Как бороться с флаттером?
Суть проблемы следующая - имеется самолетик Фунтана 50"(оперение плоское, не профильное), до недавнего времени все летало и радовало. В прошлые выходные был пойман флаттер на руле высоты. Последствия - руль высоты и стабилизатор превратились в сопли, но самолет все таки нормально посажен(правда с полными штанами какашек😁). Все было починено, усилено карбоном и вылизано до блеска, вчера облетал, результат - опять поймал флаттер, но разрушения не значительные тк все было очень хорошо усиленно и крепко даже без обшивки.
Ну собственно вопрос - сталкивался ли кто ни будь с подобной проблемой и как с ней бороться???
Сейчас нахожусь в какой то прострации и не знаю что с этим делать.😃😵😃
Тоже столкнулся с этой проблемой. Оперение просто развалилось в полете, но посадил. При осмотре, сняв полностью обшивку с стабилизатора, прям ужаснулся - хлипкое все до безобразия.
Как бороться с этим флаттером? Да сделать самодельное оперение, обеспечив при этом хорошую жесткость конструкции. За 3 дня сделал полностью новые стабилизатор + руль высоты и киль + руль направления. Осталось обтянуть, навесить петли и вклеить стаб в фюз. Сечения реек использовал несколько больше чем были, перемычку связывающую половинки руля высоты выполнил из бука. На кручение все жесткое даже без обшивки. Думаю, что даже карбоновые подкосы ставить не буду - они и так не понятно как и к чему там крепились. Если желаете могу фотку прикрепить, что у меня получилось. А вообще самоль мне нравиться, только крыло жаль не разборное, хотелось бы на трубе, но тогда вес прибавиться, а так самолет весьма не тяжелый. С пихлом саита 91 в 2/3 газа висит, а на полном вверх прет с ускорением.
Столкнулся с флаттером на самодельной Катане 2м. Стабилизатор плоский. Сделал растяжки из тросика -2сверху и один снизу стабилизатора.
Четыре года летает без проблем.
Как бороться с этим флаттером? Да сделать самодельное оперение, обеспечив при этом хорошую жесткость конструкции. За 3 дня сделал полностью новые стабилизатор + руль высоты
Дык я сделал примерно то же самое, но не помогло ни фига, в первом же полете история повторилась!!!
Флаттер возникает именно в прямом полете если против ветра газку всыпать.
Самолетик то не большой и стабильник сейчас даже без обшивки очень жесткий, я в него карбоновую трубку вклеил и по бальзе карбоновым прутком усилил.
Но не помогло однако, вот я и зачесал репу.😃
Могу сказать еще, что я вчера передвинул тягу на кабанчике так, что расход уменьшился и похоже это вылечило проблему, но все равно это не выход и не понятно может я уже и побоялся разогнать как следует.
Дмитрий!!! Я понимаю и знаю что Вы человек с опытом,но спрошу.Люфта в кабанчике нет??
Люфта в кабанчике нет??
Не больщой люфт был, но совершенно не критичный(обычно бывает намного хуже все), самолетик далеко не новый, обычно до такого возраста пилотажки не доживают😁.
Я понимаю, что когда я тягу поставил в “свежую” дырку люфта совсем не стало, да и сейчас собираюсь вертолетный шарик поставить, но думаю, что основная суть в том, что изменилось плечо кабанчика.
Флаттер наблюдался “чудовищный” значительно больше (по амплитуде) всех возможных люфтов, совершенно явно вся система - серва,тяга, РВ входила в резонанс.
Примерно 5 - 10сек. такого полета было и руль высоты опять ремонтировать надо.😃
Я одно время тоже пренебрегал с люфтами пока такие задницы не стал ловить.Зазор в машинке,кабанчики и большее плечо качалки,всё в скопе не маловажный фактор.В резонанс входит как дети в школу.
В прошлые выходные был пойман флаттер на руле высоты. Последствия - руль высоты и стабилизатор превратились в сопли
Примерно 5 - 10сек. такого полета было
Дим, 10 секунд флаттера - никакое усиление не спасет… 😦
Флаттер это такая хрень, что обычно 3 сек достаточно… 😦 😦 😦
По нему недавно поднимался вопрос. Помню, написал здоровенный пост, сдобрил ссылями и после нажатия кнопки… вся писанина пропала… 😃 Ну, на нашем форуме бывает… второй раз писать неохота.
Если коротко, то причины флаттера в неправильной развесовке плоскости + смещение фаз крутильных и демпфирующих деформаций.
Люфт в кабане - тоже влияет, но на копейки…
Флаттер есть всегда, на всех самолетах. Вопрос лишь в скорости потока для определенной плоскости.
Не буду умничать, залистни инет. Там есть вся поднаготная. Как и куда двигаться. Проанализируй, сравни со своей конструкцией и переделай стабилизатор. Инетные терки до добра не доведут… 😛
Пару лет назад я тоже получил флаттер (самодел). Но мой опыт устранения вряд ли тебе поможет. Т.к. наши конструкции наверняка разные! 😇
Люфт в кабане - тоже влияет, но на копейки…
Ну вот я тоже так думаю.
Дим, 10 секунд флаттера - никакое усиление не спасет…
Ну 10 сек - это я так, на вскидку ляпнул, реально время естественно ни кто не замерял, сразу как заметил газ убрал и посадил.
Не буду умничать, залистни инет. Там есть вся поднаготная. Как и куда двигаться. Проанализируй, сравни со своей конструкцией и переделай стабилизатор.
Блиин, в том то и дело, что залистнул и стабильник уже переделал.
Конструкция то абсолютно банальная, как в любом АРФе без каких либо изысков.
Сделал растяжки из тросика -2сверху и один снизу стабилизатора.
У меня была другая Фунтана от Хангар9, на ней штатно стабильник был карбоновыми трубками раскошен, может и здесь исполнить что то подобное???😃
А то некоторые Друзья мне уже предлагали моторчик придушить слегка.😊😢
❗Вообще, еще хотелось бы услышать мнения!!!❗
Поможет ли увеличение массы руля высоты или наоборот ухудшит ситуацию(по центровке запас есть, гирька на попе прикручена)???
10 сек - это я так, на вскидку ляпнул, реально время естественно ни кто не замерял, сразу как заметил газ убрал и посадил.
Да, как услышал дрррррррр, так сразу газ в ноль и скорей сажать!
стабильник уже переделал. Конструкция то абсолютно банальная
Всю массу нужно загонять вперед (стаб и РВ). Чтоб сзади был как можно легче. Мин. 3 петли на каждую половинку. Мах жесткость на крутку, а не на изгиб.
Руками проверь весь стаб на крутку. Насколько жестко? Можно ли его усилить хоть даже карбоном или щепками, что бы на крутку был жесткий?
Тока усилением вес нагоняй в передней части. Иначе нехорошо получится…
Поможет ли увеличение массы руля высоты или наоборот ухудшит ситуацию(по центровке запас есть, гирька на попе прикручена)???
Если эту массу загнать впереди оси вращения, то поможет. Иначе нет.
Дим, умными ссылями сейчас не могу помочь. Текст со ссылками не сохранился, а снова искать нет времени. На работе недели не две полнейший завал… 😉
А триммер/руль РВ с стабом стоит в одной плоскости в прямой полёт? Может можна зделать небальшой механический триммер по дальше от кабанчика и компесировать ево машинкой - получитса что руль немножка скручивает по усилению и этим хватает что он при вашей мах скорсти незаходил в флатер. Один раз флатер устранил проста заклеив зазор руля и плоскости скочем.Ну вес опит на самалётиках ~1,2м на больших несталкивалса.
Ну вес опит на самалётиках ~1,2м на больших несталкивалса.
Да речь и идет о маленьком самолетике, 1500 примерно размах.
А триммер/руль РВ с стабом стоит в одной плоскости в прямой полёт?
В одной.
Один раз флатер устранил проста заклеив зазор руля и плоскости скочем.
Попробую, спасибо!!!
Я вот думаю еще, может сделать тоньше заднюю кромку руля высоты???
Руками проверь весь стаб на крутку. Насколько жестко?
Если сравнивать с покупными АРФками, то очень жестко, даже до обтяжки.
Ну если в одной плоскости то можна попробувать на половикни руля зделать маленький триммер под маленьким углом ~2см2( тонкий алюминий) тем самим он неостанетса в тени потока и машинки будет больше усиление в прямом полёте. Это конешна чуть влияет на аеродинамику ну мала.
Самый первый шаг к устранению флаттера - весовая балансировка руля, если есть роговой компенсатор - заклеить свинцовый грузик в рог, чтобы слегка перевешивал руль. Далее - крутильная жесткость, можно просто поставить карбоновые раскосы фюзеляжу или килю, по по примеру зальников.
по идее, этого должно быть досьаточно
А всё ГО плоское?нужно попробовать профиль и не тонкий.
Попробую, спасибо!!!
Выше писал: не фактт, что наши методы устранения помогут Вашему самолету…
очень жестко, даже до обтяжки
Быть того не может!
Пока демпфирующие силы (пропорциональны скорости), больше возбуждающих аэродинамических сил (пропорциональны скорости ^2), флаттера не будет.
Флаттер наступит всегда! Это следует из строк выше!
Надеюсь, понимаете, что “скорость” это не скорость полета самолета…
Есть стандартные методы и сугубо индивидуальные… и все зависит от конструкции конкретного ЛА.
Дим, прошли сутки… чего на интернет обиделись? 😦 Я пользуюсь оперой и гуглем… 😒
Сегодня до оперативки, за 3 минуты нашел подходящую (по анализу) ссылку. Вам останется прочесть, не по диагонали, а вдумчиво. И только после этого приступить к переделке.
Ссыль отправляю в личку.
Обращу внимание, на начальный вопрос
до недавнего времени все летало и радовало.
- Извините.-?