Activity
Самолет этот разработал в 1990 году известный в свое время чешский инженер-моделист Ярослав Фара. Его чертежи публиковались в журнале “Моделарж” и по ним многие в то время строили. Только в оригинале он цельнобальзовый, имеет размах 1600 мм и ДВС 4 см3. Мы так и делали по его чертежам, только размеры уменьшили, заменили бальзу на потолочку и сосну, да нос переделали на электропривод. В то время все были и строителями и пилотами.
Тополевую фанеру на помойке не встречал, так как и помоек у нас в городе нет, выносят все в определенное время прямо в мусоровоз. Бальзу на первом году обучения не выделяю,закаялся - 99% в мусорку уходит, так что альтернативы строительной фанере пока нет. Кружок существует только на мои деньги да моего друга-коммерсанта, ни от каких начальников пока не видел ни рубля. Так что мало-мальский дефицит получают, когда что-нибудь научатся руками делать.
Чертежей в подробностях пока нет, попробую в ближайшие две недели сделать. Выкладывать на форум - не знаю, боюсь, весь свой лимит на фотки сразу сожгу. Может отправлять на мыло желающим? С файлохранилищами пока не работал, не знаю, как это делается.
Вес указан с трехколесным шасси, заднее из дюраля, переднее из велоспиц, колеса покупные резиновые. Весят вместе 120 гр.
Продолжаю про сборку самика. На вырезанные по контуру бортовые панели из потолочки наклеиваем элементы каркаса. Не забываем прошкурить пенопласт в местах склейки, удалить глянцевую пленку. На ней ПВА, да и большинство других клеев не держатся. На одну из панелей приклеиваем шпангоуты, подмоторный шпангоут сразу клеим с выкосом вправо и вниз по 3-4°. Остальные - по угольнику. От 2-го до 4-го шпангоута проходит горизонтальная пластина примерно по середине высоты фюза, для установки аппаратуры. В ней отверстия для рульмашинок и выклеен контейнер для приемника(фото 1).
Дальше шпангоуты и горизонтальную пластину смазываем клеем и приклеиваем второй борт. Стапель не нужен, так как борта до 4-го шпангоута плоские и парраллельны друг другу. Следим чтобы хвостовые части бортов не сместились вверх или вниз относительно одна другой. После высыхания клея стачиваем “на ус” рейки в хвостовой части и склеиваем панели в хвосте вместе(фото 2).
Что касается обилия деревянных деталей - вопрос спорный. “Чистые пенолеты” - бескаркасные у нас были(E - starter, Су-31, Як-54). При нашем ветренном климате они выдерживают две - три тренировки, дальше “трещат” крылья, стабилизаторы, приходится прорезать пазы, вклеивать рейки, усиливать фюзеляжи стеклом и т.д. Наш “Commander” выдержал 78 полетов без единого ремонта, летал бы и дальше, кабы я его на полном газу в планету не воткнул. И то, 80 процентов деталей от него пошли на постройку нового самолета.
И второе. Наш самолет предназначен для кружковой работы. А в кружке - главное не просто слепить что-нибудь побыстрее, чтобы полетело, главное - научить ребят работать рубанком, шкуровкой, лобзиком. Вот на этих реечках и фанерках они и учатся. А в результате получают прекрасно летающий самолет, который позволяет в воздухе очень многое.
Ну, а кто считает, что дерево в таких моделях - лишнее, может склеить его и без каркаса из одного пенопласта, выдерживая только геометрию. Хотя шпангоуты все равно из фанеры делать придется, они все высоконагруженные.
Характеристики такие:
Размах крыла 1100 мм
Длина общая 720 мм
Ср. ар. хорда 160 мм
Площадь крыла 17,3 дм2
Полетный вес 800-1000 г(в зависимости от материалов и квалификации исполнителя)
Нагрузка на крыло 45-58г/дм2
Аппаратура - любая от 4 каналов и выше
Двигатель размерами 28х30 - 30х32, мощность 180-220 Вт.
Спидконтроллер 25 А
Аккумулятор 3S 1000-1300 mA/h
3 сервы 9-граммовых.
Насчет сложности - эти модели строят ученики 3 - 5 кл.
При наличии готовых реек ничего сложного - отрезай да клей. Если реек нет - берем в канцтоварах деревянные линейки на 50 см и отрезаем нужную ширину полотном по металлу. Ажурные фанерные детали для школьников - в упрощенном варианте: потолочка, оклеенная с 2-х сторон ватманом, без отверстий облегчения. Перед оклейкой обязательно прошкурить мелкой шкуркой.
Вот, решил еще один самоль предложить для начинающих. Несложный в изготовлении, не требующий дефицитных материалов. Самолетики эти не первый год строятся у нас в школьном кружке. Первый был построен два года назад, летал два сезона. Разбили по глупости, пытались выйти из полета на спине прямой полупетлей вниз, с высоты метров 12. Высотыне хватило. Налетал около 80 полетов. Очень понравился своей устойчивостью, способностью летать в сильный ветер. Буду показывать несколько экземпляров в разной степени готовности. Для начала фото почти готового(фото 1).
Делается самолет в основном из потолочки. Склеиваем заготовку из двух листов встык. Клеим клеем “Момент-столяр” на основе ПВА. В носовой части снизу усиливающая накладка из фанеры 1-2 мм, можно из пеноплекса. В хвостовой части приклеиваем рейки 4х4 мм, отступив от края на толщину плитки. Между ними вертикальные распорки для жесткости. Шпангоуты подмоторный, под переднюю стойку шасси, переднюю и заднюю кромки крыла - из 3-х мм фанеры(фото 2).
Перед нанесением “клепа” поверхности пластика нужно тщательно отшлифовать. На белой поверхности дефекты практически не видны. Из-за этого на первом крыле результаты получились - ужас(фото 1). Шлифовка некачественная, местами морщины. Пришлость дополнительно шпаклевать и шлифовать уже по нанесенным заклепкам. Для проявления дефектов нужно натереть поверхность алюминиевой пудрой, и все проявившиеся недостатки вывести шпаклевкой и шлифовкой (фото 2).
На поверхностях двойной кривизны или сложной формы обклейка делается так: листик полистирола замачиваем на 3 - 4 часа в растворителе для масляных красок №650 или 651, можно в скипидаре. После такого купания полистирол становится настолько пластичным, что легко обтягивает любую форму. Излишки растворителя удаляем бумагой, болванку смазываем клеем и накладываем пластик. Пузыри прокалываем ножом, воздух выдавливаем(фото 3).
Перед отделкой пластик нужно просушить 3 - 4 суток, пока снова не наберет твердость.
После обклейки пластиком и шлифовки можно начинать “клепальные работы”. Для клепки использую вот такой инструмент (фото 1). Из шариковой ручки выдергиваю наконечник, зажимаю его в бормашину, при вращении обтачиваю мелкой наждачкой на конус, пока не выпадет шарик. Вставляю наконечник обратно в ручку.
На поверхности детали размечаю мягким карандашом раположение заклепочных швов. По разметке выдавливаю заклепки круговым покачиванием ручки. Вращать ручку не стоит, можно прорезать пластик насквозь, получится эффект “сорванной заклепки”. Результат получается вот такой (фото 2).
Лапшу оставь другу, крышки возьми себе! В обед по заводу пройдешься, за месяц на масштаб 1:1 насобираешь.
Недели три не брался за МиГ из-за простуды, но сейчас дело опять пошло. Зашил снизу центроплан, зашпаклевал и вышкурил(фото 1).
Пока на фюзеляже делаются мелкие детали:каналы под пулеметы, воздухозаборники и т.п., начал обшивать пластиком. Отделил от фюза стабилизатор и руль высоты. Руль отпрофилировал по передней кромке, для имитации мягкой обшивки наклеил пластик по очертаниям каркаса(фото 2).
Стабилизатор полностью оклеил пластиком. Использую полистирол толщиной 0,2 мм из крышек от корейской лапши. Клею жидко разведеным клеем Момент “Кристалл”. Там, где обшивка клепалась в нахлест, приклеиваю сначала нижний лист, ступеньку удаляю с помощью шпаклевки, затем клею внахлест верхний лист(фото 3). Лишние стыки, огрехи замазываю замазкой из обрезков того-же пластика, растворенного в растворителе 646. После высыхания (на следующие сутки) вышкуриваю.
Строю аналогичный самолет. Из документации есть книга хазанова и Медведя “МиГ-3”, сборник “Легенды авиации. МиГ-3” и альбом чертежей “Советские истребители Великой отечественной войны МиГ-3, ЛаГГ-3 и Ла -5”. В книгах чертежи никакие, просто схемы, зато очень много фото, как архивных, так и новосибирских новоделов. В альбоме очень подробные чертежи обеих модификаций, полный продольный разрез самолета, подробная детализация кабины и шасси. К сожалению, не без недостатков, расхождения в размерах небольшие имеются, альбом выпущен в 80-х годах прошлого века, тогда все вручную чертилось. Если интересует, ответте в личку.
[QUOTE У Вас проступит фанерный каркас, чтобы Вы ни делали( если я правильно понял и он фанерный).[/QUOTE]
Каркас не фанерный, а из пористого полистирола - материал гораздо мягче фанеры. После шпаклевки и прошкуривания не выделяется совершенно. Там, где у прототипа металл, буду обклеивать тонким листовым полистиролом и по нему давить заклепки, ДЗУСы и делать раскрой.
Привет всем форумчанам! Строительство МиГа продолжается. Установил хвостовое оперение(фото 1)
Стабилизатор и рули обрабатываю совместно, потом рули отсоединю и отпрофилирую переднюю кромку.
Выточил из дерева кок, приклеил его на место и обработал переднюю часть фюза. Понемногу начал шпаклевать и вышкуривать(фото 2)
Начал обрабатывать низ фюза, сделал нижнюю крышку капота и обтекатель радиатора(фото 3)
Продолжаю делать болванку для МиГа. Заполнил брусками каркас носовой части, затем обработал по внешним обводам.
Склеил каркас кабины.
Для каркаса центроплана вырезал пластину по форме вида в плане. В ней сделал отверстия для ниш шасси . Разметил места расположения нервюр и по ним приклеил верхние дужки нервюр.
Привет, Румен! Спасибо за фото, посмотрел твою технологию, очень интересно получается. Видел что-то подобное у немцев, громадный такой Су-27 с газовыми турбинами. Так же по деревянной болванке обклеивал фольгой, потом чеканил заклепки и винты. Просмотрел весь твой топик про МиГ, только не понял, маленький МиГ уже летал? Если да , то прошу, сообщи, как ведет себя в воздухе, какие летно-технические характеристики получились.
Я имел в виду отделку поверхности, с которой снимать матрицу. Тему Фокке я смотрел, при габаритах его моделей, пожалуй, с пеной работать лучше всего. Мой самоль почти в два раза меньше. А с чем работать, с чугунякой или пустотелой деревяшкой, для рук не безразлично.
Добрый вечер, Грант! Фанерный каркас будет использоваться в качестве шаблонов для изготовления элементов модели из бальзы. Нужен он также, чтобы уточнить форму фюзеляжа, так как в чертежах много неточностей. Болванку делаю из дерева по каркасу из пластика, дерево гораздо проще отделывать, чем пенопласт. Пенопласт нужно чем-то сверху обклеивать, чтобы дать жесткость и прочность, дерево достаточно зашпаклевать и вышкурить. Когда каркас встроен в болванку, проще контролировать форму, чем делать цельную болванку по контршаблонам, да и вес намного меньше, так как деревянные бруски небольшой толщины.
Начал строить МиГ-3. Самолет нравится “богатой” внешностью,т.е. внешней деталировкой. Есть где развернуться копиисту. Да и формы красивые, хотя по летным данным мнения противоречивые. Строю в масштабе 1/8, чтобы расходы были поменьше. Основные материалы - стеклопластик, кевлар.
Чертежи взял из альбома “Советские истребители Великой Отечественной войны МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5”. Есть еще 2 книги А.Н. Медведя и Д.Б. Хазанова по этому самолету.
Чертежи увеличил через компьютер. Разметил места расположения элементов каркаса. Детали каркаса выпиливаю из 3-хмиллиметровой фанеры. Детали тщательно подгоняются друг к другу. Соединяются между собой на шипах. Каркас собирается “насухо”, без клея. Затем по фанерным деталям делаю их копии из 3-х миллиметрового пластика, для болванки. Пластиковые детали склеиваю, затем в промежутки между ребрами подгоняю и вклеиваю бруски мягкого дерева (осины, тополя). Дерево обрабатываю до уровня пластикового каркаса.