Как бороться с флаттером?

Mongoose9999

А триммер/руль РВ с стабом стоит в одной плоскости в прямой полёт? Может можна зделать небальшой механический триммер по дальше от кабанчика и компесировать ево машинкой - получитса что руль немножка скручивает по усилению и этим хватает что он при вашей мах скорсти незаходил в флатер. Один раз флатер устранил проста заклеив зазор руля и плоскости скочем.Ну вес опит на самалётиках ~1,2м на больших несталкивалса.

dima2000
Mongoose9999:

Ну вес опит на самалётиках ~1,2м на больших несталкивалса.

Да речь и идет о маленьком самолетике, 1500 примерно размах.

Mongoose9999:

А триммер/руль РВ с стабом стоит в одной плоскости в прямой полёт?

В одной.

Mongoose9999:

Один раз флатер устранил проста заклеив зазор руля и плоскости скочем.

Попробую, спасибо!!!

Я вот думаю еще, может сделать тоньше заднюю кромку руля высоты???

Andry_M:

Руками проверь весь стаб на крутку. Насколько жестко?

Если сравнивать с покупными АРФками, то очень жестко, даже до обтяжки.

Mongoose9999

Ну если в одной плоскости то можна попробувать на половикни руля зделать маленький триммер под маленьким углом ~2см2( тонкий алюминий) тем самим он неостанетса в тени потока и машинки будет больше усиление в прямом полёте. Это конешна чуть влияет на аеродинамику ну мала.

Desmo

Самый первый шаг к устранению флаттера - весовая балансировка руля, если есть роговой компенсатор - заклеить свинцовый грузик в рог, чтобы слегка перевешивал руль. Далее - крутильная жесткость, можно просто поставить карбоновые раскосы фюзеляжу или килю, по по примеру зальников.
по идее, этого должно быть досьаточно

Alx1m1k

А всё ГО плоское?нужно попробовать профиль и не тонкий.

Andry_M
dima2000:

Попробую, спасибо!!!

Выше писал: не фактт, что наши методы устранения помогут Вашему самолету…

dima2000:

очень жестко, даже до обтяжки

Быть того не может!
Пока демпфирующие силы (пропорциональны скорости), больше возбуждающих аэродинамических сил (пропорциональны скорости ^2), флаттера не будет.
Флаттер наступит всегда! Это следует из строк выше!
Надеюсь, понимаете, что “скорость” это не скорость полета самолета
Есть стандартные методы и сугубо индивидуальные… и все зависит от конструкции конкретного ЛА.

Дим, прошли сутки… чего на интернет обиделись? 😦 Я пользуюсь оперой и гуглем… 😒
Сегодня до оперативки, за 3 минуты нашел подходящую (по анализу) ссылку. Вам останется прочесть, не по диагонали, а вдумчиво. И только после этого приступить к переделке.
Ссыль отправляю в личку.

FFedor

Обращу внимание, на начальный вопрос

dima2000:

до недавнего времени все летало и радовало.

  • Извините.-?
aleks65

согласен с автором.на своей катане избавился от флаттера весовой балансировкой рв и тросовой растяжкой

dima2000
Andry_M:

Дим, прошли сутки… чего на интернет обиделись?

😁😁😁😁😁
Нет, я просто сейчас живу в деревне и ИНЕТом пользуюсь только на работе, на дачу не провожу из принципиальных соображений.😒

Докладываю:😁

  1. Опять все починил.
  2. В переднюю кромку рожек руля высоты вклеены стальные прутки(для балансировки).
  3. Все наконечники на тягах заменены на шарики от T-Rex500.
  4. Соединение между половинками руля высоты усилено текстолитовой пластиной.
  5. В каркас руля высоты добавлены диагоналные рейки.
  6. Вклеены карбоновые подкосы на стабилизатор.
  7. Заменена серва на руле высоты.
  8. Самое главное!!!😒 Самолетик тщательно отмыт от масла и грязи, заменено давненько треснувшее колесо😒.

В выходные понасилую малышку😈, о результате напишу.

dima2000
meteor:

А вообще самоль мне нравиться, только крыло жаль не разборное, хотелось бы на трубе,

Я только сейчас понял, что Вы как раз про Хангаровскую Фунтану 50", у меня довольно долго была такая, могу Вам много чего про нее рассказать.😒

У нее есть очень серьезный косяк, помимо оперения - в конструкции крыла. Оно практически у всех рано или поздно складывается по ценроплану. Суть засады в том, что крыло сконструировано без продольного силового элемента так, что обшивка должна работать на разрыв. Задумка замечательная, но в реализации косяк. Как раз в месте наибольшей нагрузки(на брюхе) пленки нет:o, она разрезана коробом.
Лечить можно двумя путями.

  1. Ободрать и сломать короб и перетянуть брюхо по такому же принципу, как сделана обшивка на вехней части крыла. Ну и восстановить короб.
  2. Прорезать отверстие в законцовке и вклеить карбоновую трубу по центроплану(я так сделал, при близком рассмотрении оказалось, что это довольно просто исполнить).

По оперению - у меня на ней стояло 2 сервы на руль высоты(на штатных местах), а на руль направления был проведен болдуин и серва РН стояла в районе фонаря.

У меня вот такая Фунтана, из старинных фанеройдов.😃
rcopen.com/files/5543b619997073007794d4ab

dima2000
dima2000:

о результате напишу.

Нууу, слава КПСС!!!
Испытания прошли успешно, флаттер кажись побежден.😃
Специально разгонял самолетик под разными углами к ветру - с оперением было все нормально, только шашечки кое где с крыльев поотлетали😈.
Всем откликнувшимся большое СПАСИБО!!!

Andry_M:

Флаттер наступит всегда! Это следует из строк выше!

Для этого нужно, что бы мощности и оборотов двигателя(шага винта) хватало для достижения самолетом скорости на которой возникает флаттер.😉

Andry_M
dima2000:

Для этого нужно

Флаттер может наступить, когда самолет привязан веревкой за трубу… поэтому не “скорости полета”… о чем говорил выше.
“Скорость полета” справедлива (почти) для самолетов с ТРД, планеров.

андрей_лаптев

Тоже самое , фан 1.5 метра , даже понять не успел а самолет уже на земле ,поймал флаттер и стаб разлетелся

Olaf

У меня в детстве у бойцовки размахом около 700 мм с ревущим МК-12В внешнее крыло в щепки, в лоскутки… Просто взрыв какой то и за какие то доли секунды нет крыла… Вот это практическое занятие по теме флаттер, я считаю… Никогда не забуду. 😁

А вы говорите размах 1,5 метра… 😉
Жесткость оперения и фюзеляжа на кручение должна быть достаточна. Вот такой вывод из детства. 😃

ChD

Как а помню из института, флаттер возникает при условии, что центр масс (тяжести) поверхности находится за центром “жесткости” (кручения и т.п.). В обратном случае - возникают лишь упругие колебания. Готовые конструкции “лечатся” от флаттера смещением центра масс вперёд. Обычно с помощью вынесенных вперед грузов. Яркий пример - стабилизатор Миг-21, там видны противофлаттерные грузы на концах ЦПГО. ИМХО.

Olaf
ChD:

Яркий пример - стабилизатор Миг-21, там видны противофлаттерные грузы на концах ЦПГО.

Это большая авиация. Там скорости под 2 с лишним Маха. Представляете какой при этом скоростной напор? Вынесенные грузы - вынужденная мера.
В авиамоделизме достаточно тонкую лавсановую пленку заменить на более толстую. Жесткость на кручение заметно увеличиться, а весу добавиться грамм.

bob1

Когда-то флаттер закрылков на бойцовой модели вылечили приклейкой кусочков свинца на ЗАДНЮЮ кромку закрылка, что снизило его собственную частоту.

ChD
bob1:

что снизило его собственную частоту.

Это резонанс, а не флаттер!
Насчёт Махов - Тогда дайте внятное объяснение наличия СВИНЦОВОГО прутка по передней кромке лопастей моделей вертолётов…

Olaf
ChD:

Это резонанс, а не флаттер!
Насчёт Махов - Тогда дайте внятное объяснение наличия СВИНЦОВОГО прутка по передней кромке лопастей моделей вертолётов…

Есть такое понятие Флаттер закрылков, флаперонов и т.д. Собственная частота - это и есть резонанс на определенной частоте.
Лопасть вертолета как и лопасть самолета работают в разных условиях по длине самой лопасти. Чем дальше от оси вращения - тем больше скоростной напор, естественно. А чего объяснять про свинцовый груз по передней кромке лопасти вертолета, когда и так понятно, что собственной жесткости этой длинющей конструкции недостаточно. Невозможно обеспечить конструктивно. Приходится утяжелять переднюю кромку, чтобы силы инерции помогали лопасти не входить во флаттер (стремились уменьшить угол атаки).

ChD

Вообще-то силы инерции тут как бы не в теме… ЧуСтвую - пора завязывать с ликбезом. Бесполезно это…

Creolka

Флаттер (от англ. flutter — дрожание, вибрация) — сочетание самовозбуждающихся незатухающих изгибающих и крутящих автоколебаний элементов конструкции летательного аппарата — главным образом крыла самолёта либо несущего винта вертолёта. Как правило, флаттер проявляется при достижении некоторой критической скорости, зависящей от характеристик конструкции летательного аппарата; возникающий резонанс может привести к его разрушению.

Причиной флаттера обычно является несовпадение центра жёсткости с центром давления и недостаточная жёсткость конструкции крыла.

Olaf:

Это большая авиация. Там скорости под 2 с лишним Маха.

Можно посоветовать ознакомиться с конструкцией самолёта Zlin-50 (1/3 маха), при этом особое внимание обратить на рулевые поверхности по законцовкам.