Activity

ГидроЧужой
EXPERIMENTATOR1970:

Неприятно удивила малая эффективность руля направления. Не знаю, по этому или ещё по какой-то причине, но аппарат не держит курс. Совсем.

EXPERIMENTATOR1970:
    • Как уже сказал, изменить геометрию пилонов. Опустить движки.
    • Сделать новые консоли и стабилизатор. Стабилизатор сделать бальзовым, с полностью мягкой обшивкой, даже руль высоты. А у консолей изменить геометрию, в сторону увеличения размаха и сдвинуть их максимально назад, чтобы сдвинуть к хвосту фокус модели.
    • Переставить серву РВ в район фонаря. Желательно найти боуден, тогда проблема решается весьма просто. Кстати, в таком случае откажусь от крепления фонаря на магнитах, и просто закреплю его на саморезиках. Что тоже скажется на центровке в лучшую сторону.
    • Нужно увеличить площадь РН без увеличения его массы, то есть сделать так же наборным с мягкой обшивкой. Если после всего этого центровка будет всё ещё задней, то придётся аккумулятор переносить в самый нос. P. S. Модель заинтересовала, если не экраноплан, то гидросамолёт я из неё сделаю! Правда пока возьму небольшую паузу. Вот как то так.

Сергей, по курсовой неустойчивостью этой компоновки - довольно большие “лапти” поплавков (которые имеют приличную боковую проекции и вынесены далеко вперёд, работают как дестабилизаторы), их большой разнос от осевой линии, вкупе с относительно небольшим выносом (плёчом) киля.

Можно попробовать к перечисленным мерам, добавить следующее:

  • водяной руль (прикрепить его снизу непосредственно к основному), поможет на этапе разгона

  • увеличить площадь концевых шайб

  • развалить концевые шайбы (это конечно если площади им добавить, иначе смысла особого их разваливать не будет) - при виде сверху на 5-10 градусов (примерно как делают кили на соосных вертолётах - см: Ка-26 и т.п., чтобы повысить их эффективность)

экраноплан луч-5

😀

Сделал хвостовые конуса “баллонет”:

Из-за большой разницы радиусов у основания и на оконечности конуса, нельзя было воспользоваться термо-пенорезкой (скорость реза на краях получалась бы сильно разной, и “остриё” бы всё скукожилось), то конусность пенопластовым заготовкам придавал вручную,

Т.к. радиуса гиба довольно небольшие, то оклеил тонюсенькой фанеркой в 0,4мм.

экраноплан луч-5

😃

По постройки дошёл до “баллонет”. Для облегчения нарезки тел вращения из пенопласта, в дополнение к термо-пенорезке, сделал "сверх-высокотехнологичный"😂 станок:

Нарезанные части:

Оклейка 1мм липовой фанерой:

экраноплан луч-5

😀

Да, Йорг опробовал на моделях десятки вариантов, даже таких экзотических как тандемную комбинацию прямоугольного крыла и обратной дельты:

…а также делал продувки в трубе:

… прежде чем вывел работоспобную схему с дифференциацией профилей переднего и заднего планов:

(плюс к этому у него там ещё и пара вихрегенераторов - в корневых частастях консолей переднего плана)

А его последователи частенько пытаются слепить что-то подобное, не вникая в детали. Типа такого:

экраноплан луч-5

😃

Одна из ключевых деталей строящейся модели рамка для встроенного динамометра (моментного датчика):

Рамка в сборе с пилоном, и “стрелкой” фиксирующей заданный угол тангажа:

экраноплан луч-5

😃

Продолжение строительной эпопеи…

Изготовление основы платформы (склейка из 1 и 2мм фанеры):

поперечные силовые элементы - квадратные карбоновые прутки 6х6:

экраноплан луч-5

😃

Строю нынче новую продувочную модель экраноплана по обновлённой концепции (ЛУЧ-5Р).

Новая модель должна будет обеспечить больше возможностей для исследования, в том числе иметь реально работающий нагнетатель, а не муляж, как это было на первой модели

По ощущениям, из опытов с радиоуправляемой моделькой, работа нагнетателя повышает запас устойчивости. Но, как говорится, ощущения к делу не пришьёшь 😄.

Тем паче возможны и другие эффекты от работы нагнетеля 😉 , которые тоже требуют объективных замеров.

Взяв за основу обычный 64мм модельный импеллер:

…заменил крыльчатку, и после основательной “доработки напильником”, получил вот такой нагнетатель:

Для обеспечения возможности длительной работы на полных оборотах, контроллер взят с большим запасом - 100А, при потреблении моторчика около 30-ти: Штатно будет подключение параллельно двух батарей.

ГидроЧужой
REZCHIK:

Пилот в шоке.

Больше всего похоже что проблема в основном из-за децентрации тяги, если это так, то рецепт “лечения” предельно простой:

(посмотрите на направление вектора тяги)

ГидроЧужой

😃

R0K:

Я вот до этого нигде не встречал конкретного высказывания про несущий стабилизатор

Профиль стабилизатора говорит сам за себя:

S_Vladimir:

т.е. как правило плоско-выпуклый профиль…


ГидроЧужой

😃

R0K:

Вот на 193 странице вычитал интересное по Алексеевской схеме:

Стабильные аэродинамические конфигурации получаются с ЦТ, расположенным дальше, чем для свободно летающих самолетов, между 30 и 45% средней хорды по сравнению с 25-30% для самолетов. Это заднее расположение ЦТ обычно требует, чтобы стабилизатор создавал положительную подъемную силу на крейсерской скорости и дифференте.

Да, довольно типично не только для Алексеевской схемы, но и для компоновки Липпиша, и его последователей (Фишера, Грунина, и др.), картина у них очень схожая:
центровка в районе около 40%, плюс несущий стабилизатор (т.е. как правило плоско-выпуклый профиль, с положительным установочным углом)

Из описания ЭСКА-1:

наиболее устойчиво аппарат ведет себя при центровке в районе 38—40% САХ (средняя аэродинамическая хорда), т. е. недопустимо «задней» для обычного самолета.

ГидроЧужой

😃

R0K:

Осенние покатушки.

Основной режим аппарата - глиссирование с частичной аэроразгрузкой?

экраноплан луч-5

😃

S_Vladimir:

В этом сезоне построил две модельки того же формата…

Утренняя фотосессия прототипа экраноплана ЛУЧ-4 (версия 2.0) :

экраноплан луч-5

😃

В этом сезоне построил две модельки того же формата что мини-модель экраноплана ЛУЧ-4 (т.е. радиоуправляемая, местами кордовая, масштаб 1:10 ).
Первая по сути была легким улучшайзингом проекта ЛУЧ-4. Соответственно каких-то особых преимуществ замечено не было.

Вторая (обозначил как ЛУЧ-5Р) стала серьёзной переработкой концепции, и эта модель держит экран гораздо лучше, а также отмечены другие плюсы.
Но об этом попозже.

Решил для себя вопрос с качественным улучшением записи видео материала, по крайней мере для той части испытаний, что проводятся на кордах.

Изначально кордовая база (стойка с подшипниковым узлом для закрепления корды) выглядела совсем просто:

Небольшой доработкой превратил её в автомат для записи видео:

Запись из центра круга оказалась весьма полезна и удобна для целей испытаний - т.к. камера всегда направлена строго перпендикулярно модели, то можно, например, в точности оценить угол тангажа, углы рысканья по тангажу и др. (а ещё - делая один и тот же радиус трека, а теперь обычно делаю ровно 10метров, легко посчитать среднюю скорость на круге).
“Радиусное видео” новой модельки экраноплана ЛУЧ-5Р - М1:10, полёт с препятствием (трамплин высотой 7см):

экраноплан луч-5

😃

Маленько пофантазировал над продувочной моделькой экраноплана ЛУЧ-4:

Как вам такое ноу-хау!? - бластерная турель совмещённая с нагнетателем воздушной подушки:

Давным-давно в далёкой-далёкой галактике… ЛУЧ-4 - лёгкий прогулочный экраноплан Дарта Вейдера:

…и пусть галактика подождёт :

ГидроЧужой

😃

REZCHIK:

Сегодня очень сильный ветер не позволил отметить выходной испытаниями.

Как-то регуль нахально торчит (для водной то модельки). Или как-то загерметизирован?

ГидроЧужой

😃

REZCHIK:

Этим летом полёта экраноплана пока не было.

Имелось в виду, что с одним лишь водяным рулём, и отсутствии воздушных рулей, в момент подскока, модель становится неуправляемой по курсу, что усугубляет ситуацию, не оставляя шансов выправить положение.

ГидроЧужой

😃

REZCHIK:

– Из органов управления только водяной руль

Т.е. при полёте неуправляемой становится?

ГидроЧужой

😃

REZCHIK:


Спасатель - неотемлимая часть испытаний. 😃

На мой взгляд - львиная доля проблемы на приведённом видео, в килях-винглетах:
полагаю, что было бы полезно увеличить их площадь (без увеличения площади рулей), сместить к осевой линии и поставить “домиком”.
Примерно так (вид спереди):

В качестве инфы к размышлению:
Изначально одна из первых моделей выглядела так:

И никак не хотела нормально летать - была поперечная раскачка, валкость.

Чисто случайно нашлось решение - во время одного из заездов, от удара отвалилась одна из отогнутых законцовок крыла. Тогда решил ради спортивного интереса, не клеть её обратно, а удалить и вторую, и опробовать в таком виде:

Модель отлично полетела - с поперечной устойчивостью стало всё в порядке.
И это при уменьшившемся размахе, и отрицательном V оставшихся консолей!

экраноплан луч-5

😃

REZCHIK:

Владимир, скажите, это покрашенная Ваша пенопластовая модель перед АД трубой? Или из какого то специального материала?

Пенопласт там не выдержит: скорость в трубе до 60м/c, модель дули на 35м/c.

Сделана в основном из бюджетной липовой фанеры (кроме поверхностей двойной кривизны) - от 1 до 3мм.
Отдельные детали - из берёзовой авиафанеры - 0,4мм и 1мм.
Местами карбоновые трубки и профиля.

Основа “баллонов” - из готовых картонных труб (взял у продавцов от рулонных материалов типа обоев), но сверху на эти трубы тоже наклеена миллиметровая фанера.

Также в комплекте к этой модели, делал специальный пилон - для соединения модели с весами аэродинамической трубы, и для регулировки и фиксации модели с заданным углом тангажа:

Основная часть пилона - из шпильки М20 (вкручивается в стойку весов), обтекатель - фанера на пеноплексе.
Отходящая вбок-вниз “стрелка” по сути таковой и является, плюс на ней находится узел фиксации угла тангажа модели.
Пилон шарнирно крепится к днищу модели, а “стрелка” пилона проходит через “кабину” в кормовую часть.
Схематически это выглядит примерно так:

Узел фиксации угла:

Матовая краска была выбрана, в числе прочего - для получения легкой шероховатости поверхностей (т.е. по требованиям к продувкам, такая модель не должна иметь совсем уж заполированно-зеркальные поверхности)

экраноплан луч-5

😒

R0K:

У Йорга точно тандем. И оба крыла несущие, частично несущих не бывает имхо

Тем не менее, при практически равной площади, нагрузка на кормовое крыло у Йорга раза в три меньше чем на носовое…

экраноплан луч-5

😃

R0K:

Странно на Алексеевском “Рыбнадзоре” СМ-9 стабилизатора не было, хотя схема с виду похожая.

Отсутствие явно выраженного стабилизатора не означает что нет чего-то что берёт на себя стабилизирующую функцию.
У СМ-9 роль стабилизатора играют вынесенные в корму консоли…


… которые находятся далеко позади ц.т.

Также, если посмотреть на центровку тандема…

… то станет понятно, что у него задний план по большей части играет роль переразмеренного (и частично несущего) стабилизатора.

И т.д., с любой другой существующей схемой. Другое дело что не все из них одинаково хорошо работают.
В качестве инфо к размышлению о компоновочных схемах: www.pinterest.ru/pin/302726406210331928/

экраноплан луч-5

😃

REZCHIK:

Значит, без стабилизатора (огромного)- никак?

Похоже что так.

R0K:

Доброго. Какое качество показали испытания в трубе?

Пока воздержусь от технических подробностей.

экраноплан луч-5

😃

С приходом весны продолжил работу с моделью экраноплана ЛУЧ-4 масштаба 1:10.
(управление моделью как катером - только руль и газ, по высоте самостабилизируется аэродинамикой компоновки)

Для облегчения задачи постановки опытов и съёмки видео, временно превратил rc-модель (которая начинала свою карьеру в качестве метательной) ещё и в кордовую 😁:

youtu.be/Y_OPWWMudT4

Полёты над препятствием (трамлин высотой 10см):

youtu.be/nTPnEhwS5go

Здесь высота полёта немножко побольше поэтому на трамплин практически не реагирует:

youtu.be/KBRy28DCGOI

Так же испытал недавно её аналог седьмого масштаба в аэродинамической трубе :rolleyes::

ГидроЧужой

😃

R0K:

здесь можно увидеть момент отрыва и как я успел сбавить газ и затем посадить без задирания носа…

Схема тандем?

экраноплан луч-5

😃

На ЛУЧ-5 было относительно хорошо на прямой. Но в виражах начинались танцы с бубнами. Так не удалось решить вопросы, поэтому вернулся к более привычной схеме.
Однако польза от работы со схемой “летающее крыло” была - был наработан дополнительный элемент повышающий устойчивость на экране, и который перекочевал и на нынешнюю модель - ЛУЧ-4. Что в итоге дало б о льший запас устойчивости, чем в прежних моделях.

экраноплан луч-5

😃

В процессе работ над проектом экраноплана с шасси на воздушной подушке, отказался от схемы “летающее крыло”, и пришёл примерно* вот к такому виду:

Поэтому чуть поправил название на “ЛУЧ-4”.

Немножко видео:

Размах модели - 400мм, вес с батарей - 340гр.
Основной материал - потолочка, и немного карбоновых полосок для усиления.
В начальном виде она была четырёх-моторной, с двумя нагнетателями:

Впоследствии второй нагнетатель (тот что в “кабине”, в виду избыточности был демонтирован, а оставшийся - уменьшен в диаметре:

* - примерно - это потому что на показанном фото модель далеко не в нынешней итерации

ГидроЧужой
Бекар:

По поводу виражей. Как вы это себе представляете в данном конкретном случае, если экранный просвет между поверхностью и концевым поплавком составляет не более пары сантиметров? Малейший крен, и поплавок касается поверхности, дальше, я думаю понятно…!

Со времён постройки Х-112 и ЭСКА-1, аэро-гидро-динамика экранопланов продвинулась далеко вперёд 😉:

Это модель делает вполне координированный вираж почти автоматически - на ней нет ни руля высоты, не элеронов!

Бекар:

Величина экрана, напрямую зависит от габаритов модели, соответственно, если у вас есть возможность заниматся с размерами, допустим два/два, то у вас одна жизненная ситуация, с соответсвующими конструктивными решениями, а если “метр/метр”, то всё, уже, совершенно по другому!

Размах крыла модели на вышеприведённом ролике около 400мм, взлётный вес - 340гр

ГидроЧужой

😃

Бекар:

ЭСКА, на экране, в модельном испоонении, только прямо может ходить, хотя вроде и Липшиц, Стратег уже может очень плавные виражи делать…, хотя вроде и не Липшиц…

Да, с виражами несколько сложней удержать на экране, но можно если постараться.
Модель ЭСКА довольно неплохо держит экран. По высоте рулём удерживали или идёт с “брошенным” стиком?

EXPERIMENTATOR1970:

У Липшица вроде поддув от винта под крыло был. То есть фюзеляж над водной поверхностью расположен.
И вот тема про модели экранопланов, надеюсь поможет.www.rcgroups.com/forums/showthread.php?1255615-Gen…

Вот ещё множество моделек экранопланов самых разных компоновок собрано: pinterest.ru/…/модели-экраноплановekranoplan-model…

экраноплан луч-5

😃

cergey63:

Баллоны пока пенопластовые, обклеенные стеклотканью. Занимаемся отделкой…
…На пенопластовых можно стартануть с воды, и по ним же выклеить из ткани.

Полиреданы на баллонах (как на прототипе) тоже будете далать?

cergey63:

Ему нужно сначала пройти две выставки, а потом подключатся разные дядьки для серьёзных испытаний.

Какие-то аэро-гидродинамические изыскания проводить будут? (Вроде бы на Динго уже всё исследовано и разработано?)

cergey63:

А как мой земляк на форуме себя называет?

Написал в личку.

экраноплан луч-5

😃

Сделал для маршевой СУ телеметрийный стенд - с замером тяги и остальных параметров:

Испытания прошли вполне успешно:

Ничего не развалилось, в диапазоне рабочих частот вибрации валопровода незначительны, а наиболее ощутимые - когда СУ уже почти останавливается.