Activity

Двухметровый Злин-42М. Продолжение следует.
doctorBrown:

С эмалью можно согнуть в кольцо.

Это как раз не про гелькоут, а про пропитку стеклоткани. Вообще количество эмали варьируется от 5 до 15% от количества смолы, в зависимости от того, что требуется, твердость или пластичность. Твердость и упругость сопутствуют друг другу. Наибольшая прочность и твердость примерно при 7% содержании эмали. До 15% добавляю в грунтовку под последующее покрытие, здесь главнее всего адгезия между слоями. Грунтовка без наполнителя, только смола и эмаль. А твердость гелькоута в большей степени зависит от наполнителя, чем от ПФ.

Двухметровый Злин-42М. Продолжение следует.

Отливал “пятачки” из чистой смолы и с эмалью. Пробовал разное процентное содержание эмали. Потом рубил эти "пятачки ножом с помощью молотка. Делал также пробные выклейки из трех слоев стеклоткани 45 г/м2 размером 20 0*100 мм и пытался ломать, изгибая. Разница огромная. С эмалью можно согнуть в кольцо. При отпускании пружинит, как стальная пластина. Без эмали покрывается трещинами. Количественно прочность не измерял, нечем.

Отливал “пятачки” из чистой смолы и с эмалью. Пробовал разное процентное содержание эмали. Потом рубил эти "пятачки ножом с помощью молотка. Делал также пробные выклейки из трех слоев стеклоткани 45 г/м2 размером 20 0*100 мм и пытался ломать, изгибая. Разница огромная. С эмалью можно согнуть в кольцо. При отпускании пружинит, как стальная пластина. Без эмали покрывается трещинами. Количественно прочность не измерял, нечем.

Сделал также болванку на капот и переднюю часть капота - “маску”, как я ее называю.
Вот здесь крупно накололся. Для отделки использовал автомобильную грунтовку и нитроэмаль. Они оказались не совместимыми. После покрытия эмалью грунт впитывает растворитель из эмали, потом медленно сохнет и дает усадку, при этом трескается под слоем эмали. Сама эмаль не трескается. Получается эффект старой картины маслом - “кракелюры”. Смывать все и покрывать заново - гемор еще тот. В общем, придется помучится, пока поверхность доведу. Впредь больше никаких автопокрытий использовать не буду. только эпоксидные составы. Они себя вполне оправдали.

Двухметровый Злин-42М. Продолжение следует.

ПФ дает очень многое. Во-первых, пластифицирует смолу, повышает прочность и упругость. Во-вторых, улучшает смачиваемость поверхности. Чистая смола собирается отдельными каплями, ровного покрытия не получишь. С ПФ она растекается ровным слоем. В-третьих, снижается вязкость, пузырьки воздуха легко выходят на поверхность и лопаются. И последнее, эмаль окрашивает смолу, что позволяет контролировать качество поверхности и толщину слоя.

Двухметровый Злин-42М. Продолжение следует.

После формовки всех частей матрицы начинаем ее отделывать. Нахлесты листов получились в матрице сразу, так как они были сделаны уже на болванке. А вот лючки и углубления для заклепок делаю уже в самой матрице. Лючки делаются так: сначала в куске той же ленты ПХВ вырезаю по шаблону отверстие по форме лючка, наклеиваю ленту по карандашной разметке на нужное место. Затем наношу слой гелькоута на отверстие, и после полимеризации сошлифовываю до уровня ленты. После снятия ленты получается выпуклость по форме лючка. Углубления для заклепок делаю после лючков. Сначала размечаю швы мягким карандашом. Отмечаю места каждой заклепки, сверяясь с фотографиями крыла, чтобы количество заклепок и расстояние между ними соответствовали прототипу. Затем по разметке накалываю иглой каждую заклепку. По наколотым углублениям засверливаю миллиметровым сверлом с трубочкой-ограничителем, чтобы углубления были строго одинаковой глубины. Глубина отверстий должна соответствовать высоте заклепки. Затем углубления рассверливаю сферическим зубным бором диаметром 1,6 мм. Глубина углублений равняется четверти диаметра заклепок.

Horizont:

Что за самодельный гелькоут ?

Поскольку с финансами у меня туго, то все составы я делаю сам на основе смолы ЭД-20. Гелькоут состоит из 100 частей смолы, 13 частей отвердителя, 7 частей эмали ПФ-115. Затем добавляю тщательно просеянную пудру из пенопласта. Пенопласт, по моему, полиуретановый, применяется в строительных сэндвич-панелях. Раздобыл несколько крупных кусков, содрал с него алюминий. Дальше дощечкой с наждачкой №150 тру, затем просеиваю через мелкое сито для муки. Также делаю шпаклевку. Шкурится отлично, практически не дает пузырей и дает неплохую твердость. Может быть, по стойкости и не сравнить с фирменным гелькоутом, но на десяток выклеек, думаю, хватит

Двухметровый Злин-42М. Продолжение следует.

Привет, Саня! Ладно, продолжаю дальше!
Собрал болванку на левое крыло.

Болванку пока только вышкурил, но еще не отделал.
Дальше занялся матрицей на правое крыло. Для этого пришлось сделать специальную опалубку вокруг болванки в виде ящика и закрепить в ней болванку по плоскости разъема крыла. Потом заделываю все щели пластилином, срезаю пластилин по плоскости разъема пластмассовым ножом, Затем все покрываю разделительным слоем на несколько раз с промежуточной располировкой. После просушки дня два начинаю формовать матрицу. Сначала наношу гелькоут. Гелькоут самодельный, поэтому он несколько плывет, поэтому наношу несколько слоев с промежуточной выдержкой, просматривая, чтобы не было пузырей. Когда гелькоут застынет до состояния пластилина, начинаю укладывать стеклоткань. Сначала кладу слой тонкой(45 г/м2), затем более толстую. Ткань кладется так: наносим тонкий слой смолы, тщательно растираем ее по поверхности, чтобы не было сухих мест, затем кладем сухую стеклоткань и приглаживаем ее, чтобы смола выступила наружу. Затем снова слой смолы и сухая стеклоткань. Повторяю это до общей толщины матрицы 5- 6 мм. Последним наносится слой смолы.
После полимеризации(2-3 суток) разбираю опалубку, матрицу переворачиваю и собираю опалубку для второй стороны матрицы.

Двухметровый Злин-42М. Продолжение следует.

Добрый вечер, коллеги! Прошу прощения за долгое отсутствие на форуме. Кризис заставил кое-чем пожертвовать, в том числе Интернетом на какое-то время. Тему по Злину закрыли, поэтому открываю новую тему по тому же самолету, так как он продолжает строится.😁
Вернее, будет две новых темы, так как в предыдущей фигурировали три модели : два варианта Злина и тренировочный самолет. Тренера выношу в отдельную тему, а по обоим Злинам буду продолжать здесь.
Модельная жизнь моя несколько изменилась. Пришлось перевозить опять мастерскую, правда недалеко, в этом же здании. Сменил место работы, теперь работаю там же, где и самолеты строю. Никуда вечером идти не нужно, просто переключаюсь с холодильников и компрессоров на самолеты. Работа отчасти связана с авиацией - на моем техническом попечении три летательных аппарата: дельталет, автожир и летающая лодка. Это не модели, а натурные аппараты.
Ну, это лирическое отступление, а теперь о Злинах.
С тестовым Злином подвижки небольшие. Покрасил хвост и сделал шарниры на рули высоты и поворота. На руль поворота снизу поставил шарикоподшипник. Так как привод руля планируется тросовый, то радиальное усилие там будет приличное.[ATTACH][ATTACH][/ATTACH][/ATTACH]

Добрый вечер, коллеги! Прошу прощения за долгое отсутствие на форуме. Кризис заставил кое-чем пожертвовать, в том числе Интернетом на какое-то время. Тему по Злину закрыли, поэтому открываю новую тему по тому же самолету, так как он продолжает строится.😁
Вернее, будет две новых темы, так как в предыдущей фигурировали три модели : два варианта Злина и тренировочный самолет. Тренера выношу в отдельную тему, а по обоим Злинам буду продолжать здесь.
Модельная жизнь моя несколько изменилась. Пришлось перевозить опять мастерскую, правда недалеко, в этом же здании. Сменил место работы, теперь работаю там же, где и самолеты строю. Никуда вечером идти не нужно, просто переключаюсь с холодильников и компрессоров на самолеты. Работа отчасти связана с авиацией - на моем техническом попечении три летательных аппарата: дельталет, автожир и летающая лодка. Это не модели, а натурные аппараты.
Ну, это лирическое отступление, а теперь о Злинах.
С тестовым Злином подвижки небольшие. Покрасил хвост и сделал шарниры на рули высоты и поворота. На руль поворота снизу поставил шарикоподшипник. Так как привод руля планируется тросовый, то радиальное усилие там будет приличное.[ATTACH][ATTACH][/ATTACH][/ATTACH]

Добрый вечер, коллеги! Прошу прощения за долгое отсутствие на форуме. Кризис заставил кое-чем пожертвовать, в том числе Интернетом на какое-то время. Тему по Злину закрыли, поэтому открываю новую тему по тому же самолету, так как он продолжает строится.😁
Вернее, будет две новых темы, так как в предыдущей фигурировали три модели : два варианта Злина и тренировочный самолет. Тренера выношу в отдельную тему, а по обоим Злинам буду продолжать здесь.
Модельная жизнь моя несколько изменилась. Пришлось перевозить опять мастерскую, правда недалеко, в этом же здании. Сменил место работы, теперь работаю там же, где и самолеты строю. Никуда вечером идти не нужно, просто переключаюсь с холодильников и компрессоров на самолеты. Работа отчасти связана с авиацией - на моем техническом попечении три летательных аппарата: дельталет, автожир и летающая лодка. Это не модели, а натурные аппараты.
Ну, это лирическое отступление, а теперь о Злинах.
С тестовым Злином подвижки небольшие. Покрасил хвост и сделал шарниры на рули высоты и поворота. На руль поворота снизу поставил шарикоподшипник. Так как привод руля планируется тросовый, то радиальное усилие там будет приличное.[ATTACH][ATTACH][/ATTACH][/ATTACH]

Качество связи здесь ужасное, поэтому придется отправлять небольште сообщения. А то набираешь полчаса сообщение, фото загружаешь, и вдруг связь прервалась, и все начинай сначала.
Теперь по композитному Злину:

  1. Закончил болванку хвостовой части фюзеляжа. Правда сфотографировать сегодня забыл, выложу фото позже.
  2. Сделал болванку на правое крыло.

    Болванку покрыл декоративным слоем и отполировал. Нахлесты листов сделал так: наклеил полосы толстой липкой ленты ПХВ(толщина 0,23 мм), затем по разметке прорезал острым ножом по линейке. В том месте, где должен быть нахлест, лента удаляется, поверхность очищается и покрывается гелькоутом на ширину миллиметров тридцать. После полимеризации сошлифовываю гелькоут вровень с лентой с плавным переходом к первоначальной поверхности.

Запрос на открытие темы

Добрый день! Долгое время не имел возможности выхода в Интернет, и моя тема rcopen.com/forum/f82/topic344447/81 оказалась закрытой.😦 Прошу модератора вновь открыть тему, так как модель продолжает строится и я намерен дальше освещать эту тему на форуме.😒

Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

Все отчистилось нормально. Действительно, наверное, просто поторопился с выклейкой. Ничего страшного, эта болванка нужна была на один раз, для композитного самоля ее придется немного переделывать, уменьшать толщину профиля. А с материалами, тут уж, что есть в местной торговле, тем и пользуюсь. Качественные (и дорогие) разделители через Интернет покупать финансы не позволяют. NOVOL не то, что вспучивается, а как бы шелушится там, где сошкурен почти на нет. Толстый слой как раз лежит нормально. Действительно, надо сначала деревяшку чем-то покрывать, смолой или лаком, а уж на этот подслой все остальное лепить.

Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

Попробовал снять матрицы с левой законцовки крыла. И… опять подляна.😦 Болванка залипла в матрице. Притом залипла только в некоторых местах. После некоторых издевательств матрицу снял. В общем ничего страшного, кое-где прилипла краска.

Пришлось немного поэкспериментировать, чтобы выяснить причину на будущее.
Выводы:

  1. от стеклопластиковой матрицы корка отлипает отлично.
  2. там, где болванка покрыта просто нитрокраской, тоже отлипает, но с небольшим “чмоком”.
  3. прилипает там, где краска лежит на слое грунта “BODY 980”. Сам грунт на дереве держится слабо, но смола к нему “примагничивается” даже через три слоя нитрокраски и четыре слоя воскового крема. Вот такое чудо-вещество изобрели древние греки (“BODY” греческого производства).😃
    Отсюда следует: использовать для болванок только нитроматериалы. Полиэфирная шпатлевка “NOVOL” под нитрокраской вспучивается, акриловый грунт не держится на дереве, зато липнет к смоле, несмотря на разделители.
Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

Начался новый интернет-месяц, взнос уплачен, и можно выкладывать результаты работы. Хвостовую часть фюза оклеил стеклом, шпатлевка, грунтовка, покраска. Киль приклеил на место.
Отделил РН и РВ, оформил передние кромки по радиусу, оклеил стеклом, сейчас отделываю. Это - по тестовому самолету.
По композитному “Злину” - начал делать второй вариант болванок. Первый, как я уже писал, имеет большие искажения из-за примитивных чертежей, которые тогда были. Сейчас с чертежами полный ажур, но работу надо начинать сначала.
Теперь болванки делаю по-новому. Сначала склеиваю закрытую со всех сторон усеченную пирамиду из оргалита, строго соблюдая все углы. На ней из реечек делаю пазы по местам продольных и поперечных элементов каркаса. Вклеиваю дужки шпангоутов и полосы фанеры для стрингеров.
Промежутки каркаса зашиваю тополевыми дощечками и все рубанком и шкурилками обрабатываю вровень с каркасом. Далее - отделка. На фото - болванка на хвост фюзеляжа.
Изготовил позитивную форму на внутреннюю обшивку кабины. Все из фанеры. Потом по ней буду делать матрицу, или, скорее пуансон для выклейки пола и стенок.

Ил-96-300 4х50мм EDF, бальза.
Wild_Falcon:

Я вот сейчас велоприцеп оборудую под перевозку двух 1.5 фюзов, двух крыльев и полетного ящика, там та еще задачка, чтобы ничего не отломать по дороге 😃

Правильная идея! Тоже этим озадачен. Только я сам кофр для самолета хочу превратить в прицеп - прямо к нему приделать колеса и дышло для буксировки. А все необходимое для полетов разместить внутри.

Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

“Экструдированный” - это потолочка? Я на крупных моделях потолочку не использую. “Злин” обшивается пенопластом ПХВ плотностью 100г/дм3. Хорошо также идет пенопласт ПС-1 аналогичной плотности. Меньшей плотности лучше не использовать - сильно прогибается при шкурении. ПХВ не растворяется циакрином и нитрорастворителями, поэтому предпочитаю его. Делал крыло из полиуретанового пенопласта, так у меня местами разъело шпаклевкой через стекло и смолу. То же самое может быть и с ПС. Грунт перед оклейкой не использую, просто наношу на обшивку тонкий слой смолы, затем накладываю стекло и временами приглаживаю, если возникают пузыри, пока смола не “схватится”. После отверждения прошкуриваю, но без фанатизма, где надо шпаклюю, затем грунт и покраска, все время прошкуривая между слоями. вот так как-то.

Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

Привет, Саня! Пенопласт покрываю стеклом 49 г/м2 на эпоксидке, затем немного шпатлевки, грунт и нитрокраска. Пробовал стекло 25 г/м2, разница в весе незначительна, а прочность намного хуже. Примерный конструктивный вес при этой технологии 10 -12 г/дм2. Это включает каркас, пенопласт и всю отделку. Полностью отделанная консоль с элероном, закрылком, законцовкой и управлением весит 900 г.

Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

Точно так! Первый экземпляр будет наборным, без какой-либо отделки, только аэродинамические формы воспроизвожу. А уже после облета, устранения ошибок будет композитный со всеми причиндалами. Хотя болваночки делаю параллельно. Ведь там только оболочка воспроизводится, а внутренности можно варьировать как угодно.

Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

Наконец, “Злин” обзавелся хвостом. Выклеил хвостовую часть фюзеляжа, зашил пенопластом. Сделал также киль и руль направления, и еще обработал болваночку для левой законцовки крыла. Сейчас занимаюсь форкилем. Появилась возможность собрать все в кучу, чтобы получить общее представление о самолете. Вот это я сейчас и сделал, сфотографировал общий вид самолета:[ATTACH][ATTACH][ATTACH]😌[/ATTACH][/ATTACH][/ATTACH]

piper j-3 cub 40

Из бутылок тоже делал. Здесь сложность в том, что гладкую бутылку найти довольно сложно, обычно они имеют какое-нибудь рифление. А рифление при осадке феном полностью не уходит, остаются следы. А шлифовать бутылку сложно, слишком тонкая. Но если оптические качества не волнуют, и нужен малый вес, то бутылка самое оно.

piper j-3 cub 40

Чаще всего стекла делают из пластика “Vivak”, достают у рекламщиков. Нетрудно достать тонкий - 1 мм, 0,75 мм. Выдавливают на деревянной или гипсовой болванке. Я делаю из плексигласа на деревянной болванке. Достать сложнее тонкий, но работать проще. Деревянную болванку использую, т.к. дерево плохо проводит тепло, и заготовка дольше сохраняет пластичность. Плекс нагреваю утюгом, температура немного меньше максимальной. Когда плекс станет мягким, как резина, давлю болванкой в толстый слой поролона. Затем шлифую шкурками уменьшающейся зернистости, начиная с №250, затем каждый следующий номер вдвое больше. Полируется окончательно пастой ГОИ с машинным маслом или зубной пастой на лоскутке байки.

Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

А ты, Саня, к нам в Краснокаменск перебирайся! Как нибудь вдвоем на 120-ти метрах разместимся. Станки свои - это, конечно, хорошо, но ради них тоже на многие жертвы приходится идти. Но “самолеты превыше всего”.

Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

Добрый день всем уважаемым форумчанам!😁 После долгого молчания продолжаю освещать свой проект. Он отнюдь не умер, просто последнее время был занят исключительно металлообработкой, а сосредотачиваться на двух серьезных делах одновременно я не умею.😦 Очень назрел вопрос приобретения и установки систем ЧПУ на мои станочки, и в этом направлении тоже пришлось много работать. Ну ладно, это все отступления, а теперь о “Злине”.
То, что сейчас показываю, было сделано еще зимой. Но сейчас все готово для продолжения строительства.
Отфрезеровал болванку для лобового стекла.

Правда, здесь еще шкурилками работать, да работать, пока до божеского вида доведешь.
Дальше: зашил пенопластом и вышкурил борта и днище кабины.

Довольно много времени ушло на изготовление болвана для элеронов и закрылков.

Общий профиль сделал из березового переклея, а для “зигов” пришлось сделать специальную протяжку, чтобы сделать реечки сегментного сечения. Они должны быть абсолютно одинаковыми. Нахлесты листов дюраля сымитировал стеклопластиком толщиной 0,5 мм, потом все зашпаклевал и прошкурил. Сверху наклеил “зиги”. После грунтовки получились небольшие радиусочки на стыках.
Будет один комплект матриц на все элероны и закрылки, так как у “Злина” они взаимозаменяемые.
Ну, и последнее на сегодня. Зашил пенопластом и оклеил стеклотканью стабилизатор и руль высоты. Переднюю кромку руля буду пристраивать после отрезки, а отрезать после отделки стаба и руля.

Полукопия Dewoitine D.500 ( Тянучка )

Саня, я в качестве гелькоута использую смолу ЭД-20 с добавкой 5-7% эмали ПФ. Эмаль обеспечивает хорошую растекаемость, равномерность покрытия, снижает хрупкость. Для загущения - алюминиевая пудра или тальк, но лучший загуститель - аэросил(окись кремния). Его можно найти в интернет-магазинах, торгующих смолами. Эмаль также дает нужный цвет покрытия, можно смешиванием получить любой оттенок.

проект duggy dc-3

В Западный Берлин сразу после войны летали DC-3, американцы возили продукты, и летчики часто бросали конфеты из форточек детям, которые любопытствовали за забором аэродрома. Эти самолеты тогда прозвали “изюмные бомбардировщики”. Уже в наше время одна авиакомпания открыла тур-рейсы на DC-3. Экипажи были одеты в стиле сороковых годов, а на борту была надпись “изюмный бомбардировщик”, по-немецки, естественно.