Мой внос в фонд "пилотажка для КМД"

Слава_Ямпольский
PVA:

Нее, меж лонжеронов зашивка бальзой,

Не, решил не делать. Крыло по моему уже через чур жёсткое. На больших моделях, я как правило на половину панели так делаю но намаленьком кыле это по моему перебор. Конечно, полёты покажут.

Maksus
PVA:

Нее, меж лонжеронов зашивка бальзой, прочность чумовая

Эта зашивка правильно называется “стенка лонжерона” - жёсткость действительно в разы растёт.

Olaf
Maksus:

Эта зашивка правильно называется “стенка лонжерона” - жёсткость действительно в разы растёт.

Жесткость на изгиб. На кручение все равно только пленка держит.

PVA
Olaf:

Жесткость на изгиб. На кручение все равно только пленка держит.

Не только, еще и зашитый лобик и нервюры шпоном)))) Все это здорово, если цель оправдывает средства. В моделях под 2.5 кубика, возможно и лишне зашивать как я все и полки и лобик, но я вот тащусь от этого, мож на то оно и хобби. А так конечно, как в магазинной ЛУГАНИ, просто набрали небходимо и достаточно и обтянули пленкой и все в норме. ИМХО

11 days later
Слава_Ямпольский
Сергей_Булат:

Слава, как прогресс?
Народ волнуется)))

Вот как выглядит мой проэкт на данный момент


Как говорил мой учитель: с мотором даже кирпич полетит. 😆

Шутка! Продолжение следует!

20 days later
alex02

Жаль зависла тема, а так хорошо началась !

v103

все усиленно строгают самолётики,ибо весна не за горам(правда не известноза каками)😃

Слава_Ямпольский
v103:

все усиленно строгают самолётики,ибо весна не за горам

Извините что не пишу так долго. Работа у меня такая. Иногда приходится уходить в “подполье”, а когда выкарабкиваюсь то надо выкапаваться дома сначала. Скоро начну работу над моделью. У меня есть две интересные идеи насчёт постройки стабилизатора и шасси. Посмотрим как выйдет на практике…

Слава_Ямпольский

Ну наконец-то дошли руки помастерить для души. Удевительное это занятие моделизм: вроде и ничего особенного а удовольствие огромное. В конце Февраля, во время детских каникул, поехал посмотреть на Большой Каньон в штате Аризона. Вот стою на краю, душу захватывает от грандиозности и величия природы. Начинаю себя чуствовать песчинкой и вдруг перехватываю себя на мысле о том как бы сделать фузеляж на моделе по-интересней и по-проще. Надо к психиатору сходить, это точно!

Ну так вот что я надумал насчёт фузеляжа смотря на отвесные стены величашего каньона в мире. У плоского фузеляжа стандартной конструкции есть два больших недостатка:

  1. чтобы сохранить вес, толщина фузеляжа уменьшается начиная где-то серидины крыла до стабилизатора тем самым ухудшая прочность фузеляжа с точки зрения торсионного кручения. Задняя часть фузеляжа крутит, тем самым изменяя положения стабилизатора по соотношению к крылу. Я это не раз замечал на кордовых моделях ARF типа Cardinal или Pathfinder. В последний раз когда я строил модель с плоским фузеляжем, я полностью обклеил фузеляж стеклотканью используя клей для обтяжки тряпичных крыльев полноразмерных самолётов. Модель хоть и вышла крепкой и лёгкой, возни было невыносимо! Одного клея пришлось нанести 10 слоёв пока он не заполнил волокна стеклоткани а потом сверху ещё бумагой. В общем, решение не стоило возни.
  2. Чтобы сделать нос модели прочнее, щёки фузеляжа делаются из фанеры. Мало того что фанера страшно тяжёлая, да к тому-же она отлично передаёт вибрацию в крыло и задную часть фузеляжа. Бальза с другой стороны гасит вибрацию отлично но, как вы знаете, не настолько прочная.

Эти обе проблемы привели меня к моему методу постройки. Ну не совсем мой: я учусь обыту у других пилотажников и науськиваю на ус. Например, идею использования бальзы вместо фанеры на носу модели я спёр у своего друга Рика Кампбэла. У него есть очень старая пилотажка которую он построил в начале 90-х. Вместо фанеры, он использовал щёки из бальзы такой-же толщины как сам фузеляж. Этой модели вот уже больше 20-ти лет а нос не разрушился! Он правда нос обшил стеклотканью снаружи а это значит что нужно очень много грунтовки что добавляет вес.
Вторую идею я позаимствовал у Ранди Смита: создателя серий моделей SV. Он когда строит обьёмные фузеляжи совсем не пользвется фанерой. Как правило, стенки передней часть фузеляжа состоит из прослойки из фанеры и бальзы(снаружи). Вместо неё, Ранди делает его из двух слоёв бальзы с прослойкой из углреводной вуали склееный эпоксидкой. Эта вуаль исключительно тонкая и лёгкая:

Мой фузеляж сделан из бальзы и вуали. Получается вот примерно такая прослойка:

Первую проблему решил очень просто: фузеляж истаётся такой-же толщины до самого конца. Чтобы решить проблему веса, задняя часть фузеляжа была построенна. Для прочности я решил сделать сэндвич на всю длинну фузеляжа. Вот как он выглядел перед тем как я начал клеить вуаль и бальзу:

Мотораму пришлось делать немного не так как обычно. Как правило, чтобы моторама не добавляла лишнего веса, насверливаю отверстия в той части моторамы которая будет покрыта фанерой позади мотора. Так как фанеры нет и бальза мягкое дерево, вся поверхность моторамы должна быть приклеена к бальзе. Дополнительный бенефит: моторама более эффективно передаёт вибрации в бальзу которая служит как гаситель вибрации.

Чтобы сохранить вес моторамы, решил не ставить дубовые вертикали между моторными планками. Как правило, я сначало строил квадрат(две планки под мотор и две вертикальные между ними чтобы задать правильное расстоияние для мотора) из дуба отдельно и вклеивал в нос фузеляжа. После обклейки фузеляжа фанерой, эти вертикальные планки были практически не нужны и только добавляли вес. Чтобы сохранить точное расстояние между моторными планками, можно просто вкрутит мотор но так как картер КМД толще фузеляжа, я не смог бы воспользоваться плоским столом чтобы вклеит мотораму ровно в фузеляж. Пришлось вырезать кусок фанеры и использоват его вместо мотора.

Кстати, о закреплении мотора в мотораме. Вместо обычных гаек, я использую слепые кайки. Это позволяет прятать крепёж мотора как в обьёмных фузеляжах

Ну вроде всё. Пора зашивать фузеляж и мотораму и создовать великий вуальный бутерброд!

Напялил перчатки, замешал жидкую эпоксидку сверх медленного засыхания(45 минут перед тем как начнёт засыхать) и вперёд. Наношу слой на бальзовую боковину так чтобы вся поверхность стала мокрой и накладуваю вуаль. Вожу кистью чтобы вуаль промокла а потом беру мягкий кусок пластика(старые банковские карты) и снимая лишную эпоксидку. Как узнать если снял дотаточно? Очень просто! Если епоксидки много, поверхность будет блестеть. Сглажываем пластиком эпоксидку с бальзы пока поверхность не перестаёт блестеть. Накладываю свеху фузеляж, проделываю такойже номер с другой боковиной, накладываю поверх фузеляжа и под пресс на 12 часов!

Ну вроде всё на сегодня. Завтра будет рассказ о вдохновительном Каньоне Антелопы, о “маленьких” изменениях в мотораме, костылях и колёсах.

ZigZag_f2b

Класс!

про передачу вибрации - никогда не задумывался, теперь буду знать и учитывать, спасибо!

но одна мысль посетила меня: а может было достаточно длины вуали только до середины крыла? заднюю часть то сужать не стали, имхо, жосткости бы и так было предостаточно

MODELKA_CT

Бороться с прочностью на кручение контурного фюзеляжа у меня получилось изменив схему -делать раму.В этом случае боковая площадь увеличивается и размах гориз.оперения можно смело увеличивать - бафтинг(тряска)исключен.

Слава_Ямпольский
MODELKA_CT:

Бороться с прочностью на кручение контурного фюзеляжа у меня получилось изменив схему -делать раму

А что вы имеете в виду? Может картинуку покажите?

Пал_Ник

[QUOTE=Слава Ямпольский;3255927]А что вы имеете в виду?QUOTE]
Наверно имеет в виду схему самолёт-рама (как Фокке Вульф 189).Жесткость конечно увеличится…Но есть другие способы увеличить,например + образные фюзеляж.

Слава_Ямпольский

У вас когда нибудь было такое: начали строить модель но как только начали резать первую деталь, ваш мозг вас подводит и начинает заполнятся мыслями “А что если порпробовать так”, “Может иначе будет лучше?”, “Этот прень дал тебе хорошую идею - надо попровобать”, “А что если…”. И вот вы сидите перед куском древисины и не можете сдвинутся с места, затерянные в МОЗГОВОРОТЕ!!!
Вот так я провёл следующий этап работы.

После того как кирпичи убрал, фузеляж был практически готов. Приклей щеку с правой стороны идущая от носа к крылу, вырежи отверстие для стабилизатор, закругли углы и прикрути колёса. Просто, не так ли? Но тут то я и поддался к постоянным голосам в голове. Решил переделать мотораму так чтобы можно было ставить любой мотор не прибегая к излишнему сверлению моторамы. Пару причин но ни одна из них не веская:

  1. И меня один КМД. Если сломается то модели кирдык, можно выкидывать.
  2. Модель эксперементальная. Уверен: в дизайне делать поправки будут. А что делать с моделью? Конечно отдам тем кому нужно “пушечное мясо”! У них КМД явно не будет а отдавать свой жалко.
  3. Так как модель собирается немного не по стандартной схеме(вуаль вместо фанеры), окончательный вес модели не известен и может быть нужда поставить что нибуть по мощнее.

Вот что получилось:

Идея такая: пок каждий мотор, отрезаем алюминивые пластинки и врезаю стальные резьбовые вставки Helicoil. Вот линк в России: www.bollhoff.ru/ru/ru/fasteners/…/helicoil.php

На обратной стороне предпочитаю ставить слепые гайки. Обычные гайки конечно проще но тогда модель выглядит как шея Франкенштейна.

Перед тем как приклеивать левую щеку, надо закрыть отверстия иначе клей затечёт в резьбу и потом никогда не выковыряеш.

И опять то-же самое: замешал эпоксидку, намазал на щеку, накрыл вуалья, убрал лишний клей, приложил к фузеляжу и пошли кирпичи поверх.

После того как клей засох, лампочка включилась в голове: а как ты балда собираешся шасси вешать!? Отверстия для установки шасси надо сверлить до дого как щеку приклеил! 😃

Мдаа, надо что-то придумать… Но настали детские каникулы и укатил в Аризону. Гуляя по Каньон Антелопы, одно из самых красивых мест на планете, приложив руку к ширшавой стене каньона и слушая флейту нашего экскурсовода индейки из племени Навахо, мне пришла в голову отличная идея: а почему-бы не стелать шасси в коробочке по типу тех что встраивают в крыло!

Вот так вот выглядит этот генератор идей:

Так как модель маленькая и я в основном с травы летаю, делать двух колёсное шасси не надо. Достаточно одного. Да, крыло будет цеплятся но на траве самое страшное это нижняя часть крыла станет зелёной от травы. Не страшно, выживу. Но тут-же возникает два вопроса:

  1. Должно-ли стоять шасси по центру фузеляжа либо смесщённое всторону? Если, то в какую
  2. Как далеко от крыла должно находится колесо?

На первый вопрос технического ответа нету но есть одна особенность кордовых моделей которую надо учесть. Если модель зацепится кордами или левой панелью крыла за землю на взлёте, считай что потеял модель. Они как правило заворачивают во внуть круга и становятся моделями свободного полёта. Если модель зацепится правой панелью, ничего страшного не происходит. Поэтому чтобы модель всегда предпочитала заваливаться на правую панел, я сместил шасси на 10мм влево от ценрта фузеляжа.

Ответ на второй вопрос очень простой так как есть очень простая формула: вне зависимости длинны шасси, модели или места установки шасси, точка касания колеса с землёй должна находится на лини проходящей через центр тяжести модели и повернутая вперёд на 15 градусов от вертикали. Если вспомнить геометрию, а лучше не надо, то чтобы узнать расстояние от ЦТ до места положения шасси, умножь высоту шасси(от горизонтального лини на которой разположено крыло до коника колеса) на 0.27. Люблю “просто”!

После этого решение проблемы было простое, сделай коробойку под шасси и приклей её с левой сторону фузеляжа. Пришлось врезать в только что вклеенную бальзовую щеку но это не страшно. Самое важное чтобы коробка была приклеена к чему-то твёрдому а не просто бальза иначе выломается при посадке. В моём случае приклеел к слою вуали и эпоксидки.

Вот как строил коробчку:




А теперь приходится делать то что не люблю делать больше всего: коробить уже готовые детали. Вырезаем и вклеиваем коробочку


И просто и не страшно выглядит. Даже даёт возможность запускать с рук! Снял шасси и вперёд!

Осталься только кастыль. Тут я использовал метод которому меня научили так давно что я уже забыл кто это был кто мне его показал. Решение настолько простое что даже мои мозги молчали пока я кастыль делал.

Идея простая: проделай канавку похожую на букву Г. Вставь туда проволку такой-же вормы и залей эпоксидкой. Этот кастыль оттуда никогда уже не вытащишь!

Канавку вырезал ручной фрезой типа Dremel.

Я забыл сфотографировать канаву перед тем как залить эпоксидкой так что чтобы было понятней вот картинка с ещё одной заготовкой под кастыль.

Эпоксидку замешиваю с заполнителем из микроскоических шариков(microbaloons) чтобы полегче весило.

Ну вроде всё, фузеляж откладываем. В следующий раз напишу как делал оперение.

Vik-Polet

Предлагаю Вам учебно-показушную модель под “КМД-2,5” которой вот уже 11 лет !!! А вот доработка модели проходила с раннего детста сначала с “Ритм 2,5”.

Нотан
alex02:

Жаль зависла тема, а так хорошо началась !

Алекс,этой САНТО-БАРБАРЕ конца не будет…

Слава_Ямпольский:

Извините что не пишу так долго

там тоже зелёная трава,но намного сочнее.

Слава_Ямпольский:

крыло будет цеплятся но на траве самое страшное это нижняя часть крыла станет зелёной от травы

Vik-Polet:

Предлагаю Вам учебно-показушную модель под “КМД-2,5” которой вот уже 11 лет !!!

Когда стройка закончится,этому самику будет лет 10

PVA

Слав, решил в твоей теме отметиться, по-скольку тема про пилотажку Урланова закрыта. Вобщем мое творчество под кмд 2.5 по мотивам Урлановской пилотаги. Вес 710гр. Винт будет другой, этот для красоты 😃

oleg40rus

Мой вариант пилотажки под 2,5см собрана по чертежам Урланова, двигатель КМД , вес 700.

Слава_Ямпольский
PVA:

Вобщем мое творчество под кмд 2.5 по мотивам Урлановской пилотаги.

Выглядит отлично! Не забудьте дать нам отчёт полётов.

Как и вы, я пытаюсь придерживатся размерам указанными на чертеже. Единственное меня немного смущает это размах стабилизатора.