Hawker tempest
Ждем высыхания ПВА и отчета 😋
Очередной печальный отчет.
Ну никак не хочет темпест лететь…
Переделал крыло, профиль родной. Общая сухая масса самолета снизилась до 1480 г, дальнейшее снижение массы потребует серьезной переделки фюзеляжа.
Если коротко - не летает. После броска “летит” как топор, на управление почти не реагирует. Крен еще удается выровнять, а тангаж нифига. Капот размолотился почти полностью, хорошо что хоть по Вашему совету отремонтировал старый, он и пострадал. В запасе еще есть один, заново выклееный, благо болванку сохранил. Крыло не пострадало, только местами царапины и в месте крепления пластиковым болтом проломалась фанерная накладка. Все таки сосновая начинка прочнее бальзовой при почти 100 граммовой экономии веса (сам не понимаю, почему бальзовая начинка была тяжелее?).
Не летучесть думаю связана с не правильной установкой углов атаки крыла и стабилизатора. Была у меня подобная проблема с самодельный тренером - полетел только когда угол атаки крыла увеличил на 3-4 градуса. У того тренера были подобные симптомы - после броска быстро снижался без реакции на попытки управлять тангажом. Может у темпеста такая же болезнь?
Тяга движителя по ощущениям достаточна, при броске трудно удерживать - рвется в полет и руки мерзнут от воздушной струи 😃
Даже не знаю что делать дальше…
Может он не успевает набрать скорость.
С шаси пробовали?
Может он не успевает набрать скорость.
С шаси пробовали?
Если ему сильного броска с разбега не хвататет, то как он тогда летать собирается? 😉
С шасси не пробовал по причине отсутствия оного и подходящего аэродрома.
Или попробовать приделать простейшее, не убираемое, с проволочными стойками?
Очередной печальный отчет.
Ну никак не хочет темпест лететь…
Если коротко - не летает. После броска “летит” как топор, на управление почти не реагирует. Крен еще удается выровнять, а тангаж нифига. …Не летучесть думаю связана с не правильной установкой углов атаки крыла и стабилизатора. Тяга движителя по ощущениям достаточна, при броске трудно удерживать - рвется в полет и руки мерзнут от воздушной струи 😃
Даже не знаю что делать дальше…
Однако… 😦
Сначала надо все-таки уточнить некоторые моменты :
- померьте или обороты движка или стат тягу ( каким-нить простейшим динамометром ).
- померьте, какие у вас углы установки крыла и стабилизатора .
- какая сейчас фактическая центровка и как вы ее меряли, надеюсь, что по САХ.
Пробегитесь по аналогам Темпеста в таких-же масштабах, взлетающих с руки :
www.hawkertempest.se/rcmodel.htm
Вроде есть варианты с весом 1,8кг на 0.20 - 0.25 моторах.
Не понимаю, что у вас за беда.
Люди !!! Подскажите по аналогам вес/площадь/мотор/схема - бросаются такие вещи с руки или это фантастика ?
Ну и как край - ставьте на шасси, разбежиться - взлетит, куда ему деваться. Проверьте только все пункты указанные выше.
Однако… 😦
Сначала надо все-таки уточнить некоторые моменты :
- померьте или обороты движка или стат тягу ( каким-нить простейшим динамометром ).
- померьте, какие у вас углы установки крыла и стабилизатора .
- какая сейчас фактическая центровка и как вы ее меряли, надеюсь, что по САХ.
Не понимаю, что у вас за беда.
Ну и как край - ставьте на шасси, разбежиться - взлетит, куда ему деваться. Проверьте только все пункты указанные выше.
Тягу измерить трудно, нужно какой-никакой стенд/динамометры и т.п. ваять - на улице уже холодновато и после работы темно 😦
Углы установки и крыла и стабилизатора по нулям.
Центровку считал в проге для Ехеля как для трапецивидного крыла. При размахе в 1160 мм и коневой хорде 260 мм цт при 25% был в 61 мм от передней кромки крыла. Так и считал. Может чего напутал?
Сам не понимаю что за беда. При настройке мотора на макс обороты держа самолет вертикально вверх вырывается из рук, такое ощущение что если отпустить, то полетит вертикально вверх как вертолет. Какой ему еще тяги нужно - фиг его знает…
Есть идея хвост переделать - сделать не копийно-объемным, а плоским и стабилизатор на пару градусов вниз.
По указанному сайту лазил - там даже мувик есть как дядька аналогичного масштаба Темпеста кидает - сместа без разбега чуть токнул и все дела. Мне бы так 😢
С шасси некоторая проблема - по-близости нет мест, где можно было бы с шасси взлетать. Кругом поля, трава, пашня, заросли…
Однако пока еще желание не пропало - буду пробовать все варианты.
Однако… 😦
Юра, подскажите пожалуйста, какие углы атаки крыла и стабилизатора у Вашей модели? И еще расположение центра тяжести в мм от передней кромки (у меня масштаб как у Вас).
Буду премного благодарен.
Звиняйте, что встреваю…
После броска “летит” как топор, на управление почти не реагирует.
Мне внутренний голос подсказывает 😈 , что причина МОЖЕТ быть тут:
Углы установки и крыла и стабилизатора по нулям
Вот…
Есть идея хвост переделать - сделать не копийно-объемным, а плоским и стабилизатор на пару градусов вниз.
Вот-вот, и я о том же. Пару градусов вниз! Объёмный или нет - всё равно (объёмный стабильник даже немного лучше…говорят…). И, раз уж копийность нарушать 😒 может немного площадь оперения увеличить, а? И руля высоты…
Вот… Чисто теоретические измышления…
Удачи!
Артур.
Звиняйте, что встреваю…
Вот-вот, и я о том же. Пару градусов вниз! Объёмный или нет - всё равно (объёмный стабильник даже немного лучше…говорят…). И, раз уж копийность нарушать 😒 может немного площадь оперения увеличить, а? И руля высоты…
Вот… Чисто теоретические измышления…
Удачи!
Артур.
Такие встревания только приветсвуются, тем более таких людей, как Вы!
Спасибо за совет! Буду стабилизатор вниз нагибать 😃
Углы установки и крыла и стабилизатора по нулям.
Опс… 😦
А почему так ?
Чертеж вроде сами рисовали - там 1,8-2 град в плюсе на крыле и стабилизатор по нулям.
Центровку считал в проге для Ехеля как для трапецивидного крыла. При размахе в 1160 мм и коневой хорде 260 мм цт при 25% был в 61 мм от передней кромки крыла. Так и считал. Может чего напутал?
Тут все правильно.
Есть идея хвост переделать - сделать не копийно-объемным, а плоским и стабилизатор на пару градусов вниз.
А зачем хвост переделывать на плоский ? Как это может решать проблему ?
Пустое это. ИМХО
По указанному сайту лазил - там даже мувик есть как дядька аналогичного масштаба Темпеста кидает - сместа без разбега чуть токнул и все дела. Мне бы так 😢
Ну у того дядьки взлетный вес 1215 гр. Нам более показателен другой дядька, который кидает такого-же масштаба и с подобным-же мотором Tempest MKII весом 1,8 кило и не жужжит 😃
Юра, подскажите пожалуйста, какие углы атаки крыла и стабилизатора у Вашей модели? И еще расположение центра тяжести в мм от передней кромки (у меня масштаб как у Вас).
Установочный угол крыла +2 град. Стабилизатор по нулям.
Центровка у меня в районе 30%, была мысль перед первым сдвинуть ее вперед до 25% , но решил попробовать так - в результате так и оставил. Миллиметры от передней кромки померяю сегодня - сообщю. Но кажись центровка не есть Ваша головная боль - Ваши 25% по большому счету стандарт для варбирдов.
Шасси пока не мутите - начните с правильной установки крыла.
На ремонт или изготовление капота пока не распыляйтесь - пробуйте без него. Я так понимаю, что других повреждений после ПОСЛЕДНЕГО ( надеюсь 😃 ) хряка практически нет.
Чертеж вроде сами рисовали - там 1,8-2 град в плюсе на крыле и стабилизатор по нулям.
На тех, что у меня есть “чертежах” угол атаки крыла не разобрать…
Тут все правильно.
Значит еще не полный тормоз 😉
А зачем хвост переделывать на плоский ? Как это может решать проблему ?
Пустое это. ИМХО
Это я с горяча решил вообще весь фьюз переделать 😃
Установочный угол крыла +2 град. Стабилизатор по нулям.
Центровка у меня в районе 30%, была мысль перед первым сдвинуть ее вперед до 25% , но решил попробовать так - в результате так и оставил. Миллиметры от передней кромки померяю сегодня - сообщю. Но кажись центровка не есть Ваша головная боль - Ваши 25% по большому счету стандарт для варбирдов.
Уже переделал фьюз под угол 2 градуса - просверлил новые отверстия под штыри крыла выше старых и снял ставший лишним кусок ложемента.
Шасси пока не мутите - начните с правильной установки крыла.
ОК
На ремонт или изготовление капота пока не распыляйтесь - пробуйте без него. Я так понимаю, что других повреждений после ПОСЛЕДНЕГО ( надеюсь 😃 ) хряка практически нет.
Жаль только что без капота самолет будет пазать землю двигателем, а там и раскрытый карбюратор и глужитель можно надломать… Хотя буду пробовать без него - если полетит, тогда можно и красотами заняться (до сих пор пилота не сделал) 😃
Спасибо за поддержку и советы!
На тех, что у меня есть “чертежах” угол атаки крыла не разобрать…
А по каким Вы работали ? На чертежах и у Бентли и у Каруаны этот угол хорошо отслеживается ( см.аттач )
Жаль только что без капота самолет будет пазать землю двигателем, а там и раскрытый карбюратор и глужитель можно надломать…
А Вы что, опять падать собрались? Не будите лихо, пока оно тихо 😃
С аргументацией отчасти согласен (касательно засорения карба), поэтому возможно капот и нужно ставить.
Работы много там по грубому склеиванию паззла от старого развалившегося капота ?
А насчет надломанного глушителя - при таком ударе в травяное поле, от которого может надломиться глушитель, капот спасет наврядли. А засоренный карбюратор будет выглядеть легкой неприятностью на фоне того, ЧТО останется от модели в целом.
Удачи !
ЗЫ На моем центровка - 68мм от передней кромки.
]А по каким Вы работали ? На чертежах и у Бентли и у Каруаны этот угол хорошо отслеживается ( см.аттач )
Делал по этим (см. аттач)
А Вы что, опять падать собрались? Не будите лихо, пока оно тихо 😃
Вообще-то уже берут сомнения на счет летучести построенных дров 😦
Удачи !
ЗЫ На моем центровка - 68мм от передней кромки.
Спасибо! Принято к сведению.
За аттачить файл забыл 😦
Делал по этим (см. аттач)
Чертежики откровенно слабенькие. 😦
Понятно, если безрыбье, но я же вроде давал в статье ссылку на хорошие чертежи на сайте Темпеста.
Я работал по Каруановским чертежам :
www.hawkertempest.se/drawings.htm
а недавно там появились местами еще более славные от Бентли :
www.hawkertempest.se/drawings-2.htm
Ну да лана…
Когда следующая попытка ?
Чертежики откровенно слабенькие. 😦
Понятно, если безрыбье, но я же вроде давал в статье ссылку на хорошие чертежи на сайте Темпеста.Когда следующая попытка ?
Чертежи товарища Каруаны я потом скачал, как видно поздно 😦
Следующая попытка намечена на ближайший уикенд. Если погода/жена будут благоприятной и кидала со стакана слезет 😉
…и кидала со стакана слезет 😉
Мож тут кроется загадка “нелетучести” Вашего пепелаца ? 😃
На всякий случай запаситесь парой пива для предполетной подготовки тех.состава - чтоп не колбасило на старте 😃
Мож тут кроется загадка “нелетучести” Вашего пепелаца ? 😃
Во-во, был аналогичный случай, запускал Пайпера с отцом, опыта мало, поетому просил его бросать…
И стал я замечать, что с каждым запуском самолетик все тяжелей и неохотней летит, просидает аж до земли, думал хана мотору 😕
И что оказалось 😈 , отец, почуствовав что мотор “тянет”, стал просто его легоничко подталкивать, мол тяга есть- полетит 😃 А как выяснилось, а очень просто, когда мотор сгорел прям во время броска, Пайпер упал в паре метров 😠
Как я ни пытался объяснить, что не в тяге дело, а в скорости- бестолку, тянет и все тут! Это у меня руки кривые… Бросаю теперь сам, от греха подальше 😇
Мож тут кроется загадка “нелетучести” Вашего пепелаца ? 😃
На всякий случай запаситесь парой пива для предполетной подготовки тех.состава - чтоп не колбасило на старте 😃
Да не, он не злосный алкаш - просто в выходные иногда бывают веселительные мероприятия. Хорошо, если в эти выходные их не будет 😉
Почитал ваши прения по поводу взлетов - и в недоумении. У меня правдо не полукопия - простая бойцовка полу дельта. И нагрузка на крыло поменьше будет . Стоит SC-25 - помащнее чем ТТ и ОСя на втулке. Но при весе в 1500 взлёт без проблем (кидаю сам себе). Это литорика …
----
Первое ни разу не озвучен вопрос расходов рулей высоты. Действительно когда модели нехватает скорости и по нагрузкам она далека от идеала - взлет нужно совершать эфективно работая ручками управления. Причем реакция очень запоздалая на команду и это первые секунды после броска.
Второе что замечал наблюдая со стороны - шоковое состояние пилота. Явно нервничая и особенно при первых запусках. После того как модель выпущена , человек стоит как бы отключенный.
Если вовремя не “переключился” дрова. Начинаеш брифинг по полету и расказывая что он ничего не делал с ручками управления или давал очень маленькие отклонения - не верит и уверяет что джойстик чуть не свернул… В реальности этого не было.
-----
Если все правильно что описанно то самик должен пойти в небо , даже если крыло и стабилизатор стоят в нулях. Главное ( опасаюсь рекомендовать так как хорошо имеет обратную сторону) чтоб на малой скорости хватило ефективности рулей и вы смогли этим воспользоваться ( состояние шока).
---------
Еще один момент - Темпест имеет очень тяжелое крыло для точного геометрического изготовления и еще угол V добавляет эту ошибку. И часто сравнивая геометрию крыла тяжело оценить насколько точно сделано чтоб не произошло круток на концах . Возможно этот момент тоже имеет место в вашей проблемме.
--------------
Но поднять ваш самик всеравно можно … Просто немного нужно раслабиться и не волноваться перед выпуском модели. Не бойтесь “перебрать” ручки управления , и более интенсивно работайте ими.
-----------------
Легко советовать , но у самого ноги и руки выдают такую дробь когда первый раз облетываеш самик и без разницы какой по счету.
----------------------
Вот примерно моё мнение , без претензий на правоту…
Почитал ваши прения по поводу взлетов - и в недоумении.
Аналогично - вроде при правильной центовки и тяговооруженности и табуретка должна летать…
Первое ни разу не озвучен вопрос расходов рулей высоты.
Руль высоты по 30 гр. в обе стороны, элероны по 30 вверх и 20 вниз.
Действительно когда модели нехватает скорости и по нагрузкам она далека от идеала - взлет нужно совершать эфективно работая ручками управления.
Дело в том, что если реакция на команды если и наступает, то самолет уже в траве. Точнее не наблюдается полет как таковой - бросок валенка выглядит одинаково. Как будто двигателя нет, рулей тоже. Кинули - а он в землю раньше или позже в зависимости от силы броска.
Второе что замечал наблюдая со стороны - шоковое состояние пилота.
Есть такое… Но не настолько, чтобы мешать трезво оценивать ситуацию 😉
Если все правильно что описанно то самик должен пойти в небо , даже если крыло и стабилизатор стоят в нулях.
Если погода позволит - на днях проверим это на практике. Уже переделал ложемент под +2 градуса.
Еще один момент - Темпест имеет очень тяжелое крыло для точного геомитрического изготовления и еще угол V добавляет эту ошибку. И часто сравнивая геометрию крыла тяжело оценить насколько точно сделано чтоб не произошло круток на концах . Возможно этот момент тоже имеет место в вашей проблемме.
Есть у меня один чертеж бойцового темпеста, так там концевые нервюры закручены на 6 градусов вниз. Профиль там чистейший кларкY…
Но поднять ваш самик всеравно можно …
Подобные высказывания укрепляют надежду и веру в летучесть моих дров 😃
Вот примерно моё мнение , без претензий на правоту…
Все принято к сведению! Большое спасибо!
Ясно …
Но в том прикол про шок - восприятие нормальное . И ты как будто все делаеш а в реале мозг делает а руки нет. Ну это просто из случаев и в виде поправки …
-----
Вообще 25 размер это очень тяжелая кубатура для создания красивой и летучей техники. Заметьте как мало наборов и Китов под эту кубатуру.
Потому лично я высоко оценил то что сделал Pumper.
Не просто со слов типа красиво и класно - это кометарии не очем людей часто не представляющих как это сложно.
А именно с механизацией и летучий самик. По своему опыту могу сказать это не так просто как кажется. Теперь и вы это испытали …
вот поэтому 40 размер прощает многие ошибки и запас на ошибки по массе больше чем при постройке 25-ок. Но у меня лично больше симпатий к 25 ( правдо появился и 30 но 4Т он как раз как лашка 25 по мощности) и мне с ними как то приятно возиться.
---------
Ладно думаю что всетаки вы победите своего самика и научите летать.
–
Лично я пока на постройку подобного не решаюсь так как полное отсутвие материала из которого можно создать такой же самик. Делать из бальзы столь сложную геометрию - сделаю . Но отделка модели нагонит столько весу что мотора мало будет. Патолочку и пену - нечем покрывать и красить обсалютно - магазины такими специфичными вещами не торгуют как лаки и краски не растворяющие пену ( хотя ассортимент высок).
----
Удачи всем… 😃
Руль высоты по 30 гр. в обе стороны, элероны по 30 вверх и 20 вниз.
Да еще момент
-------
Хотя такие расходы и настораживают. Это то о чем я говорил что хорошо тоже не хорошо.
Обычно 15 градусов это нормально. Вам по месту виднее и по навыкам.
Про углы отклонения РВ - Темпест имеет относительно небольшое плечо хвостового оперения и достаточную площадь РВ, поэтому 30 градусов в каждую сторону для него ( точнее для нервной системы пилота ) замного. Как верно заметил ЕВГЕНИЙ-ARM - слишком хорошо тоже плохо.
Я вылетал в первый с 15-ю градусами в каждую сторону, но все равно аппарат показался слишком дерганным по тангажу. Сейчас летаю на 10 град и этого более чем - реагирует на РВ очень чутко и четко. Хотя у меня этому еще способствует более задняя, чем на Вашем центровка.
Полагаю, что “Ваш размер” для первого + - 15 градусов.
Перечитал Вашу эпопею еще раз. Что-то мне все это показалось очень знакомым.
Особенно фраза про брошенный валенок, дальность полета которого зависит от силы броска.
Если не лень, вот длинное повествование , с которого собсно и началось мое появление на этом форуме :
rcopen.com/forum/f1/topic5839/9
Тогда всем миром удалось таки поднять моего первенца - пенопластового Шторха на электротяге - в небо.
Вся симптоматика первых неудач - один в один как у Вас. А разрешилось все очень просто - увеличением тяги мотоустановки с помощью винта бОльшего шага-диаметра.
Поэтому несмотря на Ваши описания уверенно-достаточной тяговитости Вашего мотора , на уровне подсознания меня гложет червь сомнений - уж слишком много похожего.
Очень хочется ошибаться и надеятся, что это мои домыслы - лишь рефлексы от собственного негативного опыта, как у собачек Павлова.
И про шоковое состояние на старте - все очень в тему. Одним из факторов неудач со Шторхом была именно боязнь ХОРОШЕГО броска модели - эксперимента ради я потом, когда уже уверенно оседлал и Шторха и Мессера , поменял на Шторхе винт на старый, на тот, на котором когда-то взлететь не смог и…полетел. Кривовато, на грани - но полетел.
С другой стороны - архи-мешающий шок на старте , равно как и напоминание о необходимости броска ПРОТИВ ветра - это вроде к Вам относиться не должно, все-таки это у Вас не первая модель.
Убейте мои природные страхи - попытайтесь каким-то образом померять тягу мотора. Надеюсь, что винт там уже стоит 10х5 ???
Про предстартовую подготовку в части проверки действия рулевых поверхностей на максимальных оборотах двигателя не спрашиваю - почему-то уверен, что Вы это делаете ( не ошибаюсь ? ).
Удачи !
Если не лень, вот длинное повествование , с которого собсно и началось мое появление на этом форуме :
rcopen.com/forum/f1/topic5839/9
Удачи !
[/quote]
По-порядку: расходы уменьшить не проблем, аппаратура позволяет; винт 10х5 к сожалению не нашел, взял на пробу 10х4 - на глаз тяга значительно меньше, чем 9х6. В прошлое воскресенье была очередная попытка запуска. С новым углом атаки самолет полетел! Но удовольствия от полета не было - вылезла болячка, которой я все время боялся - тяжелый хвост. Полет напоминал 3Д фигуру “хариер”! Самолет летел с опущенным вниз хвостом под углом градусов в тридцать! При этом выворачиваясь и пытаясь упасть - но у него это не вышло 😉 Полетав так пару кругов я его осторожно плюхнул в траву. Для исправления центровки нужно полностью переделывать фюз, чем теперь собственно и занимаюсь. В новом чертеже все ради центровки - максимально сдвинут вперед бак, серва карбюратора вообще почти возле двигателя, приемник под баком, аккумулятор тоже… Хвост делаю как можно легче - теперь есть аквалак, а не то что раньше - органза на эпоксидке…
Вот такие дела.
Темпест будет летать 😈
ЗЫ А Вашу эпопею прочитаю.