Как бороться с флаттером?

ChD

Как а помню из института, флаттер возникает при условии, что центр масс (тяжести) поверхности находится за центром “жесткости” (кручения и т.п.). В обратном случае - возникают лишь упругие колебания. Готовые конструкции “лечатся” от флаттера смещением центра масс вперёд. Обычно с помощью вынесенных вперед грузов. Яркий пример - стабилизатор Миг-21, там видны противофлаттерные грузы на концах ЦПГО. ИМХО.

Olaf
ChD:

Яркий пример - стабилизатор Миг-21, там видны противофлаттерные грузы на концах ЦПГО.

Это большая авиация. Там скорости под 2 с лишним Маха. Представляете какой при этом скоростной напор? Вынесенные грузы - вынужденная мера.
В авиамоделизме достаточно тонкую лавсановую пленку заменить на более толстую. Жесткость на кручение заметно увеличиться, а весу добавиться грамм.

bob1

Когда-то флаттер закрылков на бойцовой модели вылечили приклейкой кусочков свинца на ЗАДНЮЮ кромку закрылка, что снизило его собственную частоту.

ChD
bob1:

что снизило его собственную частоту.

Это резонанс, а не флаттер!
Насчёт Махов - Тогда дайте внятное объяснение наличия СВИНЦОВОГО прутка по передней кромке лопастей моделей вертолётов…

Olaf
ChD:

Это резонанс, а не флаттер!
Насчёт Махов - Тогда дайте внятное объяснение наличия СВИНЦОВОГО прутка по передней кромке лопастей моделей вертолётов…

Есть такое понятие Флаттер закрылков, флаперонов и т.д. Собственная частота - это и есть резонанс на определенной частоте.
Лопасть вертолета как и лопасть самолета работают в разных условиях по длине самой лопасти. Чем дальше от оси вращения - тем больше скоростной напор, естественно. А чего объяснять про свинцовый груз по передней кромке лопасти вертолета, когда и так понятно, что собственной жесткости этой длинющей конструкции недостаточно. Невозможно обеспечить конструктивно. Приходится утяжелять переднюю кромку, чтобы силы инерции помогали лопасти не входить во флаттер (стремились уменьшить угол атаки).

ChD

Вообще-то силы инерции тут как бы не в теме… ЧуСтвую - пора завязывать с ликбезом. Бесполезно это…

Creolka

Флаттер (от англ. flutter — дрожание, вибрация) — сочетание самовозбуждающихся незатухающих изгибающих и крутящих автоколебаний элементов конструкции летательного аппарата — главным образом крыла самолёта либо несущего винта вертолёта. Как правило, флаттер проявляется при достижении некоторой критической скорости, зависящей от характеристик конструкции летательного аппарата; возникающий резонанс может привести к его разрушению.

Причиной флаттера обычно является несовпадение центра жёсткости с центром давления и недостаточная жёсткость конструкции крыла.

Olaf:

Это большая авиация. Там скорости под 2 с лишним Маха.

Можно посоветовать ознакомиться с конструкцией самолёта Zlin-50 (1/3 маха), при этом особое внимание обратить на рулевые поверхности по законцовкам.

Olaf
ChD:

Вообще-то силы инерции тут как бы не в теме… ЧуСтвую - пора завязывать с ликбезом. Бесполезно это…

Вы когда вот это писали, что имели ввиду?

ChD:

Как а помню из института, флаттер возникает при условии, что центр масс (тяжести) поверхности находится за центром “жесткости” (кручения и т.п.). В обратном случае - возникают лишь упругие колебания. Готовые конструкции “лечатся” от флаттера смещением центра масс вперёд. Обычно с помощью вынесенных вперед грузов. Яркий пример - стабилизатор Миг-21, там видны противофлаттерные грузы на концах ЦПГО. ИМХО.

Масса - это, вообще то, и есть мера инерции. 😉

Creolka:

Можно посоветовать ознакомиться с конструкцией самолёта Zlin-50 (1/3 маха), при этом особое внимание обратить на рулевые поверхности по законцовкам.

Это про роговые компенсаторы? А они противофлаттерные? 😉

wihrlwind
dima2000:

флаттер на руле высоты

Сталкивался несколько раз. На электричке Рич 3D на скорости два раза ловил, первый раз успел среагировать, сбросил газ, второй раз разнесло в хлам хвостовое оперение. Причина была простая, очень хлипкая конструкция для больших рулей. На ДВС столкнулся тоже с этим явлением однажды, но там причина была другая, стабилизатор был вклеен на эпоксидке и через пару сезонов эпоксидка по всей видимости дала трещины и стабилизатор потерял жесткость, хотя при приложении усилий к нему казалось, что вклеен нормально, только при внимательном осмотре было обнаружено, что все таки стаб чуть чуть ходит при приложении усилий. Пролил средним циакрином проблема ушла.
Только еще хотел бы поправить с терминологией, автоколебание хвостового оперения называется бафтингом и в 30-е годы это был бич для вновь разрабатываемых самолетов, но это так к слову. От перемены слов суть проблемы не меняется.

111
dima2000:

Ну собственно вопрос - сталкивался ли кто ни будь с подобной проблемой и как с ней бороться???

Сейчас нахожусь в какой то прострации и не знаю что с этим делать.

может это поможет?
kvs-vm.narod.ru/uchob/kvs-pil/l7/7.html

Olaf:

Это про роговые компенсаторы? А они противофлаттерные?

вполне могут быть 😈

Creolka
Olaf:

Это про роговые компенсаторы? А они противофлаттерные?

На элероны гляньте! Там нет аэродинамических роговых компенсаторов - там весовая компенсация,
а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.
А на РВ и РН грузики приклёпаны к нервюре “рога”, в самой передней части.
Я же предложил:

Creolka:

… ознакомиться с конструкцией самолёта Zlin-50

а не с внешним видом.

Olaf
111:

вполне могут быть

Это вряд ли… 😉

Creolka:

На элероны гляньте! Там нет аэродинамических роговых компенсаторов - там весовая компенсация,
а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.

И где эти “пятачки”? Сколько не искал - не увидел… Вы с Су-26, Су-31, Экстра-300 и др… не путаете? 😉

Prophead
Olaf:

Это вряд ли… 😉

На Ла-5/7 груз весовой компенсации РН расположен в “роге”, например…

Olaf
Prophead:

На Ла-5/7 груз весовой компенсации РН расположен в “роге”, например…

Ла-5/7 летали в два раза быстрее Злин-50. Ну, мы, вообще то, про элероны и флаттер крыла.
У Ла-5/7, кстати, нет роговых весовых балансиров и аэродинамических компенсаторов на элеронах. Есть только осевая аэродинамическая компенсация элеронов как на наших пилотажных самолетах типа Як-18… Як-50, Як-52, Як-53…чешских Злин-226, 326, 526. У Злин-50 то же самое - в основе осевая аэродинамическая компенсация. Рог несколько меньше, если сравнивать с небольшим рогом на элеронах Як-55, но все же его вполне можно считать роговым аэродинамическим компенсатором (там таки присутствует компенсирующая сила), хотя в основном, наверное, это весовая балансировка элерона.
Еще где нибудь почитать бы про конструкцию Злин-50 со слов его разработчиков… 😉

Prophead
Olaf:

Ла-5/7 летали в два раза быстрее Злин-50.

Совершенно не имеет значения.

Ну, мы, вообще то, про элероны и флаттер крыла.

Вообще-то про флаттер и рулевые поверхности.

111
Olaf:

Это вряд ли…

там в “рогах” груз для весовой балансировки

Creolka:

а ародинамическая компенсация сделана на выносных “пяточках” под нижней поврхностью.

на элеронах и рулях стоят сервокомпенсаторы (выглядят как небольшие выступы за задними кромками), предназначены для снятия (уменьшения) нагрузок при пилотаже.

Olaf:

У Ла-5/7, кстати, нет роговых весовых балансиров и аэродинамических компенсаторов на элеронах.

все там есть, но выполнено по другому, достаточно прочитать описание Ла-7, чтобы убедиться.😈
иначе бы получили бы все те же неприятности с которыми можно бороться по указанной ссылке в 34 посте.

Creolka
Olaf:

И где эти “пятачки”? Сколько не искал - не увидел…

Вы правы на этом нет…

2 months later
Игорь555

Плоские горионтально оперение как правило имеет малую жесткость поэьому на больших скоростях идет изгиб-деформация ,в связи и с чем возникает данный эффект.
У меня был флатер на высокоплане тренере. Когда проходил на высоте 5м на полном газу звук стоял от него такой как будто включили турбину на нем. Решение было простым ,уменьшил поперечный угол крыла с 6* на 2* и все пропало ,и самоль в добавок полетел быстрей.Вот так.

1 month later
Dragon76

Во втором полете на U-Can-Do 46 заметил флатер руля высоты, успел сбросить скорость, посадил штатно. Потом еще пару раз летал неспешно, но флатер повторялся.
Почитал форум - решил еще усилить стабилизатор и рули высоты проклеив снизу фанеру 0,8 мм на всю площадь. Толщина стабилизатора и РВ в штатном исполнении 5 мм. Рукой гнется легко.
Вот фото как выглядит РВ без пленки и что будет. Два кусочка на стабилизаторе по краям это уже я добавил для раскосов. После хочу обтянуть пленкой и поставить раскосы сверху. Весу думаю прибавить грамм 20. Еще чуть добавит задней центровки.
Что скажите - поможет вылечить флатер? Или зашивать всю площадь это перебор?
Нужно ли добавить грузиков в переднюю кромку РВ для развесовки правильной?
Стоит ли поставить вторую серву на РВ, не хотелось бы конечно вес нагонять.
Перемычка между половинками РВ стальная каленая проволока 2 мм, думаю еще проложить полоску текстолита между половинками для большей жесткости на кручение.
2 петли на каждую половинку - стоит ли поставить 3 шт?

dima2000
Dragon76:

Нужно ли добавить грузиков в переднюю кромку РВ для развесовки правильной?

Стоит, это основное!!!
Только не в переднюю кромку РВ, а в перднюю кромку рогового компенсатора, так что бы чентр тяжести РВ сместился как можно ближе к его оси поворота.

Desmo:

Самый первый шаг к устранению флаттера - весовая балансировка руля, если есть роговой компенсатор - заклеить свинцовый грузик в рог

Dragon76:

думаю еще проложить полоску текстолита между половинками для большей жесткости на кручение.

У себя я сделал 2 полоски текстолита(сверху и снизу) и на обоих половинках РВ стянул их кабанчиками(это помимо клея), с одной стороны сам кабанчик срезал, оставил только основание.

Dragon76

Роговой компенсатор я и имел ввиду. Раз остальные вопросы без ответа - значит не актуальны?