Гусеницы для танка...

1 month later
Orche

Товарищи форумчане, наконец у меня дела подходят к литью траков. Печка готова к сборке, и чушки ЦАМ4-1 лежат на балконе, воск в холодильнике, трубу, песок и гипс куплю на следующей неделе. Завтра думаю купить компаунд “Пентаэласт 710-А” для восковок.
Мастер модели таковы:

В связи с этим появился вопрос - С какой стороны лучше заливать ЦАМ? Сечение траков тут же:

В смысле заливать планирую в вертикальном положении трака, НО с какого торца лучше?

Orche

Кстати заход литника в трак тоже под вопросом… Либо в самый торец или захватывая и ближайшие “уши” под крепление осей…

12 days later
Duffs

Добрый день, всем. Делаю потихоньку модель т-34, пока слепил корыто с башней из фанеры и стеклоткани с эпоксидкой. Возник вопрос по каткам с гусеницами. Гусеницы хочу делать из смолы со стеклотканью. Был вариант сделать катки из фанеры, и пропитать их эпоксидкой, но человек который обещал их сделать отказался. Вот теперь думаю может из металла их заказать, алюминий или еще какой то, но терзают сомнения траки из смолы долго ли будут ходить по таким каткам?
P.S. Так же интересна примерная стоимость токарных работ по изготовлению катков на Т-34 (2 ленивца, 10 опорных, 2 ведущих), масштаб 1:10 с материалом изготовителя.

Orche

Получил немного свободного времени и попробовал заняться литьём гусениц. Сказать что всё получилось - тогда навру с 3 короба. Но и сказать что "Шеф Всё пропало!"и ничего не получилось - тоже не правда. Решил лить гусеницы из материала ЦАМ4-1 по выплавляемым моделям.
И так начнём с печки: Она состоит из ПИД-регулятора, 2ух керамических тенов по 1кВт и мах рабочей температуры 860град. по Цельсию. Каркас из стальных уголков, дно 10мм фанера на ней лист стали 1,5мм. Основное тело печки - Шамотный легковесный кирпич ШЛ 1.0 - 12 шт. Крышка печки - 2 газобетонных блока 625х250х100мм.

Далее для получения восковок используя мастер-модель опорного и промежуточного траков в фанерной коробке отлил формы для восковок (Материал формы “Пентаэласт 710”). Воск брал обычный пчелиный в медовых магазинах.

Затем готовые восковки (высотой 225-230мм) приклеивал на стальную плиту заливной горловиной вниз. Сверху на приклеенную восковку надевал стальную трубу (Сечение 60-60мм, Стенка 3мм, высота 250мм). После установки трубы и герметизировал щели между ней и установочным листом пластилином или воском. Далее кварцевый песок фракцией 0-0,63 и формовочный гипс Г6 смешивал и разбавлял водой до состояния легкозаливаемой смеси. Опытным путём выяснилось что наиболее лучшая пропорция: 800мл песка+350/400мл гипса, воды на глаз лил где то 750мл.

Orche

После того как песчаногипсовая форма с воском застыла, я клал заготовку в костёр и выплавлял воск, в общем воск я выплавил, но сохранилась лишь малая часть. Такими темпами на повторную переработку воска можно не расчитывать. Значит надо придумывать какой то способ хитрый выплавки воска из формы. После выплавки воска. прогревал заготовки в том же костре разведённом в ведре в том же положении (заливной горловиной вниз). Методом тыка понял - прогревать надо час, не меньше при постоянном огне (чтоб до углей не прогорало).
Параллельно с этим плавил куски цама (которые с большим матом и тихими проклятьями с трудом отколол от 20килограммовой чушки по средствам болгарки, ножовки и кувалды).
Как только проходило время прогревки заготовки - заливал сам ЦАМ. Попытка залить слишком горячий ЦАМ (540 град.) по ходу приводит к активному кипению и бульканью расплава. К такому же эффекту похоже приводит и недостаточный прогрев заготовки. в итоге без особых бульканий получилось залить 2 из 4 заготовок! В итоге только в одной из 2х “удачных” оказалось правильное соотношение песок/гипс.

Далее описание особенностей по порядку с низу вверх по первым двум последующим фотографиям

Первая заливка (пара): плохой состав формы (оч. мало гипса) и перегрев расплава Металл в форме кипел и булькал выплёскивался наружу оч сильно - приходилось доливать.

Вторая заливка (пара): терпимый состав формы но всё вафление промежуточного трака походу смыло расплавом (700мл песка+200мл гипса) температура расплава 490 в момент вытаскивания из печки (пока донёс до формы думаю упало ещё 10 град.

Vaneich
Orche:

приводит к активному кипению и бульканью расплава

А не остатки ли это воска и воды выгорают и выкипают

Orche

Третья заливка (опорный трак): плохой состав формы (гипса чуть больше чем в первой заливке), плохо прогретая форма (грел всего пол часа). Температура расплава 490 в момент вытаскивания из печки. Метал кипел и булькал, даже доливать не стал… хотя может и зря…

Четвёртая заливка (опорный трак): самая удачная состав 800мл песка+ 350-400мл гипса Г6. Форму грел 1 час. Температура расплава 490 в момент вытаскивания из печки. Хотя наблюдалось слабое кипение (хотя может это воздух выходил) выходили мелкие пузырьки на поверхность расплава.

От сюда вывод:
1-Надо придумать способ сохранить воск при выплавке оного
2-Избежать кипения расплава по максимуму.
3-Определить может лучше не лить 2 промежуточных трака в одну форму?
И 4ое как бы легче разбить мои чушки 20кг по кусочкам 1,5кг? ато 4 куска за 2 дня - медленно аш жуть берёт!
на переднем плане справа приложен тот самый ксочек 1,5кг…

Vaneich:

Добавь ложку талька

А что это даст?

Vaneich:

А не остатки ли это воска и воды выгорают и выкипают

по ходу вода… не прогрел заготовки

Vaneich

тальк позволяет отливать мелкий рисунок. у меня отпечатки пальцев получались. асбестовые волокна армируют

Orche
Vaneich:

асбестовые волокна армируют

А от куда асбестовые волокна возьмутся? И добавлять 1 ложку (столовую?) талька на объём одной заготовки - как я понимаю…

Может есть смысл облегчить заливку и снизить глубину вафления траков рядом с воронкой?

Товарищ Vaneich вы сказали как то “После заливки лучше сунуть в прогретую духовку для избежания усадочных раковин”. Как же метал тогда затвердеет? Тем более У.Р. обычно появляются в прибыльной части… вроде…
Блин может попробовать эти формы в центрифугу засунуть? И смешать ЛВМ и Центробежное литьё?

1Dimon1

Воск выплавлять в печи под формы положить поддон. Помоему его вообще выплавить можно на водяной бане но вам этот метод не подходит - долго сушить придется . Печь можно из ведра сделать на дно положить решетку с сеткой на нее ставить формы. Ведро разогреть ( можно поставить его в бак большего объема и кипятить воду, ведро обязательно закрыть крышкой). Либо опятьже воспользоваться песком вместо воды но температуру сложней контролировать.

Воск выплавлять в печи под формы положить поддон. Помоему его вообще выплавить можно на водяной бане но вам этот метод не подходит - долго сушить придется . Печь можно из ведра сделать на дно положить решетку с сеткой на нее ставить формы. Ведро разогреть ( можно поставить его в бак большего объема и кипятить воду, ведро обязательно закрыть крышкой). Либо опятьже воспользоваться песком вместо воды но температуру сложней контролировать.

youtu.be/mzsPt7_vk4c

Vaneich

Я выплавлял в электродуховке медленно поднимая температуру до максимума. В качестве опок использовал консервные банки. Ставил горловиной вниз на другую банку. Когда воск стечёт выливал и поднимал температуру от 150 до 300. На вытапливание воска и просушку надо часа 4 и ещё столько на выжаривание остатков впитавшихся в форму. Никак не меньше. иногда дожаривал на завтра и сразу в разогретую лил. Остужать ставил обратно в духовку. Тогда деталь и литник кристаллизуются более равномерно и усадочная раковина получается в литнике.
Жарить можно также на электроплитке закрыв керамическим горшком

Orche
Vaneich:

На вытапливание воска и просушку надо часа 4 и ещё столько на выжаривание остатков впитавшихся в форму. Никак не меньше

Блин долго то как.
Могу попробовать выплавить в своей печи для плавки металла - но дооолго. В костре всёже быстрее…

Vaneich:

Остужать ставил обратно в духовку

при какой температуре?

1Dimon1

Алексей. В костре воск сгорает оставляя продукты распада внутри формы. Из за этого могут образоваться закупорки которые мешают пролиться металу. Если вам нужны чистые формы и воск, то нужно потерпеть. Кстати при таком методе выплвки вы заодно сушите формы.

И кстати резко разогревать форму тоже не безопасно, могут появиться трещины особенно если форма еще сырая была.

Vaneich
Orche:

при какой температуре?

250-300 градусом. минут 10 хватает

При нагревании гипса свыше 600-700 градусов происходит дегидратация и он снова становится порошком. поэтому с открытым огнём аккуратнее.

Orche

У меня печка с регулятором, пока больше 550 градусов не давал. Может можно в начале дать 500 - для ускоренного прогрева трубы а потом снизить на 300 для остальной просушки?

Vaneich

пробовать надо. я 5 месяцев экспериментировал

Orche

Простите за офф топ. Ацкий труд…

Orche

думая на д тем как ускорить литьё гусениц- заинтересовался литьём по газофицируемым моделям. Где материалом выжигаемых мастер моделей служит вспенивающийся полистирол ПВС. В этой теме вроде такого ещё не было - кто нибудь пробовал это способ? Ведь в отличие от литья по выплавляемым (восковым) моделям - выпадает процесс самой выплавки и выжигания остатков…

1Dimon1

Алексей, а как вы думаете, сколько у вас займет времени и ресурсов изготовление мастер моделей из этого материала, их ведь потредуется столько же или больше сколько нужно готовых изделий. этот метод хорош года деталй надо не много ну десять штук, им еющих простую форму и большие по размеру (объемные). для мелких деталей и массового производства на мой взгляд не годиься. для восковок вам нужа одна форма для изготовления восковок и просто в нее льете воск получаете модели, а с пеной как вы будете это делать?

самый лучший и быстрый вариант при массовости - кокиль, но его изготовление - процес сложный.

Orche
1Dimon1:

а с пеной как вы будете это делать?

В ту же разъёмную форму для восковок засыпать гранулированный полистирол и паром заставить их расшириться. Если считать что расширение у гранулы минимум в 3 раза… то полистирол вспенившись и став как пенопласт легко займёт всю форму…

1 month later
Alex080969

А вот интересно - никто не пробовал делать траки как на производстве реальных - методом штамповки?

1Dimon1

Александр, а вы возьметесь делать прес форму?

сам пресс не сложно изготовить из подручных материалов.