанкаб 10 тыс рублей? ( 13 отдают с аппой FlySky i6 - счиаю если продать ее за 3т)

  1. где то на авито был 2х метровый планер от Nine Eagles. Всего 5 т.р. Вроде собран и летал, но авито доставка, и что там реально с состоянием я никак не узнАю, Как и того , как он вообще для первых полетов…ну и бандура 2м…

Вобщем, фанкаб это рыба моей мечты , при условии что мне его дадут в руки в RTF состоянии ( но увы это не так). Хоть бюджет и выше морально дозволенного, готов потратиться, если это “прямнадобрать” предложение ( подскажите, так это или это у меня модельный\летный зуд проявляется)

Ну и пенокартонный флаййтест …не так много времени как с пеной, параллельно можно детям совсем мелочь собирать, ну и вообще нравится мне идея - чтото вроде _ Из картонной коробки собрал самолет_

В общем ПА МА ГИ ТЕЕ … запутался в думках

Спасибо)

Gera60
AlexKidKing:

В общем ПА МА ГИ ТЕЕ .

мелколетов на самом деле не нужно бояться - регистрации не требуют , летать вполне в парке/на стадионе можно , акки копейку стоят, хранить - перевозить, в том числе в отпуск не проблема совсем , этот на Авито есть за недорого , 40 % вашего бюджета 😉 затянет хобби , купите что нибудь побольше ,не понравится , не такие и большие деньги

Гена_Большой
Gera60:

регистрации не требуют

отсутствие необходимости регистрации не отменяет требований по получению разрешения на ИВП.

AlexKidKing:

Плюс во многих нужна бальза и добывать \возиться с ней нет желания

в потолочных самолетах чаще всего нужна фанера (продается в магазинах для творчества, на ней выжигают) и 50 см деревянные линейки, даже карбон не нужен.
“Ультрон из потолочки” клеится за один вечер с перерывами на перекусы.

Но самый лучший вариант это приобретение метрового плосколета-крестолета от РЦ Фактори.

Нотан

Геннадий правильно советует- метровый плосколет, а можно два, за такие деньги. барахолка рулит, но перед этим Симулятор, Симулятор!!!
Приобщаться к Краснодарским пилотам. За день общения узнаете больше, чем на страницах форума, Вам на советует. Лиха беда начала.
А потом и будете выбирать материал, конструктив и способы изготовления, если поймёте, что это в ваше и руки помнят…

До Краснодара 200 км, далековато, но этот пробег будет оправдан с лихвой.поиск рулит. Ищи умельцев по близости может кружок авиамодельный есть.

Тем более некоторый опыт Коптеровода у тебя имеется.
Ещё раз смотри форум, как Новички выбирают… Тема ежегодная, зато возможностей стало намного больше. Дерзай.

Смотри первый десяток постов, там вся правда, вхождения в авиа моделизм.

Gera60
Гена_Большой:

Но самый лучший вариант это приобретение метрового плосколета-крестолета от РЦ Фактори

бюджет по нему озвучить не готовы ? комплектующие я понял тоже кошерные будут 😒