"Ненужный самолет" , или очередная победа Р.Л.Бартини и моя!

сясик

Все мои записи носят чисто дневниковый характер, для себя и друзей, которым может будет интересен процесс изготовления модели этого необычного и замечательного самолета, мои поиски, сомнения и достижения.
Прежде, чем перейти к описанию постройки моей модели, несколько слов о создателе этого шедевра и самом самолете.
С середины 1950 годов в СССР начался процесс формирования противолодочной авиации. 4 сентября 1972 года летчик - испытатель Ю. М. Куприянов и штурман - испытатель Л.Ф.Кузнецов подняли в воздух с аэродрома ( обращаю внимание ) самолет амфибию вертикального взлета и посадки ВВП - ВВА -14. Самолет находился в воздухе около 1 часа.

У конструктора Роберта Людвиговича Бартини (Роберто Орос ди Бартини ) ОКБ Г. М. Бериева , малоизвестного широкому кругу общественности и так же авиационным специалистам,на счету было множество прекрасных самолетов. Такие, как ЛЛ-1,ЛЛ-2 (1927-1929 г.г. ), МБР, “ЭИ”, “Сталь-6”, “Сталь -7”,МДР, МТБ …1942г. “Р”, “Р-114” (сверхзвуковой перехватчик нового типа), “СЛК” (1952-1957 г.г. ) и др.
Я не буду подробно останавливаться на них, кто заинтересуется, тот найдет и посмотрит, советую. Он был не только выдающимся конструктором и ученым, но и тайным вдохновителем Советской космической программы. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны : Королев, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев, и многие другие.
По непроверенным данным , при проектировании самолета Валькирии Норт Америкен пользовался бумагами, спертыми в СССР, с рассчетами большого сверхзвукового самолета (1950 г.) никого иного , как самого Бартини…Возможно, что это всего лишь легенда…
С.П.Королев сказал :-"Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. С.П.Королев называл его своим учителем.
Основой самолета ВВА -14 послужил самолет амфибия ДАР (дальний арктический разведчик) проект МВА -62 (1962 г.)
Построен он был по схеме “бесхвостка”, в производство были запущены два экземпляра “1М” и "2М2. И только 11 июня 1975 года самолет совершил взлет с воды, с полным выпуском и уборкой поплавков. Всего было совершено 107 полетов.
На этих фото видно, как используются выпускные поплавки при посадке и взлете с водной поверхности. Это очень существенное отличие этого самолета-амфибии. Так он выглядит сейчас.

youtu.be/CBYiUiZVONI

Аналогов этому самолету пока нет!

Несколько слов о чертежах… Просто их нет, кроме вот этого…
Меня очень прельстили некоторые моменты в конструкции самолета, хочется воплотить их в модели. Схема - центроплан-летающее крыло с консолями и бортотсеками, т.е. сложное , составное крыло. Взлетно - посадочное устройство с поплавками ( пневматическое взлетно -посадочное устройство-ПВПУ ) длиной 14 м. и диаметром 2,5 м. Заманчиво!
Используемые материалы : пенополистирол, потолочка, деревянные линейки, сосновые рейки (оконный штапик), клей “Титан”, клеющий пистолет, скотч.(разный). А вот таким чертежиком я буду пользоваться. С него и начинается изготовление модели.
Вот основные размеры и ориентировочная электроника. Размах -1530 мм. Длина -1350 мм. Высота (максимальная - 360 мм. ) Маршевые двигатели - импеллеры ADH 300L 5800 Об/в. Тяга (каждый ) 386,12 г. при 11,1 В. Мощность 266,8 Вт (2 шт.) Сервомашинки - НХТ900, НК15148В (4 шт. элероны и РН), цифровые с мет . редуктором 19 г. 2,8 Кг. /0,14 сек.(4 шт.поплавки) , 928ВВ 2,0 Кг. /9 г. / 0,13 сек( 2 шт. РВ). ( Моторы -L-2210 -1400об.в. (210 Вт. ) 2 шт. ), EC-28-12 1534Kv (2 шт.), Регуляторы -50А (2 шт.)и 20А (4 шт.), винты (ориентировочно )5х5 или 6х6, Акк. -1300 3S (2 шт.)2200 3S (1 шт.)

В процессе работы возможны замены. Хотелось бы поставить ретракты, но не потяну по финансам.Их нужно целых 4 шт. (переднее колесо, нижнее - подфюзеляжное шасси по типу планерного , и 2 боковых , подкрыльевые).

Раскраиваю плиту пенополистирола на нужные куски. Центральный фюзеляж и боковые, несущие поплаки, балки.
Крылья и центральная часть делаются из потолочки, в один слой с вставлением лонжеронов. По передней кромке крыльев пропускаю 15 мм. ширины полоски в два слоя и стачиваю их на “ус”. Элевоны вклеиваю заранее на двухсторонний скотч, в трех точках.
В средней части фюзеляжа (экране), по передней кромке тоже самое. Лонжероны делаю из оконного штапика, приклеиваю вдоль основного лонжерона из пенопласта (он служит в основном для приклеивания верхней пластина крыла ( на фото его не видно за пенопластом). Самые толстые части крыльев и экрана 38 мм. (30 мм + верхняя и нижняя пластины из потолочки 4 мм. +4 мм.=8 мм. Итого 38 мм.) Толщина боковых балок 50 мм. , высота 100 мм. Центральный фюз. -100 х100 мм.
Готовые крыль. Примерка.
Центральная часть и бортотсеки разрезаются по горизонтали пенорезкой , все лишнее из них удаляется.
С нижней стороны центрального фюза делается люк для доступа к электронике и аккумулятору. Видимо будут большие проблеммы с определением ЦТ. Сделаны колеса передние и подфюзеляжные (основные) .Использовались донышки от пивных банок и пенопласт (5 слоев). Решил использовать пенопласт потому, как при взлете с травы мягкие колеса создают большое сцепление и тормозят.
Большую озабоченность создают выпускные поплавки. На оригинале они резиновые и выпускаются при помощи сжатого воздуха(надуваются).
В моей модели хочу использовать сервомашинки для выпуска поплавков, прорабатываю кинематическую схему привода. Для нормального выпуска нужно ставить 4 сервы, что бы работали синхронно, иначе будут перекосы и заклинивание. Выводятся на 5 или 6 канал, на вертушку. Пока это эксперименты.
Боюсь, что придется отказаться от этой затеи и обойтись простыми бортотсеками, без выпуска поплавков. Для меня эта задача слишком сложная, и вес прибавляет значительный. Вообще ВВП очень заманчиво конечно, но тоже требует установки нескольких моторов с винтами (на самолете стоят 12 ТРД и дополнительно по бокам центроплана стоят еще два ТРД для поддува под крыло) для обеспечения нужной тяги (минимум 4).
Я думаю, что задача моей мдели состоит в достижении похожести на прототип, взлета с земли и достижения экранного эффекта (полета на малой высоте) , что достичь в моделях очень сложно ( при малых скоростях ). Модель приобретает нужные очертания.
Выросли крылья. Примерка мотогандлл.
Какая - то непривычная конструкция.

Hainov

Круто! Я думаю, модель этого самолета еще никто не делал! Удачи Вам.

Hainov
сясик:

это у Вас ЛК

Не. Это вертолетосамолет.))) Запчасти от вертолетов, при помощи потолочки и карбоновых трубок превращенные в самолет.

сясик

Нормальненько! Надо подумать. У меня где -то два разбитых валяются…

kasmirov

Очень интересно!
Давно вынашиваю идею построить копию 1М. Просто безграничный объект для творчества.
Но пока не могу определиться с подъемными двигателями. Т.к. все-таки основной интерес для меня представляет реализация вертикального взлета-посадки, которая к сожалению не была реализована на прототипе, а также автоматического перехода из горизонтального полета в висение. Так что подход к постройки копии такого класса требует крайне тщательного подхода.
Буду следить за темой! Удачи в постройке одного из самых интереснейших самолетов нашей страны!

Зы. Позвольте позанудствовать. Насколько я помню, самолет никогда не взлетал с поплавков. Были совершены пробные буксировки и самостоятельные перемещения по воде, но взлет/посадка с поплавков осуществлены не были. Был осуществлен выпуск/уборка поплавков в воздухе, серия испытаний.

сясик

Ваше “занудство” неуместно. Прочтите www.airwar.ru/enc/xplane/vva14.html Авиационная энциклопедия “Уголок неба”. Я ведь не с неба брал данные и дату 11 июня 1975 г. !Все претензии к автору. P.S. А, что имеется в виду под 1М ? Конкретно?

kasmirov
сясик:

Ваше “занудство” неуместно

Занудство по делу всегда уместно, как собственно и способность принимать конструктивную критику 😃
Не очень здорово ссылаться на непроверенные источники и всякую херню.
Есть книга Удалова, Панатова, Фортинова “Самолет ВВА-14”. Написана людьми принимавшими непосредственное участие в разработке обсуждаемого самолета.
Очень советую ее почитать.
Цитата из нее по ПВПУ

Ходовые испытания довели до скорости 36 км/ч, после
которой самолет на цилиндрических поплавках с
конусообразными носками и хвостиками начинал
опускать нос. После разрушения носового троса и отрыва
носового отсека от каркаса поплавков испытания были
прекращены.

Выводы на основании этих испытаний были весьма
обнадеживающими: ПВПУ на воде обеспечивало необ-

ходимую непотопляемость и устойчивость самолета ВВА-
14, а также возможность его поступательного движения
до скоростей 35 км/ч.

Последнее было также важным, ибо при вертикальном
взлете и посадке на взволнованную поверхность для
предотвращения соскальзывания самолета по склону
волны необходимо обеспечивать небольшую
поступательную скорость, чтобы сохранить его на гребне.

Это требование обосновал Бартини известный морской
летчик Н. И. Андриевский, после чего ходовые испытания
с повышением скорости были включены в план

испытаний.

Как вы себе представляете успешный взлет на скорости 36 км/ч? Взлет с разбегом, про который вы пишите? С воды? Учитывая то, что вертикального взлета у этого самолета не было.
ПВПУ были предназначены только для вертикального взлета/посадки.

У вас по тексту есть еще неточности

сясик:

(на самолете стоят 12 ТРД и дополнительно по бокам центроплана стоят еще два ТРД для поддува под крыло)

Не было ни на 1М, ни на 14М1П ни одного турбовентиляторного двигателя для вертикального взлета. Завод их не смог изготовить в должном количестве, только для стенда.
Поэтому в 1М было всего 2 маршевых двигателя, в 14М1П 2 маршевых и 2 поддувных. Но вторая модификация в отличии от первой так и не поднялась в воздух.

Еще раз повторюсь. Мне очень интересно посмотреть за созданием вашей модели, но все же следует пользоваться проверенными источниками.

сясик

Если Вы считаете Авиационную энциклопедию “Уголок неба” вашим словом “херней” - тады “ОЙ”! Критику в СВОЙ адрес приму с удовольствием, а за чужие промахи не собираюсь отвечать! Все неточности переадресуйте Авиационной энциклопедии. И где это Вы прочитали -" Взлет с разбегом"? Я этого не писал! Этот самолет при взлете с воды вообще не должен иметь разбег, он приподниматься должен над ней и переходить в горизонтальный полет, а это разные вещи. Да и в конечном счете разве в этом дело -взлетел он с воды или нет? Я написал, что задачи моей модели -это взлететь с ЗЕМЛИ, попробовать достичь экранного эффекта и хоть немного быть похожей на прототип, все! Я буду счастлив, это будет моя победа. Использовать принцип коптеров для вертикального подъема с воды в этой модели я посчитал не целесообразным. Хотя при взлете с земли и зависании при посадке этот эффект тоже интересен. Эта мысль пока еще не покинула меня. И самое ГЛАВНОЕ, что тема заинтересовала кого -то !

Drakon2063

тема супер…эдакие аппараты…не попускают иногда и мой моск

ZigZag_ZZ

Снова встряну, а какое отношение ваш попотолкательный аппарат имеет к теме “Импеллерные модели”?
Пока его надо в пенолёты отправить…

сясик
ZigZag_ZZ:

а какое отношение ваш попотолкательный аппарат имеет к теме “Импеллерные модели”?

Разуй глазки! на верху у него стоят два РД, а у меня будут импы!

ZigZag_ZZ

А вот хамит, не надо!
У самолёта стоят, меня лечить х… тупить, вам что ТТХ этих моторов дать, чай не заборостроительный заканчивал , я про МОДЕЛь!
Вот как будут фены так и посмотрим, а пока она не прокатывает в импеллеры, как не крути, ПУШЕР как говорит поколение ПЕПСИ!

сясик

А никто и не хамит! Всему свое время. Пока только тушка делается, куда же я “фены” приляпаю, если еще фюз не закончен? " Силовая установка комбинированная, состоит из двух маршевых двухконтурных двигателей Д-30М тягой по 6800 кгс (генеральный конструктор П.А. Соловьев), установленных рядом в отдельных гондолах сверху центроплана, и 12 подъемных ТРДД РД-36-35ПР тягой по 4400 кгс (главный конструктор П.А. Колосов), установленных попарно с наклоном вперед в отсеке фюзеляжа с открывающимися вверх створками воздухозаборников для каждой пары двигателей и нижними створками с решетками, отклонение которых могло регулироваться. Подъемные двигатели к началу летных испытаний не были доведены, и полеты самолета проводились без них. Предусматривалось использование вспомогательной силовой установки с турбокомпрессором."

ZigZag_ZZ

Вы ликбез по самолёту ведёте или про модель свою раскажите,тут сидят люди не с автофорума.

Глаза разуйте!

сясик
ZigZag_ZZ:

Вы ликбез по самолёту ведёте или про модель свою раскажите,тут сидят люди не с автофорума.

Глаза разуйте!

" А вот ХАМИТ не надо"! Я же сказал- всему свое время…Это моя тема, как только будет что -то новое в постройке, так покажу…А про самолет много можно рассказывать, про него мало кто знает!

Hainov

Вообще - это как раз достойно уважения, когда человек, строящий копию, интересуется историей прототипа и нам, благодарным читателям, ее рассказывает. А кому не нравится - тот может не читать.

сясик

Геннадий, спасибо. Дорогие друзья я в начале своего повествования говорил, что мои записи носят чисто дневниковый характер. Модель этого самолета- это результат моих поисков, сомнений в правильности выбранного прототипа и достижение результата…Я так верю в конечный итог -взлет этой модели, что не представляю себе иного результата…Я вас всех люблю и уважаю ваше мнение, за что всем очень благодарен. Вы вселяете в меня оптимизм и уверенность, вне зависимости от реакции некоторых авиамоделистов.

Hainov

Задачу, конечно, Вы себе поставили трудную. Даже в варианте обычного самолета - тут куча подводных камней. Большой фюзеляж, который тянет вес и сопротивление, необычная схема, которая может преподнести сюрпризы.

Поэтому тем более хочется пожелать удачи.

Кстати, задача вертикального взлета не такая уж нерешаемая. Там одна серьезная проблема - вес. А технически - есть где спрятать 4 импеллера. Коптерные мозги справятся с задачей висения.

сясик

Геннадий, Пока стоит одна задача, поднять модель в воздух, как обычный самолет, отцентровать! А дальше будем поглядеть! Кстати тушка планирует очень неплохо, сделаю видео , покажу. Ой! Ребята, красивый получается! Кто знает, подскажите! При управлении вложениями, загружаю файлы с фотографиями, всплывает окно , что превысил предел файлов на сайте. Файлы использованы 19,53 Мб из 19,53 Мб. Как возобновить загрузку файлов?

15 days later
сясик

Спасибо,еще бы знать где этот ресурс находится! Я в компе еще “чайник”.

EVIL
Александр_АГ:

radikal.ru

Вячеслав, вам дело предлагают. Это адрес сайта. Копируете его в адресную строку и на главной странице будет все подробно расписано. Вам нужно будет скопировать ссылку на загруженное изображение и вставить сюда.

сясик

Пробую вставить фотографию… Спасибо, все получилось. Вот так сейчас выглядит “Барти “, так я решил назвать свою модель-” Барти - 01”. Тушка планирует классно.