Activity

Продолжение истории с тепловым импеллером

Вот пожалуйста, фото из архива Вадима Книжникова!

Ему реально удалось продвинуться по теме! А что тут все предельно лаконично с технической точки зрения - оба компонента и планер и движитель видимо промышленного изготовления (возможно сделаны на заказ). Все на своих местах и реактивная тяга и терморезонансная составляющая.

Обратите внимание на то что тепловой импеллер поворотный! То есть можно управлять по курсу самолетом! Это обеспечивает дополнительную маневренность аппарату.

Интересно узнать технические параметры данного аппарата…

Продолжение истории с тепловым импеллером

Невероятно но факт!
Вот теперь и разберись где правда а где нет!

Удалось найти материалы по тепловому импеллеру Вадима Книжникова в сети.
Оказалось, что кое что из своей работы (чертеж) он выложил на фотофайле: photo.qip.ru/users/vadimknizhnikov/…/94428099/#mai…

Теперь можно ознакомиться с принципом работы его удивительного двигателя!

Продолжение истории с тепловым импеллером

Сообщение (перевод с английского).

"Сегодня с космодрома “Куру” во Французской Гвиане стартовал экспериментальный корабль трехразового использования “Refrezhirator One”. Это новейшая разработка интернациональной команды ученых сочетающая в себе свойства стандартной американской холодильной установки и классического жидкостного ракетного двигателя (ЖРД).

Краткое описание принципа работы: из капсулы холодильной установки отсеченные полуфазы горячего газа поступают через когерентный фильтр непосредственно в камеру сгорания ЖРД. Возникающий терморезонансный эффект повышает мощность двигательной установки на 30% (не винтовой вариант).

В качестве космонавта-испытателя использовался пилот-доброволец из Санкт-Петербурга. На первой встрече с научным коллективом он кричал фразы на русском: “Day chirik na buhalo!” и “Ia znau izobretatela teplovogo impellera Vadima Knizhnikova!!”. Что это значит ни кто не понял, но в пилотскую книжку его записали как Дай Бухалов.

Кабина пилота оборудована с максимальным комфортом. Использование стандартного холодильного оборудования позволяет создать комфортную атмосферу для пилота (-2С), а также расположить продукты питания на полках.

Так же в полет Даю Бухалову дали три бутылки Шардоне. Данные бутылки двойного назначения - в случае возникновения нештатной ситуации на орбите пилот сможет отправить сообщение (записка в бутылке) из космоса на землю.

Продолжаем следить за удивительным испытанием!"

Фото из зарубежной статьи:

Продолжение истории с тепловым импеллером

Шутки шутками но:

Термо-акустический двигатель Стерлинга:

Из описания к роллику (перевод с английского):
“Нагрев одного конца трубки с проволочными спиралями (“Стек”) вводит стек в резонанс, затем он начинает генерировать звуковые волны (эти звуковые волны не слышны человеческому уху).”
(не чего вам это не напоминает?)

Принципы работы термо-акустических двигателей:
en.wikipedia.org/…/Thermoacoustic_hot_air_engine

Эффект резонанса тепловых волн (“International Journal of Engineering Science”):
www.sciencedirect.com/science/…/002072259190119N

Я это все к тому что может быть зря катили баллон на rcred?
Может он был прав?
Может быть если бы в его руках был не пенопласт и обрезки ПЭТ-бутылок из под пива, а титан и плазменная сварка все бы получилось?
А его тут просто не поняли как Галлилея - “А все таки она вертится!”
Может он Михайло Ломоносов нашего времени? Залили так сказать водой недоверия Прометея?!

Продолжение истории с тепловым импеллером

Найдены записи подтверждающие тот факт, что тема тепловых импеллеров жива!

У задержанного сотрудниками полиции Митинского района Москвы бомжа были изъяты некоторые предметы, среди которых была поврежденная флэш-карта на 8 Гб. С нее удалось считать некоторую информацию в виде чьего-то дневника (word-файл):

"… естественно после тех трагических событий в МАИ группе пришлось разойтись, исчезнуть. Кто куда подался. Кто то начал спиваться, кто то подался в коммерцию. Но мы (я и Костя) были в костяке группы и решили что лучше переждать шумиху в Подмосковье. У нас осталось на внешнем диске большая часть материалов по проекту теплового импеллера. Практически все автокадовские файлы и половина файлов рино.

Мы решили залечь на дно под Жуковском в поселке Поповка у леса, как то все таки символично это и лаборатории ЦАГИ не далеко если что.

Все было по началу тихо и мы живя в старом деревенском доме отслеживали новости по ТВ. Но история с пожаром в маевском корпусе закончилась достаточно быстро, и стало возникать желание в духе “надо же что то делать”. Мы в принципе особой нужды не испытывали - подрабатывали в местном доме культуры сисадминами, делали салют с феерверком по праздникам, устанавливали турбонаддув местным стрит-рейсерам на зубилах, вообщем на хлеб хватало.

Костя предложил продолжить исследования свойств теплового резонанса. Лабораторию решили организовать в сарае съемного дома. Баба Маша появлялась редко, мы платили за аренду исправно и никто не видел чем мы занимались.

Я предложил сделать малогабаритный ЛА на усовершенствованном тепловом импеллере с применением закиси азота или гидрозина, исключительно для стендовых испытаний. На ноутбуке в САПРе накидали рабочий чертеж. С материалами особых проблем не было - брали детали от старого комбайна за забором, разобрали старый самогонный аппарат бабы Маши, кое что выменяли на этиловый спирт у местных стрит-рейсеров.

Идея Кости заключалась в том что синфазность термических колебаний в главной камере сгорания зависит от воздействия акустических волн с треллис-модуляцией. Если найти подходящий источник с плоским фронтом излучения то можно значительно повысить энергию горения топлива.

Работали поздними вечерами, варили автогеном, ковали. Образец, почти готовый к испытаниям, собрали за пару недель. В субботу начали испытание - горение на форсунках было ровное, стабильное (для первичных испытаний использовали самогон бабы Маши).

Не хватало только источника треллис-модулированных звуковых волн. Чего только не перепробовали: и Костин АйПод, и бабы Машин патифон, старый кассетник “Юность”…

Сидели, думали. Вдруг на улице раздались звуки гармони, как сейчас помню - Вован бульдозерист наяривал на поселковой, суббота все таки!

Костя говорит: “Датчик синфазности показывает увеличение!”
Я: “Где источник?!”
Костя: “Гармонический источник… Мощный… Это баян на улице!!!”

Короче затащили мы Вована в сарай и орем ему: “Громче играй!”. Он в шоке, Костя его посадил на испытуемый образец для максимального контакта, а он кричит “Вы что делаете ироды?!”, хорошо что под сильным “шафе” был, по трезвяку ни за что бы не согласился…

Далее события развивались очень быстро. Мои часы синхронизированные с СЕВ показали что все произошло за 36 секунд. Синфазность достигла максимального предела, тяга двигателя стала увеличиваться в геометрической прогрессии, фактически скачкообразно. Вообщем через 36 секунд ЛА сорвался с креплений и разбив стенки сарая в щепки с оглушительным ревом ушел в ночное небо!
Вместе с Вованом…

Нас с Костей раскидало в стороны, помню только баба Маша стоит (из города вернулась) с углекислотным огнетушителем ОУ-1 и кричит “Б…ь! Е…а вы че тут устроили н…й?!”

Далее записываю рассказ ребят (очевидцев) которые на мотоциклах с девчонками поехали купаться на речку Хрипань:
“Мы пока ехали на мотиках, фоткались. И вдруг - как раскат грома! Какая-то труба с огнем прям над нами пролетает а на ней мужик что ли в шапке ушанке! Я кричу Светке - фоткай!..”

Великолепно, что ребята дали мне фото - аппарат летает! Это успех!

Одно плохо, придется менять место дислокации, да и Вована уже месяц найти не могут. Ни аппарата ни Вована! Эх, тут и так баянисты на вес золота… Вообщем опять в путь в дорогу!.."

На этом текст прерывается.

К счастью сохранилось фото с аппарата тех ребят:

изделие 32-26 М1:5,5

Камуфляж передан с художественной точностью, класс! Я так понимаю передана окраска самолета простоявшего под открытым небом лет 20. На копии будет смотреься очень жизненно. На всякий случай предлагаю звезды поярче нарисовать.

Возможно, это прорыв в построении импеллеров. Вы не находите?

Свое практическое подтверждение получила новейшая техническая разработка - тепловой импеллер.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Сотрудниками второй (“Двигатели летательных аппаратов”) и четвертой (“Радиоэлектронника летательных аппаратов”) кафедр Московского Авиационного Института (Технического Университета) в течении двух лет разрабатывалась для стендовых испытаний рабочая модель новейшей двигательной установки типа тепловой импеллер. В основу этого поистине удивительного изобретения положен один из эффектов термодинамики - тепловой резонанс.

Весной 2009 года была собрана первая уменьшенная экспериментальная конструкция для огневого стенда. Не легко проходили испытания первой модели двигателя такого типа, долго не удавалось достичь стабильной работы и получения эффекта теплового резонанса. 30 марта 2009 года после трех минут работы и выхода на режим автогенного горения тепловой импеллер взорвался. Помещение лаборатории было уничтожено. Этот пожар подробно описывался в средствах массовой информации.

Причин было несколько, основная заключалась в том, что консервная жесть плохо сохраняла физические свойства при температуре горения спирта. Так же было установлено, что технология сборки с использованием олова не применима в данных условиях. В дальнейшем применялась технология горячей вальцовки.

Но эти проблеммы не остановили научных сотрудников МАИ. В конце 2008 года руководителями научной группы было принято решение создавать полноразмерную двигательную установку, которая в дальнейшем успешно прошла стендовые испытания.

КОНСТРУКЦИЯ

Структурно двигательная установка состоит из следующих блоков: блок управления электродвигателем импеллера, импеллерами первой и второй ступеней, блоком запуска батареи ПуВРД, Батарея ПуВРД из 12 штук, системой подачи топлива (керосин, пропан), блок зажигания. Материал для сборки был использован самый разнообразный, от остатков металический шкафов (из взорванной лаборатории) до никель-кадмиевых сплавов использованных при изготовлении ручек ручного переноса двигателя и таблички с серийным номером.

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Атмосферный воздух попадает в зону работы главной крыльчатки (первая ступень) теплового импеллера и сжимается, дополнительно в область сжатого атмосферного воздуха подается пропан высокого давления, где осуществляется первичный поджиг блоком пьезо-поджигателей. Далее высокотемпературная смесь попадает на вторую крыльчатку где достигает сверхзвуковой угловой скорости. Принцип теплового резонанса заключается в том что лопатки ротора второй ступени создавая сверхзвуковые фронты направляют их в воздухозаборники 12 ПуВРД в определенном порядке. Фоздушные клапаны ПуВРД открываются строго в фазе прихода высокотемпературных волн сверзвукового уплотнения. Возникает тепловой резонанс тороидального типа и происходит эжекция газового потока в камеры ПуВРД со сверхвысоким коэффициентом сжатия. Далее расширяющиеся газы проходят через камеру сгорания каждого ПуВРД где смешивются с обогащенным керосином и увеличивают свою температуру в десятки раз. Одновременно происходит фазовый переход на гиперзвук. Разогнанные до гиперзвуковых скоростей раскаленные газы устремляются через сопла 12 ПуВРД в атмосферу.

ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТА

Получены следующие данные:
Время наработки до отказа ------- 0,1 ч
Потребление топлива (керосин) – 15 л/с
Потребление топлива (пропан) — 1 куб/с
Шум ------------------------------350,2 Дб
Обороты --------------------------1 500 000 об/с
Потребляемая эл. мощность -------5 МВт (не винтовой вариант)
Тяга ------------------------------ 500 т

Побочные эффекты: разрушение оконных стекол и стеклянной посуды в радиусе 1,5 километров (высокочастотный ультразвуковой резонанс), разрушение капитальных построек в радиусе 200 метров (гиперзвуковой резонанс), температура окружающего воздуха, в радиусе 50 метров от установки, достигает 140 градусов Цельсия (Инженеров лаборатории постоянно поливали водой из бранстбойта). При третьем запуске произошла деформация водоносного слоя на глубине 6 метров в районе метро Сокол.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Применение полученных наработок в сельском хозяйстве, а также для разработки сверхмалых тепловых импеллеров для радиоуправляемых моделей.

Работа продолжается!

Куда делись тепловые импелеры?

Свое практическое подтверждение получила новейшая техническая разработка - тепловой импеллер.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Сотрудниками второй (“Двигатели летательных аппаратов”) и четвертой (“Радиоэлектронника летательных аппаратов”) кафедр Московского Авиационного Института (Технического Университета) в течении двух лет разрабатывалась для стендовых испытаний рабочая модель новейшей двигательной установки типа тепловой импеллер. В основу этого поистине удивительного изобретения положен один из эффектов термодинамики - тепловой резонанс.

Весной 2009 года была собрана первая уменьшенная экспериментальная конструкция для огневого стенда. Не легко проходили испытания первой модели двигателя такого типа, долго не удавалось достичь стабильной работы и получения эффекта теплового резонанса. 30 марта 2009 года после трех минут работы и выхода на режим автогенного горения тепловой импеллер взорвался. Помещение лаборатории было уничтожено. Этот пожар подробно описывался в средствах массовой информации.

Причин было несколько, основная заключалась в том, что консервная жесть плохо сохраняла физические свойства при температуре горения спирта. Так же было установлено, что технология сборки с использованием олова не применима в данных условиях. В дальнейшем применялась технология горячей вальцовки.

Но эти проблеммы не остановили научных сотрудников МАИ. В конце 2008 года руководителями научной группы было принято решение создавать полноразмерную двигательную установку, которая в дальнейшем успешно прошла стендовые испытания.

КОНСТРУКЦИЯ

Структурно двигательная установка состоит из следующих блоков: блок управления электродвигателем импеллера, импеллерами первой и второй ступеней, блоком запуска батареи ПуВРД, Батарея ПуВРД из 12 штук, системой подачи топлива (керосин, пропан), блок зажигания. Материал для сборки был использован самый разнообразный, от остатков металический шкафов (из взорванной лаборатории) до никель-кадмиевых сплавов использованных при изготовлении ручек ручного переноса двигателя и таблички с серийным номером.

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Атмосферный воздух попадает в зону работы главной крыльчатки (первая ступень) теплового импеллера и сжимается, дополнительно в область сжатого атмосферного воздуха подается пропан высокого давления, где осуществляется первичный поджиг блоком пьезо-поджигателей. Далее высокотемпературная смесь попадает на вторую крыльчатку где достигает сверхзвуковой угловой скорости. Принцип теплового резонанса заключается в том что лопатки ротора второй ступени создавая сверхзвуковые фронты направляют их в воздухозаборники 12 ПуВРД в определенном порядке. Фоздушные клапаны ПуВРД открываются строго в фазе прихода высокотемпературных волн сверзвукового уплотнения. Возникает тепловой резонанс тороидального типа и происходит эжекция газового потока в камеры ПуВРД со сверхвысоким коэффициентом сжатия. Далее расширяющиеся газы проходят через камеру сгорания каждого ПуВРД где смешивются с обогащенным керосином и увеличивают свою температуру в десятки раз. Одновременно происходит фазовый переход на гиперзвук. Зазогнанные до гиперзвуковых скоростей раскаленные газы устремляются через сопла 12 ПуВРД в атмосферу.

ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТА

Получены следующие данные:
Время наработки до отказа ------- 0,1 ч
Потребление топлива (керосин) – 150 л/с
Потребление топлива (пропан) — 1 куб.м./с
Шум ------------------------------350,2 Дб
Обороты --------------------------1 500 000 об/с
Потребляемая эл. мощность -------5 МВт (не винтовой вариант)
Тяга ------------------------------ 500 т

Побочные эффекты: разрушение оконных стекол и стеклянной посуды в радиусе 1,5 километров (высокочастотный ультразвуковой резонанс), разрушение капитальных построек в радиусе 200 метров (гиперзвуковой резонанс), температура окружающего воздуха, в радиусе 50 метров от установки, достигает 140 градусов Цельсия (Инженеров лаборатории постоянно поливали водой из бранстбойта). При третьем запуске произошла деформация водоносного слоя на глубине 6 метров в районе метро Сокол.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Применение полученных наработок в сельском хозяйстве, а также для разработки сверхмалых тепловых импеллеров для радиоуправляемых моделей.

Работа продолжается!

изделие 32-26 М1:5,5

“И того и другова и можно без хлеба” (С) Винни-Пух 😃

Что то будешь использовать из разбившейся модели или в той мега-катастрофе погибло все? Что успели зделать из деталей нового корпуса (работа с композитными материалами)? И главное - будешь использовать в управлении 2,8 Ггц?

Куда делись тепловые импелеры?

Читал это все на работе - от смеха темнело в глазах, руки отказывались печатать что либо на клавиатуре, пятничный рабочий процесс был полностью парализован…
После восстановления нормального дыхания и поднятия себя из под стула (с напряжением всех морально-волевых качеств и соседей) неожиданно пришел к выводу:
“rcred” и его альтерэго “Вадим” стоят на пороге технического прорыва! Так вот что имели в виду немцы (!!!) - сочтание терморезонанса, поперечных биений и теории (мать ее) струн:

изделие 32-26 М1:5,5

Общее мнение сторонних наблюдателей, как я понимаю в том, что причина катастрофы - недостаточно помехозащищенная аппаратура радиоуправления.

По поводу окраски -ДАЕШЬ СТРОЕВОЙ КАМУФЛЯЖ С СОВЕТСКИМИ ЗВЕЗДАМИ! Можно красить по разному но военная расскраска более копийно смотриться на Миге.

изделие 32-26 М1:5,5

Катастрофа на столько же впечатляет как и сама модель! Удар был действительно ни…я себе метиоритной силы!

Порсле увиденного в роллике скажу что блок аккумов до падения не отключался!

  1. На звуковой дорожке явно слышно что сперва раздается хлопок удара а потом отключка турбины с мгновенным уходом на ноль оборотов. Еслибы произошло отключение питания она бы медленее останавливалась.

  2. После начала выполнения бочки модель так и крутилось до земли, следовательно все дело в управлении плоскостями (в его отказе). Тут только “вскрытие покажет”. как вариант помехи, кратковременная потеря связи.

  3. Олег а может это просто срыв в штопор?

изделие 32-26 М1:5,5

Не надо создавать реальных динамических нагрузок, для начала надо еще раз проверить работу всех систем просто выставляя фюзеляж в разные положения со снятыми крыльями. Батарея ведь отпала при перевороте. А так конечно ни что не заменит реального испытательного полета. Да и когда все собрано хочеться немедленно пойти на поле и запустить!

изделие 32-26 М1:5,5

Роторный Олег - жаль что произошла авария, но это совершенно нормально для испытательных полетов такой сложной модели. Вообще удивительно что первые полеты прошли так гладко.
В горизонтальном полете ведь все было нормально, проблеммы начались при исполнении бочки. Возможно надо больше проводить наземных испытаний - на стенде посмотреть как все работает в разных положениях.

изделие 32-26 М1:5,5

Я свое мнение уже высказал. Его можно прочитать выше. АСК РУСДЖЕТ - авторитеты в сфере турбореактивных моделей, они второе место в мире заняли на прошлых соревнованиях.

Специально для вас alex_swift:

изделие 32-26 М1:5,5

Вот еще небольшая инфа для оценки данного проекта.
Все знают великую команду “реактивных моделистов” АСК РУСДЖЕТ, они к стати собираются в Израиль на 8-й чемпионат командой из 16-и человек!
Так вот на их форуме была следующая переписка:

“Xandr
Ответ #2 - 23.05.2007 :: 10:44:25
Передумали мы делать Миг-29, решили заменить его на TomCat F-14D, лучше смотриться но про управление моделями с выдвижными крыльями я еще не слышал…”
Ответ:
“VTR
Ответ #3 - 24.05.2007 :: 23:54:53
Лучше бы вы решили делать МИГ-29.
Сделать летающую реактивную модель F-14 с изменяемой геометрией и полететь на ней - примерно по сложности как сделать в домашних условиях спейс шаттл и систему автоматической посадки.

Мое личное мнение попытаться с нуля сделать такую модель - это будут выкинутое время и деньги без получения результата.”

Не мешало бы им видео полетов Мига закинуть 😇
Так что - даешь мнение АСК РУСДЖЕТ в студию!
(хотя тут вроде бы уже про это спрашивали 😃)

изделие 32-26 М1:5,5

Следили рускоязычные люди. Того самого немца который Су-27 размером с Фольцваген сделал знает весь мир теперь. Почему? В том числе и потому что фото-видео грамотное было на сайте.
Так и про создание этого Мига должны знать все за бугром! Чтобы народ на международных соревнованиях ждал его.

изделие 32-26 М1:5,5

Олег, как и предполагалось в полете аппарат просто заставляет замирать на месте с открытым ртом и ронять предметы из рук 😃
Понятно что никакое видео не передаст ощущения зрителя на поле от такого полета, но все же постарайтесь привлечь более менее профессионального человека с нормальной видеокамерой а лучше двух (общий план с видимым горизонтом например и крупный план аппарата).
Я это к тому что все мы (наблюдающие за процессом) конечно с радостью приехали одновременно бы к вам на полигон но это врятли возможно 😃 Так хоть на видео все можно увидеть!
Опять же грамотное видео необходимо для пиара проекта. О таком проекте должны знать все кто в теме.

изделие 32-26 М1:5,5

“Наиболее тяжкие последствия повлек “человеческий фактор”: 20 двигателей в полках пришлось заменить “по бестолковости” - из-за попадания всякого мусора и забытых в воздухозаборниках рукавиц, чехлов и фуражек (как оправдывались виноватые, “так и тянет в него что-то положить - удобно, и под рукой”).”

изделие 32-26 М1:5,5

Олег, мои поздравления! Посмотрел видео - это просто потрясающе! По уровню сложности и масштабу с этим проектом просто нечего сравнить!
Осталось покрасить в строевой советский камуфляж со звездами, тонировкой и т.д. и эта модель ПРОИЗВЕДЕТ ФУРОР НА ЛЮБЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ соревнованиях!
Какую программу полета можно подготовить с изменяемой стреловидностью! Так себе и вижу проход над трибунами со сложенными крыльями на максимальной скорости! Все, включая судей, будут просто пищать!

изделие 32-26 М1:5,5
pilot43:

Где Вы такой чепухи наслушались? Обороты двигателя и угол стреловидности меняются независимо, по желанию пилота. Вы хоть раз живьём летящий МиГ-23 или 27 видели? Тогда бы наверное заметили хоть краем глаза, что взлетают они на ФОРСАЖЕ при МИНИМАЛЬНОМ угле стреловидности. И садятся далеко не на режиме малого газа.

Обратимся к литерауре:
“Крыло изменяемой стреловидности управлялось ручкой, установленной возле РУДа в кабине, с помощью специальной системы поворота крыла СПК-1А, в которую входил гидравлический мотор ГПК-1А и винтовые преобразователи ВП-23, и могло устанавливаться в трех фиксированных положениях - 16 град., 45 грал. или 72 град. по четверти хорды.” “Выход на сверхзвук требовал скорректированного увеличения оборотов двигателя и уборки крыла, на посадке следовало тщательно следить за движением РУД, не допуская резкой уборки оборотов и просадки потяжелевшей машины.”

Никто не спорит что “обороты двигателя и угол стреловидности меняются независимо, по желанию пилота” - он выбирал необходимое сочетание угол стреловидности - обороты (например чтобы не свалиться в штопор).

Вопрос в том что этот процесс можно автоматизировать в полетном режиме на модели для облегчения управления.

Давайте без театральных эмоций типа “Вы хоть раз живьём летящий МиГ-23 или 27 видели?” - видели и не один раз. Отвечайте по делу.

изделие 32-26 М1:5,5

Олег (Роторный), а как будет происходить “переход на сверхзвук”? На прототипе обороты двигателя увеличивались РУДом синхронно с уборкой крыла и потом, например при посадке, все совершалось в обратном порядке. Будешь автоматизировать или придется проявлять чудеса ручного управления?

изделие 32-26 М1:5,5

Про углепластиковые стойки не ожидал вызвать столь оживленную дискуссию 😃
Вот ссылка на форум где народ обсуждает стойки из кевлара/углепластика/стекла не для моделей а для настоящих летательных аппаратов: www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1173205181/32
Так что есть над чем подумать в будущем, а пока титан (что тоже не хило)

Эх, красивый самолет…

изделие 32-26 М1:5,5

Стойки убираются - загляденье. С реальным аппаратом сходство 100%.
В данном случае используются серьезные материалы для стоек - титан. А что если их изготовить из композита? Углепластиковые трубки например взять за основу?