Для чего "верхнее крыло" над фюзеляжем?

Лаптев_Владимир
mAVia:

предлагаю не обсуждать настоящие самолёты

Метод аэродинамического подобия пока еще никто не отменил.

mAVia:

О давлениях в обще речь не идёт.

Расширение потока вне расширяющегося канала возможно только при наличии перепада давлений. Алексей, я обсуждаю этот вопрос, предполагая, что собеседники имеют хотя бы общее понятие об аэродинамике.
В трубе результат от этих крылышек можно будет увидеть только визуально по приклеенным ниткам, уловить те несколько процентов увеличения эффективности ХО на весах проблематично, какие-то изменения в поведении модели с этим прибамбасом может почувствовать, наверное, только такой пилот как Ле Ру.

mAVia
Лаптев_Владимир:

Расширение потока вне расширяющегося канала возможно только при наличии перепада давлений.

Там сказано о потоке от винта, который, как известно, закручен, соответственно расширяется под действием центробежных сил.
В этой вашей цитате я вобще не вижу смысла. При дозвуковом течении струи вне какала перепада статических давлений не может существовать. О каком расширении идёт речь?

Тем не менее, многие пилоты F3A летают с этим крылышком. То что в этой ветке не отписался ни один гуру, ни чего не значит.
Но, очевидно, что это устройство увеличивает эффективность хвостового оперения. А насколько? Это знает только Ле Ру.

yuri_la

Алексей,
Во-первых, “центробежной силы” в природе не существует. Чтобы не разводить дискуссию на эту тему, вот цитата из “Занимательной физики” Я.И. Перельмана (Книга 2, стр. 54, Триада-Литера, Москва 1994). Глава называется “Уничтоженная тяжесть”:
“В обиходе принято объяснять это явление “центробежной силой”, понимая под ней ту воображаемую силу, которая будто бы приложена к телу и обуславливает стремление его удалиться от центра вращения. Этой силы не существует: указанное стремление есть не что иное, как проявление инерции, а всякое движение по инерции осуществляется без участия силы.”
Во-вторых, согласно уравнению Бернулли произведение Плотность * Скорость * Площадь поперечного сечения потока = Const. Поэтому если визуализировать течение, то будем иметь что-то вроде сужающейся воронки перед плоскостью вращения винта, затем расширяющийся раструб, примерно как у сопла Лаваля. Условная граница этого невидимого “раструба” проходит там, где имеет место равенство статических давлений в потоке и окружающей атмосфере. Для избежания путаницы в понятиях замечу, что в компрессорной технике такие устройства, как винтовые, осевые и аналогичные им (не являющиеся объемными машинами, обеспечивающими повышение давления рабочего тела, заключенного в замкнутый объем) обеспечивают повышение давления за счет разгона и последующего торможения потока.
Вы правы в том, что, в отличие от сопла Лаваля, где течение можно считать одномерным, здесь поток закрученный. Если я правильно понимаю, то именно о спрямлении этого закрученного потока и эффекте этого спрямления речь и идет?
Тогда, если этот эффект столь незначителен, что его могут почувствовать только гуру пилотажа, то зачем оно рядовым любителям, покупающим относительно недорогие ARF-наборы?
С уважением,
Ю.А.

Лаптев_Владимир
mAVia:

В этой вашей цитате я вобще не вижу смысла. При дозвуковом течении струи вне какала перепада статических давлений не может существовать. О каком расширении идёт речь?

Покажите, где в моем посте написано о перепаде статических давлений, любому мало-мальски образованному человеку понятно, что статическое давление в потоке везде будет одинаковое, если вы пытаетесь лезть в теорию почитайте хотя бы краткий курс общей физики.
Если вас интерисует откуда я взял давление если о нем не идет речи, вот вам другая формулировка закона Бернулли: в каждой точке установившегося потока сумма давления, кинетической энергии на единицу объема и потенциальной энергии на единицу объема является const в любой точке потока.

mAVia

Уважаемый Юрий.
По первому пункту вы правы неоспоримо. Я догадывался, что меня поправят.
По второму пункту

yuri_la:

Во-вторых, согласно уравнению Бернулли произведение Плотность * Скорость * Площадь поперечного сечения потока = Const

это уравнение неразрывности для элементарной струйки. А именно уравнение Бернулли выражает скорость движения в функции от давления и плотности газа с учетом производимой газом технической работы, изменения потенциальной энергии и работы сил трения. (источник - Прикладная газовая динамика. Г.Н. Абрамович.“Наука” 1976. Уравнение неразрывности стр.9-11. Уравнение Бернулли стр. 24-34). Этот автор должен быть вам знаком, возможно лично.

yuri_la:

в отличие от сопла Лаваля, где течение можно считать одномерным, здесь поток закрученный. Если я правильно понимаю, то именно о спрямлении этого закрученного потока и эффекте этого спрямления речь и идет?

Речь идёт о выравнивании и уплотнении линий тока набегающего потока и потока от винта. Работает как раз горизонтальная часть. Ее размер определяется размером вихревой зоны в пределах фюзеляжа.

С уважением,
М.А.

yuri_la

Алексей,
К сожалению, с покойным Генрихом Наумовичем (умер в 1998 году) не имел счастья быть знакомым лично. Но книга эта когда-то была настольной. Есть такие редкие шедевры, которые потом становятся своего рода библией в некоторой области знаний. Уравнение Бернулли я упомянул, чтобы проиллюстрировать мысль о раширении потока (то, что я назвал условно “раструбом”). Ведь по мере удаления от плоскости вращения винта скорость отброшенного им потока будет неизбежно падать, тогда согласно этому уравнению площадь сечения потока должна возрасти. Изменением плотности потока, я думаю, можно пренебречь. Все же это не осевой компрессор, а обыкновенная, как сказали бы компрессорщики, “воздуходувка”. (Звучит оскорбительно, не правда ли?)
С уважением,
Ю.А.

Кстати,
МиниЛидер с дачи привез. Напоминаю, что он по сути является уменьшенной копией Лидера, который показан в первом посте, но без Т-канализатора. Сначала “подую” без него. Аэродинамической трубой будет служить длинный коридор перед квартирой. Думаю, как лучше закрепить самолет. Если просто поставить на пол, то это видимо сильно исказит течение. Но не хочется тратить время на изготовление специального держателя.
Любые идеи приветствуются.
Всем успешных полетов!

Wherewolf

если кому-то интересно моё мнение, как несостоявшегося авиаконструктора, (тут уже мерялись 😃 )то это генератор вихрей для повышения эффективности ВО/РН…
что-то а-ля генераторы вихрей на F/A-18… там они точно используются именно для этого…

ПыСы… китайское “объяснение” очень повеселило… 😃

pakhomov4

Точно!!! А не проще сделать рули чуть бОльшего размера? И головка не бо-бо! Не… Нам сверхзвук подавай!

yuri_la

Дмитрий,
Дело не в том, что кому-то хочется “меряться”. Никто вроде регалиями и заслугами не кичился. Это я бы и назвал “меряться”. Просто хочется разобраться в этом “Probably biggest invention in F3A aerodynamics lately” (вероятно крупнейшем изобретении в аэродинамике F3A в последнее время).
Мне почему-то представляется, что автор biggest invention шел от практики, а не от теории. А мы здесь, несмотря на наличие у ряда участников дискуссии специального образования, пытаемся найти объяснение возможному эффекту этого устройства. И мнения, как видите, расходятся.
Может быть объяснение гораздо проще? Такое устройство вряд ли ухудшит летные характеристики модели, а психологический эффект на соперников по соревнованиям окажет несомненно.
Эксперимент пока обдумываю, времени не хватает. Off topic: собираю Elite 46, по которой вообще никакой информации не нашел. А самолетик забавный.
Всем успешных полетов!

Wherewolf

Юр, там смайлик 😉

yuri_la:

шел от практики, а не от теории

когда я учился, винглеты считать ещё не умели… только продувки… как сейчас - не знаю…
возможно и тут такая-же ситуация. Ну и эффект плацебо не исключён…

yuri_la

Дмитрий,
Да-да, я и не отнес это к себе. Так, общее замечание. Ну, и “есть много в жизни, друг Горацио, такого, что и не снилось нашим мудрецам!”
Успехов!

Wherewolf

^_^

кстати… мне тут подумалось, что основным назначением “крылышка” возможно является вовсе не аэродинамика…
Представьте, всякие гуру, как увидели - кинулись тратить время на расчёты, эксперименты, споры… а автор изобретения в это время просто тренировался 😃))

AlxDs
yuri_la:

Может быть объяснение гораздо проще? Такое устройство вряд ли ухудшит летные характеристики модели, а психологический эффект на соперников по соревнованиям окажет несомненно.

Вот об этом я и говорил в посте #7
Просто красивая фишка и всё.

mAVia
Wherewolf:

Представьте, всякие гуру, как увидели - кинулись тратить время на расчёты, эксперименты, споры… а автор изобретения в это время просто тренировался

Интересно, что в формуле1 эти крылышки уже почти на всех болидах. Молчу уже о стоимости этого. Щас кто-то заявит, что это тоже для кофе.

pakhomov4

На формуле в энтой штуке запрятаны: камера, антенна(одна из нескольких), передатчик, питание, несколько датчиков…😒
И профиль ОНО имеет симметричный…

yuri_la

Пока заснял на видео обдув МиниЛидера без Т-канализатора. Ролик короткий, прошу комментарии на предмет что добавить/убавить/изменить.

Успехов!

Wherewolf

шелковинки бы другие… нейлон/капрон… чтобы гибкие и не слипались…
НО… самое интересное-то НАД фюзеляжем…дым нужен…

pakhomov4

Это модель САМОЛЁТА или ВЕНТИЛЯТОРА? Понимаете разницу?

инком

[QUOTE=yuri_la;2931164]Пока заснял на видео обдув МиниЛидера без Т-канализатора. Ролик короткий, прошу комментарии на предмет что добавить/убавить/изменить.

Добавить-аэродинамическую трубу …

yuri_la

Дмитрий,
Нитки синтетические, потому и слипаются. Гибкости им хватает. Думаю, что поменяв нитки, сильно улучшенную картину не получим. Однако учту на дальнейшее. Пока закончу серию экспериментов с этими, которые нахально отобрал у своей половины. Благо она тоже МАИ закончила - понимает!
Лично мои предварительные выводы таковы: Поток в зоне киля турбулентный - нитки достаточно сильно трепыхаются. Ламинизировать такой поток будет сложно. Конечно, линии тока наблюдать было бы идеально. Но аэродинамической трубы нет. Разве что в Ессентуки сгонять… Там бы нашлась, как пить (Ессентуков 😁) дать…
Теперь нужен Т-канализатор. В связи с этим вопрос к Алексею Савельеву: Каких размеров Т-канализатор на вашем самолете (в процентах от размаха и площади крыла)? Делать буду на стержне, чтобы можно было, держа в руках, поднести куда надо, двигать и наклонять.
Всем успешных полетов!