Tornado XX

Kitsok

Коллеги, категорически приветствую!

В связи с открывшейся возможностью закупать сию птыцу напрямую у чехов, решил завести тему про строительство сего крылышка, с описанием процесса, материалов и инструментов 😉

Итак, что мы имеем в наличии:

  1. Собственно, крыло в комплекте - две половинки, элевоны из синего StyroFoam, кабанчики, тяги, усилитель из тяжеленной стеклопластиковой круглой палки, уши из эээхм… не знаю, как материальчик называется.
  2. PowerUnit, т.е. накладной фюзеляж для оного - две боковины, две поперечины, подставка под крепление мотора, крышка. Силовая часть конструкции - окривевшая фанера 3мм, фрезерованная весьма криво; крышка - дешевый и тоже кривоватый пластик.

Генеральный план строительства:

  1. Крыло резать по минимуму, всю электронику кроме серв и, возможно, приемника - в накладной фюз.
  2. Усиливать будем прямоугольным карбоновым профилем - одну палку в штатный прорез, и по палке в крыло вдоль передней кромки на 30% корневой хорды. Вот эти вдолькромочные усилители будем сводить в точку в месте стыка половинок крыла, обматывать 60г/м2 стеклотканью (или кевларом, выдернутым из оптоволоконного кабеля) и заливать эпоксидкой.
  3. Мотор - вопрос открыт, первоначальная затея - DT2213, сейчас склоняюсь к DT3007/20
  4. Винт - без идей вообще… Что влезет по мотору и размеру.
  5. Регулятор - ну понятно, С-30А
  6. Аккумулятор - от 3 до 4 АЧ, 3S1P, например вот такой www.pilotage-rc.ru/catalogue/80_/80_60/RC7375/
  7. Приемник - AR6000 от Spektrum DX6.

Крыло планирую обтянуть все целиком либо пленкой, либо цветным прозрачным скотчем. Есть еще идея насчет обтяжки стеклотканью на аквалаке, но пока не решил, что лучше.

Элевоны - есть идея сделать из стеклобальзы 2-3 слоя, но опять-таки, хочется волокна под прямым углом расположить, а для этого нужны широкие листы бальзы, а их нету. Еще рассматриваю вариант со стеклопластиковыми элевонами с усилением карбоновыми палочками, но вес и технология…

Вечером, если инет дадут, выложу фоты имеющегося барахла, и буду очень рад выслушать рекомендации 😉

Kitsok

Как обещал, картинки имеющегося барахла.

Из усиления планирую уголь примерно как лежит деревянная палочка + уголь в штатный прорез до лонжеронов.

Сервы - Pilotage С-05МР, 2.6кг-см, мотор - DT3007/30, 140-250 ватт, обещают 1200 грамм тяги.

Kitsok

Итак, процесс идет.

Для начала, я написал план 😉 в MSProject, поскольку обнаружилась куча маленьких моментов, которые вполне возможно забыть. Завтра приложу, если кому интересно.

Началось все с изготовления деревянных (бальзовы) элевонов с обтяжкой 60-граммовой стеклотканью на аквалаке. Метода описана - примазываем, ждем высыхания, чуть-чуть пошкурить, следующий слой. По 3 слоя на сторону. Хотя можно было бы и не шкурить, поскольку лак матовый. Сейчас жду, когда высохнет одна сторона и буду с другой прикатывать.

Из особенностей - бальза моментально выгибается, поэтому после первого намаза и подсыхания пришлось придавить тяжестью, которая естественно оставила следы на слое, которые я и вышкурил 😉 Фоты будут позже.

Cherkashin
Kitsok:

По 3 слоя на сторону.

По моему 3 слоя эт круто 😦
кстати волокна лучше укладывать под 45 гр. - так лучше на кручение будет работать

Kitsok
Cherkashin:

По моему 3 слоя эт круто 😦
кстати волокна лучше укладывать под 45 гр. - так лучше на кручение будет работать

3 слоя лака, а не ткани 😉 Ткани по 1.5 слоя с каждой стороны, т.е. основной + нахлест от другой стороны.

Лишнее в любом случае буду убирать наждачкой, после покрытия образовалась масса наплывов, всяческой грязи и т.д. и т.п.
Удивительно помогает фен. Буквально 6-7 минут - и все сухо.

Вот фоты:

Все высушено до “отлипа”, лежит под стеклом и твердеет. Через сутки буду шкурить и покрывать одним слоем глянцевого лака для красоты

Кстати, а бывает радикально черный колер в природе? Тонер в расчет не беру, брать его негде 😉

Вот эти артефакты планирую убрать наждачкой. Везде нахлест, так что до бальзы не протру 😉

Точно под 45 не получилось, ткань очень сильно тянется и едет туда-сюда, но нижний слой где-то градусов под 60 уложен.

P.S. Offtopic, чуть не забыл: Ооооо-Лееееее!!! ОЛЕ ОЛЕ ОЛЕ, РОССИЯ - ВПЕРЕД!

Kitsok

А вот оно взяло и не высохло под стеклом 😭 Сушим дальше без стекла 😉

Cherkashin
Kitsok:

А вот оно взяло и не высохло под стеклом 😭 Сушим дальше без стекла 😉

Да это-ж не эпоксидка - ей однако стекло вредно 😦.
Проще намазать деталь клеем ( обычный клеящий канц карандаш ) прикатать к ней ткань и потом аккуратненько промазать сверху лаком… при сушке желательно закрепить деталь чтобы и не покоробило и чтоб сохло правильно…
( в книжках по авиамоделизму описывается процесс обтяжки микалентной бумагой - берём его за основу )
потренируйтесь на кошечках 😦.
А наборный бальзовый элерон лучше обтянуть лавсановой плёнкой ) трупики цветов в неё заворачивают 😦
Промажте 2-3 раза деталь разведённым 50% ацетоном клеем Момент -Кристалл и утюжком обтяните… и красиво и прочно и быстро 😦.

Kitsok
Cherkashin:

Да это-ж не эпоксидка - ей однако стекло вредно 😦.
Проще намазать деталь клеем ( обычный клеящий канц карандаш ) прикатать к ней ткань и потом аккуратненько промазать сверху лаком… при сушке желательно закрепить деталь чтобы и не покоробило и чтоб сохло правильно…

Собственно, подсушил феном, отшкурил,покрыл 2 слоями лака с черным колером, высушил опять феном и теперь лежит без стекла, сохнет. Думаю, без стекла дня три просушу, потом под стекло.

А еще я купил сегодня светодиодов от светофора. Вот таких:

Соответственно, красный, желтый и зеленый 😉 Красный и зеленый - на крыла, желтый - под днище.

Включается это вот такой фитюлькой

Она подключается на свободный канал (в моем случае - шасси) и настраивается на включение-выключение нагрузки. Производитель - IGVA, может коммутировать до 5 ампер, но для этого нужно подключать силовое питание напрямую к батарее. У меня на все про все 150мА (три светодиода по 35-50 мА), поэтому я этот провод отпаял.

Светодиоды эти имеют очень даже направленный пучок где-то под 90 градусов, поэтому нижний (желтый) был матирован наждачкой, светит как лампочка во все стороны. Насчет крыльевых БАНО пока думаю - с одной стороны прикольные прожектора, а с другой - если эта штука засветит в глаз на посадке да в сумерках - прощай глаз.

Kitsok

Фитюлька сделана вот по такой схеме: www.ef-uk.net/data/rc-switch.htm

Еще меня мучает вопрос с креплениями петель к элеронам и к крылу.
Петли вот такие
Первой мыслью было - нужны винты, по крайней мере 4 на площадку. Но диаметр отверстий очень маленький, на глаз - 1.5 мм, таких винтов в продаже я не видел. Спросил у продавца в магазине, он ответил, что их надо клеить на эпоксидку с выдавливанием смолы через дырочки. Получается что-то типа заклепки-грибка. Но у меня есть сомнения насчет адгезии эпокси как к нейлону, так и к отвердевшему аквалаку. Поэтому прошу совета, как лучше поступить. Ну или где взять малоразмерные винты 😉

Cherkashin
Kitsok:

Первой мыслью было - нужны винты, по крайней мере 4 на площадку. Но диаметр отверстий очень маленький, на глаз - 1.5 мм, таких винтов в продаже я не видел. Спросил у продавца в магазине, он ответил, что их надо клеить на эпоксидку с выдавливанием смолы через дырочки. Получается что-то типа заклепки-грибка. Но у меня есть сомнения насчет адгезии эпокси как к нейлону, так и к отвердевшему аквалаку. Поэтому прошу совета, как лучше поступить. Ну или где взять малоразмерные винты 😉

Петли очень хорошие. Вклеивать можно как эпоксидкой так и циакрином ( ну ежели в бальзу )
Под петли прорезаются щели ( я пользуюсь сточенным до нужной толщины обломком ножовочного полотна )
Дополнительно высверливаю несколько отверстий ( паралельно петле напротив отверстий в петле ) диаметром 1.5мм. В них выдавливается клей…
небольшая хитрость перед вклейкой смазываю шарнир петли воском разведённым бензином ( иначе при попадании клея петлю заклинит нафиг 😦 )
 Можно и винты… точнее не винты а “заклётки” из толстой ( есть 2мм ) рыболовной лески. Вставляете и формуете головки
паяльником 😃 .
 Ну не пожалейте пару петель и потренируйтесь… на кошечках

AlexVVV

День добрый!
Я к примеру соединял такими петлями ЕРР и бальзу секундным клеем. Просто делал также, как Cherkashin надрезы ножом, смазывал шарниры маш. маслом, петлю вставлл на 1,5-2 мм в тело, потом на обе сотроны клей и задвигал их до неободимой глубины. Только сначала вклеивал в элерон (у меня бальза), потом размечал места посадки на крыле, разбирал петлю и после вклейки в крыло соединял части между собой. Немного усложнил процесс, но предохранил себя от преждевременного схватывания одной из петель, когда другие ещё не выставлены првильно.

Kitsok

Идея ясна - необходимо создать паз в теле элерона (и крыла, соответственно), и туда вклеить петлю.
Надеялся обойтись без этой резки, т.е. приклеить на поверхность. Бальза у меня 2.5 мм, да еще и стеклом обклееная, пропахать это все ножиком ровно будет сложно. Буду думать.

Cherkashin
Kitsok:

Идея ясна - необходимо создать паз в теле элерона (и крыла, соответственно), и туда вклеить петлю.
Надеялся обойтись без этой резки, т.е. приклеить на поверхность.

А чё думать ? Трясти надо !!!
сначала засверливаете в торце 2-3 отверстия А потом прорезаете только не ножичком а пилочкой!!!
отверстия упрощают жизнь… Петли разбирать - более правильно но геморно 😦 иногда оси расклёпывают с обеих сторон 😦
на поверхность петли клеить … лучше тогда  навесить элевоны на скотч 😦

AlexVVV

Петли разбирать - более правильно но геморно 😦 иногда оси расклёпывают с обеих сторон

Это так. Я пока применял только разборные маленькие (слева), а те, что побольше видел только на сравнительно большИх пилогажках и они были к тому же закреплены дополнительно 2-мя, 3-мя шурупами на каждую сторону. Здесь шурупы любые не проблема. Я уверен у вас они тоже есть, только поискать.

Kitsok

Петли у меня действительно неразборные, т.е. вынуть-то я выну, но при сборке ось придется делать свою, что в принципе не проблема - стальная проволока с двумя загибами на концах. При определенном усердии можно.

На ремонтируемом Пайпере попробовал ножиком расслоить бальзу и в полученную щель вставить петлю. На и со стороны ЕПП (крыла) то-же самое, только в ЕПП 😉 Получилось шикарно.

Думаю, что мои уже покрашенные и высохшие элевоны на Торнадо нужно выкинуть и делать новые, из 4мм бальзы (те сделаны из 2.5мм). Жалко конечно, получилось и прочно, и эстетично, но в 2.5 мм я прорез не сделаю точно. Хотя, с другой стороны, если понаделать отверстий (продольных), то может быть расслоение пойдет по правильной траектории.

А еще я вчера купил колеров и сделал опыт по рисованию лаком с колером. Использовалась экспресс-сушка феном, качество отстойное, лак отрывается пленкой от ЕПП.

Поэтому вопрос к Вороне - вы как расписывали свои крылья? Неужели каждый слой сушили, твердили и шкурили?

Kitsok

Коллеги,

сильно рискуя быть обруганым за поиски сложных путей, тем не менее выношу идею сюда (для поругания 😉)

Цели: (а)сделать точные в нужных местах вырезы под петли в элевонах; (б)усилить элевоны на излом и на скручивание.
Толщина элевона - 3-4 мм, исходя из прочности.

Вариант: рисуем в кореле две картинки - элевоны без выреза и элевон с вырезами. Отдаем сие в мастерскую, где по этим шаблонам вырежут лазером детали из 1мм бальзы. Клеим бутреброд “без выреза - с вырезом - без выреза” под прессом на эпоксидке, одновременно устанавливая петли. Полученный результат - 3мм фанера из бальзы и эпоксидки толщиной 3.1 мм.

Как вам идея? 😉

A_Kirillin
Kitsok:

Полученный результат - 3мм фанера из бальзы и эпоксидки толщиной 3.1 мм.

1.Я, вероятно, чего-то не понимаю, но исторически ось поворота элевонов Торнадских лежит на задней кромке верхней поверхности крыла. Они же завершают S-образный профиль. Опуская ось вниз Вам придется модифицировать скошеную заднюю кромку. Иначе на выходе будет нихилая такая “предэлевонная щель”.
2.Имхо 3х-слойный переклей с отделкой будет тяжелый. Я на своей последней реинкарнации ХХ родные голубые элевоны по внешним кромкам усилил карбоновой полоской, а по внутренним - квадратной бальзовой рейкой.
3.Фюзеляж - элемент декоративный во всех смыслах! Если таки нужен, то фанерки зарисуйте, а колпак заболванте. У меня АК Пилотажий красный 3s2100 с трудом под колпак влезал. Спереди не хватало, в середине на винте тоже приподнимался. Причем я колпак “с подиумом” вырезал. Мотор далеко вывешен, что позволяет не резать элевоны, но способствует флаттеру. В районе задней кромки под моторамой в мясо полоску карбона.

Зы: В субботу на поле впервые узнал, что такое термик. Моя (в очередной раз реинкарнированная) укороченная 600-граммовая ТорнадаХХ несколько минут в абсолютно безмоторном режиме и слегка задранным тримером ходила галсами метрах на 50-70 абсолютно без потери высоты. 😒 Задумался…

Kitsok
A_Kirillin:

1.Я, вероятно, чего-то не понимаю, но исторически ось поворота элевонов Торнадских лежит на задней кромке верхней поверхности крыла. Они же завершают S-образный профиль. Опуская ось вниз Вам придется модифицировать скошеную заднюю кромку. Иначе на выходе будет нихилая такая “предэлевонная щель”.

Да, я этот скос на крыле планирую срезать.

2.Имхо 3х-слойный переклей с отделкой будет тяжелый. Я на своей последней реинкарнации ХХ родные голубые элевоны по внешним кромкам усилил карбоновой полоской, а по внутренним - квадратной бальзовой рейкой.

Вот интересно, насколько он будет тяжелее 4мм бальзы с 1.5 слоями стекла на аквалаке. Прочность по идее должна получиться выше.

3.Фюзеляж - элемент декоративный во всех смыслах! Если таки нужен, то фанерки зарисуйте, а колпак заболванте. У меня АК Пилотажий красный 3s2100 с трудом под колпак влезал. Спереди не хватало, в середине на винте тоже приподнимался. Причем я колпак “с подиумом” вырезал. Мотор далеко вывешен, что позволяет не резать элевоны, но способствует флаттеру. В районе задней кромки под моторамой в мясо полоску карбона.

Все уже зарисовано и запланировано на черчение в кореле 😉 Болван пока не сделан, пока задумываюсь, негативный или позитивный, или полноценную матрицу сразу делать.

Зы: В субботу на поле впервые узнал, что такое термик. Моя (в очередной раз реинкарнированная) укороченная 600-граммовая ТорнадаХХ несколько минут в абсолютно безмоторном режиме и слегка задранным тримером ходила галсами метрах на 50-70 абсолютно без потери высоты. 😒 Задумался…

😉 Было такое на Свифтике 😉 Ну а ветерок в морду - вообще сказка. Висит над землей метрах в трех, качается, мотор выключен. Было ощущение, что можно подойти и снять его рукой.

Kitsok

Коллеги,

а я вот тут задумался и понял, что не знаю, нужен ли элерону-элевону профиль, или он может быть вполне себе плоским и при этом успешно выполнять свои функции?

Cherkashin
Kitsok:

Коллеги,

а я вот тут задумался и понял, что не знаю, нужен ли элерону-элевону профиль, или он может быть вполне себе плоским и при этом успешно выполнять свои функции?

В принципе вроде как и не очень нужен… Проигрыш вроде немного … но как говорится а 10 бабушек уже червонец 😦
и не настолько сложно спрофилировать элевоны. Наждачка на ровной дощечке - всех делов

Kitsok
Cherkashin:

и не настолько сложно спрофилировать элевоны. Наждачка на ровной дощечке - всех делов

Дык куда там его наждачкой-то? Он же 4мм 😉 Я-то думал наклеить поперечные “нервюры” из кусочков потолочки и обтянуть тканью, но вес по прикидкам набирается очень прилично.

Offtopic: вчера тестил БАНО ночью, так вот включил на столе диодики, а в их свете весь стол ровным слоем стеклянной пыли покрыт 😭 Всякие работы с тканью в квартире за сим отменяются…

Cherkashin
Kitsok:

Я-то думал наклеить поперечные “нервюры” из кусочков потолочки и обтянуть тканью, но вес по прикидкам набирается очень прилично.

Ну эт фанатизм 😦 Проще взять и вырезать из 3мм. бальзы

Kitsok

Первая партия из 8 петель ушла в тренировку по производству бальзово-эпоксидной фанеры. Эпоксидки на оба ушло около 20 мл, т.е. примерно 27-30 грамм, с учетом выдавленной и оставшейся в баночке для замеса 😉
Пока все тяжести в доме приложены к бутербродам, ждем-с утра.

Kitsok

Видно, руки все-таки оттуда-же, откуда и ноги 😭

Смазывал петли вазелином, оно затекло и петли вынулись. Думаю, что делать дальше.
По весу. Что обмотанные стеклом и аквалаком, что эта бальзофанера - с точностью до грамма, 24 грамма на элевон.

Cherkashin
Kitsok:

Видно, руки все-таки оттуда-же, откуда и ноги 😭

Смазывал петли вазелином, оно затекло и петли вынулись. Думаю, что делать дальше.
По весу. Что обмотанные стеклом и аквалаком, что эта бальзофанера - с точностью до грамма, 24 грамма на элевон.

Да ладно Вам… потренировались немного и то дело.
24г. эт явный перебор…
давайте прикидывать где что нагналось…

  1. бальза очень сильно впитывает аквалак. ( я обычно покрываю бальзу тонким слоем эмалита ( можно цапон-лаком)
    это уменьшает её аппетиты ) да и ( аквалак сохнет около 5 суток - раньше этого времени взвешивать бесполезно )
  2. бутерброд для элевонов - эт жёстко ( вполне достаточно 3-4мм бальзы либо голой либо обтянутой скотчем )
  3. Петли вазелином смазывать конечно можно но только осторожно… лучше воском разведённым бензином
    ( берём петлю втыкаем её в кусок пенопласта до шарнира и осторожно смазываем шарнир после высыхания вынимаем и вклеиваем )