Гибрид р/у и кордовой

dvsnik

У меня давно зреет навязчивая идея запустить тренера по кругу, привязав его к колышку одной кордой. Элероны и руддер зафиксировать в нейтральном положении, а руль высоты и двигатель будут управляться как обычно. Зачем городить такой огород? Ну, чтобы хоть немного освоиться, попробовать минимальные эволюции по высоте, поработать “газом”, посмотреть, как это вообще всё “дышит”. Надо понимать, никаких инструкторов, коллег по хобби и пр. опытного люда рядом нет и не предвидится. Поэтому приходится рассчитывать исключительно на свои силы. А при таком раскладе хотелось бы добавить промежуточную “стадию” между симом и первым самостоятельным вылетом. Практика показывает, что новички жутко мандражируют, а полёт на корде поможет снять часть возбуждения и привыкнуть хотя бы к скорости и виду модели в воздухе, освоить планирование без двигателя, посадку. В этом и заключается суть задуманного предприятия. Когда же у новичка наработаются минимальные обратные связи и придёт спокойствие - корду отвяжем и полетим самостоятельно.

Хотелось бы услышать мнение бывалых. Длина “корды” и пр… Скорее всего имеет смысл стоять с передатчиком вне круга и управлять как бы со стороны.

Shavelsky
dvsnik:

У меня давно зреет навязчивая идея запустить тренера по кругу, привязав его к колышку одной кордой. Элероны и руддер зафиксировать в нейтральном положении, а руль высоты и двигатель будут управляться как обычно. Зачем городить такой огород? Ну, чтобы хоть немного освоиться, попробовать минимальные эволюции по высоте, поработать “газом”, посмотреть, как это вообще всё “дышит”. Надо понимать, никаких инструкторов, коллег по хобби и пр. опытного люда рядом нет и не предвидится. Поэтому приходится рассчитывать исключительно на свои силы. А при таком раскладе хотелось бы добавить промежуточную “стадию” между симом и первым самостоятельным вылетом. Практика показывает, что новички жутко мандражируют, а полёт на корде поможет снять часть возбуждения и привыкнуть хотя бы к скорости и виду модели в воздухе, освоить планирование без двигателя, посадку. В этом и заключается суть задуманного предприятия. Когда же у новичка наработаются минимальные обратные связи и придёт спокойствие - корду отвяжем и полетим самостоятельно.

Хотелось бы услышать мнение бывалых. Длина “корды” и пр… Скорее всего имеет смысл стоять с передатчиком вне круга и управлять как бы со стороны.

А на кордовой сложнее - расслабиться не получится. Высота меньше (на р.у сразу ушёл на 100 м вверх и делай что хочешь), проблема обычная с тягой и натяжением корд. А в RC всё просто и элегантно - рули-то электронные и всё полностью зависит от оператора (пилота, простите).

HS125

Привет Всем!
Есть способ проще и я думаю эффективней.
В старое доброе время, когда не было симуляторов и хорошего инструктора под рукой, учились летать на радио используя р/у планер учебного типа. Летит медленно, привыкаешь к ракурсу и работе рулями. Если большой мандраж - бросил ручки он какое-то время летит сам, потом после успокоения берешься за управление. Не надо изобретать велосипед. На отладку вашей идеи у Вас уйдет гораздо больше времени, сил и средств, чем уже имеющиеся варианты обучения.
Можно попробовать мотопланер с электродвигателем, комбинируя безмоторный и моторный полет.
Лучше если будете использовать планер с элеронами.

Удачных полетов!

Sputnik
dvsnik:

У меня давно зреет навязчивая идея запустить тренера по кругу …

Видел кадры как таким образом пускали модель экраноплана - в данном случае очень удобно, трасса вся перед глазами, неограниченной длины, не нужно следить за креном.
Так что в принципе возможно, но надо рассмотреть несколько мелких технических вопросов:
нагрузка у кордовой модели обычно в разы меньше чем у любого радиотренера, что позволяет кордовой маневрировать в такой маленькой полусфере, стандартно радиусом не более 21,5 метра
центровка у кордовой должна быть гораздо переднее: 10-15%, если у неё центровка будет как у радио под 30% - совершенно неуправляемое будет.
задержка в канале управления - насколько быстро машинка повернёт руль следом за ручкой передатчика, обычные рульмашинки врядли обеспечат скорость отработки рулей сравнимую с двумя проволками.
куда привязать корд к такому аппарату и где на крыле делать вторую точку, чтоб корд при натяжении и провисе своём не мешал.
еще у кордовой есть обратная связь с пилотом по натяжению корд, если тяжелую модель высоко поднимаешь, то чуствуешь прямо, что вот еще чуть выше и она тебе на голову и упадёт, надо пониже малость, с радио такой помощи не будет.

предполагаю, что привязанный к столбу радиотренер будет управлятся тяжело, как кордовая скоростная, что в таком “симуляторе” можно попробовать только работу газа, да и то наверно не на полном газу, после разгона модель может через полоборота по косому кругу воткнуться в землю, рефлексы управления по высоте наверно будут отличатся от выработанных в обычном полёте.

Samson

Вообще - для обучения такая затея, наверное, не пойдет…
Такой способ, кстати, применяли на полноразмерных Пайперах для взлета с ограниченной площадки - “Взлет вокруг столба”… Но пользовались таким способом - отнюдь не пилоты-новички…

giantflier_2
dvsnik:

У меня давно зреет навязчивая идея запустить тренера по кругу, привязав его к колышку одной кордой. …

волков бояться - в лес не ходить.
ничего страшного в управлении тренером нет. наберите высоту и через несколько минут вы освоитесь.
если разволновались - бросьте ручки и дайте самолету лететь самостоятельно.
но самое лучшее - опытный пилот-учитель или симулятор.
последнее даже лучше, поскольку он всегда в вашем распоряжении и повзоляет отрабатывать даже самые сложные эволюции.

pentajazz

сходите как нибудь на кордодром, посмотрите, на какой высоте там летают, у меня дух захватывало, когда кордяха пилотажная через вершину полусферы проходила. и высота то всего - длинна корд, а проходит она это расстояние - секунду - полторы.
дрова будут стопроцентные, так как любая восходящая траектория станет через четверть оборота нисходящей, и всего за пол круга модель встретится с землей.

МАЯТНИКФУКО

А все-таки идея чертовски прикольная даже безотносительно тренировочного процесса. Только в центре должна быть стойка на манер автомодельой , а корда должна иметь возможность крутиться в подвеске. Но самолет , боюсь, придется делать отдельный.

dvsnik
МАЯТНИКФУКО:

А все-таки идея чертовски прикольная даже безотносительно тренировочного процесса. Только в центре должна быть стойка на манер автомодельой , а корда должна иметь возможность крутиться в подвеске. Но самолет , боюсь, придется делать отдельный.

Как насчёт капроновой бечёвки длиной метров 50? А центральный конец будет скользить по поверхности гвоздя, вбитого в торец стойки. Сверху на гвозде сделать шляпку, чтобы верёвка не соскочила. Натяг создать небольшим поворотом руддера наружу круга (как у обычной кордовой).

bodydoc

Коллеги, а Вы не забыли еще как бегали от этой кордовой моделки пока она скорость не набрала… небольшой провис и все, она неуправляема…
Делать корд длиной 50 метров считаю опасным, т.к. любой порыв ветра, или просто ветер… и моделка летит в центр круга и … да (вы помните она у нас управляется только по газу и “высоте” мы не можем выправить крен возникший от того что корда провисла и своим весом нарушила балансировку)

Полет и планирование на таком аппарате возможен только в условиях полного безветрия или в спротивном зале (кстати - идея! и не новая)

МАЯТНИКФУКО

Думаю, в ближайшее время может появиться такой класс моделей, стоит кому-то начать. а вот насчет радиуса вопрос лохматый, т.к. при постоянной скорости натяжение обратно пропорционально радиусу. Не стал бы в зените валиться в круг.

KATUAL

А вот мне интересно, если у человека нет наставника и он совершает свой первый полет, то при наличии некой свободной суммы, имеет ли смысл установка гироскопа\ов.

Или даже такой штуки?

Как мне кажется (поскольку гироскопа в глаза не видел), если поставить их на крен и тангаж, то посадка будет сведенна к работе газом… или я ошибаюсь?

giantflier_2
KATUAL:

А вот мне интересно, если у человека нет наставника и он совершает свой первый полет, то при наличии некой свободной суммы, имеет ли смысл установка гироскопа\ов… то посадка будет сведенна к работе газом… или я ошибаюсь?

если у вас есть деньги на гироскопы и прочие приборы, но нет наставника, потратьте ваши деньги на хороший симулятор и, как говорится, не мучьте дите.
поверьте моему опыту, я летаю с 1983 с небольшими перерывами на еду и сон.
симулятор чрезвычайно полезная вещь даже для опытного пилота, а уж для чайника просто незаменима. все (!) нынешние топ-пилоты тренируются на симуляторах.

dvsnik
KATUAL:

А вот мне интересно, если у человека нет наставника и он совершает свой первый полет, то при наличии некой свободной суммы, имеет ли смысл установка гироскопа\ов.

Или даже такой штуки?

Как мне кажется (поскольку гироскопа в глаза не видел), если поставить их на крен и тангаж, то посадка будет сведенна к работе газом… или я ошибаюсь?

Есть автопилот подешевле. И он широко применяется на популярном башенном тренере. На сайте даже есть видео с демонстрацией работы этого девайса. Бросаешь ручки управления и а/п сам выводит тренера в горизонт. Этот же а/п попутно является 4-х канальным футабовским приёмником 😃

giantflier_2
KATUAL:

А вот мне интересно, если у человека нет наставника и он совершает свой первый полет, то при наличии некой /…если поставить их на крен и тангаж, то посадка будет сведенна к работе газом… или я ошибаюсь?

гироскоп и автопилот разные вещи.
гироскоп помогает сохранить положение летательного аппарата (ЛА) в пространстве относительно предыдущего положения. автопилот поддерживает самолет в определнном положении относительно горизонта.
допустим, вы установили гиро на канал крена. если вы, например, выровняли самолет по крену строго горизонтально и затем бросили ручки, гиро будет сохранять это положение, парируя действие ветра.
если вы установите гиро на канал высоты, то если вы выровняете самолет по крену под углом 45 градусов к горизонту, и бросите ручки, гироскоп будет поддерживать самолет в этом положении.
а вот если вы вместо гироскопа поставите автопилот, то в последнем случае, как только вы бросите ручки, автопилот вернет ваш самолет в горизонтальный полет и будет поддерживать его в этом положении.
и вообще гироскоп и автопилот лишь помогают управлять самолетом, но не заменяют пилота.
вам нужно сначала научиться управлять самолетом и ПОНЯТЬ как это делается, после этого вам не понадобятся никакие дополнительные устройства.

dvsnik
giantflier_2:

а вот если вы вместо гироскопа поставите автопилот, то в последнем случае, как только вы бросите ручки, автопилот вернет ваш самолет в горизонтальный полет и будет поддерживать его в этом положении.

На этом сайте есть масса историй о том, как наделали дрова из-за потери пространственной ориентировки модели, зарулились и т.п. Интересно бы услышать мнение “потерпевших” - помог бы им а/п избежать аварии и нормально посадить аппарат? И вообще, насколько предсказуемы эти оптические стабилизаторы?

(К слову, даже у опытнейших лётчиков возникали проблемы с определением положения самолёта в пространстве в условиях дефицита времени и вынужденных закритических манёврах. Вспомните катастрофу А-310 под Междуреченском или Ту-154 в Хабаровском крае - в первом случае сынок пилота “порулил” - да так, что никакая авионика не помогла, а во втором - Ту-шка свалилась в пике из-за несимметричной выработки топлива в крыльевых баках. Кому интересно - могу залить акты расследования катастроф)

aviatorlar

В 80-х в ХАИ делали модель Ли-2 в двух вариантах (полёт как кордовая и радио).
Кто знает дальнейшую историю этой модели?

Алексей-Кома

Кажется, занимательным бы было подобное зрелище (особенно для зрителей!)
Можно устраивать соревнования - кто продержит модель дольше, не кокнув её!
Откровенно говоря, мне идея понравилась, и я бы с удовольствием поучаствовал
в подобных соревнованиях! (Предоставил бы мне кто-нибудь модель для разбивания…)

  • Если кто решится - выкладывайте видео! - Интересно глянуть!