Activity

вопрос знатокам

Всем привет,

в связи с изменениями правил f3j (увеличение минимальной нагрузки до 20 гр/кв.дм)
нужно догрузить планер. Сейчас в носу лежит 50 гр. свинца, нужно положить еще 150 гр. груза, чтобы выйти на минимальную массу.
При этом есть 2 варианта компоновки:

  1. Оставляю 50 гр.в носу и кладу под ЦТ 150 гр.
  2. Убираю 50 гр. из носа, но добавляю 200 гр впереди ЦТ, чтобы попасть в центровку.

Вопрос- какой из вариантов предпочтительнее?

Лучший новичок F3J среди юниоров 2018

В целях увеличения массовости, в сезоне 2018 году мы учреждаем призы лучшим новичкам- юниорам.

Мы решили учредить 3 приза в номинации “Лучший новичок F3J среди юниоров 2018”
1 приз- 10 000 руб.
2 приз- 8 000 руб.
3 при3- 5 000 руб

Призы разыгрываются по результату участия юниоров в Первенстве РФ 2018. В розыгрыше принимают участие юниоры, впервые участвующие в Первенстве РФ в классе F3J.

Сейчас в призовом фонде есть 23 тыс.руб, если есть желающие поучаствовать- обращайтесь ко мне. Участие может быть любыми вещами, ценными для моделистов.
Если наш фонд увеличится, то мы введем новые призы, идей много.

Волков Александр
Тел. +7 910 462 69 79
Почта: volkovhome@rambler.ru

Проект F3J F5J от Vladimir's Model

Январь был холодным, а сейчас потеплело.
Сегодня сделал первую тренировку в 2016.
+2, ветерок умеренный 4-7, и снег.
Взял Маха Шторм, поехал в поле, там снега не очень много - ниже колена, лопата не пригодилась.
Вначале тренировки ветерок был бодрый, я динамил над деревьями.
10-ку в динаме слетал влегкую и не раз, даже одной рукой делал фотки. Стремно, но планер дает уверенность.
А потом ветерок подстих, держать стало хуже, и пошли полеты в динаме до первой ошибки.

Финал Кубка России 2015 года по авиамодельному спорту, в классе моделей F5B/7 в С-Петербурге 05 сентября 2015 года.

Поделюсь своими впечатлениями

Место проведения соревнований впечатляет:

  • Отличный газон на поле с подстриженной мягкой травой
  • Отличные условия проживания на аэродроме - комфортабельные номера для проживания с цивильными туалетами, душем, столовой с большими столами где можно собраться большой компанией, кухней с газовой плитой и микроволновкой, холодильниками, посудмоечной машиной и т.д. и т.п.
  • Ангары для хранения собранных авиамоделей ночью и куда можно убрать во время дождя
    В общем, ифраструктура отвечает самым высоким требованиям.

Организация соревнований также на высоте. Команда организаторов провело отличную работу по управлению всем процессом, обеспечили все необходимое стартовое оборудование, отличный звук, квалифицированная бригада судей под руководством главного судьи.
Огромное спасибо всем хозяевам и организаторам, и персонально Роману, Карпову Константину и Пахомову Валерию - они обеспечили проведение соревнований на очень высоком уровне. Все было очень четко. В общем, по другому с их опытом и авторитетом получиться не может.

Ну а мы отлично полетали, пообщались.
Я получил огромное удовольствие, в следующий раз обязательно поеду опять.

Догрузка планера F3J Supra Pro

Супра очень хорошо летит в ветер.
Я начинаю грузить при ветре 5 - догружаю до 1800 гр примерно.
При ветре 10-12 гружу до 2200 примерно.
Ну и есть промежуточная загрузка.
ЦТ при этом я не меняю
Ветер лучше мерять не ощущениями а по приборчику - рекомендую обзавестись есть очень недорогие.

Очень хорошая статья по использованию балласта в f3j была в rc soaring digest magazine 1-2 года назад.

Проект F3J F5J от Vladimir's Model

Вопрос по Ids для гипериона посмотрите у производителя на servorahmen.de

Продолжу про семейство Maxa Pro.
Следующий самолет был версии Light, из высокомодульного спреда. Все элементы облегчены:
правое ухо - 234
левое ухо - 231
центроплан - 621
киль - 31
стаб - 33
хвостовая балка - 82
фюз - 181

Компоновка, машинки, бортпитание были точно такие же как и на Windy.
Взлетный вес получился 1777 грамм.
Сделал пару раннеутренних тренировок в 5 утра - скорость снижения ощутимо ниже, чем у Windy.

И наконец модификация Storm. Усиленная конструкция, мощный лонжерон. Очень жесткий самолет.
Конечно же, веса у него другие:
правое ухо - 320
левое ухо - 324
центроплан - 952
кильт - 31
стаб - 35
хвостовая балка - 100
фюз - 183

Сборка стандартная, взлетный вес получился 2330гр.
Я закончил сборку поздно вечером в четверг, в пятницу провел тренировку - настраивал Storm перед соревнованиями.
В субботу были соревнования в Нижнем Новгороде, погода была ветренная - 7-8, с порывами 10+
Конечно я полетел на Storm, и чувствовал себя очень комфортно.
Особенно впечатлил меня полет в оном из туров, когда ветер особенно усилился. Я загрузился до веса 2,8 кг и вперед. Высоченный взлет и в полете очень уверенные переходы - нет ощущения что летишь в сильный ветер. Слетал без проблем.

Вечером к финалам ветер стих до штиля, правильно бы было лететь на Light, но у меня не отстроен на нем взлет, я пока еще не сделал ни одного взлета с лебедки или коней.
Поэтому взял Windy , где взлет был хотя бы приблизительно настроен, и этого было достаточно, чтобы было преимущество.

Проект F3J F5J от Vladimir's Model

К машинке приклеивается бальзовая проставка, угольная полоска клеится к нижней обшивке и к этой проставке.

Какое соединение тяги с кабанчиком я не знаю - все приходит уже в сборе.
Тяги подогнаны по длине, соединены с кабанчиком и с качалкой машинки - остается только вставить машинку.
Приятно!

Проект F3J F5J от Vladimir's Model

Маха Pro имеет 3 модификации - Light, Windy и Storm.

Начнем с Windy.

Вес пустых частей планера у меня составил:

правое ухо - 283
левое ухо - 285
центроплан - 728
кильт - 30
стаб - 37
хвостовая балка - 83
фюз - 89

Качество изготовления отличное, думаю что VM здесь впереди планеты всей.
Видно что конструкция продумана до мельчайших деталей.
Комплект самый полный - вплоть до клеящейся пленки для приклеивания лючков крыльевых машинок.
Дополнительно для сборки понадобилися только сервы, аккумулятор, клей и немного времени

Приклеиваю хвостовую балку к фюзу

вклеил площадку для машинок

подобрали оптимальный аккумулятор - сборка 2s2p lipo2200

подрезать тяги и оболочку боуденов не пришлось - подошли идеально. Поставил машинки, приклеил вилки.
Через бальзовые вставки зафиксировал концы боуденов к стенкам фюза

Фюз собран

Машинки использую футаба 3173 везде.
В центроплан и уши под них заранее были установлены Ids системы, мне осталось только ставить сервы, прикрутить пару саморезов и угольной полоской связать серву с нижней обшивкой крыла. Крыло собирается очень быстро.

Ids+ хорошие сервы работают классно - люфты отсутствуют полностью, машинки работают очень точно, и виден отклик на каждый щелчек триммера. Мне очень понравилось.

Приклеил лючки - закрыть сервы. Лючки прозрачные, в наборе есть плоские и с выемкой под качалку серв. Мне подошли плоские. Также в наборе есть вырезанные пленки для приклеивания лючков (!)

Подогнал центровку, взлетный вес получился 1985.
Сегодня был ветерок 7-8, очень хотелось немного догрузить.

Фотки к предыдущему сообщению

Кубок Вильга F3J & F5J & F3K 2014

Сегодня вернулись с соревнований.
Проезд и провоз матчасти не вызвал никаких сложностей. У нас было письмо от организаторов, этого оказалось достаточно.
Так легко таможню я ни разу не проходил - быстро и делово.
Организация соревнований как всегда на высшем уровне, тут можно долго говорить, кто был - тот знает.
В общем - поездкой доволен!

Supra Spread Tow
  1. Про легкие планеры.
    Этим летом я проводил серию утренних тренировок (5.30-6.30 утра) и делал регулировку моих планеров на получение минимальной скорости снижения.
    У меня было 3 Супры - 1.36 кг, 1.49 кг, 1.68 кг

Я смог добиться следующих результатов:
1.68 кг - минимальная скорость снижения 0.29-0.30 м/сек
1.49 - 0.27-0.28 м/сек
1.36 - 0.25-0.26 м/сек
Четко видна зависимость от нагрузки.

Преимущество у легкого самолета есть, но нужно уметь его реализовать. Чем легче самолет, тем сложнее лететь - он не прощает малейшие ошибки - сразу останавливается и сваливается.
Ну опять же - возможное преимущество на взлете.
У всех топ-пилотов есть очень легкие планера.

  1. Закончил сборку нового самолета - получился 1547 гр. Это самый жесткий и самый тяжелый планер в моей обойме.
    Здесь идет движение в сторону жесткости.

Предыдущий самолет при весе 1.49 выдерживал взлеты на ЧЕ в Турции при ветре более 10 м/сек.
А в штиль я на нем взлетаю на высоту 220-240 метров.

Новый планер еще жестче, и имеет другое оперение. Ожидания по взлету большие - скоро полетаю с приборчиком, все увижу.

  1. На высоту ставлю более мощную серву, питание- гидрид. Подходит по весу (в нос пришлось добавить только 15 гр.)
    Балка длинная, на руддере мягкие тяги(нет люфта, выигрыш по весу)
Supra Spread Tow

вес 24. Владимир сделал спред 26 гр/кв.м., это позволяет добиться поразительных результатов по жесткости/ массе. Но идея развития в этом планере не в минимальной массе ( хотя это одна из составляющих), а в получении максимальной высоты взлета.

Леер F3J/F3B - мифы и реальность

Ключевое слово - энергия

Перед сходом система леер - планер имеет суммарную энергию, состоящую из кинетической энергии, потенциальной энергии и потенциальной энергии упругой деформации леера. Третья составляющая самая важная т.к. она самая большая.

По правде это все было измеряно - испытано - большую работу сделали итальянские коллеги, все это было в свободном доступе.

При средних условиях хорошо настроенный планер вытягивает леер с усилием около 400 Н. Вот и смотрим, например, какой леер при этом обеспечит максимальную энергию.

школа, физика, закон Гука и т.д.:

определяет потенциальную энергию пружины, растянутой (или сжатой) силой . Из этой формулы видно, что, растягивая с одной и той же силой разные пружины, мы сообщим им различный запас потенциальной энергии: чем жестче пружина, т.е. чем больше ее упругость, тем меньше потенциальная энергия; и наоборот: чем мягче пружина, тем больше энергия, которую она запасет при данной растягивающей, силе.

Вывод: максимальную энергетику обеспечит самый мягкий леер, который под воздействием силы растяжения останется в пределах упругой деформации.
Это теория, на практике есть небольшие ньюансы лишь подтверждающие правила.

Я бы сравнивал леера из принципа - какие леера при фиксированной силе (300, 400, 500, 600 Н) дают максимальную потенциальную энергию.

Недавно на соревнованиях в Америке поставили новый рекорд скорости 11.9 с.
Посмотрите с чего летали
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1677389&p…

Для машинистов расскажу секрет - леера мочат чтобы они были более мягкими а не более прочными. зачем - см. выше.

Лебедка

Задолбал.
Дмитрий Анатольевич первую лебедку сделал году наверно в 2001, и с той поры активно летает f3b.
И этих лебедок через его руки прошло немало. всяких - фирменных/нефирменных.А на той - первой и я полетал. Девайс достойный. Вот фотка.

Применю ситуацию на себя. Вот у меня по меньшей мере человек 5 знакомых которые собрали не один десяток лебедок. Опять же, я постоянно использую лебедки лет 10. И через меня их прошло достаточно.

Но не стоил сам ни одну. Ну ничего толком про постройку сказать не смогу - ибо не делал. А только активно эксплуатирую.

А вот есть гении, до которых нам далеко. И которые уже устали “бисер метать” - поняли кто мы?

Так что Дмитрий Анатольевич - будте скромнее, заканчивайте конференцию,у чувака корона на ушах.

Но про сыр лучше разговаривать с тем, кто его ел - думаю что все это понимают.

А это мы лет 8-9 назад. С Eraiser-ом

F3B, F3J 2013

Колхоз дело добровольное
Я внес только ту информацию, которую согласен выложить в общий доступ. И поставил галочку, что “согласен”

А так - удобно, можно будет регистрироваться на соревнования. Рекомендую.

Supra Spread Tow

Прогресс и инженерная мысль не стоят на месте!
Получил и установил модернизированное хвостовое оперение:
ГО - увеличенной площади и чуть легче стандартного
ВО - облегченное

Новое хвостовое оперение легче на 7 гр. стандартного и пришлось убрать из носа 13 гр, чтобы сохраниьт ЦТ.
Увеличение площади ГО увеличило устойчивость, есть желание сдвинуть ЦТ еще назад - попробуем, посмотрим.

F3J с лебедок

Вчера было обсуждение данной темы членами комитета ФАС и некоторыми выдающимися спортсменами 😃

Мы определили примерные принципы использования лебедок на соревнованиях F3J на следующий сезон.

Существуют региональные этапы кубка РФ в классе моделей F3J с небольшим числом участвующих пилотов- менее 15. При таком количестве участников бывает невозможно организовать полноценныечастотно-командные группы, где есть не менее 4 человек, что необходимо дляполноценной команды - пилот, 2 помощникаи штурман.

В такихслучаях, для упрощения организации и проведения соревнований, допускаетсяорганизация соревнований с использованием лебедок на следующих принципах:

a) Еслифактическое количество участников соревнований менее 15 пилотов, то допускаетсяиспользовать для взлета лебедки.

b) Организаторыдолжны указать в регламенте соревнований, что будет предоставлена возможностьстарта с лебедок.

c) Организаторыобеспечивают наличие не менее одной лебедки на каждый стартовый коридор дляиспользования любым пилотом, взлетающимиз этого коридора.

d) Лебедки,блоки для лебедок и аккумуляторы должны соответствовать требованиям правил F3B –“Российские правила проведения соревнований в классе моделей F3B” раздел5.3.2.2.

e) Кбарабану лебедки должен быть прикреплен нерастяжимый плетеный шнур длинной до150 метров с карабином на конце.

f) Поворотныйблок устанавливается на расстоянии 150 метров от средней линии стартовогокоридора.

g) Пилотдля взлета с лебедки должен использовать стандартный леер, отвечающийтребованиям правил F3J. Леерчерез блок крепится к карабину на концеплетеного шнура.

h) Спортсменможет использовать как ручную затяжку, так и взлет с лебедки по своемуусмотрению.

i) Сразу после освобождения модели отлеера, леер должен подматыватьсялебедкой до блока для предотвращения перехлеста с другими леерами.

j) Если происходит обрыв леера, то шнурподматывается на лебедку для предотвращения перехлеста оставшегося куска леерас другими леерами. После этого осуществляется вторая попытка.

k) Организаторыпредоставляют стартовое оборудование. Но ответственность за соблюдение техникибезопасности при использовании оборудования несет пилот. Перед взлетом пилотили его помощники должны проверить соответствие стартового оборудованиятребованиям безопасности.

l) При запуске модели поворотный блок исама лебедка должны быть надежно закреплены на земле. Если во время стартаповоротный блок или лебедка вырывается из земли, или от них отделяетсякакая-либо часть, то спортсмен наказывается вычитанием 300 очков штрафа изфинального результата соревнований.

m) Стартовыекоридоры пилотов меняются во время соревнований.

n) Есливо время соревнований произошла поломка стартового оборудования (например:порвался плетеный шнур, поломка лебедки или блока), то всей группе сразу же объявляютперелет. Перелет производится сразу после устранения неисправности.

После окончательного согласования документа эта информация будет опубликована на сайте http://www.fas-f3b.narod.ru

F3J с лебедок

Игорю - лезть в детали и обсуждать очевидные вещи здесь не хочется. Полетайте с лебедок и Вы практически сами найдете ответы на все Ваши вопросы, они более-менее очевидны.

Технический регламент по оборудованию нужно брать в F3B. Кстати, ни разу не видел чтобы на ЧР F3B кто-то что-то мерял в лебедках.

По факту лебедки конечно разные, но не сильно. Уверяю, что разница мощности у коней значительно выше.
Для того, чтобы нивелировать эту разницу, взлетные коридоры (соответственно и лебедки) у пилотов меняются в процессе соревнований.

Я вижу выгоду от использования лебедок при использовании на региональных соревнованиях с количеством участников менее 20 человек. Ну не интересно летать по 3-4 человека в группе! А если собралось 8-10 человек - что делать? отменять соревнования совсем?

Я думаю, что если такая возможность будет, то количество соревнований увеличится. Организаторам и участникам будет намного проще, снимается куча головняков.
По опыту -такие соревнования проходят очень ненапряжно.

Если на соревнования приехал пионер с руководителеи из Урюпинска и есть вероятность сложить планер с лебедки, так пусть летит с коня (с двух сложит) - у него есть выбор.

Если спортсмен не хочет предоставлять лебедку на общак (а это его право и его мотивы понятны), то он ее не предоставляет. Все очень просто. Сумели ОРГАНИЗАТОРЫ организовать по одной ОБЩЕЙ лебедке в КАЖДЫЙ коридор - то можно использовать лебедки, не сумели - то нельзя. Все должны быть в одинаковых условиях. Отсутствие личной лебедки у кого-либо - не проблема вовсе. Нет - и не надо, полетаешь с общей.

Я считаю, что это увеличит массовость. С F3B сравнивать не нужно - подход совершенно другой. Честно - я не вижу ничего, что затруднит вхождение в спорт.

Был вопрос - как скажутся лебедки на уровень подготовки на международном уровне. А никак не скажутся - американцы летают с лебедок и 4 из 5 сеньоров были в финале ЧМ. Нужно больше работать.

Следующий вопрос -это отличие от ФАИшных правил. Не секрет, что мы сейчас летаем по правилам, которые отличаются от ФАИшных, так что в теории все возможно. Я хочу возбудить этот вопрос на официальном уровне, для этого я и спросил Ваше мнение.
Не все “планерные” регионы пока высказались, подождем.

F3J с лебедок

Я не говорю о переходе на лебедки. Я говорю о возможности их использования при определеннвх условиях. Если организаторы могут обеспечить их наличие для ВСЕХ, только тогда можно лететь с них. Считаю что именно организаторы должны это делать. Если возложить это на спортсменов- это точно будет влиять на массовость. С кем договариваться новичку если он никого не знает? Технический регламент на лебедки- это вообще никакая не проблема.