С какого возраста начинать?

ДедЮз

По моему глубокому убеждению, в любом возрасте ребенок может “загореться”, для этого, регулярно нужно живьем показывать суть моделизма. Что касается продвижения “загоревшегося” ребенка, то подход должен быть сугубо индивидуальный с учетом возраста, знаний, эргономики, навыков.

Дерсу_Узала

“загореться” можно в любом, но в слишком раннем, когда он ещё не “схатывает на лету” специфику, он также быстро остынет, поэтому на мой взгляд, лучше не рано, не в 10-11, а чуть позже, ну а то, что индивидуальные особенности, то это люфт 1-2 года. Я так думаю! Я не утверждаю.

При этом давайте будем рассматривать вопрос в таком формате: Ребёнок обычный, без папы моделиста, сам захотел и стал заниматься, когда он “созрел”?
Общался вчера с коллегами, аксакалами они вспоминают, что лет в 14-15 начали. Здесь ведь школьные знания помогают понимать, а если их нет ещё, то в принципе ребёнок может только “обезьяний труд” делать, не понимая сути вопроса. Ну например: постройка катера, водоизмещение, закон Архимеда физика 8 вроде класс.
Я понимаю, что у многих дети втянулись за папой в раннем возрасте, но сколько времени и нервов папе это стоило, а если не торопить события?
Поделитесь, кто в каком возрасте начал заниматься? Вопрос не праздный, сам работал в СЮТ, и из-года в год одна и та же картина: Родители, бабушки, дедушки, тащат на занятия в разные кружки начиная со старшего детсад и начальной школы, дети кишма кишат, отчёты и цифры всё окей, а в подростковом возрасте все эти дети куда-то пропадают, их нет…, они уже “перегорели”…

Губанов_Игорь

В 14-15 лет ребенок должен уже выходить в юниорах на ЧМ и сражаться за золото. Начитать то надо лет с 7-10. В СССР как правило начинали в третьем классе, это примерно 9-10 лет

ДедЮз
Дерсу_Узала:

“загореться” можно в любом, но в слишком раннем, когда он ещё не “схатывает на лету” специфику, он также быстро остынет, поэтому на мой взгляд, лучше не рано, не в 10-11, а чуть позже, ну а то, что индивидуальные особенности, то это люфт 1-2 года. Я так думаю! Я не утверждаю.

Как раз, самое время. Премудрости в таком возрасте, можно и на бумажной птичке объяснять, а с первой схематической моделью можно ознакомить в 7…8 лет. И простейшую кордовую из дощечек, можно пускать в этом возрасте, естественно под присмотром взрослых умельцев.

RUS1865A
Дерсу_Узала:

Тема не о материальном (моделях), а о нематериальном (побудительных мотивах заниматься, и с какого возраста)

Решил спросить у сообщества точку зрения, с какого возраста пацаны лучше втягиваются в занятия моделизмом, и с каким возрастом лучше работать наставнику (тренеру, педагогу)

Сам я начал заниматься с 14,5 лет в далёком теперь уже 1983 году.
В этом возрасте когда у нас уже была и физика и химия, мне было в принципе легко представлять и понимать что и зачем. Да и алгебра с геометрией тоже помогали.
Сыну сейчас 10 лет, и он что-то там “мастерит” дома (катер), но… и руки и голова ещё не созрели для кружка, как мне кажется.
Я противник того, чтобы делать за него модели, или давать свои, чтобы выступал, мне кажется это не правильно. Видел много пап, которые с раннего детства сыновей “приобщали” так, что их потом когда вырастут и не видно…

Когда сам вел кружок, мне больше нравилось работать тоже с 13, 14, 15 летними пацанами, чем с малолетними 10-12 лет.

Прошу делится опытом (как положительным, так и отрицательным) в деле приобщения сыновей к моделизму…

Я сам папа авиамоделиста, причем пришел он в кружок с мамой, по своему хотению. Но через год занятий по резке моделей из потолочки, пришлось подключиться самому и до меня довел инфу руководитель кружка следующего содержания-нужно все покупать самому (ДВС, топливо, бальза и т.п.) чтобы развиваться дальше. Сыну к этому времени исполнилось 8 лет. Модели он строил почти сам из фанерки, я только помогал вклеить крылья и стабилизатор, ручку помогал сделать и корды. Когда пошли наборные крылья мое участие стало более активным. Про ДВС вообще молчу-все я сам, и ремонт и запуск. Особенно дизеля. Сейчас ему 14, два года строит объемную пилотажку под 9 кубовый Скиф Страхова, все сам ( в кружке), я не подхожу из принципа, делай сам под себя самолет, ведь уже чемпионом стал. Были самим им изготовлены 2 пилотажки с плоским фюзеляжем (улетели на Кубань). Так вот на мой взгляд-одного хотения мальца маловато в 8-10 лет, а то приводят мамы-папы и в 6-7 лет, помимо элементарной таблицы умножения необходимы мало-мальски знания по физике и аэродинамике, а также чтобы руки правильно из плеч росли. Ранее Бобров (бывший руководитель кружка, светлая память военному летчику-штурмовику) заставлял изготавливать по одному винту на каждом занятии. Лишние сразу отсеивались сами. Так что лет 12 на мой взгляд - самое то. Парни более-менее сами уже понимать начинают чего хотят. Есть конечно таланты, которые только летать умеют и неплохо, особенно в век “электричек”, но ведь это для них очередной гаджет, а вот лично мне нужен сын, который способен работать и головой, и руками, и как спортсмен мог с нервами на соревнованиях справиться. Это лично мое мнение!

Дерсу_Узала
RUS1865A:

которые только летать умеют и неплохо, особенно в век “электричек”, но ведь это для них очередной гаджет, а вот лично мне нужен сын, который способен работать и головой, и руками, и как спортсмен мог с нервами на соревнованиях справиться. Это лично мое мнение!

Полностью с Вами солидарен, мне то же главное чтобы сын научился работать “в основном руками и немного головой”, ведь в конечном счёте навыки настоящего моделиста будут помогать ему всю жизнь и в работе и в семье, а быть “наездником” на папиных времени, руках, и мозгах (моделях в итоге) и ничего не понять, и не научится как следует- это для меня неприемлимо.
А не заработанная своим трудом медаль чемпиона, не будет ему казаться настоящей ценностью и уверенности в себе не добавит.

P.S. Моему сейчас 10, неделю назад приставал, папа хочу катер с моторчиком сделать, я дал моторчик (электро), он у меня “перевёл” материал в стружку (пенопласт), сходил на речку по пускал, и остыл, сейчас гоняется по улице… Это я к тому, что в 10 лет мой ещё больше играет в “мыльные пузыри” с братьями и сестрами на улице, чем усидчиво может что-то мастерить.

Губанов_Игорь:

В 14-15 лет ребенок должен уже выходить в юниорах на ЧМ и сражаться за золото.

Как понять “ДОЛЖЕН”, да ещё на Чемпионат Мира? Если это папины “хотелки”, а не самого ребёнка (не все же имеют характер спортсмена), то можно наломать кучу дров в воспитании собственного ребёнка.

Deisell

Я записался в СЮТ в 13 лет как сейчас помню 1 сентября, когда пошел в 7 класс. Это была моя самая большая мечта, так что я был переполнен энтузиазмом. Так вот, я хорошо помню что в кружек ходили ребята по младше на год-два и что было заметно что им “рановато”, им сильно помогал руководитель, тратя большую часть времени занятия, некоторым пилку в лобзик заряжали папы-мамы, как по мне нормальный моделизм начинается с 13-14 лет.

По поводу того что ребенок что то там должен занимать на каких что чемпах - помню к нам паренек ходил с очень известной в ф2д фамилией (заслуга отца), его батя заставлял тренироваться со словами - не будешь летать, никакой рыбалки 😁 столько слез было хана просто…короче у паренька теперь через много лет совершенно другое хобби

Дерсу_Узала
Deisell:

помню к нам паренек ходил с очень известной в ф2д фамилией (заслуга отца), его батя заставлял тренироваться со словами - не будешь летать, никакой рыбалки столько слез было хана просто…короче у паренька теперь через много лет совершенно другое хобби

Вот это “болезнь” многих чемпионских моделистов, тащат за уши своих детей, а им этот моделизм пофиг, либо ребёнок не дорос, либо склад ума и характера другой. Сам такое много наблюдал в судомоделизме. Кроме того есть в этом ещё нехороший моральный аспект. Иной пацан с талантом, но без спонсорской поддержки “папы чемпионского моделиста”, не может попасть на призовые места, хотя сам старается и всё делает, а “чемпионскому сыну” дали папину модель и он “вечный чемпион” пока юноша… Все это видят, но ничего не предпринимают. Особенно несправедливо это по отношению к руководителям из слабо обеспеченных кружков, вкладывают в пацанов душу, везут на соревнования, а там “папин Новаросси” за 500 евро победил. В СССР был в своё время запрет на выступление на Чемпионатах СССР на импортных моторах, а у юношей был свой класс ФСР 3, 5 дизель, которого в Мире не было, соответственно Чемпионской моделью от папы нельзя было воспользоваться

Deisell

Тут тоже двояко, вот допустим у меня пацан будет, захочет самолет на веревочках, мне ему ритм купить или открыть ящичек поставить что то нормальное? я ко второму варианту склоняюсь. На украинском форуме люди вонь подняли что там в киевском кружке мелкие на форах летают, не дети спортсменов, а просто видимо бабки есть у родителей, им руководитель сказал - они купили.

PROPELLER

Авиамоделизм и авиамодельный спорт, это совершенно разные вещи.
В моделизм ребятня приходит по собственному желанию построить модель, а спортсменов в основном притягивают за уши родители. ( спортивную технику стоимостью в тысячи баксов в кружке не выдают). На первенстве России нет ни одного ребятёнка собственноручно построившего модель.
Я с первого класса бредил моделями, что-то пытался построить, но более менее что-то путнее начало получаться только в 9 классе.

ДедЮз
PROPELLER:

Авиамоделизм и авиамодельный спорт, это совершенно разные вещи.
В моделизм ребятня приходит по собственному желанию построить модель, а спортсменов в основном притягивают за уши родители. ( спортивную технику стоимостью в тысячи баксов в кружке не выдают). На первенстве России нет ни одного ребятёнка собственноручно построившего модель.
Я с первого класса бредил моделями, что-то пытался построить, но более менее что-то путнее начало получаться только в 9 классе.

Не буду называть имена и фамилии, сейчас их хорошо знают в модельном мире. М/С СССР по планерам А-2 (F-1A) выполнил на своей модели в 8-м классе, другой в 12 лет выполнил М/С по гонкам (F-2C), по возрасту не положено было присваивать звание. В 1960 году Союз состоялся в г.Бауска (Латвия) тогда. юноши были до 16 лет. Летали и результаты были не детские. С детьми работать нужно. И пилить учить и теорию понимать (не конспектами), на примерах запусков.

Дерсу_Узала
Deisell:

Тут тоже двояко, вот допустим у меня пацан будет, захочет самолет на веревочках, мне ему ритм купить или открыть ящичек поставить что то нормальное? я ко второму варианту склоняюсь.

Я бы ритм, МК-17 или кмд дал, он всё равно угробит мотор по первой, но зато научится чему-то (если за него не делать)

Пока большинство высказалось, что возраст 7-8-9 класса более предпочтительнее.

Приведу ещё пример: У меня есть старшие дочери, вроде по всему 100% гуманитарии, но в 9 классе дочка стала приставать с вопросом кем быть и куда поступать: в гуманитарный или технический. Я сказал иди в авиамодельный кружок попробуй, может понравиться. Она пришла и начала строить ракету, какую-то сложную, которую за пару занятий не построить. Но в 9 классе выпускные экзамены, времени свободного мало было, летом кружок не работает, но желание достроить ракету в новом учебном году не пропало. Когда спрашивал дочь тебе тренер помогает, она ответила, что там ничего сложного нет, мне всё понятно как надо делать.

И другой пример, когда сын был во втором классе, были с ним в Жуковском, на “Взлёте России”, он загорелся хочу строить самолёты. Привёл в кружок. Через пару, тройку занятий спрашиваю руководителя, как пацан, получается хоть чуть чуть? Он говорит, пацан “затупил” не может сам разметить, чертеж детали скопировать на фанерку, а у меня нет возможности с ним персонально заниматься.
Спрашиваю сына, интересно заниматься, он говорит, что нет… Ну я и не стал настаивать… В общем я заметил, что у моего пока “волнами” нахлынет творчество техническое, отпустит. Катер с моторчиком смастерил…, по пускал забросил…, а планы были громадные…, и руль машинки приделать, и ещё чего-то, чтоб быстрее ходил. Но сейчас интереснее на велосипеде гонять по улице.

RUS1865A

Каждому-свое. У меня старшая дочь и педагогический заканчивала, и мебелью торговала, а сейчас стюардесса, но с техникой не особо дружит, хотя авто водит и неплохо. Младшая дочь-технарь, в железяках разбирается. Сын-самое младшее дите (14 лет) много чего знает, но быстро загорается и быстро тухнет, особенно если затык какой в работе. Зато старшая -если начнет что либо, так обязательно доведет до конца. Все зависит от склада ума и характера. Всех под одну гребенку не расчешешь. Самое главное я понял-заставлять что бы было “так как я сказал” - бесполезно. Сначала будет делать кое как, а потом возненавидит это дело и забросит. Будет потеряно время, силы, деньги, нервы и самое главное -взаимоотношения.

10V

Пришёл в кружок в 10 лет, с тех пор не уходил … видел много … и сам учусь и других учу. К концу первого году построил схемку, счас стараемся за год до радио дойти (простого конечно, но всё же летающего). В авиамоделизме наиболее оптимальным считаю начало занятий с 5-го класса, хоть момент этот конечно условный. Кораблики можно с 3-го, причём всё с тем же условиям дойти за первый год до простого радио.

За 21 год видел несколько сотен ребят, и разного возраста и с разными руками. Солидарен с мнением, что для ребят младших классов авиамоделизм рановат. Да, простые металки по шаблонам, с минимум измерений, они тянут, но это предел, что то сложнее только при очень значительной помощи.

Дерсу_Узала:

а там “папин Новаросси” за 500 евро победил.

Зато МС в 12 лет …

ДедЮз:

а с первой схематической моделью можно ознакомить в 7…8 лет.

7 лет это второй класс (раньше и вовсе первый), им только только линейку показали, какая схемка ??? У меня есть “схемка”, с наборам шаблонов на всё (мерить самому почти не надо), кое как в конце третьего делают. Более менее нормально только в четвёртом и старше.

Deisell:

По поводу того что ребенок что то там должен занимать на каких что чемпах
.
.
.
короче у паренька теперь через много лет совершенно другое хобби

Вот очень даже согласен, за столько лет и сам далеко не раз видел такое.

Да ещё нужно понимать что для многих ЧМ и им подобное и вовсе не нужно. Особенно счас - в век радио, FPV и прочих квадриков, им просто нравится летать и мучая их разрядами и т.п. мы лишь мешаем, отвлекая от любимого занятия - строит и пускать модели.

Creolka
Дерсу_Узала:

Он говорит, пацан “затупил” не может сам разметить, чертеж детали скопировать на фанерку, а у меня нет возможности с ним персонально заниматься.

А на кой такой врукавадила?
Как нет возможности? Мож желания?
Чесслово!
В восемь лет рановато в авиамодельную секцию, было такое “распоряшение” с девяти лет брать.
Я сам начал с восьми лет, но… в судомодельном. В “авиацию” не взяли… .
И это не смотря на то, что у меня дядька в моделке занимался, а отец радио вёл.
Полгода корпуса шкурил хр знает чьи, а как девять стукнуло в авиамодельный ушёл.

ДедЮз
10V:

7 лет это второй класс (раньше и вовсе первый), им только только линейку показали, какая схемка ??? У меня есть “схемка”, с наборам шаблонов на всё (мерить самому почти не надо), кое как в конце третьего делают. Более менее нормально только в четвёртом и старше.

Говоря о “схемках” имел ввиду "классические досавовские. С нервюрами из плющенной стали. Второкласники с успехом собирали, по нескольку раз переделывая сращивание фюзеляжа. Нитка должна была ложиться виток к витку. На этом этапе, уже видно становится, кто будет продолжать, а кто бросит. Обтяжка папироской на казеине, регулировка с рук и запуски на леере из суровой нитки на 30…40 метров. Недостатка в желающих не было. Запуски долали и с трибун центрального стадиона, благо впускали. Кордовые шарабаны на К-16, я делал, когда учился в 3-м классе, а через год эту модель пускали пацаны со всего района. Гораздо позже, с этим мотором В.Найдовский поставил мировой рекорд для вертолетов-метел.😉

Марат

Ребята… я с вас фигею… Вы сравниваете несравнимые вещи… В наши годы, чем могли заниматься пацаны 7-ми-8-ми летнего возраста на улице и дома??? На улице в асыки гонять, да в лянгу играть - и то это в лучшем случае, а дома… да вообще кроме уроков нечем заняться было. Вот поэтому в кружках у них крылья и росли и те, кому интересно было учились ну очччень быстро… А что мы имеем сейчас - поколение потребителей - всё можно купить - нафиг париться. Компы, разного рода приставки, гаджеты - этот мир намного интересней для них, чем по 5 раз кобылку переделывать…

10V
Creolka:

А на кой такой врукавадила?

На первых занятиях у него 15-20 человек, среднестатистически это минут 10 на каждого (меньше даже), что Вы объясните ребёнку в 6-8 лет за 10 минут когда он линейку в первый раз увидел ?

Марат:

Ребята… я с вас фигею… Вы сравниваете несравнимые вещи…

Всё же это условность, да мир изменился, но поменялись и мы. Новые материалы и инструменты дают и новые возможности, позволяющие делать изделия быстрее, лучше и интереснее. Да и если модель можно и купить, то вот летать, что тогда, что сейчас ни как не купить.

А развлечения были и раньше, футбол да велосипед с нами очень давно, первые электронные игрульки были уже в моём детстве.

Марат
10V:

Новые материалы и инструменты дают и новые возможности, позволяющие делать изделия быстрее, лучше и интереснее

Семилетний пацан от этого очень далеко!

10V:

первые электронные игрульки были уже в моём детстве.

Ага… только их доступность была не для каждого по корману…

10V:

футбол да велосипед с нами очень давно

С вами да… А у нас их днём с огнём было не сыскать…

Jordan23

Напишу и я пару слов из своей памяти. Помню обрывками но они в последствие легли в мой характер.
Когда я смог осознать, что такое мечта, ответ у меня уже был. Я хотел построить авиамодель. Это было в далеком далеком детстве.
Мне посчасливилось родиться и вырости не по далеку от аэропорта. На небольшой улице под названием Аэропорт. На мое счастье в радиусе 200 метров был авиамодельный клуб и большой стадион.
Родился я в 87 году и с раннего детства со мной ходили гулять на стадион. Там устраивались жесточайшие баталии по воздушному бою. Я помню меня очень интересовали сломанные разноцветные лопасти а так же я никак не мог понять как у самолета, что то шевелется а рядом с ним никого не было.
Помню гуляя по улице я уходил в сторону клуба, а там на улице ребята что запускали на стуле, помню зеленую штуку и двигатель который ревел. Все это обрывки из памяти до 6 лет.
Дальше гражданская война, массовый отток населения. К моменту когда я пошел в школу, клуб фактически не работал но оставались энтузиасты. В году так 1995-96 мы с пацанами залезли через форточку в клуб.
К этому моменту от туда все уже растащили, осталась лишь 100 литровая бочка и несколько чертежей моделей на полу. Чертежи я хранил до позапрошлого года когда они сгорели вместе с сараем.
Но даже в то время были интузиасты которые строили и запускали модели. А мы иногда смотрели как они летают на стадионе или на самом аэродроме.
Где то 1997 году мы с пацанами узнали что есть некое место станция юных техников и аэроклуб, где могут заниматься такими вещами. Мы нашли станцию юных техников но там уже не учили, и она не работала.
Но желание оставалось и мы узнали где находится аэроклуб. А так как это было не далеко от “Комсомольского озера” поехать туда не составляло труда. И вот в одну из Суббот собравшись решимостью мы поехали, нашли этот аэроклуб.
Нас записали и сказали приходить с Понедельника. Так как мы были еще маленькие нам сказали делать схематическу модель. Я смог сделать хвостовое оперение и увидел как старшие делают бойцовки.
Схематическая модель мне ничем не нравилась и я попросил разрешения делать кордовую бойцовку. И тут начались учения мучения. Леонид Николаевич так звали учителя,строго следил за техникой. От него я запомнил несколько вещей. “Цени чужой труд”
" Перпендикулярность", “ровное как зеркало”, “В принципе все возможно”, “Дырка в заборе а у тут отверстие”. Наверное только пол года я делал центральную нервюру. Так как мне нельзя было идти вперед пока я не подгонял детали до состояния когда свет не проходит между поверхностью детали и приложенной линейкой.
Шло время, пришла зима, все хуже было с транспортом да и в целом не безопасно ездить в центр города. Я забрал модель домой и где то через год два я ее достроил дома.
Дальше я уже редко появлялся в аэроклубе и в основном мастерил дома. Так вышло что в этих приключениях взрослые нас не сопровождали им было не до нас, а мы были представлены сами себе от рассвета до заката.
В последствии я строил модели уже дома, бойцовки, пилотажки, учебки… в 2001 я совсем завязал с моделизмом, но в 2004 снова вернулся на пол года, и только в 2015 снова окунулся в этот мир.
Не могу сказать что я всегда занимался только авиамоделизмом,нет. Я старался ухватить все что было интересно и доступно для нас.
Сейчас я вижу, как многие люди в возврасте не понимают силу “маркетинга”, заверните моделизм в красивую упаковку и эффектно разверните и у ребенка будет букет новых желаний и воспоминаний. Показывайте на своих примерах как вы умеете летать, строить, организовывать и дети это впитают. Особенно дети впитывают если вы сильный по духу человек.
В 14 лет у меня с другом была мечта стать профессиональным баскетболистами, но уже тогда мы были аутсадерами среди тех кто начал заниматься с 9-11 лет. И очень жалели, что не начали раньше.

Дерсу_Узала

Вот кстати, Евгений Хромов напомнил, что хороший стимул, это придти в кружок с друзьями, вдвоём, втроём психологически легче освоиться в незнакомой обстановке, особенно если ребёнок не очень контактный.

Ещё я замечу, что предрасположенность к моделизму у ребёнка можно заранее распознать и подтолкнуть в нужное время к походу в кружок.
В моём детстве самым любимым отделом в Детском мире, был отдел “юный техник”, а дорога из школы домой, проходила мимо. Так мы с пацанами экономили на завтраках, покупали разные электромоторчики, батарейки (крона была Мечтой) и прочую мелочь. Первую модель я тоже сделал дома (резиноморный планер из набора), только чтоб он далеко летел, запускали его с крыши дома, видимо центровка или ещё что-то были неправильно сделаны.
Поэтому когда пришёл в клуб, вскоре понял - это моё. А когда повезли команду на соревнования (на самолёте через всю страну, на 20 дней и все бесплатно, то это вообще про стимулировало на серьёзные занятия. Можно даже сказать, что я учёбу в школе в 9-10 классе забросил (в смысле домашних заданий) из школы в клуб, из клуба домой спать.