кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня
Будет интересно посмотреть, на ретро)
Доброго времени суток
Как и обещал, модели временно СССР(«посылки»). Начну с моей первой модели, её я собирал примерно 83-84 годах, побывав впервые в пионерлагере «Смена» под Загорском, от батиной работы. В лагере был авиамодельный кружек, и я, как сейчас помню, был на повал сражен кордовой моделью копией самолета Миг 3 ( он появится чутка позже). Приехав домой я чуть ли не ультимативно сказал бате, что буду строить самолеты, мы пошли в детский мир, и там была эта модель По-2. Конечно же её тут же купили, и я до конца лета пилил и собирал её. Как сейчас помню, этот хлипкий фюзеляж, крыльевая коробка гуляла во все стороны, привязанный леской руль высоты занимал либо крайнее нижнее либо крайнее верхнее положение, съехав на стабилизатор. В оконцовке оказалось, что для запуска нужен мотор, которого у нас в детском мире не продавалось, и так бы это всё и почило в Бозе, если бы друг в сентябре месяце не притащил бы меня в действительно авиамодельный клуб, который располагался в пристройке к его дому.
В общем когда возникло желание собрать коллекцию, даже сомнений не было что собирать в первую очередь 😊 Сразу хочу оговориться: все модели которые я буду выкладывать, собраны в строгом соответствии с инструкцией по сборке, с применением клеевых материалов исключительно соответствующих той эпохе (эпоксидная смола ЭД-4 или МФ, ПВА, эмалит, папирусная или микалентная бумага и конечно же микродвигатели Мк-12в, Мк-16, Мк-17, Ритм, Метеор, КМД и т.д и т.п.). Современные материалы применялись в исключительных случаях в исключительно малых количествах, как, впрочем, и отклонения от технологии сборки согласно инструкции.
Фотографий сборки к сожалению нет. В данной модели в разрезе с инструкций тяга руля высоты сделана наборной: проволока ОВС-деревянный шток-проволока ОВС, в связи с нЕвозможностью нормального полета с тягой только из проволоки( модель не держала горизонт, постоянно «гуляла» и т.п. С измененной тягой летит стабильно. Закрутка нижнего крыла произошла самопроизвольно примерно через пол года после сборки( перед сборкой вся фанера была винтом, что вызвало необходимость в исправлении путем пролива кипятком и последующей сушки под прессом). В инструкции предлагается использовать двигателя Мк-12, но такого в тот момент не было, как и Мк-16, поэтому установлен Мк-17. Винт деревянный, собственного изготовления.
Ни разу не видел, как этот ПО-2 летает…
Дома лежит такой набор, но глядя на всю эту кривую фанеру, даже собирать не хочется, так как выравнивать ее нет никакого смысла, ее один фиг потом завернет.
Видал в живую как эти табуретки бороздили просторы нашей вселенной причём на мк-17 на коротких кордах. Нерадивые руководители выставляли это творчество в классе моделей- копий(полукопий) на соревнованиях школьников. Причём красили вручную без краскопультов и аэрографов… Нам же тоже досталось порядка 10 наборов, может и больше, всех их раздербанили на ценную фанерку для других самолётов.
За то сейчас школьники выступают на моделях своих руководителей и совершенно ничего не хотят делать руками. И нерадивые руководители это поддерживают, так как хоть кому то надо продать свои модели.
И тут задумаешься, что лучше, выступает ребенок, на своем страшном и кривом, или на купленном, с понтами как у МС, но при этом даже молоток правильно держать не умеет…
Все день добрый
Видео полёта этого По-2 есть, пока не могу его найти, как нарою обязательно выложу. Ну а сейчас продолжим
Вторая модель которую хотелось собрать была конечно же Кордовая гоночная модель самолета, набор №22. Не могу вспомнить точно, но однозначно видел этот набор в авиамодельном, его выдавали ребятам постарше, лет так примерно с 14-15, уже летающим по кругу и умеющим делать простые фигуры типа прямая петля, полет на спине и т.п. Тогда наличие всех этих деталек для системы управления, колесиков и конечно же фонаря кабины приводило в благоговейный трепет. Тем не менее НИ ОДНОЙ построений модели я так и не увидел. Набор действительно был довольно сложен в сборке.
Эту модель пока не запускали, в прошлый раз когда ездили на коридором в Жуковский забыли её, а без него у нас в городе к сожалению полетать негде. На модели установлен Ритм четырехболтовый. В дальнейшем планирую после обкатки апгрейд задней крышки по чертежам из МК. Т.к. выхлоп у данного двигателя кольцевой, дренаж сделал длинный с выходом к выхлопным окнам, для заливки порции топлива сразу во время заправки. Двигатель новых, немного покатал его на стенде. Обтянута модель крашенной микаленткой. Надеюсь в этом сезоне найдутся время для полета на ней, обязательно сниму видео и выложу сюда.
Сразу хочу объяснить почему стараюсь соблюдать именно ту технологию сборки, которая описана в инструкции к модели. В этом чате как то видел фото старой советской газеты, в которой была табличка с рекламой Посылторга и перечнем моделей, которые можно было приобрести через почту. Т.о. в СССР любой мальчишка хоть в Москве, хоть на Сахалине мог выписать себе модель, выпросив у родителей денег, и собирать её самостоятельно, дома, без грамотного руководителя авиамодельного кружка, руководствуясь только своим пожиманием инструкции( а иногда к сожалению она имел двойственное трактование одного и того же процесса), и, соответственно, довольствуясь только вложенными в посылку материалами, которые к сожалению очень часто были довольно низкого качества. Поэтому собирая теперь эти наборы, я стараюсь встать на место этого мальчишки, и выходить из ситуации подручными средствами, стараясь не заменять кривой материал на новый, ровный и т.д.
В процессе накопления материала для сборки, стали попадаться не совсем самолетные посылки, все же относящиеся к авиации. Рассудив, что раз уже музей ретромоделей, то и эти артефакты тоже найдут в нём достойное место. И так: коробчатый воздушный змей. Много раз наблюдал их запуски, но никогда сам не запускал. В общем собрали, поехали на карьер и заодно его захватили. Минут 30 разбирались с системой управления и балансировки, привязали 2 гаечки М10, подвигали туда/сюда на леере и вуаля! Полетел родимый!
Имея опыт в сборке моделей, можно постараться собрать по инструкции и из материалов набора.
А вот дома, без опыта, без опытного помошника, это для обычного подсаненка было не реально. А чтобы еще и полетели, забудьте.)))
Ну как я писал, тот По-2 я худо-бедно собрал, с ним кстати и пришёл в авиамодельный клуб. Да, не было мотора, да даже если бы и был, топливо, как завести, еще же корды сделать надо и т.п. В общем затея конечно сразу была обречена на провал. 😦(( Но в качестве стендовой возможно очень даже и могла бы пылиться на полке
Нашел видео запуска змея, это формат МPG 4, но не удается загрузить. Подскажите пожалуйста как загрузить?
надо загрузить на www.youtube.com, он сам конвертирует, а оттуда уже вставить ссылку.
И тут задумаешься, что лучше, выступает ребенок, на своем страшном и кривом, или на купленном, с понтами как у МС, но при этом даже молоток правильно держать не умеет…
Если показывает хорошие результаты в технике пилотирования и хочет спортивных результатов, то про молоток неважно. Так считаю. Говорили об этом уже.
Надеюсь всем будет интересно, как змей летает, сам честно говоря был очень доволен 😃 Однако к этому времени наборы стали плодиться как грибы после дождя, и неожиданно на Авито всплыл тот самый МиГ 3, который когда-то очаровал меня в пионерском лагере, и навсегда затащил в сети авиамоделизма:))) Собирал модель неспешно, наши пионеры также с интересом следили за работой, иногда спрашивая, а это Вы что такое Сергей Александрович собираете? Летающий кирпич? Я посмеиваясь отвечал, да, вот эксперимент провожу… В общем поразмыслив, сделал небольшой апгрейд: крылу придал более менее аэродинамическую форму, путем обработки задней и передней кромок, и в обоих полукрыльях сделал облегчения. Двигатель согласно инструкции Мк12в. Нашел также на просторах Авито. После разборки, промывки, сборки обнаружилась недостаточная компрессия… При попытках запуска из под контрвинат немного сочилось топливо, что говорило о недостаточном прилегание контрпоршня. Проблема решилась довольно оригинальным способом, при очередной разборке у меня появилось ощущение что диаметр контрпоршня мне что-то очень сильно напоминает… Предчуствие не обмануло, это били наши российские 50 копеек. Вставление поверх контрпоршня, они добавили герметичности и двигатель стал стабильно запускаться и работать.
Прошу прощания, пробую и разбираюсь. Доступ запланирован на час ночи, попробуйте через пару минут