Как бороться с флаттером?

dima2000
meteor:

А вообще самоль мне нравиться, только крыло жаль не разборное, хотелось бы на трубе,

Я только сейчас понял, что Вы как раз про Хангаровскую Фунтану 50", у меня довольно долго была такая, могу Вам много чего про нее рассказать.😒

У нее есть очень серьезный косяк, помимо оперения - в конструкции крыла. Оно практически у всех рано или поздно складывается по ценроплану. Суть засады в том, что крыло сконструировано без продольного силового элемента так, что обшивка должна работать на разрыв. Задумка замечательная, но в реализации косяк. Как раз в месте наибольшей нагрузки(на брюхе) пленки нет:o, она разрезана коробом.
Лечить можно двумя путями.

  1. Ободрать и сломать короб и перетянуть брюхо по такому же принципу, как сделана обшивка на вехней части крыла. Ну и восстановить короб.
  2. Прорезать отверстие в законцовке и вклеить карбоновую трубу по центроплану(я так сделал, при близком рассмотрении оказалось, что это довольно просто исполнить).

По оперению - у меня на ней стояло 2 сервы на руль высоты(на штатных местах), а на руль направления был проведен болдуин и серва РН стояла в районе фонаря.

У меня вот такая Фунтана, из старинных фанеройдов.😃
rcopen.com/files/5543b619997073007794d4ab

dima2000
dima2000:

о результате напишу.

Нууу, слава КПСС!!!
Испытания прошли успешно, флаттер кажись побежден.😃
Специально разгонял самолетик под разными углами к ветру - с оперением было все нормально, только шашечки кое где с крыльев поотлетали😈.
Всем откликнувшимся большое СПАСИБО!!!

Andry_M:

Флаттер наступит всегда! Это следует из строк выше!

Для этого нужно, что бы мощности и оборотов двигателя(шага винта) хватало для достижения самолетом скорости на которой возникает флаттер.😉

Andry_M
dima2000:

Для этого нужно

Флаттер может наступить, когда самолет привязан веревкой за трубу… поэтому не “скорости полета”… о чем говорил выше.
“Скорость полета” справедлива (почти) для самолетов с ТРД, планеров.

андрей_лаптев

Тоже самое , фан 1.5 метра , даже понять не успел а самолет уже на земле ,поймал флаттер и стаб разлетелся

Olaf

У меня в детстве у бойцовки размахом около 700 мм с ревущим МК-12В внешнее крыло в щепки, в лоскутки… Просто взрыв какой то и за какие то доли секунды нет крыла… Вот это практическое занятие по теме флаттер, я считаю… Никогда не забуду. 😁

А вы говорите размах 1,5 метра… 😉
Жесткость оперения и фюзеляжа на кручение должна быть достаточна. Вот такой вывод из детства. 😃

ChD

Как а помню из института, флаттер возникает при условии, что центр масс (тяжести) поверхности находится за центром “жесткости” (кручения и т.п.). В обратном случае - возникают лишь упругие колебания. Готовые конструкции “лечатся” от флаттера смещением центра масс вперёд. Обычно с помощью вынесенных вперед грузов. Яркий пример - стабилизатор Миг-21, там видны противофлаттерные грузы на концах ЦПГО. ИМХО.

Olaf
ChD:

Яркий пример - стабилизатор Миг-21, там видны противофлаттерные грузы на концах ЦПГО.

Это большая авиация. Там скорости под 2 с лишним Маха. Представляете какой при этом скоростной напор? Вынесенные грузы - вынужденная мера.
В авиамоделизме достаточно тонкую лавсановую пленку заменить на более толстую. Жесткость на кручение заметно увеличиться, а весу добавиться грамм.

bob1

Когда-то флаттер закрылков на бойцовой модели вылечили приклейкой кусочков свинца на ЗАДНЮЮ кромку закрылка, что снизило его собственную частоту.

ChD
bob1:

что снизило его собственную частоту.

Это резонанс, а не флаттер!
Насчёт Махов - Тогда дайте внятное объяснение наличия СВИНЦОВОГО прутка по передней кромке лопастей моделей вертолётов…

Olaf
ChD:

Это резонанс, а не флаттер!
Насчёт Махов - Тогда дайте внятное объяснение наличия СВИНЦОВОГО прутка по передней кромке лопастей моделей вертолётов…

Есть такое понятие Флаттер закрылков, флаперонов и т.д. Собственная частота - это и есть резонанс на определенной частоте.
Лопасть вертолета как и лопасть самолета работают в разных условиях по длине самой лопасти. Чем дальше от оси вращения - тем больше скоростной напор, естественно. А чего объяснять про свинцовый груз по передней кромке лопасти вертолета, когда и так понятно, что собственной жесткости этой длинющей конструкции недостаточно. Невозможно обеспечить конструктивно. Приходится утяжелять переднюю кромку, чтобы силы инерции помогали лопасти не входить во флаттер (стремились уменьшить угол атаки).

ChD

Вообще-то силы инерции тут как бы не в теме… ЧуСтвую - пора завязывать с ликбезом. Бесполезно это…

Creolka

Флаттер (от англ. flutter — дрожание, вибрация) — сочетание самовозбуждающихся незатухающих изгибающих и крутящих автоколебаний элементов конструкции летательного аппарата — главным образом крыла самолёта либо несущего винта вертолёта. Как правило, флаттер проявляется при достижении некоторой критической скорости, зависящей от характеристик конструкции летательного аппарата; возникающий резонанс может привести к его разрушению.

Причиной флаттера обычно является несовпадение центра жёсткости с центром давления и недостаточная жёсткость конструкции крыла.

Olaf:

Это большая авиация. Там скорости под 2 с лишним Маха.

Можно посоветовать ознакомиться с конструкцией самолёта Zlin-50 (1/3 маха), при этом особое внимание обратить на рулевые поверхности по законцовкам.

Olaf
ChD:

Вообще-то силы инерции тут как бы не в теме… ЧуСтвую - пора завязывать с ликбезом. Бесполезно это…

Вы когда вот это писали, что имели ввиду?

ChD:

Как а помню из института, флаттер возникает при условии, что центр масс (тяжести) поверхности находится за центром “жесткости” (кручения и т.п.). В обратном случае - возникают лишь упругие колебания. Готовые конструкции “лечатся” от флаттера смещением центра масс вперёд. Обычно с помощью вынесенных вперед грузов. Яркий пример - стабилизатор Миг-21, там видны противофлаттерные грузы на концах ЦПГО. ИМХО.

Масса - это, вообще то, и есть мера инерции. 😉

Creolka:

Можно посоветовать ознакомиться с конструкцией самолёта Zlin-50 (1/3 маха), при этом особое внимание обратить на рулевые поверхности по законцовкам.

Это про роговые компенсаторы? А они противофлаттерные? 😉

wihrlwind
dima2000:

флаттер на руле высоты

Сталкивался несколько раз. На электричке Рич 3D на скорости два раза ловил, первый раз успел среагировать, сбросил газ, второй раз разнесло в хлам хвостовое оперение. Причина была простая, очень хлипкая конструкция для больших рулей. На ДВС столкнулся тоже с этим явлением однажды, но там причина была другая, стабилизатор был вклеен на эпоксидке и через пару сезонов эпоксидка по всей видимости дала трещины и стабилизатор потерял жесткость, хотя при приложении усилий к нему казалось, что вклеен нормально, только при внимательном осмотре было обнаружено, что все таки стаб чуть чуть ходит при приложении усилий. Пролил средним циакрином проблема ушла.
Только еще хотел бы поправить с терминологией, автоколебание хвостового оперения называется бафтингом и в 30-е годы это был бич для вновь разрабатываемых самолетов, но это так к слову. От перемены слов суть проблемы не меняется.

111
dima2000:

Ну собственно вопрос - сталкивался ли кто ни будь с подобной проблемой и как с ней бороться???

Сейчас нахожусь в какой то прострации и не знаю что с этим делать.

может это поможет?
kvs-vm.narod.ru/uchob/kvs-pil/l7/7.html

Olaf:

Это про роговые компенсаторы? А они противофлаттерные?

вполне могут быть 😈

Creolka
Olaf:

Это про роговые компенсаторы? А они противофлаттерные?

На элероны гляньте! Там нет аэродинамических роговых компенсаторов - там весовая компенсация,
а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.
А на РВ и РН грузики приклёпаны к нервюре “рога”, в самой передней части.
Я же предложил:

Creolka:

… ознакомиться с конструкцией самолёта Zlin-50

а не с внешним видом.

Olaf
111:

вполне могут быть

Это вряд ли… 😉

Creolka:

На элероны гляньте! Там нет аэродинамических роговых компенсаторов - там весовая компенсация,
а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.

И где эти “пятачки”? Сколько не искал - не увидел… Вы с Су-26, Су-31, Экстра-300 и др… не путаете? 😉

Prophead
Olaf:

Это вряд ли… 😉

На Ла-5/7 груз весовой компенсации РН расположен в “роге”, например…

Olaf
Prophead:

На Ла-5/7 груз весовой компенсации РН расположен в “роге”, например…

Ла-5/7 летали в два раза быстрее Злин-50. Ну, мы, вообще то, про элероны и флаттер крыла.
У Ла-5/7, кстати, нет роговых весовых балансиров и аэродинамических компенсаторов на элеронах. Есть только осевая аэродинамическая компенсация элеронов как на наших пилотажных самолетах типа Як-18… Як-50, Як-52, Як-53…чешских Злин-226, 326, 526. У Злин-50 то же самое - в основе осевая аэродинамическая компенсация. Рог несколько меньше, если сравнивать с небольшим рогом на элеронах Як-55, но все же его вполне можно считать роговым аэродинамическим компенсатором (там таки присутствует компенсирующая сила), хотя в основном, наверное, это весовая балансировка элерона.
Еще где нибудь почитать бы про конструкцию Злин-50 со слов его разработчиков… 😉

Prophead
Olaf:

Ла-5/7 летали в два раза быстрее Злин-50.

Совершенно не имеет значения.

Ну, мы, вообще то, про элероны и флаттер крыла.

Вообще-то про флаттер и рулевые поверхности.

111
Olaf:

Это вряд ли…

там в “рогах” груз для весовой балансировки

Creolka:

а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.

на элеронах и рулях стоят сервокомпенсаторы (выглядят как небольшие выступы за задними кромками), предназначены для снятия (уменьшения) нагрузок при пилотаже.

Olaf:

У Ла-5/7, кстати, нет роговых весовых балансиров и аэродинамических компенсаторов на элеронах.

все там есть, но выполнено по другому, достаточно прочитать описание Ла-7, чтобы убедиться.😈
иначе бы получили бы все те же неприятности с которыми можно бороться по указанной ссылке в 34 посте.