Радуга 7

papaAlex

Всем привет.

Вот, решил предложить пообщаться на тему известного мотора.
Прежде всего, хочу просить всех - не сохранилась ли у кого-нибудь статья из журнала “Моделизм - спорт и хобби” о доработке сего представителя советского периода? Хорошо бы её вновь “обнародоавть”.
У меня есть свои наработки по переделке этого мотора, которые, к сожалению, без станков не повторить. А в указанной статье, если не ошибаюсь, автор обьяснял, как сделать всё “на коленке”…
Теперь, когда наконец мне удалось почитать книгу Жидкова о секретах высоких скоростей, некоторы мысли, относительно трёхканальных моторов, приобрели вес уверенности - хотелось бы пообщаться на эту тему…

Ezen

Переделал я Радугу по рецепту из этого форума. Сделал все что было рекомендовано: уменьшил юбку поршня, проделал канавки, снял на донышке фаску, растер цилиндр ниже выхлопного окна, сточил ребра на шатуне, обточил коленвал возле шатуна, проточил канавку на втулке к выхлопному окну. После переделки мотор стал работать без вибрации и на очень малых оборотах, как будто перезалит. При закручивании иглы мотор обороты не увеличивает, а “душится” и глохнет. До переделки обороты были максимальные, не было холостых. Винт стеклопластиковый, размер не написан, примерно 10/5. Модель размахом 1400, вес с мотором и топливом 1150 гр. В полете на таких малых оборотах модель летит, даже в самом верху, делает круглые петли, на квадрате боюсь сорвется в штопор, если я правильно понимаю что такое штопор. Скорость меня устраивает, а тяги не хватает. Но когда заканчивается топливо, мотор выходит на максимальные обороты и минуты полторы модель летает как бойцовка. Кто сможет поставить диагноз? Почему на земле не регулируются обороты?

papaAlex
Maxflash:

Вы имели ввиду вот это ? 😃

Да! То, что надо! Спасибо.

Андрей_Курылев
Ezen:

Почему на земле не регулируются обороты?

Евгений приветствую. Нужно проверить герметичность прокладки задней крышки картера и вообще всей системы питания. Так же имеет смысл поджать мотор.

papaAlex

Всем прЮвет 😃

Собственно мысли:
Почитал книгу Жидкова, посмотрел картинки, поразмыслил над доводами… Заинтересовало вот что - 3-х канальная продувка цилиндра, однозначно более прогрессивна по сравнению с поперечной. Почему же моторы с поперечной продувкой, до сих пор пользуются славой - что мол самое то для пилотажа? Вроде, моторы Талка и Радуга отличаются практически только организацией продувки, чешский спортсмен Иржи Калинка в своей книге, пишет что Радуга лучший советский мотор для пилотажа…, а в России и окресностях оный крестят как могут. Почему? Несбалансирован - да, но ведь это поправимо.
И вот собственно, возникшая мысль - а не надо ли на моторе Радуга, СУЩЕСТВЕННО (75-80% от нормы) уменьшить время-сечение “вхлопных” окон? Т.е. опустить гильзу и подточить верхнюю кромку выхлопного окна? Ведь если продувка более прогрессивная, то она намного быстрее справится с наполнением цилиндра и очисткой его перед следующим тактом.
Как думаете?

У меня, к сожалению нет Радуги, которую можно было бы подвергнуть переделке - я свои расточил под гильзу МДСа… Один из моторов, летает уже не помню сколько. Вал, если покачать за винт, видно как, болтается во втулке, однако заводится и работает!

Андрей_Курылев
papaAlex:

чешский спортсмен Иржи Калинка в своей книге, пишет что Радуга лучший советский мотор для пилотажа…, а в России и окресностях оный крестят как могут. Почему? Несбалансирован - да, но ведь это поправимо.

Действительно Радуга мощнее чем Талка. В Радуге проблемы с качеством изготовления. Частенько поршня кривые,щеки вала разные, кривые задние крышки, гильзы отторцованы просто из под тупого резца и т. д и т. п. Но некоторые эземпляры попадались очень даже ничего, обычно те которые в радиоварианте. После приложения рук, волне даже ничего тарахтит.

ЕВГЕНИЙ-ARM
papaAlex:

И вот собственно, возникшая мысль - а не надо ли на моторе Радуга, СУЩЕСТВЕННО (75-80% от нормы) уменьшить время-сечение “выхлопных” окон? Т.е. опустить гильзу и подточить верхнюю кромку выхлопного окна? Ведь если продувка более прогрессивная, то она намного быстрее справится с наполнением цилиндра и очисткой его перед следующим тактом.
Как думаете?

Вот тут я не понял .
Этой процедурой вы измените фазу перепуска - но по выхлопу по вашей логике вы от чего уйдете к тому и вернетесь.
Дальше по площади выхлопного окна - оно у стоковой задавленно обычно ( хотя были варианты и с более менее коректным окном ). Но факт у талки площадь выхлопного окна больше а Радуга давилась.
В целом мне не как сейчас не оторваться чтоб поискать хахоряшки Радуг и сравнить к примеру с фазами Талки.
---------------------
А в целом могу позволить себе понастольгировать - это первый мой калильный мотор на который я прешел с КМД.
Увы что не нравилось - материал пары . Чуть выше определенных оборотов и все шли задиры.
Причем моторы всегда проходили доработку ( это была моя испорченность очень плотного общения с КМД) .
И вот по началу не мог понять , расточив мотор и получив вроде тягу и мощь , всего пару запусков и мотор начинал помирать … Стояла радуга у меня на двух самолях - Копия и Контурная пилотага .
Короче чего то супер я с неё не смог увидеть и конечно когда пришли первые МДС-6,5 и сравнивая что тяга для копии к примеру у МДС была просто зверской , я очень быстро забыл про тот период общения с несколькими Радугами.
Я не знаю что писал Иржи , но Талок очень мало выпустили по сравнению с Радугой и возможно он не имел возможности сравнить качественную сторону этого мотора и Радуги.
----------------
Сказать что мотор очень плох , да сильно не скажу так что полное , на соревнованиях видел удачные выступления на этом моторе только после переделки ( смена пары и установка нового вала).
---------
А к чему эта тема ?
Вроде доступность ЛА вполне ощутимее чем возня с радугой .
Или просто спортивный интерес .

papaAlex

День добрый.

Евгений, в приведённой вами цитате, странным образом, появилась буква"Ы". Я, написав в ковычках “вхлопные”, имел виду именно три перепускных канала гильзы. Цель? Как-то (сам не знаю как) привести газодинамический процесс продувки цилиндра, в рамки Талки. Талку хвалят - то, что надо, только слабоват чуток.
Собственно, почему Радуга? Потому, что (если не ошибаюсь) отношение (размерность) ход/диаметр поршня у моторов одинаковый - борьба за осознание глубины мысли: - “Трёхканальная продувка в пилотаже не нужна”…
Зачем сейчас, когда есть ЛАшки? 46-я - да (если не вдаваться в подробности - толщина гильзы, её деформация, как следствие прорыв газов…), а ежели надо чуток больше? 61-ю хаютьс… - говорят не то. А практически все, современные моторы, выпускаемые промышленностью, сделаны с трёхканальной продувкой - все форсированы поднятием оборотов. Так куды ж “бедному крестьянину” податься? Только один путь? Покупать строго специализированные по “несколько взбешёным” ценам? 😦 Перспектива с явным опусканием интереса к классу пилотажа… 😃 - на руку торгашам. Поэтому, хотелось поговорить…

ЕВГЕНИЙ-ARM

Ну как буква появилась совсем не спонтанно - я её поставил , по причине что показалось она пропущена - не встречал до этого чтоб так обзывали перпуск .
Впринцыпе если поднять крутящийся момент на низах за счет того что опустить фазу перепуска , то вполне мотор получит то что как раз и необходимо - отдавать мощность именно на оптимальных для пилотажек оборотах.
Т.е. можно будет поставить винт большего диаметра , не перекручивая мотор чтоб получить максимальную тягу с более мелким винтом.
----------------
Кстате если посмотреть на фото с той публикации по доработке радуги , даже проточки поршня ему погоды не сделали - на фото видны следы задира поршня ( то о чем писал - не любит пара больших оборотов)…

А насчет популярности и пр.
Популярность вещь непредсказуемая.
Поэтому говорить что на общем фоне кордовых, пилотажки неудел , да нет они вполне на уровне как и все остальные классы.

4 months later
Пал_Ник

[QUOTE=papaAlex;1062445]Всем привет.

Вот, решил предложить пообщаться на тему известного мотора.

  • QUOTE]

Приветствую категорически!!! Хочу добавить, хоть и прошло много времени. В 70-е годы я переделал несколько Радуг-7 в дизельный вариант. Непомню точно, но идею подсмотрел в каком-то журнале.Делали головку новую с контрпоршнем в ней, облегчали вал и балансировали. Сначала контрик делали ровный(прямой), потом с конусной камерой.Ставили новую футорку(узкую 5-6мм) и летали за милую душу! Мотор заводился с пол тычка. Я сам как-то летал на Москве( Витя Югов может подтвердить) ребята мои(кружковцы) летали.Ведь было одно время, когда на юношеских соревнованиях нельзя было летать на калилках.Всё было бы ничего ,если не слабое дно поршня, чуть пережмёшь- и пробивает.Приходилось делать новые пары ,покрепче(потолше дно). Воспоминания остались наилучшие, особенно летать зимой, раз дёрнул и полетел! Вот так! Кстати, головка дизельная у меня осталась. Надо будет собрать моторчик и на радио самолёт поставить понастальгировать… Остаюсь с приветом!😃😃😃

bazalt
Ezen:

Переделал я Радугу по рецепту из этого форума. Сделал все что было рекомендовано: уменьшил юбку поршня, проделал канавки, снял на донышке фаску, растер цилиндр ниже выхлопного окна, сточил ребра на шатуне, обточил коленвал возле шатуна, проточил канавку на втулке к выхлопному окну. После переделки мотор стал работать без вибрации и на очень малых оборотах, как будто перезалит. При закручивании иглы мотор обороты не увеличивает, а “душится” и глохнет. До переделки обороты были максимальные, не было холостых. Винт стеклопластиковый, размер не написан, примерно 10/5. Модель размахом 1400, вес с мотором и топливом 1150 гр. В полете на таких малых оборотах модель летит, даже в самом верху, делает круглые петли, на квадрате боюсь сорвется в штопор, если я правильно понимаю что такое штопор. Скорость меня устраивает, а тяги не хватает. Но когда заканчивается топливо, мотор выходит на максимальные обороты и минуты полторы модель летает как бойцовка. Кто сможет поставить диагноз? Почему на земле не регулируются обороты?

Здравствуйте. У меня тоже с 70-х годов лежит Радуга-7 (не летала, только обкатана). Но после прочтения этого сообщения как-то не тянет ее модернизировать.

Пал_Ник
bazalt:

Здравствуйте. Но после прочтения этого сообщения как-то не тянет ее модернизировать.

Сначала попробуйте! Потом решайте , доводить или так оставить. Кстати, попадались экземпляры, которые и балансировать не нужно было. Только чтобы моторама несопливая была…Полетайте, потом расскажите.😃

Ezen
bazalt:

Здравствуйте. У меня тоже с 70-х годов лежит Радуга-7 (не летала, только обкатана). Но после прочтения этого сообщения как-то не тянет ее модернизировать.

Дело было в кривой игле. Сейчас мотор работает очень хорошо.

1 month later
petti22

Что можно сделать по минимуму, что б мотор просто не трясло??? У меня 4 новых радуги 7. Одна с глянцевым корпусом, а 3 с шершавым. Вот думаю сделать пилотагу-тренера под нее. Какие будут пожелания???

papaAlex

А “пару” от МДСа 6,7 КУ добыть можете? Или, хотя бы пару гильз?

petti22

Думаю добуду. Что с ними делать? Если пару понятно, а с парой гильз?

VolodiaP
petti22:

Что можно сделать по минимуму, что б мотор просто не трясло??? У меня 4 новых радуги 7. Одна с глянцевым корпусом, а 3 с шершавым. Вот думаю сделать пилотагу-тренера под нее. Какие будут пожелания???

По минимуму - снять юбку и в глушителе впереди просверлить дырочку - 8 мм - перестаёт отворачиваться.

papaAlex
petti22:

Думаю добуду. Что с ними делать? Если пару понятно, а с парой гильз?

Если можете добыть, то можно сделать оч. приличный двигатель. И если есть знакомые токаря, то напишу что и как. Дел не мало, зато мотор толковый получается.
Для того, чтоб не трясло - читайте www.evstr.narod.ru/Page1.3/balans.htm Вал на Радугах не столь твёрдый, чтоб его нельзя было просверлить - эт я к тому, что догрузить можно… А у вас в Луганске, если не ошибаюсь, завод по производству пром. оборудования. В частности токарные станки выпускал…

petti22

Про коленвал совсем жестко. Врядле стану делать. А вот про юбку и дырку все понятно. Что с парой делать от МДСа?

papaAlex

Поэтому и спрашиваю о знакомых токарях - это для вас “жёстко”, а для твёрдосплавного инструмента - не очень - лезет как в масло. А с парой МДСа - сами наврят ли сделаете - нужно к спецам обратиться. Поищите знакомых, поспрашивайте. И не пугайтесь расчётов в статье - там простая геометрия.

petti22

Пару от МДСа втулить могу, токарь есть. ПРосто непонятно ничего с коленвалом и расчетами. Мне не так дорога эта радуга что б столько с ней морочиться. Ниразу таких доработок не делал, боюсь запороть коленвал. А вот с гильзой поморочиться можно.

papaAlex

Как хотите. Просто, вы говорили, что у вас их аж 4 и если они старого образца (с большим противовесом), то только вставив пару от МДСа и выставив фазы, можно достаточно долго и неплохо летать. А если противовес маленький, то надо бы посчитать.
А доработка там не сложная - надо расчитать положение отверстий (отверстия), которые надо сделать на координатно-расточном станке (токарь подскажет к кому обратиться…) и в них (в него) заклепать свинец.
Открутите задние крышки и сфотографируйте к-валы…

pakhomov4

[QUOTE=papaAlex;1312895] в них (в него) заклепать свинец.
QUOTE]

Свинец лучше не надо😒 Вольфрам…

papaAlex

Согласен, но его ещё иметь надо, а можно ещё найти проволочную эрозию и вырезать цилиндрики из твёрдосплава - сам так сделал. Хорошо бы хвостовик твёрдосплавной фрезы…