Как бороться с флаттером?
Это вряд ли…
там в “рогах” груз для весовой балансировки
а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.
на элеронах и рулях стоят сервокомпенсаторы (выглядят как небольшие выступы за задними кромками), предназначены для снятия (уменьшения) нагрузок при пилотаже.
У Ла-5/7, кстати, нет роговых весовых балансиров и аэродинамических компенсаторов на элеронах.
все там есть, но выполнено по другому, достаточно прочитать описание Ла-7, чтобы убедиться.😈
иначе бы получили бы все те же неприятности с которыми можно бороться по указанной ссылке в 34 посте.
И где эти “пятачки”? Сколько не искал - не увидел…
Вы правы на этом нет…
Плоские горионтально оперение как правило имеет малую жесткость поэьому на больших скоростях идет изгиб-деформация ,в связи и с чем возникает данный эффект.
У меня был флатер на высокоплане тренере. Когда проходил на высоте 5м на полном газу звук стоял от него такой как будто включили турбину на нем. Решение было простым ,уменьшил поперечный угол крыла с 6* на 2* и все пропало ,и самоль в добавок полетел быстрей.Вот так.
Во втором полете на U-Can-Do 46 заметил флатер руля высоты, успел сбросить скорость, посадил штатно. Потом еще пару раз летал неспешно, но флатер повторялся.
Почитал форум - решил еще усилить стабилизатор и рули высоты проклеив снизу фанеру 0,8 мм на всю площадь. Толщина стабилизатора и РВ в штатном исполнении 5 мм. Рукой гнется легко.
Вот фото как выглядит РВ без пленки и что будет. Два кусочка на стабилизаторе по краям это уже я добавил для раскосов. После хочу обтянуть пленкой и поставить раскосы сверху. Весу думаю прибавить грамм 20. Еще чуть добавит задней центровки.
Что скажите - поможет вылечить флатер? Или зашивать всю площадь это перебор?
Нужно ли добавить грузиков в переднюю кромку РВ для развесовки правильной?
Стоит ли поставить вторую серву на РВ, не хотелось бы конечно вес нагонять.
Перемычка между половинками РВ стальная каленая проволока 2 мм, думаю еще проложить полоску текстолита между половинками для большей жесткости на кручение.
2 петли на каждую половинку - стоит ли поставить 3 шт?
Нужно ли добавить грузиков в переднюю кромку РВ для развесовки правильной?
Стоит, это основное!!!
Только не в переднюю кромку РВ, а в перднюю кромку рогового компенсатора, так что бы чентр тяжести РВ сместился как можно ближе к его оси поворота.
Самый первый шаг к устранению флаттера - весовая балансировка руля, если есть роговой компенсатор - заклеить свинцовый грузик в рог
думаю еще проложить полоску текстолита между половинками для большей жесткости на кручение.
У себя я сделал 2 полоски текстолита(сверху и снизу) и на обоих половинках РВ стянул их кабанчиками(это помимо клея), с одной стороны сам кабанчик срезал, оставил только основание.
Роговой компенсатор я и имел ввиду. Раз остальные вопросы без ответа - значит не актуальны?
Раз остальные вопросы без ответа - значит не актуальны?
Ну с зашивкой все фанерой - ИМХО перебор.😃
И люфты в серве и наконечниках посмотрите внимательно!!!
На футнанах, катанах и наверное на этом самолете очень просто и эффективно усиливается стабилизатор тонкими карбоновыми прутками или трубками за киль. Двух прутков сверху вполне хватает.
Ну с зашивкой все фанерой - ИМХО перебор.
Почитал темы именно по этому самолету - краши именно из-за разваливания в воздухе РВ в силу большой площади рогового компенсатора.
rcopen.com/forum/f91/topic41224/11
Именно в том месте где переходит в РВ. Обратите внимание что в середине кромка сделана не из цельной рейки а из двух кусочков. Именно там и ломалось. У меня еще сломалось в месте где задняя кромка стабилизатора переходит в площадку посередине. Не хочется модель потерять, может зашивка и перебор, но весу не особо добавит, а вот силовые фигуры буду делать без опаски сломать РВ.
Обратите внимание что в середине кромка сделана не из цельной рейки а из двух кусочков.
Отверстия делаете 2мм вдоль этого места(удобно каленой проволокой заточенной под шлиц) и вклеиваете в них карбоновый пруток на циакрин.😃
У меня еще сломалось в месте где задняя кромка стабилизатора переходит в площадку посередине.
Это как раз из за флатера стабилизатора - лечится как раз раскосами, как Игорь Губанов описал выше!!!
Отверстия делаете 2мм вдоль этого места(удобно каленой проволокой заточенной под шлиц) и вклеиваете в них карбоновый пруток на циакрин.
Думаю при сплошной зашивке это не понадобится. хотя сделать можно и веса не добавит
Вот по этому поводу что скажите: rcopen.com/forum/f36/topic350274/42
немного не в тему но важно для меня.
Трубки распорки крепить в самую верхнюю точку киля или в основание?
Трубки распорки крепить в самую верхнюю точку киля или в основание?
В верхнюю точку.
В верхнюю точку.
А киль не раскачает от вибрации? может лучше в основание. там есть за что приклеить
Вам “шашечки, или ехать”?😒😒😒 Как же такой узел, связанный раскосами вместе (обе половинки стабилизатора и киль) может раскачать вместе? Если раскосы приклеить в основание киля, то они практически будут выключены из работы - не примут на себя никакой нагрузки… Самый оптимальный угол для раскоса - 45 град, правда далеко не всегда осуществимый на практике.
Замечания приняты. Буду ремонтировать как советовали. Фото выложу по готовности
Причины флаттера. 1). Автоколебания при совпадении собственной частоты поверхности с возбуждающей, например оборотами мотора. 2). Автоколебания при переменных срывах на ПК при недостаточной жесткости конструкции. 3). автоколебания под воздействием турбулентности обтекания при недостаточной жесткости конструкции. Лечение: 1). Толстый не менее 8% профиль с притупленной передней кромкой. 2). Достаточная жесткость конструкции. 3). Баластное или демпферное выведение элемента за пределы резонансных частот.
Ремонт закончен. РВ и табилизатор зашит по всей площади бальзовой фанерой 0,8 мм, в “гора” вклеены грузики по 10 грам в каждый для развесовки. Стабилизатор в месте крепления к фюзеляжу дополнительно проклеен рейкой. Самолет поправился на 50 грамм, это с полной переклейкой передней части. Сухой вес 2650 гр.
Полетные испытания прошли успешно, центровка получилась порядка 40%, аккум пришлось перенести на мотораму.
Пролеты на полном газу и резкие маневры в флатеру не привели. Мотор Сайто 82 только по моему слабоват, на висении с трудом вытягивает, хотя вертикаль бесконечная и уверенная.
Может кому будет интересно? На 6:34 флаттер на хвостовом оперении у фоккера.
Флаттер во всей красе.
Сие явление называется БАФТИНГ…
БАФТИНГ…
Валерий спасибо что напомнили о более серьёзном флаттере(уже хорошо проявляется на СЛА и спортивных самолётах).
Ну слава ветру! А то полтемы написано про методы устранения флаттера как явления на стабилизаторе. Все молчат как…, а после показа все встало на свои места. Конечно бафтинг. Повторюсь, полтемы обсуждение сообщений по стабилизатору и только при визуализации наконец-то все пришло в порядок. Бафтинг. pakhomov4 -респект. 😁😁😁