Hobbico Sukhoi SU31 рестомод

Danilov_A

Чуть больше года назад все желающие были приглашены для разбора наследства одного нашего моделиста. Среди гор разного околомоделистского железа были и почти годные модели. Мне приглянулся самолет от Hobbico.





Чуть больше года назад все желающие были приглашены для разбора наследства одного нашего моделиста. Среди гор разного околомоделистского железа были и почти годные модели. Мне приглянулся самолет от Hobbico.





Danilov_A

Спустя несколько дней меня посетила антижаба, сильно чесались руки, в результате были заказаны из Китая некоторые запчасти, пленка для обтяжки. А самое главное, закуплен двигатель ASP 75AII двухтактный.
Кроме этого, еще раз самолет был навещён мной в гараже, проведены кое-какие замеры. И вроде бы мной найден двигатель, стоявший ранее на этой модели.
После первых попыток привести мотораму в порядок было принято решение ампутировать ее.

Вынул бак, там под него вмонтирована труба


Удалил шпангоут из сэндвич-панели. Шариковый пенопласт и стеклопластик с двух сторон



Была разработана новая моторама или моторбокс. Чертеж выслан одному другу (Геннадию Ш) со станочком. И очень быстро нарезана из фанерки 3 мм и 6 мм.



Найден бак в загашнике. После примерки бака, принято решение установить новую площадку под бак, а сам бак расположить почти в районе ЦТ - над крылом. Где-то там же будет батарейка и приемник. Площадку решил сделать из двух половин.



Чуть позже приехал движок. Я делал несколько попыток найти к нему инструкцию. Когда достал родную инструкцию, то стало понятно, почему нет такой. Один лист и с двух сторон китайские иероглифы.

Поигрался с мотором, провел несколько важных измерений.
Самое главное - как установить. Будем ставить глушителем вниз. Таким образом масло из глушителя будет вытекать беспрепятственно и мимо всех деталей самолета. И при заправке сразу будет видно, когда бак полный - излишки пойдут через глушитель.
В среднем диаметр капота 200 мм. Но ближе к хвосту он неравномерно заужается. Придется пилить окно под глушитель. И лучше, как мне кажется, пилить его ровно в ДП снизу.

Приехал выключатель борта. Всё как у взрослых 😛

Danilov_A

После принятия решения об полной перетяжке пленки были заказаны три рулона пленки, белой, синей и красной. Однако, в процессе шебуршения в интернетах я нашел совершенно оригинальный вариант полноразмерного самолета. Фото были свежие и хорошего качества, удалось найти много ракурсов с разных сторон. Количество цветов уменьшилось до 2-х - оранжевый и черный. Пришлось заказать новую пленку, старая осталась в запасе.
Основная сложность в новой схеме была в большом количестве наклеек по всему фюзеляжу. Для их изготовления я обратился в рекламную фирму. Принес фотки, принес модель, спросил - можете? Да, можем. Но рисунок у нас делать некому…
Пришлось браться самому. Взял программу Нанокад (я неплохо знаю Автокад, это то же самое, но легально), вставил туда вид сбоку, подогнал масштаб под реальные размеры, и стал обрисовывать все детали. Промежуточные результаты распечатывал в тонких линиях на листы А4 и склеивал их, потом приклеивал на модель для проверки. Подготовил кроме основного рисунка все надписи. По итогам проделанного отнес флэшку в контору (формат dxf), там перегнали в свой Корел и распечатали.
И всё отправилось лежать на шкаф до окончания основных работ.
PS Пока не публикую фото прототипа - подержу интригу.

Danilov_A

Приехали разные безделушки для самолета и мотора. При заказе я кое-что упустил, так что пришлось искать метчик для нарезки внутренней резьбы 5/16" с шагом 2file.php4 нитки на дюйм (мелкая резьба). Обозначается на чертеже G5/16 UNF.
Начертил эскизы для переходников под кок винта. Имеется две штуки коков (спиннеров), один новый и один старый. Но гайки ни одного из них не подходят на вал. В первом случае резьба М8х1, а во втором М8.


Соорудил обкаточный стенд с имитацией расположения двигателя на самолете.

В выходные поехал в гараж, раз погода нелетная, взял по дороге (совсем не по дороге 😉 ) тов. Арчакова. Прикрутили стенд к столику и стали запускать. От руки двигатель пускаться не захотел, поэтому пришлось прилепить кок.
Запустили, поставили обороты устойчивые и стали ждать. Пару раз двигатель глох, запускался рукой с полпинка. За час выкатал полбака (примерно 200 мл) топлива.
Дольше катать не смогли, стали замерзать ноги.

Danilov_A
Гена_Большой:

если есть необходимость, в свое время заказывал у британцев такую гайку
www.justengines.co.uk/…/spinner-adapter-nuts/?v=f9…
она была под OS-65AX.
Пока доехала, стала неактуальной, ЕМНИП размеры были такие же, могу попробовать поискать.

Гайки мне выточили. Первую точил токарь на бывшей работе отца, вторую сам отец на станочке в гараже (по картинкам скорее наоборот).
Я купил комплект метчиков, вещь полезная, пусть будет.
Приехали очередные деталюшки, процесс не остановился, он идет, но медленно.
Некоторые запчастюли уже стали не нужными.


Вклеена площадка под бак.

Проведена примерка двигателя с капотом. Для этого закрепил фюзеляж на лестнице-стремянке.




Через дырочки капота:

Потом была склеена коробка мотокороба (motorbox) отдельно от самолета, установлена на место на время полимеризации смолы. Вся поверхность внутри покрашена жидкой смолой, разводил спиртом.

Далее вклеил мотокороб окончательно. Клеил на “кашу”, потом “мокрый уголок” снаружи и внутри. Снаружи по 2 слоя ткани, внутри - один. Для работы отлично подходит большая кисточка для рисования с жестким волосом. Смолу немного разбавляю спиртом.



Следующий этап - зачистить склеенное, установить двигатель, разметить капот под вырезку отверстия под глушитель. Далее - установка сервы газа и тяги под нее, бак и топливную магистраль.
В дальней перспективе - ободрать старую обтяжку, провести необходимый ремонт наружных поверхностей, натянуть новую пленку.

Danilov_A

Напоминаю, что проект начался чуть более года назад. Перепечатываю тему с местного форума.
Продолжаем проект. Некие задержки у меня случились по разным причинам. Прежде всего - в голове. Хотел отвезти модель к рекламщикам для снятия размеров, то собраться не мог, то коронавирус напал. Доехал-таки до них, переговорил. Расстроился - всё же они не такие крутые, как я думал. Взял в руки карандаш, линейку и взялся час рисовать. Картинку подложил в чертеж Автокада, обвел всё. Несколько раз распечатал, примерил. Вроде сходится.
Родная плёнка померла - отслоилась от краски-клея. Решение переклеивать полностью было принято давно, так что ободрал для начала крыло.



На выходных выбрался в гараж смывать краску. Почти поллитра растворителя и старая наволочка. Далее надо залечить раны на обшивке.





Обдирка фюзеляжа. Фонарь еле-еле отклеил. Был приклеен на силиконовый герметик.
После обдирки пленки осталось много цветного клея, пленка отставала почти прозрачная. Попробовал удалить с помощью скотча. Клеил скотч и отдирал. Белый клей, который оставался почти полностью, лучше всего отклеился со скотчем. Красный и синий хуже. Смывать всё равно надо.

николай-69

Александр, смотрю с уважением на ваш труд, единственный вопрос возник, а оно того стоит ?

Danilov_A
николай-69:

Александр, смотрю с уважением на ваш труд, единственный вопрос возник, а оно того стоит ?

Мне по кайфу. Особо выдающихся лётных данных у самолета нет или мне об этом неизвестно, да и я не летаю комплексы и не участвую в соревнованиях. Так что чисто для удовольствия. Несколько раз в сезон полетать, выехать на какие-нибудь соревнования для показухи.
Возможно потом займет место под потолком где-нибудь.
Да и просто интересно восстановить. Не выкидывать же на свалку? Такой вариант был возможен.

Danilov_A

Вспомнил про весы. Взвесил голое крыло и почти голый фюзеляж (+ 2 хвостовые сервы и пара топливных трубок).




Поехал отмывать фюзеляж. Растворитель 646 другой фирмы воняет по-другому, но не менее противно.




На фюзеляже имеются повреждения обшивки - будем лечить.


Danilov_A

Начал подготовку к окраске капота. Пошкурил старую краску. Синяя и красная нанесены поверх белой, пришлось довольно много строгать по бортам где были полосы и звёзды. Нанес грунт. Еще предстоит залепить старые отверстия под двигатель. вырезать новые под двигатель и глушитель. Глушитель выступает ниже капота, в принципе, в прототипе тоже что-то торчит снизу капота. Придется кроме отверстия делать разрез в сторону хвоста для монтажа.


После публикации данных фото от наших опытных моделистов поступила информация о том, что топливо разъедает однокомпонентную краску из баллончиков. Попробовал на прочность акриловый грунт из баллончика - мажется. Расстроился.
Посмотрел варианты баллончиков, есть полиуретановые краски. По идее, должна выдержать.
Побывал в автосервисе недалеко от дома. Дядя Алик взялся помочь покрасить автокраской.
Занялся подготовкой капота к покраске. Начал делать вырезы. Новый двигатель отличается от неведомого старого и размерами, и расположением, поэтому тщательно примерившись прорезал новые отверстия. Старые отверстия заклеил изнутри.

FFedor
Danilov_A:

Начал

Danilov_A:

Занялся

Danilov_A:

заклеил

Спасибо, показательный, учебный и информационный рассказ. Очень надеюсь на завершённую показательность. Удачи.

Danilov_A
FFedor:

Спасибо, показательный, учебный и информационный рассказ. Очень надеюсь на завершённую показательность. Удачи.

Что конкретно нужно описать, показать? Что не понятно?
Если Вы внимательно читаете, то должны были обратить внимание на упоминание того, откуда берутся записи и фотографии. У меня ремонт растянулся уже более чем на год, а здесь на форуме выкладываю в течении всего пары дней. Кое-где могут быть по тексту такие ляпы.
На сегодня процесс практически закончен. Жду теплой погоды для покраски фонаря. В помещении немного теплее чем на улице, зато оборудование там хорошее и пользоваться дают.

Начертил в Нанокаде и распечатал контур наклеек в районе зализов (на оригинале есть, на модели - нет). Наклеил на подложку клеем-карандашом и вырезал ножницами. Тщательно разметил место приклейки. Пленка по пленке очень хорошо ложится, пальцами выгоняются все пузыри. Потом остается только аккуратно пройтись утюжком.







Danilov_A

Все осложнено неразборностью оперения и рулей. В результате на одну сторону рулей высоты ушло около 2 часов. Примерно столько же на руль направления… И так далее. Около 4-5 часов ушло на оклейку фюзеляжа черным цветом.



И наконец-то очередная примерка!  Пионерка - всем ребятам примерка!
Теперь можно разметить капот для окраски.


Danilov_A

Оклеил хвост снизу:



Оформил переходы черное/оранжевое:


Выпилил вырез под глушитель. Даже привез на покраску, но не сложилось


FFedor
Danilov_A:

не сложилось

Наоборот, всё отлично, прошу прощение, просто полёт, подождем, всё. Я, яхту у подобных красил, месяц, зато бесплатно. А, у вас сейчас морозы, это всё объясняет.😃

Danilov_A
FFedor:

Наоборот, всё отлично, прошу прощение, просто полёт, подождем, всё. Я, яхту у подобных красил, месяц, зато бесплатно. А, у вас сейчас морозы, это всё объясняет.😃

Сейчас морозы. Но дело было летом.
Всё тормозила покраска капота, а точнее НЕпокраска капота 😉
Три раза ходил старик к морю… Тьфу… я три раза ходил к маляру - то его нет, то у него времени нет, то подборщика краски нет.
В итоге, решил больше не ходить. И тут как раз нарисовалась возможность самому покрасить у Алексея А. на работе. Но пока опять нет возможности. Ждем-с…
Собрал силу воли в кулак и начал потихоньку сборку. Для начала установил сервы, прописал модель в передатчик. Если каждый раз при сборке модели втыкать разъемы сервоприводов элеронов в приемник, то в приемнике могут штырьки отвалиться от платы, да и просто это неудобно делать. Поэтому сделал удлинители и пометил правый/левый - у меня элероны на разные каналы разведены.



Присоединил приемник. Подключил сервы. Пытаюсь забиндить… Час пытаюсь… А не выходит. Стал искать мануал, нашел ссылку на ХК, читаю описание, а там нет моего протокола! Есть следующий - DSMX, а надо DSM2 😦 Версия приемника v3, а предыдущая v2 поддерживала оба протокола.


Пришлось снимать приемник, ставить 6-канальный старый. Но зато сателлит забиндился, будет дополнительная страховка, да и антенн больше и расположить их можно под разными углами.



Установил на место систему бортового питания с выключателем. Тут сложностей не возникло.




Далее надо было установить топливную систему.
И покрасить капот!!

Danilov_A

Добрался я к товарищу А.А. Заказал предварительно краску, лак двухкомпонентный в автомобильно-красильной конторе.
Купил специальный скотч 3 мм для контуров (зелененький на фото).
Освоили с Алексеем современную технику для окраски - окрасочная камера, сушилка и прочие прибамбасы. Ну как освоили… разочек покрасили. Для первого раза получилось вроде неплохо.
Процесс весьма прикольный. На будущее себе (и другим) - надо тщательнее готовить поверхность. Правильно было бы после шпаклевки-шкуровки и нескольких повторений покрасить грунтовкой-шпаклевкой для заполнения мелких дефектов. Также первое покрытие однотонным грунтом может дать картину поверхности по отблескам. Я опробовал эту технологию на буксире-спасателе. Самое главное - не лениться и выводить все мелкие дефекты и зашпаклевать все мелкие пузырьки и трещинки. Переходить последовательно от крупной шкурки к самой мелкой.
После покраски цветом поверхность была шагреневой. Лак дал отличное покрытие. Я доволен.










Обратите внимание на подводную лодку на заднем плане - тоже из наследства. Я забрал несколько резиномоторных моделей разной степени копийности: от плоской модели до вот этой. До полноценного запуска не дошел, нужна резина правильная. А другую подлодку с мелким племянником запускали на даче в бассейне.

Следующий этап - изготовление нового фонаря. Всё уже слишком красивое для старого фонаря. Буду пробовать разные технологии.

Danilov_A
маркин_влад:

Размер то хуч обозначте. С уважением.

В конце первого сообщения было

маркин_влад

Фото на мобильном не увеличивается, поэтому спросил. С уважением.

Danilov_A
маркин_влад:

Фото на мобильном не увеличивается, поэтому спросил. С уважением.

Размах крыльев: 1550 мм
Площадь крыла: 45,7 дм^2
Вес: 3400-3850 г
Нагрузка на крыло: 73-85 г/дм^2
Длина: 1310 мм
Передатчик: 4 канала, 5 серво
Двигатель: .50-.75 cu (8-12 cc) - 2-хтактный
.70-.91 cu (11,5-15 cc) - 4-хтактный

Этема

Бортовую электронику так жестко закрепили… Что то мягкое ей надо, вибрация сильная будет.

Danilov_A

Итак, технология изготовления фонаря номер раз: натягивание глаза на ж… бутылочная технология.
Для изготовления нужно иметь модель. Вариантов изготовления несколько: из куска дерева, из гипса и т.д.
Т.к. у меня в наличии есть фонарь, то решено было делать из гипса. Всего-то надо залить в фонарь гипс. Но форму фонарь держать сам не будет, поэтому был изготовлен ящик.


Купил 2 пакета по 3 кг гипса. Развел сразу 3 кг, воды налил наугад, как раз почти весь пакет замешал. Но немного не хватило.
Второй заход получился чуть гуще, накосячил немного.

Следующий этап - запихать болван в бутылку. Были приобретены сначала 5 литровые бутылки с водой разных производителей. Куплен вентиль безкамерной шины, вставил в пробку от бутыли. Накачал 1,5 атм в бутыль и стал греть феном до увеличения размеров и разглаживания рисунка. Одну бутылку перегрел локально - она неслабо бахнула. Вторая бутылка была чуть перегрета со стороны горлышка, сорвало крышку. Хорошо, что я делал это в гараже - разрушений нет.


Дальше довольно просто, надо греть феном до полного разглаживания. Но есть нюансы.

  1. Бутылка изначально должна быть без царапин. Желательно и без рельефа (я на вскидку не смог сообразить где такое найти).
  2. Начинать надо с концов, чтобы не сдвинулась бутылка.
  3. До снятия с болвана надо убедиться в полном разглаживании складок и рисунков.




Первые две бутылки оказались чуть коротковаты, но для опыта я проделал эксперимент.
Потом за основу была взята бутыль 6 л, купил в полиэтилене сразу пару - царапин почти не было. Вроде бы сделал всё как надо, но всё равно остались следы, но еще остались типа морщин - как-то всё не айс вышло.
В общем, данная технология подходит скорее для пенолетов. Из плюсов - малый вес. Оригинальный фонарь весит 84 грамма, фонарь из бутылки - 34. Минусы - качество сильно зависит от исходного материала, испортить в процессе очень легко.



Из комментариев с нашего форума:

Бутылочная технология сама по себе не так уж плоха, надо учитывать ряд особенностей при формовке деталей. Первое и самое главное хорошо получится только выпуклая поверхность, вогнутую получить очень трудно, придется изготавливать специальные обжимы, фонарь нужно было сразу делать в размер не оставлять губу по периметру фонаря. При выборе гипса в качестве материала для мастер-модели нужно учитывать что гипс очень гигроскопичен ,сушить его придется не неделю и не две, иначе влага, выделяемая при нагреве сделает поверхность несколько рельефной. Мы в качестве материала для мастер-модели используем березу. Чтобы бутылка не сдвигалась ее нужно закрепить с тыльной стороны, мы крепим при помощи саморезов, прогреваем от краев к центру при изготовлении из 1.5-ки оптимальная температура фена 230-250 градусов. А царапины убираются очень просто наждачкой 1500-2000 и затем 3М пастой 417.

Возможно, у меня не получилось по причине влажности гипса.