Модель спортивного Камаза капотной компоновки для трофи рейдов. Масштаб 1\7

SPIRITUS

Захотелось сделать модель вот этого красавца 😈

Кто то скажет что гадкий утенок, но я не согласен…это фантастическая машина! Только вся его красота скорее внутри😁

Почему именно Камаз и тем более не слишком известный капотник? Во-первых, я восхищен достижениями команды Камаз Мастер - потому Камаз а не скажем Мерс… и очень рад что они сделали именно капотник поскольку он имеет ряд преимуществ для активной езды: а)лучше развесовка б)менее громоздкий кузов г)меньшая уязвимость кабины при ударах. Вот грубое графическое сравнение с бескапотником:

Красное - то насколько бескапотник больше капотной модификации.
Есть и технологические плюсы. Верхняя часть капотника делится на 3 более менее соизмеримые части. В результате их делать проще, технологичнее и они фактически прочнее.

Данная модель не стендовая и делается не для полочки и видео камер, а для активной езды, поэтому основное внимание буду уделять не внешнему виду кузова, а именно шасси. Хочется воспроизвести очень интересную архитектуру, скрывающуюся под кузовом, ну и разумеется получить уникальные ездовые качества, которые нельзя просто так купить в магазине. Ну и разумеется модель будет максимально прочной.

Основной “заложенный” принцип данной конструкции - модульность. Относительно легко можно варьировать даже базу благодаря использованию “Н” образного профиля из дюраля в качестве рамы.

Кронштейны крепятся с натягом в пазы и уже потом притягиваются потайными винтами если нужно.

После монтажа кронштейнов лишние пролеты закрою заглушками и рама станет похожа на оригинал (в сечении прямоугольной формы). В итоге должно быть примерно вот так:

Причем не только рама, шасси и машина будет, но и окружение постараюсь делать в камазовском духе.

Все агрегаты более менее свободно будут двигаться по раме и компоноваться в любых сочетаниях агрегатов, подвески, трансмиссии, мостов и моторов. Предполагаются следующие варианты схемы трансмиссии:

  • Для 4х4 а)мотор-привод-раздатка(фулл ВД)-приводы-мосты б)мотор-привод-раздатка(парт-тайм)-приводы-мосты в) варианты “а и б”+понижайка г) варианты пункта “в” +КПП
  • Для 4х2 добавляется вариант “бюдженая упрощенка” с примитивной схемой трансмиссии мотор-мост…т.е. фактически прямой привод карданом от вала мотора к мосту
  • Для 6х6 планируется сделать модуль промежуточной опоры привода на мост

Соответственно мотор, КПП, понижайка, раздатка, мосты соединены между собой однотипными карданами изменяемой длины. Переконфигурирование системы занимает считанные минуты. Помимо расширения возможностей, это позволяет не прерывать покатушку если сломалась КПП, понижайка или раздатка. Можно просто на время демонтировать неисправный агрегат и продолжить езду.

ТТХ основной боевой капотной модели 4х4 которая и будет взята за основу в данной теме:

  • ДШВ(округленно) 99х37х43см
  • колеса 180мм(от моделей 1\5)
  • дифы и колесные приводы стальные от проф трагги 1\8
  • центральные карданы от Рево(временно, пока не будут изготовлены оригинальные)
  • моторы БК, аутранеры от 50 до 400КВ для разных трансмиссий.
  • рег Макс 6 160А
  • АКБ от 2S до 8S ЛиПо(или ЛиФе)
  • серва рулевая от 1\5 35кг
  • предполагаемая масса 12-15кг
  • основные материалы Д16АТ, капролон, полипропилен, поликарбонат

Параметры реального грузовика 1:1

Больше инфы про данное авто на сайте команды «КАМАЗ-мастер»
kamazmaster.ru/…/sportivnyi-gruzovik-kapotnoi-komp…

На этом с предисловием покончено. В дальнейшем буду компоновать повествование по разделам… 1 часть - “Рама”.

SPIRITUS

Часть 1. Рама

Конструкция рамы во многом определяет поведение машины в различных условиях. Для данного проекта особенно важно что бы рама была универсальной для моделей различного назначения. Для высокой проходимости(гряземес, камни, рельеф) желательно иметь “мягкую” раму которая будет помогать относительно короткоходной рессорной подвеске справляться с препятствиями без диагонального вывешивания. Для езды на высокой скорости(отжиг в карьере, трофи рейды, ровная грунтовка) наоборот желательно иметь более жесткую раму. Так же и с весом, легкий “боевой” 4х4 требует менее жесткой рамы чем скажем тяжелая техничка 6х6 с прицепом.
Что бы учесть все эти варианты в относительно копийной камазовской раме, я решил применить крепление поперечин с изменяемой жесткостью. Для этого изготовил из дюралиевой трубы-поперечены с внутренними вставками.

Вставки промазаны клеем и забиты с диким усилием в трубки, после чего закернены. Причем установлены они чуть глубже, как раз для установки регулирующих жесткость рамы проставок(пластиковые шайбы или жесткие резиновые колечки разного размера).


Без проставок рама получается максимально жесткой и дает лишь 5-8 градусов на скручивание при моделировании переезда препятствий. С мягкими проставками вполне достигается и 15-20 градусов без каких либо люфтов.
Если жесткости окажется недостаточно(кто его знает, может захочу сделать раллийный вариант для асфальтовых допов 😉) то возможны всякие варианты, например дополнительная труба большего диаметра

Вместе с доп распорками и площадками для монтажа оборудования и кузова, это даст практически монолит…и при этом не скажется на копийности.
Пока структура максимально приближена к оригиналу. Правда камазовцы не стоят на месте и постоянно модифицируют машину и это серьезно осложняет жизнь моделиста)))) Я пытался связаться с командой на предмет получения если не чертежей, то хотя бы фоток в высоком разрешении, но увы, впервые не получил даже ответа 😦 И крупные фирмы(даже иностранные) с мировым именем и малоизвестные конторки с выпуском пары машин в год всегда отвечали и что то присылали…хотя бы красивые рекламные постеры…А тут тишина…Так что сделал как смог разглядеть на скачанных с инета фотках.
Собранная рама.

Алюм специально пока не красил. Просто что бы лучше было видно отдельные элементы. Потом разумеется все будет синенькое как у оригинала.

Далее приступил к кронштейнам. Пока это можно сказать грубые прототипы поскольку не факт что все это заработает на практике и будет достаточно прочно. Вдохновлялся видом рамы от старого камаза 1:1

Но геометрию естественно старался повторить, насколько это возможно, именно капотного Камаза. Вот некоторые характерные элементы крупно. Детали грубо загрунтованы что бы избавиться от пестроты разноименных материалов.

Кронштейн подвески

Кронштейн амортизаторов

Промежуточная опора вала

Ну и несколько фоток рамы в собранном состоянии
Передок

Центральная часть

Задняя часть

Общие виды

Скорее всего в таком виде детали останутся до первых испытаний шасси. После чего либо будут отшлифованы и выкрашены если все пройдет гладко, либо модифицированы если будут обнаружены серьезные косяки конструкции и геометрии.

Ну и немного развлекухи в завершении))) Я уже писал, что проект необычный и включает много всего, поэтому постепенно буду знакомить читателей с его фишками. На этот раз пару фоток из жизни сборщиков 😉 Надеюсь кто то улыбнется 😃

Продолжение следует… 2 Часть будет посвящена подвеске.

MARATE

Приветствую Юрий! Я как всегда поражен вашим глубоким погружением в тему. Отличная лекция о конструкции рамы.Но…для того чтобы рама работала так как вы описываете, элементы подвески должны иметь необходимую массу и момент для правильного воздействия на раму… иными словами создавать усилие для скручивания. Сомневаюсь,что это возможно добиться в такой модели.Спасибо.Успехов в постройке.

SPIRITUS
MARATE:

Приветствую Юрий! Я как всегда поражен вашим глубоким погружением в тему. Отличная лекция о конструкции рамы.Но…для того чтобы рама работала так как вы описываете, элементы подвески должны иметь необходимую массу и момент для правильного воздействия на раму… иными словами создавать усилие для скручивания. Сомневаюсь,что это возможно добиться в такой модели.Спасибо.Успехов в постройке.

Спасибо. Надеюсь постройка пройдет успешно. Хотя на данный момент сюрпризов масса именно в попытке сделать универсальную модель.

Что касается массы и моментов, то абсолютно согласен, что сочетание классической компоновки агрегатов и традиционной конструкции не позволит в полной мере реализовать задуманное особенно в масштабе 1\10. Но когда дело пойдет к финишу и будут опубликованы нюансы, станет понятно на что я рассчитываю в масштабе 1\7 и мы сможем вернуться к обсуждению этого вопроса 😉 Пока просто заготовка…ведь если не заложить все это в раму на начальном этапе, потом переделывать будет сложнее.

Но признаюсь честно, весь этот проект вертится именно вокруг всяких масс, моментов инерции агрегатов, подвески и т.п. а отнюдь не копийных деталек и кузовка)))) Да и неспроста я выбрал такую машину 1:1 у которой прямая узкая и длинная рама. Так что я верю в успех примерно на 99,9% 😎
Моя уверенность отчасти подкрепляется и первыми испытаниями прототипов. Но на вид они ужасны и публикации не подлежат 😈

Dreik

Дядь Юр всё осилил и есть пара советов если позволишь:
1 с трубкой понятно, но если взять 4м винт и простое резиновое сантехническое кольцо, можно будет регулировать усилие винтом.
2 следует из первого, поставить кузов на эти трубки , а в местах креплений к раме кузова 1:1 поставить резиновые опоры, этим мы отделим раму от кузова и позволим гнуться как нам удобно)

SPIRITUS
Dreik:

Дядь Юр всё осилил и есть пара советов если позволишь:
1 с трубкой понятно, но если взять 4м винт и простое резиновое сантехническое кольцо, можно будет регулировать усилие винтом.
2 следует из первого, поставить кузов на эти трубки , а в местах креплений к раме кузова 1:1 поставить резиновые опоры, этим мы отделим раму от кузова и позволим гнуться как нам удобно)

1 Если это то о чем я думаю, то пробовал, но не понравился внешний вид))) Мой вариант незаметен. Там и зазор то микроны.
Регулировка винтом оказалась либо несостоятельна и самоотворачивается, либо, если чистовым метчиком не проходить, все пучком но заворачивать так тяжело, что просто неудобно.
2 Хочешь сказать что винтами крепить на трубки(но не притягивать), а резинки как распорки на раму?
Правда я могу только кузов так прицепить. Кабина и капот откидываются, причем кронштейны явно видимые и у капота на раме, а у кабины на стойках амортов. Но вот на стороне защелки действительно надо мутить с резиновыми опорами.

А не знаешь ни каких готовых вариантов защелок но с полной развязкой по железу…так сказать сразу с демпфером?

carrtman

думается мне прослабнет конструкция, изза кручения рамы шляпка будет постепенно продавливать профиль, может рассверлить отверстие что бы шляпка внутрь прошла и уже за внутреннюю сторону профиля притягивать?

SPIRITUS
carrtman:

думается мне прослабнет конструкция, изза кручения рамы шляпка будет постепенно продавливать профиль, может рассверлить отверстие что бы шляпка внутрь прошла и уже за внутреннюю сторону профиля притягивать?

А как быть с перемычкой профиля? на картинке оранжевая линия

Думаю если ее высверлить, то проблем может быть гораздо больше.
А так сама эта перемычка не должна дать продавливать. Да и там довольно плотненько с соседними деталями(показано красным), они то же внесут свою лепту в сопротивление.

У меня есть в запасе 2 варианта на случай появления этой проблемы:

  1. сделать дистанционник из капролона или алюминия, забить в профиль с натягом, просверлить отверстие и нарезать в нем резьбу.
  2. залить область внутри профиля на пару сантиметров вокруг винта поксиполом или эпоксидкой, и потом просверлить отверстие.
SPIRITUS
Dreik:

Чтото типа этого?

Да уж…обрадовал)))) Так то оно, и видимо дает кабине при езде копийно качаться, но вот цена…у меня все шасси дешевле)))

Dreik

Там 2 варианта на магнитах : с имитацией работы " буферов " ( пружинки в внутри ) и просто жёстко прикручено )

iCkin

По мере продвижения тема будет дополняться фотографии отдельных частей соответствующих повествованию. Комментарии/критика/советы/вопросы приветствуются.)


Масштабный проект вырисовывается)

carrtman

iCkin, а какой смысл в вашем сообщении? спасибо тыкнуть достаточно вполне.

ко всем, давайте сделаем тему максимально информативной и полезной, без лишних дифирамб, критика и конструктивные предложения.

Dreik

Дядь Юр, не увидел, рессоры из "железа " планируются или много листов капролона?
Что то мои эксперименты с " железом " не моём грузовике из-за веса провалились )))
Или гнуться или не проседают(

SPIRITUS
Dreik:

Дядь Юр, не увидел, рессоры из "железа " планируются или много листов капролона?

И то и то планируется. Но разумеется не готов потратить несколько часов и кучу линеек на такие огромные рессоры если скажем в итоге не подойдет размер и придется все начинать снова. Поэтому сначала точно капролоновые, подгонка размеров, понимание какая жесткость нужна и только потом сталь.
Для Камаза “ездового” только капролон, для технички и ровного - сталь вполне приемлема, а проблемы с проседанием снимаются доп пружинами в амортах. А рессоры по сути декоративную функцию выполняют и удерживают мост.

SPIRITUS

Часть 2. Подвеска.

Подвеска Камаза на первый взгляд не сложная по конструкции, но есть одно маленькое но… мне не совсем понятно как работает тяга на мост совместно с рессорами.

Если бы рессора крепилась к мосту на шарнире или была такой же длины как и передняя часть рессоры, то было бы все понятно, но при жестком креплении и такой разнице в длине, теоретически там должны быть дикие напряжения при перемещении моста. Что их поглощает? Рессора? Смещение моста?..???
Если кто знает как это все работает в реальности, помогите разобраться или скиньте ссылку где можно почитать. С такой тягой сталкиваюсь впервые. Хотя в игрушке не очень это важно и все заработает благодаря зазорам и гибкому пластику, но хотелось бы разобраться перед пилением жестких алюминиевых деталей и стальных рессор с сайлентблоками.

Ну а теперь к деталям проекта… Для начала установлены те самые “мягкие” однолистовые капролоновые рессоры и тяги.

Но с переменным профилем…

Пока они конечно предельно простые, без визуального копийного разделения на листы. С ними легко экспериментировать с жесткостью, прогрессивностью и подгонять длину, ширину и радиус. Пока спереди и сзади рессоры и тяги одинаковые

Хотя сзади вес будет больше, я предпочитаю что бы передняя подвеска была относительно задней более жесткая. Так и получится на одинаковых рессорах но при более легком передке. Тем более унификация это полезная вещь особенно на начальном этапе.

Прошла и первая примерка амортов. Они пока фрикционные. Пневмо разводка будет подключена после завершения основной части проекта.

Аморты сделаны из алюминиевых трубок, капролоновых крышек и поршней. Наконечники пока от Рево для ускорения работ и стыковки с кронштейнами. Шток из простой шпильки с регулировкой положения поршня для вариации хода. Когда длина и ход амортов станут понятны, штоки будут заменены на каленые, а трубки корпусов обрезаны до нужной длины. При необходимости в аморты можно вставить пружины или силиконовые демпферы под поршень. Причем это можно сделать легко, достаточно вынуть крепежную ось к верхней опоре. В результате верхняя и нижняя часть аморта просто рассоединяются, там нет фиксации по резьбе. Это поможет и настройке, и чистке после гряземеса…всеже 8 амортов не 4. Пока внутри нет ничего интересного и вид не презентабельный, фоткать не стал тем более конструкция скоро серьезно изменится, пока это скорее геометрический макет с примитивной работой как у амортов с али))))). В разборе они будут показаны потом, уже в полной красе как своеобразный тюн. Забавно звучит…тюн фулкастома 😃

Для исключения жесткого пробоя подвески, на раму установлены регулируемые резиновые демпферы. Регулировка осуществляется по резьбе, вращением корпуса и установкой проставок.

Самому резиновому корпусу придан вид более менее копийный, а внутри закладная гайка

Причем кронштейн демпфера можно двигать вдоль рессоры, фактически регулируя усилие отбоя и вообще характеристики рессор в самом конце хода как регулируется пальцами звук при игре на гитаре, или его можно снять совсем что бы не мешал, например для триала по камням что бы не ограничивать артикуляцию мостов

Вместе с подвеской постепенно добавляется обвес который отчасти фиксирует элементы подвески, а так же служит распоркой профиля что бы при затяжке винтов распределить более равномерно нагрузку на тонкий алюминий стенок профиля рамы. В некоторых случаях винты крепления подвески вкручиваются в пластик обвеса для большей несущей способности. Вчастности передок является единой конструкцией. Передняя заглушка рамы(ее серый треугольник с буксировочной проушиной торчит из бампера) защелкивается на винт крепления передней трубы рамы(см пост №8) и держит бампер. В свою очередь в эту заглушку, вворачивается крепеж кронштейнов рессор(на том же фото черныйц винт торчащий из перемычки профиля). Сломать такую взаимносвязанную вещь почти невозможно, а все крепится практически 2мя винтами на сторону. При классическом креплении каждой детали их бы потребовалось по 6-8шт на сторону и профиль превратился бы в сито.

Передок

Зад

Для последующей покраски в синий камазовский цвет, загрунтован алюминий рамы

Вот еще несколько фоток актуального состояния шасси на сегодняшний день

В заключении традиционная фишка из окружения проекта.
Достать водителя в масштабе 1\7 оказалось крайне сложным. Требуется фигурка примерно 25см, но таких практически нет или они мультяшно никакие. Так что и человечка пришлось доработать. За основу взята уже знакомая многим фигурка масштаба 1\6 315мм. На мой взгляд хоть они и прекрасны по качеству, но не слишком реальные пропорции некоторых частей тела. Мелкая голова, шея как у жирафа и неестественно длинные ноги как у барби)))) Так что я решил немного подрезать кое что и удалить лишние суставы, которые у нас фактически не используются.

Из фоток практически все должно быть понятно, уточню только, что пословица семь раз отмерь а один отрежь, тут особенно актуальна. Неправильно отрежете, ослабнет или даже разрушится сустав либо что то куда то будет упираться и сустав будет не полнофункционален. Резал как видно из фото грубо проксоном. Лучше всего режет “шестеренка”. Все неровности реза только в плюс…не удаляйте сразу заусенцы и наплывы пластика, возможно они помогут склеивать части. Склеивал обычным густым клеем для ПВХ.
В результате ранее и был представлен человечек уже уменьшенный и отлично подходящий по масштабу Камазу. Он теперь плечистый, рукастый, коренастый…настоящий водила-механник грузовика а не долговязый дистрофик-командос…остается только одежду немного ушить и перекрасить в синий камазовский цвет. И как то сделать бейсболку.

И шутливая фотка с подписью: “Ах гады как покромсали…найду-порву как тузик белку”))))

Продолжение следует… Часть 3. Каркас и основной обвес рамы.

ЗЫ Многие просят более крупные фотки. Фоткать и присылать персонально нет особо времени, а вот посмотреть покрупнее традиционно можно в альбоме по проекту my.mail.ru/mail/yuramail/photo/1871. Плюс, периодически буду делать ФАКи с наиболее часто задаваемыми вопросами и если что там будут и фотки. Так что задавайте вопросы, все они прочитываются, но наберитесь терпения для ответов. Поверьте…делаем все возможное. Более персональное общение по почте, телефону и иными средствами, сильно затормозит проект, а хочется успеть сделать основу к новому году и старту Дакара 😈

Holodilnik

Здесь есть некоторые пояснения на счет реактивных тяг для рессорных подвесок. www.drive2.ru/l/8468775/
Почему на Камазе именно Caltrac так и не понял. По-видимому лучше справляется с изгибающим моментом на рессорах при торможении и удержанием продольных нагрузок при ударе. Иначе бы зачем?

SPIRITUS

Спасибо, гораздо наглядней чем я нашел в заумных статьях)))

Holodilnik:

Почему на Камазе именно Caltrac так и не понял

Да нет, вроде логично, особенно после просмотра наглядного видео. Можно только представить что твориться с рессорой гоночного грузовика на 150км\ч по неровностям и при торможениях.
Я всеже больше не понял почему этот Caltrac у Камаза такой по геометрии. Вот то что на видео работает правильно…там тяги длины равной с рессорой. Надо искать именно камазовские видюшки. Может они так добиваются каких то полезных смещений моста… Ну типа кастор заваливают в нужном месте хода)))
А вот почему они скажем не протянули тягу под мост, или не вывели ее дальше к бамперу для удлинения - для меня загадка. Они же по сути такой геометрией сознательно “гнут рессору” в “S” даже без особых нагрузок…просто при спокойном ходе скажем на неровностях.

Mehanic
SPIRITUS:

Подвеска Камаза на первый взгляд не сложная по конструкции, но есть одно маленькое но… мне не совсем понятно как работает тяга на мост совместно с рессорами.

Рискну предположить, что рессора не закручена в кольцо, а примерно так - U и имеет продольный ход.

Pagu

Выскажу свое мнение, надеюсь не бесполезное )
Эта штука по-английски называется traction bar, так можно больше информации нагуглить. У американцев популярная штука на грузовиках-пикапах и на рессорных краулерах, на которых они катаются по своим красным скалам

Тяги могут крепиться к мосту как жестко, так и на шарнире. У камаза похоже на шарнире. Плюс кольцо рессоры закреплено не жестко, есть зазор. Поэтому ходов подвески хватает, чтобы ничего не “напрягалось”
Не сделали длиннее - потому что если вывести под бампер, все это дело будет уязвимо для ударов. На задних подвесках обычно длиннее тяги делают, там места полно. Но камазу видимо и так норм, хватает нежестких соединений в подвеске.

ИМХО.