FuntanaS90-Строим сами!

AeroLEX
kos:

когда же будет инфа о модификации 90-ой??

Всему своё время!.. “Мы медленно спустимся с горы и неспеша … всё стадо”.
Сегодня полностью закончил установку мотора и его “обвязку”. Завтра при наличии времени и погоды - наземная прогонка и настройка. Ну а потом уже в полёт. Всё по плану.

Aviator73:

Спасибо за ответ!
Так и знал, что мотор на свалку 😃

На свалку может и рано, но о 3Д-пилотаже конструкторы этого мотора наверняка даже не слышали.
Кстати, у меня этот мотор уже лет шесть всевозможные самолёты таскает. Правда коленвал лопался - поменял. А “пара” ещё живая. Так что конструкторам и производителям однозначно - зачёт!

7 days later
AeroLEX

Ну вот и состоялся облёт матчасти. Иходные данные: самолёт - знакомая всем Фунтана-90(сухой вес в этом варианте 4850г), мотор - мелкосерийный авиамодельный бензиновый мотор объёмом 30 см3, зажигание электронное, винт “Hawk” 17х8. Что из этого получилось: запуск мотора пока тяжеловат, но по мере прикатки должен улучшиться. Мотор отработал всего около 3х часов. Пока в режиме некоторого перезалива, поэтому несовсем стабильные холостые, но это решилось путём их некоторого увеличения. Рулить не совсем удобно, зато не глохнет. Выход на “газ” очень хороший, без запинки, а вот сброс немного долговат по времени, сказывается перезалив. Но по мере прикатки это всё уйдёт. С данным винтом статическая тяга составила стабильно 8 кг (безмен за хвост) при оборотах 8000-8100(!), из чего сделал вывод, что этот винт ему маловат. Пока бОльший не ставлю, боюсь что самолёт “скручивать” будет. Надо к этому варианту привыкнуть.
Итак взлёт. Это ни то, что в пол-газа, это пару щелчков от минимума и самолёт в воздухе! После ДиЗиАй-я никак не мог привыкнуть, что самолёт летит в горизонте практически на холостых! Самолёт в воздухе изменился до неузнаваемости. Это стал тот самолёт, который я и ожидал. Дача газа в горизонте равна “пинку под зад” - самолёт просто “выстреливает”. Все классические манёвры (“кругляши”) выполняются в 1/4 - 1/3 хода ручки газа. Вертикаль… А что вертикаль? Прёт как ракета! То есть пока газ не скинешь не останавливается. Загонял пока мог видеть - сам НЕ “тормозит”.
Из негатива, как я и говорил, неспешный сброс оборотов(в полёте тем более, винт разгружен). Так, к примеру, сделать штопорную бочку резко не получается, приходится выждать пока обороты “улягутся”. И ещё. Центровка ушла в перёд( до этого была 40%) и самолёт стал “потупее”. Но это тоже можно решить переносом бортового оборудования.
Вывод - этому мотору по характеристикам среди малокубовых собратьев, на мой взгляд, альтернативы просто нет!
Вот пока кратенько. Фото и видео поздже. Кстати, на облёте присутствовал Pentajazz, так что репортаж будем ждать от него. Может и ещё какие наблюдения со стороны выскажет. Спросите как его занесло в Брянск? Следите за развитием темы!

Всем удачных полётов и мягких посадок! Александр.

15 days later
iouri190462

Ну же! Ждем развития темы с нетерпением (как просили)!

pentajazz

я тут немного застрял в послеприездных делах. отчет готовлю, пишу потихоньку в свой блог.
немного фото с места событий, так сказать.
мотор

бак

первый запуск

тянет! боюсь оторвать стабилизатор, перехватываюсь за консоль

общая 😃

замечания со стороны:
самолет построен просто замечательно!
очень аккуратно, респект. 😉

по поводу мотора - Саша заводит его агрессивно, как калилку, сказывается, видимо, привычка. да и моторчик с норовом. вероятно это из-за перелива. мне попробовать не довелось, как то так, хм. а надо было бы попробовать…
зато довелось ощутить вибрации - для 30-ки - нормально, при перенастройке еще меньше станут, хотя характер вибраций ровный, без выраженных областей резонанса, как было когда то у меня (о… мне еще предстоит…)

полет - звук приятный, но пилот (да и самолет) в горизонте летит практически на холостых, сказывается привычка к малой скорости с прошлого мотора. выглядело это, по меньшей мере, странно.
по моей просьбе в горизонте было дано примерно пол газа, или чуть меньше - пЕсня!
мотор запел, самолет летит 😉
ну, это скорее мое личное предпочтение.
мне лично медленным сброс на холостые не показался, потому, наверное, что я газом работаю плавнее, и мне бы это не помешало.
попробовать самому самолет было нельзя, так как “моды” на пультах разные, а жаль. было бы интетесно сравнить.
полетали мы, подивились на мотор и высосали бак досуха.
мотор вякнув пару раз остановился.
сели штатно, все в порядке.
на следующий день полетали на Як-52, настоящем.
море эмоций!..

как я туда попал отсюда? - прилетел.
в гости.

ну, естественно, был не только в Брянске, Москва, Орел (родной город), Мценск, подмосковье Железнодорожный…
везде меня встречали очень гостеприимные и милые люди, чему я несказанно рад.
Отлично!
подробнее в блоге, надеюсь скоро.

что особенно понравилось в моторе, так это то, что и впуск (цилиндрический золотник), так и выпуск у мотора СЗАДИ!!!
идеально.
можно впихнуть куда угодно. про пилотаги я не говорю, там все в принципе условно, глушак может и немного выступать из-под капота. под дудку в самый раз, хотя и обычный глушак, хоть канистра, хоть маффлер ставятся гораздо легче.
но вот в копиях…
такую движку на 2-х метровый Як-3 или подобный можно запросто впихнуть.
и тянуть будет и летать как истребитель…
я подумаю…
хотя - вот только дружелюбность мотора пока под вопросом.
но, будем посмотреть, как говориться. 😉
видео ролики кто-то может подсказать как обжать и склеить?
какой прогой?
или кто-то может?

John63

Ай молодцы мужики! Два строителя крупной летающей техники вместе собрались! 😃 Действительно жаль, что Игорь не смог полетать на Фунтане…

pentajazz:

видео ролики кто-то может подсказать как обжать и склеить?
какой прогой?
или кто-то может?

Ролики зачётно клеются стандартной прогой Windows Movie Maker, там же и звук кладётся, и там же жмётся, это если файлы не ДВДшные.

pentajazz

да, было бы интересно сравнить, но и стороннее наблюдение в живую, тоже неплохо!

Муви мейкер - так это что, виндовая прога?
ща гляну.
есть такая буква!
бум изучать…

John63
pentajazz:

Муви мейкер - так это что, виндовая прога?
ща гляну.
есть такая буква!
бум изучать…

Ага, там всё просто! Ждём видео! 😃

AeroLEX
John63:

Ай молодцы мужики! Два строителя крупной летающей техники вместе собрались! 😃 Действительно жаль, что Игорь не смог полетать на Фунтане…

Да я бы не против дать порулить! Но с инстинктами не поспоришь… Сам как-то летал на одной руке на банальном “Шерифе”. Адреналина хапнул как за 10 мин 3-Д на своём! 😁

Мотор пора регулировать по-новой. Стал хуже пускаться. Вспышки (довольно длинные) даёт и останавливается. Вывернул свечу - мокрая. Значит пора “придушить” по топливу. Наработка ок. 4-х часов. Соответственно и максимальные поднимутся и тяга. Думаю, следующих пяток-десяток часов пройдут под цифрой 8.5-8.7 кг в статике. Полёт будет ещё веселее! Хотя и так, куда уж…

Собственно, хозяин мотора прикупил себе “классику” Ф-3А под него, так что мне наслаждаться максимум до конца сезона(пока самолёт будет подготавливаться и переделываться под этот мотор). А там надо и о себе думать, самому такой силовой агрегат брать. Потому тут как в той рекламе: “Попробовав раз…” другого теперь и даром не хочу!

Тут у нас праздник авиационный 14-го был (90 лет нашему земляку дважды Герою Советского Союза П.М. Камозину), так перед важной аудиторией летал. Техника отработала на твёрдое “хорошо”. Народ был в восторге. Правда времени мало дали, 6 минут всего. Зато я ещё ни разу не взлетал буквально из-под винта “Антона” и не садился в 15-ти метрах от него, когда у него уже мотр работал! Честно - немного струхнул, что сдует. Но ничего, обошлось. Но график плотный был…

Игорю отдельное спасибо за, так сказать, взгляд со стороны и непредвзятые коментарии. Рад был познакомиться лично. 😃

sandro
pentajazz:

дык, это,
взаимно! 😃

вопрос к тем кто строил эту конструкцию.
объясните если можно наглядно сорпяжение 1-ой и 2-ой нервюры по носовой части.
1-ая остроносая 2-ая более тупая как это выглядит живьем если она зашита бальзой.

Aviator73
sandro:

вопрос к тем кто строил эту конструкцию.
объясните если можно наглядно сорпяжение 1-ой и 2-ой нервюры по носовой части.
1-ая остроносая 2-ая более тупая как это выглядит живьем если она зашита бальзой.

1-я нервюра под углом к лонжерону поэтому все нормально сопрягается, поверьте! 😃

Htyrman

Аналогичный вопрос.
Как соединятся полки лонжерона с 1-ой нервюрой, если у неё расстояние между полками
на 3мм меньше чем у других нервюр?

Konovalov

Всем строителям Катаны привет! Начиная строить данный самолет, но не совсем еще определился с размерами. Катану хочу построить под Саиту 100. Прошу совета: 90ая, это большая под этот мо
ор? Все смотрю бензинычи ставят…)

AeroLEX
Htyrman:

Аналогичный вопрос.
Как соединятся полки лонжерона с 1-ой нервюрой, если у неё расстояние между полками
на 3мм меньше чем у других нервюр?

Посмотрел чертежи - да, есть такое дело. Кстати, вот что бывает, когда чертежи конвертируются. Дело в том, что у меня самого не оригинальная версия чертежей. В своё время у меня “грохнулся” комп, и все мой труды чуть не пошли прахом. Но, к счастью, у моего друга сохранились эти чертежи, только он их в АКАД перевёл. А я соответственно обратно. Вот и вылезает всякое …о…но. А может просто у него была “сырая” версия чертежей. Вобщем, сейчас не упомню.

А теперь специально для тех, кто не умеет или кому “влом” подправить пару линий - исправленый вариант нервюры-1.

sandro
AeroLEX:

Посмотрел чертежи - да, есть такое дело. Кстати, вот что бывает, когда чертежи конвертируются. Дело в том, что у меня самого не оригинальная версия чертежей. В своё время у меня “грохнулся” комп, и все мой труды чуть не пошли прахом. Но, к счастью, у моего друга сохранились эти чертежи, только он их в АКАД перевёл. А я соответственно обратно. Вот и вылезает всякое …о…но. А может просто у него была “сырая” версия чертежей. Вобщем, сейчас не упомню.

А теперь специально для тех, кто не умеет или кому “влом” подправить пару линий - исправленый вариант нервюры-1.

насчет влом грубовато . всегда хочется узнать что втаких случаях хотел сказать автор.
может это новое слово в аэродинамике.

AeroLEX
sandro:

насчет влом грубовато . всегда хочется узнать что втаких случаях хотел сказать автор.
может это новое слово в аэродинамике.

Хочется - поясню: “влом” - это когда ЛЕНЬ сделать что-то самому, а хочется всё сразу, в идеале и обязательно нахаляву! (Тех, кто не умеет работать с Корелом не касается, не все ж его знают)
Непонятно только, чего ж Вы кидаетесь строить по чужим чертежам, если не нравится? А если не строите, то какого х… лезете? В этом случае это Вас никаким боком не касается, борец Вы наш за “чистоту аэродинамических линий”.
Кстати, мой самолёт по этим чертежам уже второй сезон летает, уже кучу изменений претерпел. Так что вопрос постройки для меня уже давно закрыт. Мог бы и не исправлять ничего. У меня уже давно другой проект в работе… Но коль многие ещё интересуются, почему бы не помочь? Но, видимо, некоторых это аж бесит.

Вообще, есть настоятельная просьба к Модераторам и Администрации - закрыть эту тему нафиг, чем скорее, тем лучше. Как автор считаю, что тема себя полностью изжила и устарела. Сам я уже всё что хотел, то сказал, и видимо, больше здесь не появлюсь. Эти “штанишки” уже маловаты стали…

pentajazz

Модератор

рекомендую участникам дискуссии сбавить обороты.
тема закрыта не будет, это противоречит правилам.

Htyrman

Александру, конечно же, спасибо за эту тему, очень помогла. Сам я для нервюр использую «второй Профиль», но, видя, что абсолютная толщина нервюр вместо того чтоб оставаться постоянной, уменьшается от 7 ой к 1ой решил прояснить этот вопрос. Так что подправлять можно было не только первую но и остальные, если не в … . Лично я тут Экстру 300-45 так наподправлял, что захотелось построить что-то проверенное.

AeroLEX
Htyrman:

Александру, конечно же, спасибо за эту тему, очень помогла. Сам я для нервюр использую «второй Профиль», но, видя, что абсолютная толщина нервюр вместо того чтоб оставаться постоянной, уменьшается от 7 ой к 1ой решил прояснить этот вопрос. Так что подправлять можно было не только первую но и остальные, если не в … . Лично я тут Экстру 300-45 так наподправлял, что захотелось построить что-то проверенное.

Насчёт всех нервюбр это Вы явно погорячились. Проверил, все остальные “одного размеру”. Опять же, может конвертирование, может версии Корела не совпадают, может при скачивании чего… Тут я не силён. Вот “скрин” из моих чертежей в доказательство.

Htyrman

Александр спасибо, теперь всё ясно. У меня расхождения между остальными нервюрами всего несколько соток, так что от 7ой до 2ой набегает 0.3мм., а я, зациклившись на 1ой нервюре перепутал порядки величин.

AeroLEX
Htyrman:

Александр спасибо, теперь всё ясно. У меня расхождения между остальными нервюрами всего несколько соток, так что от 7ой до 2ой набегает 0.3мм., а я, зациклившись на 1ой нервюре перепутал порядки величин.

Ну, это уже в пределах погрешности изготовления! Толщина пилки лобзика такая.
Удачи!