Как бороться с флаттером?

Olaf
111:

вполне могут быть

Это вряд ли… 😉

Creolka:

На элероны гляньте! Там нет аэродинамических роговых компенсаторов - там весовая компенсация,
а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.

И где эти “пятачки”? Сколько не искал - не увидел… Вы с Су-26, Су-31, Экстра-300 и др… не путаете? 😉

Prophead
Olaf:

Это вряд ли… 😉

На Ла-5/7 груз весовой компенсации РН расположен в “роге”, например…

Olaf
Prophead:

На Ла-5/7 груз весовой компенсации РН расположен в “роге”, например…

Ла-5/7 летали в два раза быстрее Злин-50. Ну, мы, вообще то, про элероны и флаттер крыла.
У Ла-5/7, кстати, нет роговых весовых балансиров и аэродинамических компенсаторов на элеронах. Есть только осевая аэродинамическая компенсация элеронов как на наших пилотажных самолетах типа Як-18… Як-50, Як-52, Як-53…чешских Злин-226, 326, 526. У Злин-50 то же самое - в основе осевая аэродинамическая компенсация. Рог несколько меньше, если сравнивать с небольшим рогом на элеронах Як-55, но все же его вполне можно считать роговым аэродинамическим компенсатором (там таки присутствует компенсирующая сила), хотя в основном, наверное, это весовая балансировка элерона.
Еще где нибудь почитать бы про конструкцию Злин-50 со слов его разработчиков… 😉

Prophead
Olaf:

Ла-5/7 летали в два раза быстрее Злин-50.

Совершенно не имеет значения.

Ну, мы, вообще то, про элероны и флаттер крыла.

Вообще-то про флаттер и рулевые поверхности.

111
Olaf:

Это вряд ли…

там в “рогах” груз для весовой балансировки

Creolka:

а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.

на элеронах и рулях стоят сервокомпенсаторы (выглядят как небольшие выступы за задними кромками), предназначены для снятия (уменьшения) нагрузок при пилотаже.

Olaf:

У Ла-5/7, кстати, нет роговых весовых балансиров и аэродинамических компенсаторов на элеронах.

все там есть, но выполнено по другому, достаточно прочитать описание Ла-7, чтобы убедиться.😈
иначе бы получили бы все те же неприятности с которыми можно бороться по указанной ссылке в 34 посте.

Creolka
Olaf:

И где эти “пятачки”? Сколько не искал - не увидел…

Вы правы на этом нет…

2 months later
Игорь555

Плоские горионтально оперение как правило имеет малую жесткость поэьому на больших скоростях идет изгиб-деформация ,в связи и с чем возникает данный эффект.
У меня был флатер на высокоплане тренере. Когда проходил на высоте 5м на полном газу звук стоял от него такой как будто включили турбину на нем. Решение было простым ,уменьшил поперечный угол крыла с 6* на 2* и все пропало ,и самоль в добавок полетел быстрей.Вот так.

1 month later
Dragon76

Во втором полете на U-Can-Do 46 заметил флатер руля высоты, успел сбросить скорость, посадил штатно. Потом еще пару раз летал неспешно, но флатер повторялся.
Почитал форум - решил еще усилить стабилизатор и рули высоты проклеив снизу фанеру 0,8 мм на всю площадь. Толщина стабилизатора и РВ в штатном исполнении 5 мм. Рукой гнется легко.
Вот фото как выглядит РВ без пленки и что будет. Два кусочка на стабилизаторе по краям это уже я добавил для раскосов. После хочу обтянуть пленкой и поставить раскосы сверху. Весу думаю прибавить грамм 20. Еще чуть добавит задней центровки.
Что скажите - поможет вылечить флатер? Или зашивать всю площадь это перебор?
Нужно ли добавить грузиков в переднюю кромку РВ для развесовки правильной?
Стоит ли поставить вторую серву на РВ, не хотелось бы конечно вес нагонять.
Перемычка между половинками РВ стальная каленая проволока 2 мм, думаю еще проложить полоску текстолита между половинками для большей жесткости на кручение.
2 петли на каждую половинку - стоит ли поставить 3 шт?

dima2000
Dragon76:

Нужно ли добавить грузиков в переднюю кромку РВ для развесовки правильной?

Стоит, это основное!!!
Только не в переднюю кромку РВ, а в перднюю кромку рогового компенсатора, так что бы чентр тяжести РВ сместился как можно ближе к его оси поворота.

Desmo:

Самый первый шаг к устранению флаттера - весовая балансировка руля, если есть роговой компенсатор - заклеить свинцовый грузик в рог

Dragon76:

думаю еще проложить полоску текстолита между половинками для большей жесткости на кручение.

У себя я сделал 2 полоски текстолита(сверху и снизу) и на обоих половинках РВ стянул их кабанчиками(это помимо клея), с одной стороны сам кабанчик срезал, оставил только основание.

Dragon76

Роговой компенсатор я и имел ввиду. Раз остальные вопросы без ответа - значит не актуальны?

dima2000
Dragon76:

Раз остальные вопросы без ответа - значит не актуальны?

Ну с зашивкой все фанерой - ИМХО перебор.😃

И люфты в серве и наконечниках посмотрите внимательно!!!

Губанов_Игорь

На футнанах, катанах и наверное на этом самолете очень просто и эффективно усиливается стабилизатор тонкими карбоновыми прутками или трубками за киль. Двух прутков сверху вполне хватает.

Dragon76
dima2000:

Ну с зашивкой все фанерой - ИМХО перебор.

Почитал темы именно по этому самолету - краши именно из-за разваливания в воздухе РВ в силу большой площади рогового компенсатора.
rcopen.com/forum/f91/topic41224/11
Именно в том месте где переходит в РВ. Обратите внимание что в середине кромка сделана не из цельной рейки а из двух кусочков. Именно там и ломалось. У меня еще сломалось в месте где задняя кромка стабилизатора переходит в площадку посередине. Не хочется модель потерять, может зашивка и перебор, но весу не особо добавит, а вот силовые фигуры буду делать без опаски сломать РВ.

dima2000
Dragon76:

Обратите внимание что в середине кромка сделана не из цельной рейки а из двух кусочков.

Отверстия делаете 2мм вдоль этого места(удобно каленой проволокой заточенной под шлиц) и вклеиваете в них карбоновый пруток на циакрин.😃

Dragon76:

У меня еще сломалось в месте где задняя кромка стабилизатора переходит в площадку посередине.

Это как раз из за флатера стабилизатора - лечится как раз раскосами, как Игорь Губанов описал выше!!!

Dragon76
dima2000:

Отверстия делаете 2мм вдоль этого места(удобно каленой проволокой заточенной под шлиц) и вклеиваете в них карбоновый пруток на циакрин.

Думаю при сплошной зашивке это не понадобится. хотя сделать можно и веса не добавит
Вот по этому поводу что скажите: rcopen.com/forum/f36/topic350274/42
немного не в тему но важно для меня.
Трубки распорки крепить в самую верхнюю точку киля или в основание?

dima2000
Dragon76:

Трубки распорки крепить в самую верхнюю точку киля или в основание?

В верхнюю точку.

Dragon76
dima2000:

В верхнюю точку.

А киль не раскачает от вибрации? может лучше в основание. там есть за что приклеить

Губанов_Игорь

Вам “шашечки, или ехать”?😒😒😒 Как же такой узел, связанный раскосами вместе (обе половинки стабилизатора и киль) может раскачать вместе? Если раскосы приклеить в основание киля, то они практически будут выключены из работы - не примут на себя никакой нагрузки… Самый оптимальный угол для раскоса - 45 град, правда далеко не всегда осуществимый на практике.

Dragon76

Замечания приняты. Буду ремонтировать как советовали. Фото выложу по готовности

ДедЮз

Причины флаттера. 1). Автоколебания при совпадении собственной частоты поверхности с возбуждающей, например оборотами мотора. 2). Автоколебания при переменных срывах на ПК при недостаточной жесткости конструкции. 3). автоколебания под воздействием турбулентности обтекания при недостаточной жесткости конструкции. Лечение: 1). Толстый не менее 8% профиль с притупленной передней кромкой. 2). Достаточная жесткость конструкции. 3). Баластное или демпферное выведение элемента за пределы резонансных частот.

1 month later
Dragon76

Ремонт закончен. РВ и табилизатор зашит по всей площади бальзовой фанерой 0,8 мм, в “гора” вклеены грузики по 10 грам в каждый для развесовки. Стабилизатор в месте крепления к фюзеляжу дополнительно проклеен рейкой. Самолет поправился на 50 грамм, это с полной переклейкой передней части. Сухой вес 2650 гр.
Полетные испытания прошли успешно, центровка получилась порядка 40%, аккум пришлось перенести на мотораму.
Пролеты на полном газу и резкие маневры в флатеру не привели. Мотор Сайто 82 только по моему слабоват, на висении с трудом вытягивает, хотя вертикаль бесконечная и уверенная.