Радиоуправляемая модель самолета Extra 330S

Booster

Формула положения САХ ( Именно положения!!! т.е. расстояние от осевой хорды до средней аэродинамической)
…Bо + 2 x Bk …L
z = ------------- x —
…Bo + Bk… 6
(вместо точек -пробелы, просто формула съезжает иначе куда то)
Bo - хорда в оси симметрии ( т.е. если мысленно продлить крылья внутрь фюзеляжа она будет точно по середине)
Bk - концевая хорда
L - размах крыльев.
ищешь Z, откладываешь это расстояние от осевой хорды ( не от фюзеляжа, а именно от осевой хорды) и получаешь местоположение хорды на крыле , где и будешь смотреть центровку.
НО это всё равно всё приблизительно, так сказать для облёта, реальную нужно подбирать уже под себя опытным путём. Если опыт позволяет то можно центровку выставлять приблизительно по трубе в крыле и в небо.

Baloo
ADF:

33-35% - это нормальный, самолетный полет

Нормальная для чего? У планеров и таймерных моделей класса F1 нормальной считается центровка 52-57%.
35%- это для 3D- сам летаю в этом классе, но точно ЦТ подбираю уже по полету, после того как увижу поведение самолета в воздухе. Рекомендации призводителей, тоже могут быть не точными- накалывался с копиями от “Киошо”- там рекомендованная центровка по факту оказывалась сильно задней.

ADF:

поэтому следует делать её сразу близкой к правильной.

Лично для меня чуждо понятие “правильная центровка”, есть комфортная центровка, при которой поведение самолета отвечает требованиям пилота. Мое ИМХО.

Magirus76

Согласен кому как удобно,но у меня нет опыта в 3D.(взлёт,блинчиком,небольшие выкрутасы,посадка)И в моделирование я чайник (ограничение во времени,маленький ребёнок и место)Поэтому у меня такой длительный прогресс. А самолёт охота настроить так чтобы он вёл себя предсказуемо и на посадку заходил с минимальной скоростью(не задняя центровка-Я так понимаю?)

Не хочу делать дрова (уже были и надеюсь не будут-дороговатое хобби)

Baloo
Magirus76:

Не хочу делать дрова (уже были и надеюсь не будут-дороговатое хобби)

Так у вас в инструкции указано положение ЦТ?

Booster

у NPM в инструкции такие центровки, сильвестри отдыхает))) у думаю тебе нужно где то 30% делать для облёта. при 25% будет при закрытии газа снижаться с сильным набором скорости- на посадке не очень комфортно. ИМХО

Magirus76

В инструкции не указано ЦТ, буду делать от30% рассматривая опыт форумчан.Но меня беспокоит ДВС. Я думаю всё же надо установить ДВС мощнее,следовательно тяжелее.Так будет легче отрегулировать ЦТ(масса груза на носу-как у вас Booster)

Booster

Мне под 70-й 4-х тактник пришлось укорачивать мотокороб на 2 см чтобы мотор из капота не вылазил ( карбюратор сзади на этом моторе- упирался в шапангоут). сделал очень приблизительно 30%. Стал влётываться и привыкать к самолёту - батарейка постепенно переползла с мотокороба( на фото) сначала на бак а потом за трубу от крыла.

Magirus76

Ладно,кругом одни затыки.Надо всё же переходить от теории к практике.Только надо подождать пока сынишка в сад пойдёт (болеет,а график у меня 2-2 ),а то помогать мне любит.Насчет самика-пока оставлю ASP52FS и попробую найти ЦТ. А там посмотрим. Большое спасибо за советы!!!

ADF
Baloo:

… класса F1 нормальной считается центровка 52-57%.

Это центровка моделей с несущим стабилизатором, к нормальному самолетному полету это отношения не имеет.

Baloo:

…35%- это для 3D- сам летаю в этом классе

Давайте конкретно: и чем же, по вашему, характеризуется такая центровка? Неужели самолет с таким расположением ЦТ сам начинает выделывать ЗД или что-то там выдрыгивать вопреки воле пилота?

Будем честными: самолет с такой центровкой демонстрирует нормальный, самолетный полет. Хорошо, устойчиво (без взбрыков) летит, хорошо планирует, отлично управляется на посадке, при этом ни одной своей запчастью не заставляя пилота, если тот не желает, выделывать на самолете это самое ваше 3D.

Опять-таки, 3D центровкой обычно считается 38-40%. Сам 4 года летал на 38% без всякого этого 3Д - и легко плюну в глаз тому, кто скажет, что самолет при этом не летел как самолет, или летел как-то ненормально!

Baloo:

… точно ЦТ подбираю уже по полету, после того как
…Рекомендации призводителей

Рекомендации производителей совершенно по-барабану, самолет всегда настраивается конкретно пилотом конкретно под свои потребности. Базовая проверка центровки на вшивость - прямой и перевернутый полет, восходящая вертикаль. Но там надо контролировать также и выкос мотора, и общую кривизну планера.
В любом случае - отправной точкой для тонкой настройки ЦТ является цифра в 35%.

Baloo:

…чуждо понятие “правильная центровка”, есть комфортная центровка, при которой…

Тем не менее, вы с какого-то почемуя несколькими постами выше рекомендовали человеку 25-27%, когда сами летаете на 35. WTF?

PS: смайлик: 😃 - чтобы никто не обижался, но больше думал о сути вещей.

Baloo
ADF:

с какого-то почемуя несколькими постами выше рекомендовали человеку 25-27%, когда сами летаете на 35.

Человек же написал, что ему для “просто полетать”, нафига ему тридэшная центровка?! Ему нужен продольно устойчивый самолет!😃

ADF:

В любом случае - отправной точкой для тонкой настройки ЦТ является цифра в 35%.

Может, вы поделитесь источником, который это рекомендует?😎

ADF:

Опять-таки, 3D центровкой обычно считается 38-40%.

Снова требую источник, где авторитетный дядя говорит “3D центровка- 38-40%”!!! В противном случае- все вышенаписаное вами- пустой “пшик”!😌

ADF:

Рекомендации производителей совершенно по-барабану

Рекомендации производителя- это, как правило, отправная точка по настойке ЦТ, если не могёшь (не умеешь, не хочешь) высчитывать сам.

ADF:

Давайте конкретно

Давайте! Стиль 3D- вообще не свойственен для других самолетов.😛

ADF:

к нормальному самолетному полету это отношения не имеет.

То есть эти самолеты подчиняются своим, присущим только им, законам аэродинамики? Круууто!😵

ADF

вы поделитесь источником, который…

Источник - я 😃 Может я не супер-спец, но имею личный практический опыт, на примере разных самолетов, какую надо ставить центровку. Для самолетов классической схемы ни разу не сталкивался, чтобы 35% была ненормальной.
А вот когда самолет с <30% на посадке мордой зарыться норовит и приходится на выдерживании ручку на себя об колено заламывать, чтобы ероплан не упал раньше времени - с таким безобразеим сталкивался!

То есть эти самолеты подчиняются своим, присущим только им, законам а…

Планер - однорежимный аппарат. Теоретически, слегка поднастроив, его можно хвостом вперед запустить и заставить ровно планировать 😃 А вот попробуйте на своей пилотажке сделать центровку хотя-бы 50% и полетать! И видео снимите (маты можно запикать) 😆

Baloo
ADF:

А вот когда самолет с <30% на посадке мордой зарыться норовит и приходится на выдерживании ручку на себя об колено заламывать, чтобы ероплан не упал раньше времени - с таким безобразеим сталкивался!

Ну вы уже палку перегибаете! Не на столько предельно-передняя центровка в 25-27%, я бы даже сказал, что вполне нормальная для многих самолетов. Я бы с вами согласился, если бы речь шла о 15-20%, хотя, в свое время, на кордовых самолетиках мы всем кружком выставляли ЦТ 20%- и все летало шикарно. Ну да ладно.😃
Вот ссылочка: svetlana-kapanina.ru/…/ustoychivost_i_upravlyaemos… Конечно там речь идет о самолетах 1:1, но все-таки. Да и Светлана Капанина- вполне авторитетная личность!😎
😍😍😍

ADF

А ничего, что реальные самолеты летают с совсем другими ре? на практике это вырождается, конкретно и в частности, в более высокую эффективность стабилизатора. Т.е. настоящий самолет на посадке будет вести себя несколько по-другому, чем модель, в плане управляемости по тангажу.

А на Светлану не смотрите: она замужем и у неё двое детей 😒

Baloo
ADF:

А на Светлану не смотрите: она замужем и у неё двое детей

Я слышу нотки ревности?😎 Да. Я люблю женщин, но я реалист!😃

ADF:

А ничего, что реальные самолеты летают с совсем другими ре? на практике это вырождается, конкретно и в частности, в более высокую эффективность стабилизатора.

Вот уж у “Экстры”- рулей-то хватит! А числами Рейнольдса не пугайте- я их не боюсь!😁

Magirus76

Да,весело как то.Я и не думал ,что насчет такой модели будет такой спор.Если так, то я говорил про конкретную модель одной из фирм(просил отзывы и рекомендации ну и конечно Ваш опыт форумчан.) А оказалось ,что не дело в модели,а человеческий фактор. Т.е. все ЛЮДИ разные и каждый настраевает свою модель по своему(как ему удобно), от данного типа,своих рук(профессионализма ),ну и конечно своих взглядов.Хотя читая Вас я приобретаю хоть какой то опыт . В СПОРЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА. Ещё раз большое Вам спасибо!

ADF

Оформлю мысль: если самолет более передне центрован - то по мере сброса газа он норовит планировать по более крутой глиссаде. Чтобы плавненько опустить его на полосу, приходится постоянно тянуть (когда слегка, а когда и сильно!) ручку на себя. Если же самолет центрован нормально (т.е. по моим рекомендациям 😃) - то в достаточно большом диапазоне скоростей он не так норовит изменить угол планирования, т.е. как повернул его к земле, так он под тем-же углом и планирует. Конечно, все равно приходится держать глиссаду ручкой, но не так сильно и напряженно. Выдерживание, т.е. прибирание ручки на себя, требуется лишь в самый последний момент, непосредственно перед касанием.

Если самолет центрован совсем хорошо - то при даче газа в горизонтальном полете с малого (точнее с минимального, при котором самолет летит горизонтально) до полного пилотажная модель просто прямолинейно ускоряется, практически не взбрыкивая тангажом вверх. Конечно, уметь держать модель ручками - важно, но с точки зрения удовольствия от полетов гораздо приятнее, когда самолет летит сам и не обязательно активно рулить им каждую микросекунду 😃