Как бороться с флаттером?
Вообще-то силы инерции тут как бы не в теме… ЧуСтвую - пора завязывать с ликбезом. Бесполезно это…
Вы когда вот это писали, что имели ввиду?
Как а помню из института, флаттер возникает при условии, что центр масс (тяжести) поверхности находится за центром “жесткости” (кручения и т.п.). В обратном случае - возникают лишь упругие колебания. Готовые конструкции “лечатся” от флаттера смещением центра масс вперёд. Обычно с помощью вынесенных вперед грузов. Яркий пример - стабилизатор Миг-21, там видны противофлаттерные грузы на концах ЦПГО. ИМХО.
Масса - это, вообще то, и есть мера инерции. 😉
Можно посоветовать ознакомиться с конструкцией самолёта Zlin-50 (1/3 маха), при этом особое внимание обратить на рулевые поверхности по законцовкам.
Это про роговые компенсаторы? А они противофлаттерные? 😉
флаттер на руле высоты
Сталкивался несколько раз. На электричке Рич 3D на скорости два раза ловил, первый раз успел среагировать, сбросил газ, второй раз разнесло в хлам хвостовое оперение. Причина была простая, очень хлипкая конструкция для больших рулей. На ДВС столкнулся тоже с этим явлением однажды, но там причина была другая, стабилизатор был вклеен на эпоксидке и через пару сезонов эпоксидка по всей видимости дала трещины и стабилизатор потерял жесткость, хотя при приложении усилий к нему казалось, что вклеен нормально, только при внимательном осмотре было обнаружено, что все таки стаб чуть чуть ходит при приложении усилий. Пролил средним циакрином проблема ушла.
Только еще хотел бы поправить с терминологией, автоколебание хвостового оперения называется бафтингом и в 30-е годы это был бич для вновь разрабатываемых самолетов, но это так к слову. От перемены слов суть проблемы не меняется.
Ну собственно вопрос - сталкивался ли кто ни будь с подобной проблемой и как с ней бороться???
Сейчас нахожусь в какой то прострации и не знаю что с этим делать.
может это поможет?
kvs-vm.narod.ru/uchob/kvs-pil/l7/7.html
Это про роговые компенсаторы? А они противофлаттерные?
вполне могут быть 😈
Это про роговые компенсаторы? А они противофлаттерные?
На элероны гляньте! Там нет аэродинамических роговых компенсаторов - там весовая компенсация,
а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.
А на РВ и РН грузики приклёпаны к нервюре “рога”, в самой передней части.
Я же предложил:
… ознакомиться с конструкцией самолёта Zlin-50
а не с внешним видом.
вполне могут быть
Это вряд ли… 😉
На элероны гляньте! Там нет аэродинамических роговых компенсаторов - там весовая компенсация,
а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.
И где эти “пятачки”? Сколько не искал - не увидел… Вы с Су-26, Су-31, Экстра-300 и др… не путаете? 😉
Это вряд ли… 😉
На Ла-5/7 груз весовой компенсации РН расположен в “роге”, например…
На Ла-5/7 груз весовой компенсации РН расположен в “роге”, например…
Ла-5/7 летали в два раза быстрее Злин-50. Ну, мы, вообще то, про элероны и флаттер крыла.
У Ла-5/7, кстати, нет роговых весовых балансиров и аэродинамических компенсаторов на элеронах. Есть только осевая аэродинамическая компенсация элеронов как на наших пилотажных самолетах типа Як-18… Як-50, Як-52, Як-53…чешских Злин-226, 326, 526. У Злин-50 то же самое - в основе осевая аэродинамическая компенсация. Рог несколько меньше, если сравнивать с небольшим рогом на элеронах Як-55, но все же его вполне можно считать роговым аэродинамическим компенсатором (там таки присутствует компенсирующая сила), хотя в основном, наверное, это весовая балансировка элерона.
Еще где нибудь почитать бы про конструкцию Злин-50 со слов его разработчиков… 😉
Ла-5/7 летали в два раза быстрее Злин-50.
Совершенно не имеет значения.
Ну, мы, вообще то, про элероны и флаттер крыла.
Вообще-то про флаттер и рулевые поверхности.
Это вряд ли…
там в “рогах” груз для весовой балансировки
а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.
на элеронах и рулях стоят сервокомпенсаторы (выглядят как небольшие выступы за задними кромками), предназначены для снятия (уменьшения) нагрузок при пилотаже.
У Ла-5/7, кстати, нет роговых весовых балансиров и аэродинамических компенсаторов на элеронах.
все там есть, но выполнено по другому, достаточно прочитать описание Ла-7, чтобы убедиться.😈
иначе бы получили бы все те же неприятности с которыми можно бороться по указанной ссылке в 34 посте.
И где эти “пятачки”? Сколько не искал - не увидел…
Вы правы на этом нет…
Плоские горионтально оперение как правило имеет малую жесткость поэьому на больших скоростях идет изгиб-деформация ,в связи и с чем возникает данный эффект.
У меня был флатер на высокоплане тренере. Когда проходил на высоте 5м на полном газу звук стоял от него такой как будто включили турбину на нем. Решение было простым ,уменьшил поперечный угол крыла с 6* на 2* и все пропало ,и самоль в добавок полетел быстрей.Вот так.
Во втором полете на U-Can-Do 46 заметил флатер руля высоты, успел сбросить скорость, посадил штатно. Потом еще пару раз летал неспешно, но флатер повторялся.
Почитал форум - решил еще усилить стабилизатор и рули высоты проклеив снизу фанеру 0,8 мм на всю площадь. Толщина стабилизатора и РВ в штатном исполнении 5 мм. Рукой гнется легко.
Вот фото как выглядит РВ без пленки и что будет. Два кусочка на стабилизаторе по краям это уже я добавил для раскосов. После хочу обтянуть пленкой и поставить раскосы сверху. Весу думаю прибавить грамм 20. Еще чуть добавит задней центровки.
Что скажите - поможет вылечить флатер? Или зашивать всю площадь это перебор?
Нужно ли добавить грузиков в переднюю кромку РВ для развесовки правильной?
Стоит ли поставить вторую серву на РВ, не хотелось бы конечно вес нагонять.
Перемычка между половинками РВ стальная каленая проволока 2 мм, думаю еще проложить полоску текстолита между половинками для большей жесткости на кручение.
2 петли на каждую половинку - стоит ли поставить 3 шт?
Нужно ли добавить грузиков в переднюю кромку РВ для развесовки правильной?
Стоит, это основное!!!
Только не в переднюю кромку РВ, а в перднюю кромку рогового компенсатора, так что бы чентр тяжести РВ сместился как можно ближе к его оси поворота.
Самый первый шаг к устранению флаттера - весовая балансировка руля, если есть роговой компенсатор - заклеить свинцовый грузик в рог
думаю еще проложить полоску текстолита между половинками для большей жесткости на кручение.
У себя я сделал 2 полоски текстолита(сверху и снизу) и на обоих половинках РВ стянул их кабанчиками(это помимо клея), с одной стороны сам кабанчик срезал, оставил только основание.
Роговой компенсатор я и имел ввиду. Раз остальные вопросы без ответа - значит не актуальны?
Раз остальные вопросы без ответа - значит не актуальны?
Ну с зашивкой все фанерой - ИМХО перебор.😃
И люфты в серве и наконечниках посмотрите внимательно!!!
На футнанах, катанах и наверное на этом самолете очень просто и эффективно усиливается стабилизатор тонкими карбоновыми прутками или трубками за киль. Двух прутков сверху вполне хватает.
Ну с зашивкой все фанерой - ИМХО перебор.
Почитал темы именно по этому самолету - краши именно из-за разваливания в воздухе РВ в силу большой площади рогового компенсатора.
rcopen.com/forum/f91/topic41224/11
Именно в том месте где переходит в РВ. Обратите внимание что в середине кромка сделана не из цельной рейки а из двух кусочков. Именно там и ломалось. У меня еще сломалось в месте где задняя кромка стабилизатора переходит в площадку посередине. Не хочется модель потерять, может зашивка и перебор, но весу не особо добавит, а вот силовые фигуры буду делать без опаски сломать РВ.
Обратите внимание что в середине кромка сделана не из цельной рейки а из двух кусочков.
Отверстия делаете 2мм вдоль этого места(удобно каленой проволокой заточенной под шлиц) и вклеиваете в них карбоновый пруток на циакрин.😃
У меня еще сломалось в месте где задняя кромка стабилизатора переходит в площадку посередине.
Это как раз из за флатера стабилизатора - лечится как раз раскосами, как Игорь Губанов описал выше!!!
Отверстия делаете 2мм вдоль этого места(удобно каленой проволокой заточенной под шлиц) и вклеиваете в них карбоновый пруток на циакрин.
Думаю при сплошной зашивке это не понадобится. хотя сделать можно и веса не добавит
Вот по этому поводу что скажите: rcopen.com/forum/f36/topic350274/42
немного не в тему но важно для меня.
Трубки распорки крепить в самую верхнюю точку киля или в основание?
Трубки распорки крепить в самую верхнюю точку киля или в основание?
В верхнюю точку.
В верхнюю точку.
А киль не раскачает от вибрации? может лучше в основание. там есть за что приклеить