кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня
Мне посчастливилось ,одну смену пионерского лагеря заниматься в кружке, под руководством Моисея Степановича Степченко / может кто помнит/. Так вот он обучал ,как из этих примитивных контурных полукопий делать вполне летабельные " копии" .
Фанерное крыло облегчалось так, что оставались тонкие перемычки в местах предполагаемых нервюр и по контуру крыла. Передняя треть крыла не трогалась. На месте лонжерона, по всему размаху приклеивалась торцом клеилась сосновая рейка 10/3 мм. Затем сверху на лобик и перемычки-нервюры клеились пластины пенопласта. После высыхания клея крылу придавался шкурилками профиль.
Фюзеляж делался аналогично, только по всей длине ,с двух сторон , рейки клеились плашмя. И профилировался соответственно шпангоутам.
Для обтяжки брали толстую коричневую бумагу /похожа на крафт/ и на клее АК-20 /ПВА тогда ещё не было/ обклеивали всю конструкцию. Этим же клеем и лакировали. Далее красили.
Двигатели стояли МК-12 . С таким профилем и меньшим весом, это были совсем другие самолёты.Жёсткость конструкции - неимоверная. Петли, крен 45 -не вопрос. Да и внешне модель только выигрывала.
мы стремились к достижению конкретной цели, совпадающей с интересами нашего государства.
Вот, золотые слова, которые ёмко объясняют, почему во времена СССР моделизм у нас так хорошо развивался.
Я вот таким воспоминанием ещё хотел поделиться: в кружке у нас были несколько фанеройдов-полукопий И-16. Сделаны они были все по классической фанерной технологии. Бумагой не обклеивались, а все были выкрашены на одинаковый манер в традиционную зелёную и синюю краску. Моторчики на них ставили “Стрижи” и МК-17. Шасси были проволочными и, как и у настоящих И-16, располагались под крылом. Благодаря этому самолётики при посадке постоянно капотировали и кувыркались. Но при этом летали они шустро и ребята частенько брали их на кружковские полетушки.
Вот, по прошествии десятилетий, я неожиданно и задался вопросом: а были ли такие наборы? Почему-то мне показалось что это всё же были наборы, поскольку в кружке было три таких одинаковых модели и, кажется, одна недоделанная, которая вечно пылилась в шкафу. Новые моделей за все мои школьные годы чудесные, в кружке никто больше не делал.
Да нет, Валентин, была и в Ташкенте бальза, занимался у Икрамова Атабека с 1962г ,в старом помещении Аэроклуба,если помнишь
Здравствуй, Владимир.
Я не про сборников говорил, а про модэлки. А бальзу и мне выдавали, такую - “дубовую”.
Старый Аэроклуб не помню, к сожалению.
Я больше на “Хаклар дустлиги-28” и гостиннице, что рядом.
Были же времена!
Интересно.А наши дети повзрослев,тоже будут вспоминать с теплом прошлое?
Будут обязательно, если будет что вспомнить.
Но мы кажется чутка отвлеклись.
. Двигатель рекомендовался МК-12В, у меня в то время были такие, поэтому я их и использовал. Но модель с успехом могла летать и с МК-16 или МК-17.
Ломали в детстве себе голову, ведь явно казалось ,что эта ажурная 10тый номер под 16ты-17тый…ну не мк12в.Потом выросли,присмотрелись - ну конечно имелся ввиду мк12С
. Двигатель рекомендовался МК-12В, у меня в то время были такие, поэтому я их и использовал. Но модель с успехом могла летать и с МК-16 или МК-17.
Ломали в детстве себе голову, ведь явно казалось ,что эта ажурная 10тый номер под 16ты-17тый…ну не мк12в.Потом выросли,присмотрелись - ну конечно имелся ввиду мк12С
Александр! А я думал никто не заметил в наборе №10 - некоторые неувязочки! МК-12С “Ласточка” - видимо не только имелся ввиду разработчиками, но имено этот двигатель изображен на модели в самом чертеже! А теперь внимательно посмотрите на коробку и прочитайте, какой двигатель рекомендуется там? Правильно, написано, что модель рассчитана под МК-16! А теперь читаем в описании сборки - там написано: Мотор авиамодельный марки МК-12. Но вот МК-12В или МК-12С - там не указано. У меня лично не было тогда МК-12С, а вот МК-12В были. Я и их использовал! Вот такая история!
У меня первая модель была та самая за 65 копеек…Мотор МК12.
И она полетела!!!\
Вернее раскрутил на 5ми метровых кордах (во дворе места больше не было)
Раскручивать пришлось т.к. он издал звук и НЕ ЗАГЛОХ!!! ( А до этого два месяца ни какой эрекции на мои потуги, а тут вдруг работает нах режим??? Жужжжжжит! ведь!!!
А теперь главное: ЭФИР! Где достать?..
Взяли с другом самолётик и инструкцию к мотору где написано, что нужен ЭФИР .
Далее залезли в больницу *Боткина *(через забор), нашли операционный корпус (там было написано) Позвонились… объяснили…и нам вынесли ТРИ фуфырика эфира по 165гр.
Всем добрый день. Тоже в детстве занимался кордовыми. И как у Антона первой моделью которая летала была самолётина за 65 коп. Родители на мои долгие просьбы купили мне мк-12в в Детском мире . Было это в 78-79 году не помню точно. Такой весь блестящий , аллюминевый, в общем не мотор а мечта. Обкатывали его на территории родной школы №732 что расположена в Кунцево. На самолёте летали между Рублёвкой и дублёром напротив ресторана Бомбей. Корды может были метров 10-12 , по моему просто те что были в наборе поделили попалам. Всё было просто прекрасно пока в одном из полётов не ткнул самолёт в землю. Оказалось что у коленвала надломился мотыль. Как говорится упс- трагедия . Ну а потом было много самолётов и разных моторов. Эфир доставала тётушка она работала зубным техником. На кордах не летал лет 15-17 и что-то так захотелось воскресить старые ощущения когда самолёт чувствуешь рукой. Мне наверное этого ощущения как раз и не хватает когда летаешь на радио. Короче надо сделать что-нибудь под комод. Всем удачных полётов.
купили мне мк-12
Было это в 78-79 году
Такой весь блестящий , аллюминевый,
Вам бы романы писать фантастические 😁
Да, и забыл добавить к своей писанине, что самым лучшим винтом в детстве считался винтик из капрона 200х200 чёрного чвета за 98 коп. Есть пару штук в загажнике 😃
что-то так захотелось воскресить старые ощущения когда самолёт чувствуешь рукой… Короче надо сделать что-нибудь под комод.
Знакомое такое ощущение. Я как раз сейчас этим и занимаюсь. И даже КоМоД приобрёл )))
Есть пару штук в загажнике
А фотко выложить?😒
Добрый день! разрешите вставить свои 5 копеек ностальгии по временам СССР. Я тоже немного застал то золотое время когда все выдавали бесплатно, в то время я жил в Ташкенте и в 3 м классе попал в кружок нашего района на Кара-камыше в парке им.Набиева. Первая кордовая модель была тоже из фанеры но не из набора ,кажеться из МК. называлась ‘светлячок-2’. Летали на ней всем кружком так как только мне родители купили мотор МК-17 который храню до сих пор! В то время тоже не все кружки обеспечивались одинаково скорее всего из за лени администрации что надо чтото выписывать ,подписывать и т.д. В 5м класе я перешел в центральный дом пионеров им.Ленина вот там я и увидел весь рай авиамоделизма того времени! Это были и наборы и первый заветный КМД который мы получали от руководителя за то что изготовив кордовую модель смогли самостоятельно на ней взлететь. В дальнейшем я сменил еще несколько кружков по разным причинам пока не попал на городскую станцию Юнных техников. Где авиамоделизм развивался в спортивном направлении. Я узнал прелесть поездок на соревнования спортивный азарт, командное чувство где каждый переживал за члена своей команды! Много времени утекло с тех пор ,был 10 летний перерыв занятий моделизмом и вот как то после переезда в Курск увидел в окнах ДОСААФ висят модели , вобщем зашел на огонек и как говорится обратно затянуло в этот мир бывшего детства! Сейчас я веду кружок во дворце пионеров где в подвале случайно нашли те самые наборы которые нас здорово выручили на начальном этапе работы с детьми. К сожалению сейчас нет такого обеспечения как в нашем детстве но если руководитель проявит смекалку и немного потратит личного времени то и сейчас можно найти бесплатный материал для изготовления подобных моделей. Еще на выручку приходит везде доступная потолочная плмтка а уж что из нее можно сделать думаю здесь расказывать ненадо. А несколько наборов храню как раритет чтоб было что показать подрастающему поколению! С уважением и огромным приветом всем кто меня помнит и знает!
Бежевые 230х130, шаг точно не помню.
А что цифры означают? Особенно 130?
Вот те, что чёрные, я использовал на своих первых гонках с мотором КМД, диаметр чуток уменьшал обрезанием. Они только у меня были серого цвета, а не чёрные. А белые, что на первом фото, мы немного крутили (увеличивали шаг) путём нагрева над спиртовкой. Новые они пальцы резали своими бритвенными кромками.
Новые они пальцы резали своими бритвенными кромками.
И сейчас режут, нулёвочкой их, нулёвочкой!
Диаметр/Шаг в миллиметрах.
Особенно 130?
Шаг(оборот 360гр и пройденное расстояние по высоте за этот оборот)-помню так рассказывали
Белые да совсем никудышные были. А до того что их можно нагреть и шаг докрутить побольше в детстве не додумался. Об этом только потом в М-К прочитал. На КМД бежевые не плохо работали. Самое обидное что их всех моих самоделок только две были запечетлены на фотографиях. ЯК-6 контурная копия и бойцовка " Каховка" всё из М-К. Копию убил в первом вылете, а бойцовкой долго пользовался. Копию пускали возле гребного канала в Крылатском на асфальтовой площадке. Нас тогда в милицию забрали за то что шумим и мешаем спортсменам
- гребцам отдыхать 😃
за то что шумим и мешаем спортсменам - гребцам отдыхать
Прочитал и вспомнился сучай.
Приехали на соревнования в Фергану, а так-как уже было поздновато и раб. день кончился разместили нас в полку “грузовиков”.
Завтра старты, ну мы и вышли перед “казармой” на скоростной моторку опробовать…, мдя-а-а, все кто отдыхал перед вылетом
были на болконах и костерили нас на чём свет стоит! Это только потом нам сказали, куда нас привезли!
Прочитал и вспомнился сучай.
Приехали на соревнования в Фергану, а так-как уже было поздновато и раб. день кончился разместили нас в полку “грузовиков”.
Завтра старты, ну мы и вышли перед “казармой” на скоростной моторку опробовать…, мдя-а-а, все кто отдыхал перед вылетом
были на болконах и костерили нас на чём свет стоит! Это только потом нам сказали, куда нас привезли!
Какой год? Афганцы?
Наш кружок, 1990 год. Я стою с ПО-2. Как я скучаю по тем временам…