Как бороться с флаттером?

Dragon76

Во втором полете на U-Can-Do 46 заметил флатер руля высоты, успел сбросить скорость, посадил штатно. Потом еще пару раз летал неспешно, но флатер повторялся.
Почитал форум - решил еще усилить стабилизатор и рули высоты проклеив снизу фанеру 0,8 мм на всю площадь. Толщина стабилизатора и РВ в штатном исполнении 5 мм. Рукой гнется легко.
Вот фото как выглядит РВ без пленки и что будет. Два кусочка на стабилизаторе по краям это уже я добавил для раскосов. После хочу обтянуть пленкой и поставить раскосы сверху. Весу думаю прибавить грамм 20. Еще чуть добавит задней центровки.
Что скажите - поможет вылечить флатер? Или зашивать всю площадь это перебор?
Нужно ли добавить грузиков в переднюю кромку РВ для развесовки правильной?
Стоит ли поставить вторую серву на РВ, не хотелось бы конечно вес нагонять.
Перемычка между половинками РВ стальная каленая проволока 2 мм, думаю еще проложить полоску текстолита между половинками для большей жесткости на кручение.
2 петли на каждую половинку - стоит ли поставить 3 шт?

dima2000
Dragon76:

Нужно ли добавить грузиков в переднюю кромку РВ для развесовки правильной?

Стоит, это основное!!!
Только не в переднюю кромку РВ, а в перднюю кромку рогового компенсатора, так что бы чентр тяжести РВ сместился как можно ближе к его оси поворота.

Desmo:

Самый первый шаг к устранению флаттера - весовая балансировка руля, если есть роговой компенсатор - заклеить свинцовый грузик в рог

Dragon76:

думаю еще проложить полоску текстолита между половинками для большей жесткости на кручение.

У себя я сделал 2 полоски текстолита(сверху и снизу) и на обоих половинках РВ стянул их кабанчиками(это помимо клея), с одной стороны сам кабанчик срезал, оставил только основание.

Dragon76

Роговой компенсатор я и имел ввиду. Раз остальные вопросы без ответа - значит не актуальны?

dima2000
Dragon76:

Раз остальные вопросы без ответа - значит не актуальны?

Ну с зашивкой все фанерой - ИМХО перебор.😃

И люфты в серве и наконечниках посмотрите внимательно!!!

Губанов_Игорь

На футнанах, катанах и наверное на этом самолете очень просто и эффективно усиливается стабилизатор тонкими карбоновыми прутками или трубками за киль. Двух прутков сверху вполне хватает.

Dragon76
dima2000:

Ну с зашивкой все фанерой - ИМХО перебор.

Почитал темы именно по этому самолету - краши именно из-за разваливания в воздухе РВ в силу большой площади рогового компенсатора.
rcopen.com/forum/f91/topic41224/11
Именно в том месте где переходит в РВ. Обратите внимание что в середине кромка сделана не из цельной рейки а из двух кусочков. Именно там и ломалось. У меня еще сломалось в месте где задняя кромка стабилизатора переходит в площадку посередине. Не хочется модель потерять, может зашивка и перебор, но весу не особо добавит, а вот силовые фигуры буду делать без опаски сломать РВ.

dima2000
Dragon76:

Обратите внимание что в середине кромка сделана не из цельной рейки а из двух кусочков.

Отверстия делаете 2мм вдоль этого места(удобно каленой проволокой заточенной под шлиц) и вклеиваете в них карбоновый пруток на циакрин.😃

Dragon76:

У меня еще сломалось в месте где задняя кромка стабилизатора переходит в площадку посередине.

Это как раз из за флатера стабилизатора - лечится как раз раскосами, как Игорь Губанов описал выше!!!

Dragon76
dima2000:

Отверстия делаете 2мм вдоль этого места(удобно каленой проволокой заточенной под шлиц) и вклеиваете в них карбоновый пруток на циакрин.

Думаю при сплошной зашивке это не понадобится. хотя сделать можно и веса не добавит
Вот по этому поводу что скажите: rcopen.com/forum/f36/topic350274/42
немного не в тему но важно для меня.
Трубки распорки крепить в самую верхнюю точку киля или в основание?

dima2000
Dragon76:

Трубки распорки крепить в самую верхнюю точку киля или в основание?

В верхнюю точку.

Dragon76
dima2000:

В верхнюю точку.

А киль не раскачает от вибрации? может лучше в основание. там есть за что приклеить

Губанов_Игорь

Вам “шашечки, или ехать”?😒😒😒 Как же такой узел, связанный раскосами вместе (обе половинки стабилизатора и киль) может раскачать вместе? Если раскосы приклеить в основание киля, то они практически будут выключены из работы - не примут на себя никакой нагрузки… Самый оптимальный угол для раскоса - 45 град, правда далеко не всегда осуществимый на практике.

Dragon76

Замечания приняты. Буду ремонтировать как советовали. Фото выложу по готовности

ДедЮз

Причины флаттера. 1). Автоколебания при совпадении собственной частоты поверхности с возбуждающей, например оборотами мотора. 2). Автоколебания при переменных срывах на ПК при недостаточной жесткости конструкции. 3). автоколебания под воздействием турбулентности обтекания при недостаточной жесткости конструкции. Лечение: 1). Толстый не менее 8% профиль с притупленной передней кромкой. 2). Достаточная жесткость конструкции. 3). Баластное или демпферное выведение элемента за пределы резонансных частот.

1 month later
Dragon76

Ремонт закончен. РВ и табилизатор зашит по всей площади бальзовой фанерой 0,8 мм, в “гора” вклеены грузики по 10 грам в каждый для развесовки. Стабилизатор в месте крепления к фюзеляжу дополнительно проклеен рейкой. Самолет поправился на 50 грамм, это с полной переклейкой передней части. Сухой вес 2650 гр.
Полетные испытания прошли успешно, центровка получилась порядка 40%, аккум пришлось перенести на мотораму.
Пролеты на полном газу и резкие маневры в флатеру не привели. Мотор Сайто 82 только по моему слабоват, на висении с трудом вытягивает, хотя вертикаль бесконечная и уверенная.

1 month later
newman

Может кому будет интересно? На 6:34 флаттер на хвостовом оперении у фоккера.

Флаттер во всей красе.

Alx1m1k
pakhomov4:

БАФТИНГ…

Валерий спасибо что напомнили о более серьёзном флаттере(уже хорошо проявляется на СЛА и спортивных самолётах).

newman

Ну слава ветру! А то полтемы написано про методы устранения флаттера как явления на стабилизаторе. Все молчат как…, а после показа все встало на свои места. Конечно бафтинг. Повторюсь, полтемы обсуждение сообщений по стабилизатору и только при визуализации наконец-то все пришло в порядок. Бафтинг. pakhomov4 -респект. 😁😁😁

Andry_M
newman:

Ну слава ветру! А то полтемы написано про методы устранения флаттера как явления на стабилизаторе. Все молчат как…,

Почему молчат? 😃 Вы наверное пропустили пост😎

newman:

после показа все встало на свои места. Конечно бафтинг. Повторюсь, полтемы обсуждение сообщений по стабилизатору и только при визуализации наконец-то все пришло в порядок. Бафтинг.

Мне ну оооочень интересно, как можно по непонятному видео, доподлинно определить что было Флаттер или Бафтинг… 😵 Честно!
Всегда умиляло как диванные спецы с закрытыми глазами, тыча пальцем в потолок выдают свои постулаты…
Андрей, определить флаттер или бафтинг можно, но потребуется время и данные… Если судить только по тому видео, то скорее флаттер. Хотя бафтинг тоже не исключен…

P.S. Лужу, паяю, 😛 снимаю сглаз с бальзощепок, по фотографии будущего самолета определяю флаттер или бафтинг… Кароче являюсь провидцем широкой квалификации… 😒

newman

Возможно вы невнимательно смотрели ролик. Повторите с настройками от 360 и выше, лучше на 720. Как раз с 6:34 можно все очень хорошо увидеть. Смотрим и не ругаемся. Видео, кстати, очень качественное. Просто обязательно при воспроизведении поставьте правильные настройки. Если не сделать, то ничего не увидите. И вот еще , когда будете просматривать, обязательно посмотрите какие части конструкции подвергаются колебаниям. 😃 Лучше с 6:29 так точнее самое начало…

Andry_M
newman:

Возможно вы невнимательно смотрели ролик. Повторите с настройками от 360 и выше, лучше на 720…

Боюсь не получится…

newman:

Как раз с 6:34 можно все очень хорошо увидеть.
посмотрите какие части конструкции подвергаются колебаниям. Лучше с 6:29 так точнее самое начало…

Андрей, проще скажите, какие части должны колебаться при флаттере, а какие при бафтинге.