Activity
Вертолету 3 года, а я научился авторотировать в инверте 😃
Реанимирую тему
Пока количество изделий не исчисляется тысячами, то я не думаю, что процесс нужно как-то оптимизировать. Вот я например изготовил 6 прокладок для своего GT15HZII, а мотор сдох на первой 😐 5 прокладок лежат и их скорее всего прийдется выбросить.
Поспешил я с заявлением. Дошли руки и появилось желание отказавший мотор разобрать. Моя модификация работает. Оба стопора оставались в своих канавках и сидели там очень плотно. Канавки разбиты не были. А случилось вот что.
Откололся кусок юбки поршня.
И его днищем зажевало так что куски алюминия сварились 😐
Гильза цилиндра вроде как не пострадала, но имея печальный опыт использования послеаварийной гильзы с новым поршнем я ее никуда ставить уже не буду.
Проект “Бензиновый RAW” пока не закрывается. Сделаю все те же модификации с новой поршневой (конус на пальце пожалуй делать не буду), соберу новый мотор что лежит на полке и продолжу.
30.5 литров с моими модификациями и снова вылетел стопор. Компрессии у мотора нет. Опыт получен, выводы сделаны.
Проект “Бензиновый RAW” откладывается на неопределенное время. Второй рабочий GT15HZII я себе оставлю на случай если в голову прийдет правильная мысль как его модифицировать, что бы стопор не вылетал, а тушку скорее всего переделаю под электрику. Уже некоторые мысли проскакивали. Как только появится желание и время, то непременно займусь.
Еще была в начале года идея переделать верт под DLE40 Twin, но родившийся второй ребенок поубавил пыль инженерного гения 😃
Тушка RAW Nitro достаточно крепкая. У меня нет никаких притензий к ней в этом плане. Я несколько раз падал по причине отказа механики и только один раз пришлось менять лопасти ОР. Валы ровные, рама целая. Чуть потрескалась канопа спереди когда я встрял в землю из за отказа сервы элеватора. Шасси сломать сложно, но если ротировать с пробегом на асфальт можно сточить их за пару приземлений.
После сегодняшнего отказа RAW Nitro я съездил домой и достал с полки старый добрый Black Thunder покрывшийся толстым слоем пыли и паутины. Ощущения полета на электрике наполнены легкостью и умиротворенностью. Тишина-а-а. Что б вы понимали, я с сентября прошлого года летал исключительно на бензиныче. Вылетал за пол года 100 литров (90 часов), что эквивалент ~30минут тренировок каждый день.
На бензиныче я очень хорошо прокачал скилл авторотации это мне сегодня было видно по тому как простоявшая пол года на полке электричка без пристрелки ротировала прямо к моим ногам 😃
Наверное здесь в этой теме я больше писать особо ничего не буду, потому что нечего 😐 Посмотрим как будут дальше развиваться события, но на этот сезон я настроен исключительно на электрику и уже докупил пару комплектов акков.
Выбирал руководствуясь описанием от производителя. Конкретно эта смазка предназначена для смазки высоконагруженных подшипников качения/скольжения. Температурный диапазон -30 - +120. По консистенции субъективно такая же как и та белая смазка, что была с завода (скорее тоже на базе литиевого мыла).
Ниже 0 не леал, потому не могу сказать как сервы при таких температурах себя ведут, но со смазкой прокручиваются рукой заметно туже и скорее не из-за конкретной смазки, а того количества что я туда наложил. С завода там идет совсем чуть чуть.
Еще пробовал белый вазелин, но с ним хвостовая серва и два месяца (при моем темпе) не проработала. Сточилась все та же шестерня.
Кстати износ у 4х серв неравномерный. Наиболее изнашивается хвостовая серва (из-за вибраций карбонового толкателя). Вторая по износу это серва элеватора (тоже как то репортовал о вибрациях в этом узле). Наименее изношены сервы элерона и шага. В них редукторы я поменял превентивно, но можно было и не менять еще сезон.
Не знаю актуально ли будет это сообщение в свете текущих событий, но мотор с моими изменениями уже выпил 30 литров и пока работает штатно.
Делать какие либо выводы пока рано, пусть хотябы 40 литров вылетает, но надежда все еще есть.
Шестерню во всех сервах поменял. Передние две (элерон и шаг) были изношены по минимуму, можно было лишь поменять смазку и летать дальше. Редукторы хорошо смазал качественной литиевой смазкой. Смазку не экономил, потому что после года эксплуатации заводской смазки там почти не осталось.
Все сервы установил на резинки шедшие в комплекте.
Арм вхолостую прокручивается с ощутимым усилием из-за количества смазки, но на полетные качества это не влияет. Летом (если мотор доживет) открою хвостовую серву (самую проблемную) и посмотрю как редуктор себя чувствует.
Некаленая сталь. Легко пилится напильником.
25+ литров мотор с моими модификациями выпил. Пару литров назад был краш - отказала серва элеватора. Слизало вторую ступень редуктора и она заклинила. Я ничего не смог сделать потому, что в тот момент не понимал что происходит и впечатал верт носом в землю 😐
Из повреждений - лопасть на выброс и слегка потрескалась канопа. Валы в идеальном состоянии.
На следующий день, заменив редуктор сервы и лопасти я уже летал.
Про повороты вертолета в градусах - это чисто ваша мулька, остальным она не нужна, особенно мне. Просто у всех свои попугаи и меня вполне устраивают попугаи ВБЦ. Поставил 100 - покрутил, поставил 80 покрутил и понял что мне надо. Rate он и в Африке Rate
Мне более понятны абсолютные значения, а не условные попугаи. И претензии к точности соблюдения этих самых значений это другое.
Хотя в микробист я никогда эти абсолютные значения не настраивал. Как поставил Sport три года назад так он и стоит 😃 Сколько там попугаев в градусах за секунду я уже забыл 😃
Считал как для симметричных, так и для ассиметричных, но в расчете, что сохранен на GDrive использован этот (вкладка XFOIL_3 (Re = 200 000)):
WORTMANN FX 76-120 airfoiltools.com/airfoil/details?airfoil=fx76120-i…
Тут я считал силы авторотации для разных профилей и углов атаки. Лопасть разбивал на секции 10мм. Может будет полезно.
В предыдущей версии расчета были допущены грубейшие ошибки, а именно отсутствовала конвертация ньютонов в килограмм силу и радианов в градусы 😃 После исправления результаты стали выглядеть более правдеподобно. docs.google.com/spreadsheets/d/…/edit?usp=sharing&… На снижении со скоростью 3.31m/s, шаге 0 и оборотах 800, крутящий момент на валу ОР создаваемый силой авторотации составляет 0.11kgf*m Так же учтен срыв потока для поляра XFOIL_2 если угол атаки выходит за пределы таблицы. Расчет теперь…
Еще надо научиться и привыкнуть управлять вертолетом без хвостового гироскопа 😃 или с минимально настроеным усилением, что бы почувствовать разницу. Например, в Normal Rate при быстром полете вперед верт летит слегка боком из-за ассиметрии подъемной силы ХР, а с механической компенсацией должен лететь ровно.
Иначе я не представляю как вы будете оценивать влияние механической компенсации на управление.
Думаю для начала надо разобраться почему ось качания смещена относительно маховой оси, а потом уже можно делать выводы.
Полужестким (на качальном подвесе) хвостовой ротор делается по той же причине, что и основной ротор, а именно для компенсации ассиметрии подъемной силы, а не гироскопической прецессии возникающей при ролле и рыскании. Без компенсации хвост вертолета закручивало бы по/против часовой стрелке при наборе горизонтальной скорости, что требовало бы от пилота коррекции по руддеру.
Ось качания со смещением называется Delta-3. Основное ее преимущество - это меньшая маховая амплитуда, что позволяет разместить ХР ближе к балке. Угол смещения берется не от балды, а экспериментально подбирается, что бы получить нужный отклик. Чем меньше угол между осью качания и осью шага тем острее коррекция асимметрии, но и тем больше силы требуется приложить к лопасти что бы изменить ее шаг.
Принцип работы описан в ответе на вопрос здесь. …stackexchange.com/…/how-does-a-delta-3-hinge-on-a…
Нужна ли эта система в наше время на over стабилизированном RC вертолете? Я думаю нет, не нужна потому что лишь усложнит конструкцию. В свое время от флайбаров отказались из-за сложности конструкции и лучших качеств электронных стабилизаций.
Мне ход мыслей нравится 😃 но вижу здесь два но.
-
Компенсируя момент гироскопической прецессии таким способом, у вас получился ХР с переменным вектором тяги изменяемом в пределах 10-20 градусов. Если без компенсации момент от прецессии ХР через балку и раму передавался на массивный ОР и там успешно подавлялся, то с компенсацией, например в пируете, ХР будет толкать верт в перед или тянуть назад, что должно будет быть заметно, потому что момент инерции вертолета вдоль хвоста в разы меньше чем момент центростремительного ускорения основного ротора.
-
Кстати интересно как будет работать пирокомпенсация с таким ротором. Пока нет таких FBL где модель ХР была бы с автоматом перекоса 😃
Родили сегодня второго ребенка - Beata, 48/3200. Радость у меня сейчас запредельна, и желаю всем вам такой радости 😃
Верт бак отлетал. Мотор с моими модификациями пока не развалился. Буду продолжать наблюдать.
Следующее сообщение о моторе будет либо в случае отказа либо после успешно вылетаных 25 литров.
Так как терять мне с этим мотором нечего, то решил домучать его с пользой, а именно - найти такой стопор, который не будет разваливаться в данном моторе. Не претендую на то, что я умнее команды OS и у меня что либо получится, но пока есть желание и немного технических возможностей я все же попробую.
Сегодня я срезал уши у стопоров.
а в поршне сделал 1.5mm технологическое отверстия для их вынимания.
Так как стопор проволочный и теперь круглый без ушей, то снял фаску 45 градусов на пальце. Палец каленый, но “обычная” твердосплавная пластина легко взяла.
Смысл фаски в том, что палец теперь будет не просто выталкивать стопор из поршня, а еще сильнее клином прижимать его к канавке.
Кольцо без ушек в канавке выглядит так.
В моих двух случаях когда мотор терял компрессию по причине развалившегося стопора именно ушко отваливалось, а остальная часть стопора продолжала находиться в канавке.
Моя мысль такая. Уши проволочному стопору данного мотора нужны лишь для того, что бы этот стопор монтировать и демонтировать. Ни для чего иного они ненужны, а лишь весят лишний вес и делают невозможным применение особенности замка когда на пальце фаска 45 градусов.
Срезанные уши это минус 1/4 веса стопора. Стопор хоть и весит 0.02 грамма, но по моим расчетам, при оборотах 14000об/мин силы инерции стопора достигают 70 грамм, а если на стопоре еще и резонансные колебания возникают, то с такой массой инерции повреждение канавки это лишь вопрос времени.
Мотор с модификациями собран и верт готов к полету. Наибольшим для меня разочарованием будет отказ в первые минуты полета 😐 Но я реалист и к отказам готов 😃
P.S. Спиральные стопоры мне так и не удалось купить 😦
Стопорное кольцо разбило канавку в поршне настолько глубоко, что даже новое там болтается. Чтож, OS в который раз ошиблись с выбором стопорных для этого мотора, но у меня есть новая (непроверенная пока) инженерная мысль как вылечить проблему вылета стопоров.
Мотор с новой поршневой уже 3 литра вылетал, но завтра я достану поршень и на фрезере сделаю технологические канавки в поршне для доставания стопора точно как у Zenoah
Потом я отпилю ушки стопора чем уменьшу его вес где то на четверть и будем посмотреть на каком пробеге стопор вылетит. Каждые 5 литров уже писать не буду, а напишу аж когда 20 литров выпьет, ну или если преждевременно стопор вылетит.
Стопор GT15HZ с отпиленными ушками должен выглядеть точно так же как и у Zenoah, а именно
35 литров вылетано и лопнул стопор. Стопор именно лопнул. Меньшая фракция ушка стопора вылетела через продувочное оставив “шрамы” на поршне и цилиндре, а большая осталась на своем месте. Поршневая под замену (цилиндр, поршень и кольцо)
Стопоры свежие. Всего ~4 литра после замены прошли потому истирание о палец маловероятно, но не исключено. Наплыва на канавках нет. Почему лопнул, а главное как лечить - пока не ясно.
Завтра накину запасной мотор и закажу спиральные стопоры (типа таких www.smalley.com/retaining-rings/spirolox). Как приедут поменяю. Посмотрим сколько проработает со спиральными.
Я писал про подъем фрезы после каждого оборота. Вот выборка между окружностями
То есть речь все же идет об обработке контура, а не кармана и я изначально правильно понял? G-код так же похож на обработку контура и мне не понятно почему ArtCAM там вставляет G0 Z10, а потом перемещает в X3… Y-3…, что как я понял - центр.
Я все же еще раз попрошу у вас проект и попробую сгенерить G-код своей версией ArtCAM 2018. Кстати какая версия у вас?
Я не называю спиральную стратегию финишной, а лишь показал, что ArtCAM в опциях финишной обработки рельефа предлагает спиральную стратегию обработки, а в опциях грубой обработки предлагается только растр и смещение. И это не значит, что по спирали не может производиться грубая обработка, просто у ArtCAM этой опции нет. Получается, что постом выше я объяснял почему финишная обработка называется финишная 😃
Траектория точно следует рельефу/контуру не учитывая сколько над ними материала, то есть предполагается, что перед этим была грубая обработка и материала осталось минимум. В той траектории обработки рельефа есть и опции грубой обработки, но там только растр или смещение, a спирали нет.
для дальнейшей обработки кармана
Я думал речь шла об обработке контуров 😃 В Мастеркам это реализуется микроподъемом фрезы и перемещением в точку с заданной скоростью внутри кармана.
Не могли вы поподробней рассказать об этом.
Тут чуть подробнее rcopen.com/forum/f111/topic536127/136. С тех пор конструкция форсунки не менялась.
Вопрос не о конкретной траектории, а как избавиться от подъема после каждого прохода.
Установил ArtCAM 2018 и у меня не получилось его заставить генерировать код с подъемом фрезы между проходами. Пост процессор - Mach3_4-MM-Arcs.con.
Может в версии ArtCAM дело или контур у вас разомкнут. Запостите сюда проблемный проект я попробую G-код сгенерировать.
Может кто нибудь вкратце сказать примерно какие и от чего они зависят.
Я имел ввиду обработку контура с непрерывным врезанием по спирали, тогда расстояние между витками задается только максимальной глубиной реза в настройках инструмента, а угол и другие параметры задавать не надо.
Если контур замкнутый, то поднимать фрезу не обязательно, а после окончания прохода можно сразу же заглубляться для начала следующего. Если же контур разомкнутый или заход выполняется например тангенциально, то поднимать фрезу для rapid перемещения - обязательно.
В мастеркаме высоту на которую будет подниматься фреза на разных этапах можно настроить (feed plane, rapid plane, clearance). В ArtCam похоже, что можно настроить только Safe Z (clearance в мастеркам). Но насколько мне известно, то ArtCam поддерживает обработку контуров наклонным входом фрезы, что впринципе отменяет быстрые перемещения между проходами так как обработка идет за один длинный проход. Лично я бы сменил траекторию, а не возился бы с редактированием G - кода
Снял редуктор, что бы поменять верхнюю крышку из-за сорванной резьбы.
В старой резьбу потом восстановлю если желание будет. Внутри редуктора особо смотреть не на что. Состояние шестерен очень хорошее. Износ невиден. Ниже на фото отмытый от смазки редуктор.
Мне очень понравилось состоянии вала обгонки. Ни единого задира за ~60 часов что вертолет провел в воздухе.
Кулачковая обгонка намного качественнее работает в сравнении с обычной роликовой.
Параллельно поменял опорные подшипники ГР и ХР потому, что как я думал сильно сработались. Цапфы без линков прокручивались с закусыванием. ХР был в этом плане хуже всего. Но, после земены упорников ничего не изменилось. Наиболее разбитыми оказались радиальные подшипники и именно они заедали, хотя на старых упорных подшипниках ХР визуально видно ступеньку.
Заказал фирменные комплекты подшипников и мешок ABEC-1 с алишки за 20 евро 😃 По моему опыту подшипники с али живут намного дольше чем те что продает SAB (не все конечно)
История с гарантийным ремонтом от О.S. продолжается. Сегодня написал продавец. Говорит что связался с ними и попросил меня перечислить какие детали мотора нужны новые. Я ответил, что нужны лейнер и поршень с кольцом, но мотор я уже починил используя свои запасы и никуда его больше отправлять не собираюсь. Если он стрясет с О.S. новые запчасти, то я этому буду рад.
Свой “ремонт” О.S. пока не комментировали, а мне интересно узнать нафига они собрали разбитый мотор (я отправлял его им в разобранном состоянии) да еще и налили локтайта на каждый винт. Никогда ДВС не собирается на локтайт, а винты/болты/гайки предварительно смазываются моторным маслом, что бы момент затяжки был равномерным и правильным. После их “ремонта” мне пришлось все болты отмывать.
Разобрал мотор для инспекции после успешно вылетаных 30 литров. Все фото залил на GDrive. Мотор не мыл. …google.com/…/1fb_kL7ZXU5vD7Mi-LYRJl_Fm3KiN69Tn?us…
Здесь выложу лишь фото фрикциона который я делал из прокладки тут rcopen.com/forum/f140/topic567926/166
И сцепление
Фрикцион не особо то и изношен в сравнении с тем насколько был изношен стоковый с гораздо меньшим количеством раскруток. В день (не каждый) при тренировках авторотации я ротор раскручиваю по 30-50 раз. По грубым расчетам фрикцион пережил минимум 500 раскруток.
По мотору особо комментировать нечего, потому что его состояние не изменилось с момента первой инспекции rcopen.com/forum/f140/topic567926/196. Все так же видна сетка от резца на юбке поршня, жаровой пояс стенок цилиндра не касается, след после хонинговки по всей поверхности цилиндра присутствует. Сажи в картере заметно меньше, но это толи из-за того, что кольцо лучше притёрлось или потому, что крайние 10 литров я заправлял Е10 бензин (до этого всегда лил Е5). На поршневом пальце при его вынимании износ чувствуется, но пока не критичен. Люфт не чувствуется, а микрометра нет под рукой что б померять.
Переходим к самому главному. А что со стопорами? В этот раз я развальцовку посадочного места не наблюдал вообще. Стопоры в обеих канавках прокручивались без заедания. Наплыв материала поршня между ушками стопора отсутствовал. Оба стопора в разжатом состоянии на 0.3мм меньше в сравнении с новыми. Небольшие следы трения о палец присутствуют, но лишь слегка.
Пользуясь полученной информацией я могу сделать вывод (не точный конечно же), что происходит следующее:
- О.S. делают канавку стопора без радиуса и это факт
- стопор с радиусом эту канавку со временем развальцовывает создавая наплыв материала как между ушками стопора так и по бокам от него
- если не предпринимать никаких действий, то может случиться так, что ушко наедет на наплыв и окажется на уровне отверстия пальца, а дальше особых усилий, что бы вытолкнуть стопор в цилиндр ненужно
- если же мотор после некоторого пробега разобрать. Отверстие под палец в поршне развернуть. Наплыв между ушками стопора убрать и желательно заменить сами стопоры, и установить их провернув на 180 градусов от положения как они до этого стояли, то канавка стопора которая приняла его форму и имеющая к тому же наклеп уже не развальцовывается дальше, а стопор не вылетает.
Для собственного спокойства я все же поставлю новые стопоры и разберу мотор уже после следующих 20 литров. Надеюсь, а к этому идет, что поршневая переживет подшипники.
P.S. 30 литров это ~27 часов в воздухе.
Гарантийный ремонт О.S. - дерьмо собачье. Хотя чего я ожидал если о гарантии у них вообще нигде не сказано ни слова.
Что они сделали: напильником обработали старый поршень, поставили на него старое побитое кольцо и собрали все вместе используя старый задранный лейнер. Стопор пальца поставили новый 😃
Их гарантийный ремонт (если это можно назвать ремонтом) абсолютно не выгодное мероприятие. Продавец и я потратили больше оплатив пересылку, чем они на “ремонт”.
Буду ремонтировать сам. Все нужные запчасти у меня есть в наличии.
Упал сегодня при выполнении авторотации. Моя ошибка. Дул сильный ветер 8-10м/с, а я, самоуверенный, никогда при таком ветре не выполняв авторотации, на высоте ~70метров щелкнул холд. И началась борьба за аэродинамическое качество, что бы долететь поближе к себе и не упасть в ангарах.
Из-за своей парусности и сильного ветра верт немог набрать нужную мне скорость относительно земли (против ветра), а я его все больше и больше наклонял к себе по тангажу и одновременно уменьшал шаг. Верт при этом очень быстро терял высоту, а ротор не раскручивался из-за чего я и начал паниковать. Обычно я ротирую с положительным шагом и 2-4м/с поступательной скоростью, а в этот раз нештатная ситуация, отрицательный шаг, большая вертикальная скорость и на высоте ~2-3 метра, видя что обороты очень малы я дал максимум позитивного шага. Верт как камень свалился вниз абсолютно не погасив вертикальную скорость.
Повреждения минимальны. Есть след от удара лопасти по хвостовой балке. Один рычаг цапфы разболтался и как следствие сбились настройки углов. Правый полоз слегка согнуло.
Все выше перечисленные повреждения я пофиксил наместе и долетал бак выполнив еще ~20 авторотаций, а уже дома довожу аппарат до идеального состояния.
Прошло более чем полтора месяца с тех пор как я отправил свой первый мотор на гарантийный ремонт продавцу и сегодня продавец написал, что посылка с моим мотором пришла к ним от О.S. Больше никакой информации он мне не сообщил. Но я надеюсь, что в посылке приехал не тот металлолом что я им отправил 😃, а как минимум отремонтированный, а в идеале новый мотор.
На следующей неделе увидим как О.S. исправляет свои косяки.
Лишь поднимаю тему. Мотор 28 литров выпил, остается еще 2 литра до следующей дефектовки, но погода обещает, что это случится очень не скоро 😐 Следующую неделю прогноз прогнозирует температуру ниже нуля, а для меня +4 градуса уже дискомфорт. Как только будут комфортные для меня условия полетов тогда продолжу.
Однако. Хорошая конструкция. Извиняюсь, что дерзил в #43 😃
Хорошая погода была сегодня. Безветрие. А меня интересовал вопрос - с каким максимальным положительным шагом модель может отвесно авторотировать.
Войдя в устойчивую авторотацию я поборол страх и начал постепенно увеличивать шаг, пока как мне показалось я начал видеть отдельно вращающиеся лопасти. Дальше увеличивать я не осмелился 😃 По ощущениям обороты ротора были 600-700об/мин. Верт не падал, а плавно авторотировал отвесно к земле с шагом +2 градуса в течении 12 секунд, как потом показали логи. Но сажать с такими оборотами я не рискнул по понятным причинам.
Потом я проверил еще один момент, а именно - как влияет поступательная скорость на шаг, то есть насколько нужно увеличивать шаг для поддержания постоянных оборотов при разгоне вертолета.
Снова устоявшаяся авторотация, я наклоняю циклику вперед, верт начинает разгоняться, скорость снижения тоже увеличивается, а обороты ротора растут. Я увеличиваю шаг и верт горизонтально ускоряется еще сильнее, а вертикальная скорость падает и так далее. При таких условиях, имея горизонтальную скорость, аппарат я посадил используя кинетическую энергию поступательного движения для поддержания оборотов ротора у земли. Из логов было видно шаг +2.8 градусов.
Теория говорит, а практика подтверждает, что отвесная авторотация с положительным шагом возможна даже у ротора с симметричным профилем лопасти.