Чем соосный вертолёт лучше обычного?

Vertu

Логичнее было бы начать с вопроса, о каких “соосниках” речь - о реальных вертах или о моделях. Если вы сделаете муравья размером с собаку, у него хребет сам собой сломается, не говоря уж о возможности таскать груз весом в 20 раз больше своего… Энерговооруженность 3D-моделей на два порядка выше, чем у самых заряженных настоящих вертолетов. Отсюда и возможности к безумному пилотажу в руках умельцев. Т.е. это только по виду вертолет, а на самом деле нечто науке прежде неизвестное. Хотя в полете использует те же законы аэродинамики, что и большие машины.

Соосные rc-верты популярны в начальном классе, поскольку проще в управлении. Для этого им дали неподвижный верхний ротор с флайбаром, который верт держит за макушку, как ваньку-встаньку наоборот. Если сделать верхний ротор управляемым, соосник станет очень динамичен. Но технически реализовать это трудно (особенно на модели, из-за ее размеров). И управлять этим не проще (если не сложнее), чем вертом классической схемы. Поэтому таких вертов очень мало, стоят они дорого и никому не нужны (только в качестве “проектов”, которыми занимаются для разминки мозга и редко доводят до завершения). В мире моделей безоговорочно доминирует классика. И еще коптеры - под разные утилитарные нужды.

Dikoy

Насколько знаю, у соосников есть ещё такая особенность.
Часть энергии винта расходуется на закручивание потока. Абсолютно бесполезное действо.
Нижний винт врубается в уже подкрученный на встречу верхним винтом поток, суммарная скорость растёт, растёт и КПД системы.
Ну и вниз уходит более равномерный поток, менее воздействующий на парусность фюзеляжа.
и чем ближе расположены винты, тем сильнее эффект.

InterSky:

А причём тут инерция?

Там не только инерция, но ещё и вполне конкретное аэродинамическое торможение об воздух. Шаг лопастей то не постоянен у вертолёта.

Aleksandr1974
Vertu:

…Если сделать верхний ротор управляемым, соосник станет очень динамичен…

да просто снять грузики с флайбара- начинает болтаться по крену и тангажу от малейшего сквозняка и неохотно прекращает движение после возврата стиков “в-нейтраль”. Субъективно- увеличиваются расходы серво.

Vertu
Aleksandr1974:

да просто снять грузики с флайбара

Это разные вещи. Флайбар существует только на моделях, его нет на настоящих вертолетах. Там масса и инерция такие, что флайбар не нужен. А из модели без флайбара вы получите малоуправляемый снаряд, легко выводимый из равновесия малейшим внешним воздействием.
“Управляемый верхний ротор” - это ротор, который имеет крен относительно валов, как нижний. При этом исчезает эффект перехлеста роторов. Но исчезает и стабилизация в точке, которую обеспечивает горизонтальный верхний ротор. Технически реализовать это (на модели) можно, но сложно.

Dikoy
Vertu:

эффект перехлеста роторов

А можно с этого места подробнее?
Или речь идёт о пересечении (встречи) лопастей?

Vertu

Ну да, о нем и идет.

Если один ротор меняет угол относительно другого, рано или поздно их лопасти неизбежно встретятся. На микросоосниках еще хуже, там встречаются нижний ротор и флайбар верхнего ротора. Что приводит к мгновенному падению модели.

Термин не имеет прямого отношения к “перехлесту” в смысле совместного вращения винтов на вертах типа чинук и т.п. Чисто модельный жаргон…-)