Как бороться с флаттером?

ДедЮз

Причины флаттера. 1). Автоколебания при совпадении собственной частоты поверхности с возбуждающей, например оборотами мотора. 2). Автоколебания при переменных срывах на ПК при недостаточной жесткости конструкции. 3). автоколебания под воздействием турбулентности обтекания при недостаточной жесткости конструкции. Лечение: 1). Толстый не менее 8% профиль с притупленной передней кромкой. 2). Достаточная жесткость конструкции. 3). Баластное или демпферное выведение элемента за пределы резонансных частот.

1 month later
Dragon76

Ремонт закончен. РВ и табилизатор зашит по всей площади бальзовой фанерой 0,8 мм, в “гора” вклеены грузики по 10 грам в каждый для развесовки. Стабилизатор в месте крепления к фюзеляжу дополнительно проклеен рейкой. Самолет поправился на 50 грамм, это с полной переклейкой передней части. Сухой вес 2650 гр.
Полетные испытания прошли успешно, центровка получилась порядка 40%, аккум пришлось перенести на мотораму.
Пролеты на полном газу и резкие маневры в флатеру не привели. Мотор Сайто 82 только по моему слабоват, на висении с трудом вытягивает, хотя вертикаль бесконечная и уверенная.

1 month later
newman

Может кому будет интересно? На 6:34 флаттер на хвостовом оперении у фоккера.

Флаттер во всей красе.

Alx1m1k
pakhomov4:

БАФТИНГ…

Валерий спасибо что напомнили о более серьёзном флаттере(уже хорошо проявляется на СЛА и спортивных самолётах).

newman

Ну слава ветру! А то полтемы написано про методы устранения флаттера как явления на стабилизаторе. Все молчат как…, а после показа все встало на свои места. Конечно бафтинг. Повторюсь, полтемы обсуждение сообщений по стабилизатору и только при визуализации наконец-то все пришло в порядок. Бафтинг. pakhomov4 -респект. 😁😁😁

Andry_M
newman:

Ну слава ветру! А то полтемы написано про методы устранения флаттера как явления на стабилизаторе. Все молчат как…,

Почему молчат? 😃 Вы наверное пропустили пост😎

newman:

после показа все встало на свои места. Конечно бафтинг. Повторюсь, полтемы обсуждение сообщений по стабилизатору и только при визуализации наконец-то все пришло в порядок. Бафтинг.

Мне ну оооочень интересно, как можно по непонятному видео, доподлинно определить что было Флаттер или Бафтинг… 😵 Честно!
Всегда умиляло как диванные спецы с закрытыми глазами, тыча пальцем в потолок выдают свои постулаты…
Андрей, определить флаттер или бафтинг можно, но потребуется время и данные… Если судить только по тому видео, то скорее флаттер. Хотя бафтинг тоже не исключен…

P.S. Лужу, паяю, 😛 снимаю сглаз с бальзощепок, по фотографии будущего самолета определяю флаттер или бафтинг… Кароче являюсь провидцем широкой квалификации… 😒

newman

Возможно вы невнимательно смотрели ролик. Повторите с настройками от 360 и выше, лучше на 720. Как раз с 6:34 можно все очень хорошо увидеть. Смотрим и не ругаемся. Видео, кстати, очень качественное. Просто обязательно при воспроизведении поставьте правильные настройки. Если не сделать, то ничего не увидите. И вот еще , когда будете просматривать, обязательно посмотрите какие части конструкции подвергаются колебаниям. 😃 Лучше с 6:29 так точнее самое начало…

Andry_M
newman:

Возможно вы невнимательно смотрели ролик. Повторите с настройками от 360 и выше, лучше на 720…

Боюсь не получится…

newman:

Как раз с 6:34 можно все очень хорошо увидеть.
посмотрите какие части конструкции подвергаются колебаниям. Лучше с 6:29 так точнее самое начало…

Андрей, проще скажите, какие части должны колебаться при флаттере, а какие при бафтинге.

newman

Бафтинг (англ. buffeting, от buffet — ударять, бить) — один из видов автоколебаний, представляющий собой вынужденные колебания всей конструкции или её частей, вызванные периодическим срывом турбулентных вихрей с расположенных впереди конструктивных элементов при их обтекании.

Для летательных аппаратов бафтинг чаще всего проявляется как резкие неустановившиеся колебания хвостового оперения, вызванные аэродинамическими импульсами от спутной струи воздуха за крылом.
-----------------------------------
Флаттер (от англ. flutter — дрожание, вибрация) — сочетание самовозбуждающихся незатухающих изгибающих и крутящих автоколебаний элементов конструкции летательного аппарата — главным образом крыла самолёта либо несущего винта вертолёта. Как правило, флаттер проявляется при достижении некоторой критической скорости, зависящей от характеристик конструкции летательного аппарата; возникающий резонанс может привести к его разрушению.
________________________
Не я придумал - гугуль подсказал😒😒😒

Andry_M
newman:

Не я придумал - гугуль подсказал

Теперь на основании своего ответа, ответьте на мой вопрос.

какие части должны колебаться при флаттере, а какие при бафтинге.

Если речь только об оперении…

newman

Бафтинг (англ. buffeting, от buffet — ударять, бить) — один из видов автоколебаний, представляющий собой вынужденные колебания всей конструкции или её частей, вызванные периодическим срывом турбулентных вихрей с расположенных впереди конструктивных элементов при их обтекании.

Для летательных аппаратов бафтинг чаще всего проявляется как резкие неустановившиеся колебания хвостового оперения, вызванные аэродинамическими импульсами от спутной струи воздуха за крылом.

К сожалению, Вы не имеете возможности увидеть эти явления на ролике. Там как раз в замедленном режиме видно и колебания хвостового оперения и крутильные колебания части фюзеляжа. И еще обратите внимание при выполнении какой эволюции возникает это явление.
Распаковывать кейс задачи далее или экзаменатор доволен?😃

Andry_M
newman:

Распаковывать кейс задачи далее или экзаменатор доволен?

😁 😁 😁

Просто ответьте на мой вопрос! Неужели он настолько непонятен? Повторю в третий раз:

Если речь только об оперении…

newman

Да, видимо, затроллить вопрос это круто? Отвечу просто, я не вхожу в резонанс с воздействиями такой среды.

Вот ведь странно:)

Andry_M
newman:

видимо, затроллить вопрос это круто?

Я не получил ответ на столь простой, ИМХО вопрос. Предположу, Вам не нужен ответ. Поэтому дальнейшее обсуждение с Вами не вижу смысла…
Никого не хотел обидеть. Бафтинг форева!!!

Mongoose9999

Не , ну нa видео же прикрасна видна даже на низкой резолюций что в резонанс пошла вся хвостовая конструкция-то есть вся конструкция самалёта buffeting ,а не отдельная плоскость flutter.
О чом вобше спор?

Русинов_Сергей
Mongoose9999:

нa видео же прикрасна видна даже на низкой резолюций что в резонанс пошла вся хвостовая конструкция

На выходе у него V как у тренера становится.
Это говорит об общей сопливости конструкции и установить точную причину колебаний по данному видео не представляется возможным.

Mongoose9999

Ну это и есть последствия резонанса - полное разрушение конструкций. А явление же как раз начинаетса от тово что в одной или несколька местах допушены ошибки в конструкций. Как раз на сопливих конструкциях флатер проявитса горздо скорее , вед крило начал складыватса , потом как хвост начал играть.
Конешна по видео ми неможен знать причину этова явления , может там стрингер полетел , может … Ну на видо видна что разрушение потом идёт от резонанса. Думаите если би ми стояли рядом то увидели би чево больше? Я думаю как раз на оборот.

newman

На видео видно что самолет в начале эпизода идет с небольшим скольжением. Возможно именно скольжение из-за разности в набегающем потоке играет роль соломинки на спине верблюда😁. Ясно видны колебания всей хвостовой части. Впрочем, если просто прочитать определения явлений,( даже подчеркнул по тексту в чем разница ) то не должно возникнуть вопросов. В других эпизодах при отсутствии скольжения явление отсутствует, там есть проходы на большой скорости…
В моих случаях “борюсь” с этим простым и незамысловатым способом-расчалки на хвостовом оперении.
Самолеты должны быть крепкими:)?

Русинов_Сергей

Вы всё правильно говорите.
Глаз не является измерительным инструментом, нужна продувка в аэродинамической трубе, но никто этого делать не будет, стало быть и причины явления достоверно указать невозможно.

Andry_M

Если речь только об оперении…

Ответ прост: Колеблятся одинаковые части оперения. ОДИНАКОВЫЕ! А вот определить, по какой причине они колеблятся не так просто… 😃 Потому сказать что это за явление - слишком непросто… 😦

Mongoose9999:

нa видео же прикрасна видна даже на низкой резолюций что в резонанс пошла вся хвостовая конструкция-то есть вся конструкция самалёта buffeting

Mongoose9999:

это и есть последствия резонанса - полное разрушение конструкций. А явление же как раз начинаетса от тово что в одной или несколька местах допушены ошибки в конструкций. Как раз на сопливих конструкциях флатер проявитса горздо скорее

😁 😁 😁
Улдис, дружище! Вы запутались? 😃 Так что Вы хотели написать? Флаттер или Бафтинг? 😎

Mongoose9999:

Думаите если би ми стояли рядом то увидели би чево больше?

Именно! Об чем я пытался сказать!!! Однако стоя рядом можно сказать немного больше, чем лежа на диване в тысяче километров от события…

Русинов_Сергей:

нужна продувка в аэродинамической трубе, но никто этого делать не будет, стало быть и причины явления достоверно указать невозможно.

😃 😃

Коли в ветке есть парни, кому интересен вопрос, позволю себе остаться и написать сообщение.
Основная моя мысль (согласен с Сергеем!!!) кривой глаз вовсе не инструмент, для экспертной оценки кривого видео

Так же с расстояния 10 метров нельзя доподлинно дать ответ чем покрашена кирпичная стена. Кисточкой или краскопультом. 😛

------------------------------------------
Дальше для интересующихся вопросом:

Флаттер и Бафтинг - довольно похожие явления. Колебания элементов конструкции самолета, приводящие к их разрушению… 😎
Разница в источниках для каждого из них…

Не буду повторять, что писал раньше о флаттере. Причины бафтинга - чисто внешние силы: вихри, срывающиеся с крыла, срывы потока, турбулентность воздуха, поток от тянущего винта двигателя…
Характер колебаний Б определяется внешней силой + параметрами самой системы.

Можно нащупать небольшие отличия:

  • Частота колебаний Ф больше, чем Б. Хотя не всегда!
  • Ф более скоротечен. Тоже не всегда!

Давайте проанализируем “очень хорошее видео”. Как всегда, без единой цифры, лежа на диване… 😛
Самолет пикирует вниз, скорость возрастает, появляется нечто… ///Совершенно не видно в какой части траектории. Нарезаны куски с двух камер или слепили с одной?/// опуская умозаключения:

  • “Нечто” возникло при возрастании скорости. Значит скорее Ф.
  • Мой слух заметил нарастающий рокот, зтем щелчек. Слишком похоже на Ф.
  • Скорей всего при пикировании газ уменьшали. Тоже скорее Ф.
  • Вроде (или нет?) явление возникло при выводе… Значит скорее Б.
  • “Нечто” не привело к разрушению Оперения “в щепки”. Скорее Б.
  • ГО почти разрушено. Висит на пленке. Скорее Ф.
  • Кадры замедленной скорости - скорость полета небольшая, скорее газ минимальный. Оперение уже разрушено и мы видим продукты явления, а не само явление… Паритет Ф = Б.

Подобъем набранные очки: Ф = 5, Б = 3. С небольшим отрывом побеждает Флаттер!!! 😁 😁 😁

Именно поэтому я написал сообщение о диванных теоретиках.
Не имея данных, не имея качественного видео, судить о похожих явлениях просто глупо! 😃 Как и метод “подсчета очков”…
Методы устранения Ф и Б различны, поэтому желательно знать конкретнее, что там было и исходя из этого проводить модернизацию…