Про соосники.

Nick_Shl
VIIRUS:

Под “наклоном ротора” подразумевается его наклон относительно вектора силы притяжения, а не относительно вертолета.

Вы уже и мои мысли читаете? Или это термин такой? Нигде не встречал…

VIIRUS:

На вертолетах с фиксированным шагом лопасти один хрен сидят на подвижной оси, что дает возможность циклическому шагу.

А что такое циклический шаг? По названию я бы сказал, что это когда угол атаки лопасти меняется в процессе вращения. Тоесть в каком-то секторе лопасть имеет больший угол и большую подъемную силу. Как может менятся угол атаки лопастей у вертолета с фиксированным углом атаки лопастей - не представляю…

VIIRUS:

Схлестывание, оно же “схлопывание” - это есть такая неприятность, когда лопасть нижнего ротора встречается с лопастью верхнего.
На практике чаще всего это происходит при резком изменении скорости врашения обоих, либо одного ротора и лопасти по инерции поворачиваются в цапфах. Со всеми вытекающими последствиями. 😃

Если плоскости вращения всегда парралельны друг другу, то как может вроизойти такая неприятность? Из-за упругости лопастей(жесткость не идеальная)?

undead
Nick_Shl:

А что такое циклический шаг? По названию я бы сказал, что это когда угол атаки лопасти меняется в процессе вращения. Тоесть в каком-то секторе лопасть имеет больший угол и большую подъемную силу. Как может менятся угол атаки лопастей у вертолета с фиксированным углом атаки лопастей - не представляю…

угу, примерно так. Фиксированный то он фиксированный, но фиксированный как общий. Но т.к. к держатель лопастей все-таки подвижен и управляется автоматом перекоса, то АП этот шаг может менять циклически - наклоняя в нужную сторону рамку с держателями, соответственно циклично шаг немного меняется, что позволяет управлять вертолетом (можно почитать теорию в статьях на эту тему)… Сам ротор наклоняться естественно не может - это бы означало что необходимо наклонять основной вал, что сами понимаете нереально…

Если плоскости вращения всегда парралельны друг другу, то как может вроизойти такая неприятность? Из-за упругости лопастей(жесткость не идеальная)?

Очень просто - при изменении скорости лопасть проворачивается в держателе по инерции или из-за инерционности (в зависимости от того, уменьшились обороты или увеличились) и под силой тяжести наклоняются вниз, т.к. рамка держателей лопастей как я писал выше подвижна. А если лопасть достаточно провернулась и наклонилась - она задевает нижний ротор. Если лопасти затянуть очень-очень сильно и растянуть - такого можно избежать, но если они будут не полностью растянуты - будут вибрации, поэтому обычно лопасти нетуго затягивают, чтобы они могли сами расправится…
Это все обсуждалось в микровертолетах, можно поискать по слову “схлестывание”

Nick_Shl
undead:

угу, примерно так. Фиксированный то он фиксированный, но фиксированный как общий. Но т.к. к держатель лопастей все-таки подвижен и управляется автоматом перекоса, то АП этот шаг может менять циклически - наклоняя в нужную сторону рамку с держателями, соответственно циклично шаг немного меняется, что позволяет управлять вертолетом (можно почитать теорию в статьях на эту тему)… Сам ротор наклоняться естественно не может - это бы означало что необходимо наклонять основной вал, что сами понимаете нереально…

Всё. Понял. Под “ротором” я понимал плоскость(круг) образованный вращением лопастей. Соответственно с фиксированным углом - наклоняется эта плоскоость.

undead:

Очень просто - при изменении скорости лопасть проворачивается в держателе по инерции или из-за инерционности (в зависимости от того, уменьшились обороты или увеличились) и под силой тяжести наклоняются вниз, т.к. рамка держателей лопастей как я писал выше подвижна. А если лопасть достаточно провернулась и наклонилась - она задевает нижний ротор. Если лопасти затянуть очень-очень сильно и растянуть - такого можно избежать, но если они будут не полностью растянуты - будут вибрации, поэтому обычно лопасти нетуго затягивают, чтобы они могли сами расправится…
Это все обсуждалось в микровертолетах, можно поискать по слову “схлестывание”

Поидее лопасть и верхнего и нижнего ротора будут идти в одну сторону, а что бы схлеснутся должны идти навстречу друг другу…
А в микро фиксированный шаг и отклоняется плоскость вращения(тоесть ось) лопастей одного ротора. Правильно? Это тоже может быть одной из причин схлестывания…

undead
Nick_Shl:

Поидее лопасть и верхнего и нижнего ротора будут идти в одну сторону, а что бы схлеснутся должны идти навстречу друг другу…

Хм. Вы принцип работы соосника представляете? Вообще то роторы крутятся как раз в противоположные стороны и при наклоне верхней провернувшейся лопасти она как раз идет навстречу лопасти нижнего ротора…

А в микро фиксированный шаг и отклоняется плоскость вращения(тоесть ось) лопастей одного ротора. Правильно? Это тоже может быть одной из причин схлестывания…

Да, циклический шаг меняется только у нижнего, но там расстояние между роторами наамного больше…

ueff

А почему бы не взять за образец Ламу к примеру и скопировать ее размером с T-rex 450 или лучше 600 с бк двигателями, что бы на улице можно было летать. У меня есть Walkera df53 но на нем только в безветреную погоду летать можно.

alkot

К чему мелочиться, строим сразу такую

К тому же оригинальная Lama совсем не соосник.

Nick_Shl
undead:

угу, примерно так. Фиксированный то он фиксированный, но фиксированный как общий. Но т.к. к держатель лопастей все-таки подвижен и управляется автоматом перекоса, то АП этот шаг может менять циклически - наклоняя в нужную сторону рамку с держателями, соответственно циклично шаг немного меняется, что позволяет управлять вертолетом (можно почитать теорию в статьях на эту тему)… Сам ротор наклоняться естественно не может - это бы означало что необходимо наклонять основной вал, что сами понимаете нереально…

Всё равно не мог понять, но вроде дошло(после того как на картинки посмотрел). То есть отклоняется не ось лопастей относительно вала ротора, а ось лопастей поворачивается, тоесть лопасти накланяются, при этом у одной угол атаки увеличивается, а у другой на столько же уменьшается. Верно?

undead:

Хм. Вы принцип работы соосника представляете?

В общих чертах. Но явно не достаточно, что бы понять как лопасти проворачиваются, где(а что такое “цапфа” 😃?), и куда…
Но думаю это проще понять, чем принцип работы дифференциала, где все соединения жесткие, но при этом колеса могут крутится с разной скоростью…

17 days later
ShrekS
ueff:

А почему бы не взять за образец Ламу к примеру и скопировать ее размером с T-rex 450 или лучше 600 с бк двигателями, что бы на улице можно было летать. У меня есть Walkera df53 но на нем только в безветреную погоду летать можно.

Увеличить-то можно, но imho “всепогодным” он не станет. Был у буржуинов (уже снят с производства)
соосник AirScoot с роторами ~700мм и массой 1.8 кг. В мануале написано, что не рекомендуют летать при ветре более 3 миль/ч! Как говорится, недостатки - продолжение достоинств. Ограниченная управляемость (даешь ручку от себя до упора, а он так и летит) не позволит бороться с ветром. Либо надо очень существенно повышать нагрузку на ометаемую площадь и соответственно энерговооруженность аппарата. Насколько комфортно будет управляться такой “утюжок” трудно сказать. Я на своем DF-5-4 поднимал грузы по 50-70г. При этом аппарет летел тяжелее, но стабильнее.

Ace_Hard

Тогда уж лучше делать на базе TRex 600 😃

ueff

Вот если бы верхний ротор то же бы имел АП то с ветром было бы легче бороться. Но конечно это сильно усложняет конструкцию.

elRikk
хелик:

Всё управляется. Ироторы не схлестываются.

Интересно, я бы до такого не додумался 😃
Вот только от звука меня до сих пор колбасит 😲

Samson
VIIRUS:

Нигде на этих самых картинках не видел ни одного вертолета, управляемого за счет наклона ротора.
Вертолеты управляются по крену и тангажу циклическим шагом, по высоте - общим (либо оборотами ротора), а рысканием - хвостовым ротором (оборотами, либо шагом).

Один из Аллуэтов 1:1 - именно наклоном ротора и управлялся…

VIIRUS
Samson:

Один из Аллуэтов 1:1 - именно наклоном ротора и управлялся…

Простите, а где Вы на этих фотографиях “Аллуэт” разглядели???

7 months later
kestrel

Все в соосной схеме довольно непросто. Но сделать можно. Просто понадобится очень сложное станочное оборудование ну и токарь/фрезеровщик ВЫСШЕГО разряда с КОЛОССАЛЬНЫМ опытом.
Сейчас найду техописание вертолета Ка-26, отсканирую и выложу чертежик колонки винтов с описанием.
Автомат перекоса действует на ОБА винта!
Обороты верхнего и нижнего СИНХРОННЫ. Поворот осуществляется разностью углов атаки верхнего и нижнего винтов (для осуществления этой разницы вал на самом деле раздвижной телескопический. Шаг хода для прототипа всего несколько см. Этого достаточно).

kestrel

Вот несколько страниц. Прошу прощения за опечатку в предыдущем посте. Шаг удлинения колонки винтов не несколько см а меньше 1-го см на самом деле.

alexa_shn

Вообще то схлестывание лопастей у соосника (Lama V3, Walkera 53) происходит за счет того, что управляемым от свашплаты является только нижний ротор. Верхний снабжет флайбаром и служит для стабилизации. Повототы за счет изменения скоростей моторов. Соосники, обычно, двухмоторные. В момент резкого маневра нижний управляемый ротор наклоняется в сторону маневра а верхний стремится удержать горизонтальное положение. В результате происходит их встреча с малоприятнвми последствиями. На классической соосной схеме схлестывание не грозит, поскольку управляются автоматом перекоса оба ротора.

Есть у меня статья из Моделис-коструктор, где приведены чертежи соосника для ДВС. Если интересно, могу кинут в личку. Схема интересная тем, что оба ротора снабжены сервоосями, имеют систему с фиксированным шагом. Вес модели 6 кг, мотор один, управление по курсу за счет вертикалбного оперения большой площади, которые отклоняются под углом к плоскости вращения роторов. Воздушная струя от роторов разворачивает, по идее, вертолет в горизонтальной плоскости. Скорее всего эта схема исключает 3д пилотаж, всеже нет коллективного шага.

kestrel

Если кто будет копировать прототип, то на настоящих вертолетах для предотвращения схлестывания, на нижний ряд лопастей ставят грузики, которые не дают им сильно подниматься…

111

“Если кто будет копировать прототип, то на настоящих вертолетах для предотвращения схлестывания, на нижний ряд лопастей ставят грузики, которые не дают им сильно подниматься…”

они предназначены в основном для уменьшения взмаха на запуске и выключении двигателей, когда обороты НВ недостаточны для исключения схлеста в пределах ветровых ограничений.
Могут стоять на верхних и нижних втулках НВ.
Выходят из зацепления на оборотах МГ, а заходят на оборотах несколько ниже МГ.
Могут называться - ограничитель взмаха и ограничитель свеса лопасти.

юзеф

Блин, ну тема про соосники просто неубиваема! 😁
Похоже, пока какой-либо производитель не сделает нормально летающий большой соосник, да еще и с ДВС, да еще и по цене Раптора 30-50, наш народ не успокоится, все будет что-то изобретать!

Ну тогда я снова выложу чертежи соосника с ДВС 10 куб. Про него уже все знают, но может кто-то новенький - будет интересно: Чертежи соосника
Они у меня до сих пор лежат в бумажном виде.
Вот там, судя по чертежам, действительно сложно, но не совсем - очень много повторяющихся деталей, и учитывая, что НВ “классической схемы”, то может стоит кому-то построить его?

kestrel

они предназначены в основном для уменьшения взмаха на запуске и выключении двигателей, когда обороты НВ недостаточны для исключения схлеста в пределах ветровых ограничений.
Могут стоять на верхних и нижних втулках НВ.
Выходят из зацепления на оборотах МГ, а заходят на оборотах несколько ниже МГ.
Могут называться - ограничитель взмаха и ограничитель свеса лопасти.

Может, я и ошибаюсь, но я имел в виду вот эти (смотрите фото. на нижних лопастях вертолета хорошо видны грузики). Они не дают нижнему винту при резких маневрах изгибаться вверх (у настоящих вертолетов лопасти более гибкие чем у моделей) сильнее чем у верхнего винта.
Где-то у меня (не могу сразу найтм. архив большой) была фотография резко взлетающего Ка-27, где видно, что вертикальное отклонение верхнего ряда лопастей (взмах) намного больше нижнего (работают грузики).
И еще одна любопытная фотка: Ка-15 на сельхозработах… Обратите внимание на изгиб лопастей. Такого я больше ни на одной фотографии не встречал…