L-39 Albatros EPO от Hobby TopGun для FPV-пилотажа
Игорь, все просто…
Основной проблемой стекла является ремонт после длительной эксплуатации и возможных падений модели.
Стекло постоянно “отслаивается” от пены и появляются “пузыри”. Не понимаю почему это происходит, но это происходит.
Кроме того, чтобы убрать фактуру стеклоткани, требуется больше работы и грунтовочного материала. Бумага изначально более гладкая.
Ну, и по прочностным характеристикам она проигрывает стеклу не так сильно - 250-300 н/м.кв против 400-450 н/м.кв у стекла.
Но в цене, при этом, бумага в разы дешевле также как и само “связующее” в виде ПВА.
Также немаловажный фактор и “экологичность” работ в домашних условиях… 😃
Как красились крылья…
Заранее подготовленные по грунту и покрашенные желтыми пятнами крылья начали обрабатываться на предмет покраски в черный цвет.
Все технологические лючки и отверстия были закрыты специально вырезанными кусочками малярного скотча.
Колесные ниши закрылись заглушками из поролона. Поролон вырезается немного большего размера чтобы надежно “распереться” в отверстиях.
Для нанесения рисунка вязи использовались специально вырезанные декали из обычного Oracal.
Чем более тонкий - тем лучше, так как после наложения слоев краски он становится более толстым и менее мягким…
Отдельно готовились верхняя и нижняя стороны крыла согласно цветовой схеме “РУСИ”.
Как показала практика всех предшествующих покрасок, очень удобно работать с деталью когда она подвешена.
Ты получаешь полный контроль над качеством покрытия, сразу видишь огрехи и можешь свободно вращать деталь.
Итак - понеслась! 😎
Дальше фото идут по порядку наложения слоя черной краски.
Время сушки между нанесениями - не менее 30 минут.
1-й слой
2-й слой
3-й слой
4-й слой
5-й слой
Все - финиш…😋
Теперь декали и всю заклейку долой! После сушки в течение 30 минут…
На эту операцию ушло порядка часа времени. Но на выходе - маленькая награда за труды. 😍
Крылья практически готовы! 😒
Осталось сделать три вещи:
- покрасить в серый цвет колесные ниши
- установить разъемы на все провода от электроники
- установить в наплывы крыльевых баков БАНО в штатные места
Продолжение следует! 😉
Добрый день! Константин, интересует вопрос - какую шпаклевку использовали при работе и какой краской окрашивалась модель?
Евгений, приветствую!
Для шпаклевки крыльев и фюзеляжа использовалось два вида шпаклевки.
Шпаклевка Body для автомобилей (в маленькой баночке).
И шпаклевка Sem Light для внутренних интерьеров и декоративных изделий из пенопласта.
Первая использовалась на ответственных узлах с приложением сил на деформацию.
Вторая - для работы по всем вмятинам на внешних поверхностях модели и заделки “имитации расшивки”.
И одна и вторая довольно быстро сохнут, но полиэфирная гораздо быстрее. При этом она очень сильно пахнет…
Краска Crafts Spray акриловая. Покупал в OBI.
Идет работа по шпаклевке фюзеляжа - убираю “элементы расшивки и лючки”…
Приходится работать SemLight`ом в два этапа, так как с первого раза покрыть все углубления ровно не получается и долго сохнет шпаклевка.
Попутно делаю хвостовое горизонтально оперение…
Идет работа
Думал в сентябре облетаем, но наверно теперь на конец октября в лучшем случае.
Думал в сентябре облетаем, но наверно теперь на конец октября в лучшем случае.
Олег!
Как дела с работой пойдут… Если наберется съемок - тогда точно.
Уж близко, недолго осталось…
Процесс сборки идет максимально возможным образом!
Главная большая “затычка” - это хвостовое оперение. Не смотря на кажущуюся простоту возни с ним столько же, сколько и с основным крылом… 😠
Продолжаю “пилить” хвостовое оперение.
Как же все не быстро, черт побери… 😦
Но, глаза боятся, а руки - делают!
Горизонтальное хвостовое оперение в частичной сборке.
Все бальсовые детали шпаклю шпаклевкой Sem Light.
После этого на нее отлично ляжет пропитанная ПВА бумага и даст очень ровную и гладкую поверхность.
Либо, как в моем случае, отлично ложится грунт и краска.
Основание законцовок стабилизатора. Сами законцовки будут из брусочков бальсы.
Кабанчик из стеклотекстолита 2 мм и своей посадочной обоймой из вьетнамской фанеры.
Склейка и вклейка - эпоксидной смолой.
Торцевая нервюра РВ покрашена.
Кабанчик на месте - вклеен и зашпаклеван.
Внутренняя часть ГО также покрашена в традиционно серый цвет.
При отклонении РВ эти элементы будут придавать приятный внешний вид “внутренностям” самолета.
Вклейка ложемента для лючка отсека сервомашинки РВ.
Все в будущем склеиваемые поверхности пенопласта ошкурены и на них нанесены насечки для лучшего проникновения клея в детали фюзеляжа.
“Тонна” шпаклевки чуть позже превратиться в аккуратный и тонкий слой скрывший под собой ублюдочную “расшивку” хвостового оперения.
Вперед, вперед! Покой нам только снится! 😆
Оклеенные бумагой рули высоты после сушки…
Нижние наплывы щелей РВ вклеены и зашпаклеваны. Можно приступать к монтажу рулей через верх.
Отделанный отсек хвостовой сервы для РВ. Все детали максимально подогнаны к поверхностям для уменьшения количества щелей.
Горизонтальное оперение обзавелось своими рулями которые “повисли” в штатном месте на эпоксидке.
Внутри вклеены профилированные бальсовые бабышки для лучшего удержания трубчатой втулки оси рулей.
РВ полностью упакованы в наплывы своих ниш. Осталось сделать законцовки ГО и установить в них приемные втулки оси РВ.
Маленький довесок…
Завтра можно будет вклеивать на место ГО. 😉
Сейчас все в сборе весит 97 гр. Думаю, что еще 10-13 гр. потянут бобышки законцовок из бальсы и клей.
В итоге выйду на 110 гр. веса ГО. Очень хорошо! 😎
Вклеены горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение.
Причем место склейки ГО с фюзеляжем подверглось глобальной шпаклевке и последующим ее выведением.
Больно все там печально было с пенопластом и клеевым швом у китайской поделки…
Место склейки киля и фюзеляжа сейчас шпаклюется…
PUR-501 пробирается из всех щелей/надрезов у склеиваемых поверхностей.
Эти самые диагональные насечки крест-накрест помогают увеличить прочность шва.
Как всегда на вклейке - контроль перпендикулярности киля и ГО - все по линейке устанавливается.
После высыхания пена от клея удаляется ножом и вышкуривается вместе с пеной самолета - будет лучше держаться шпаклевка.
ПУРа много кладёшь. Что бы ПУР не вылезал наружу, я проклеиваю шов бумажным скотчем. Тогда клей лучше заполняет полости, но больше ползёт внутрь. Хотя у каждого своя религия.
ПУРа много кладёшь. Что бы ПУР не вылезал наружу, я проклеиваю шов бумажным скотчем. Тогда клей лучше заполняет полости, но больше ползёт внутрь. Хотя у каждого своя религия.
Нет Димон. С клеем у меня все отлично - тонкий слой без излишков. Но выползает та самая часть, которая наполняет прорезанные диагональные канавки. Именно она, расширяясь, вылезает наружу по бокам. Таким образом она не поднимает и не выпихывает заготовку из посадочного места. 😉
Я детали фиксирую между собой булавками или прижимаю чем-то. Стык заклеиваю бумажным скотчем, как писал выше.
Я детали фиксирую между собой булавками или прижимаю чем-то
Какое поразительное совпадение! 😆
А я еще и специальными зажимами и прищепками пользуюсь… Прикинь! 😒
После работы с PUR-501 мое мнение однозначно укрепилось в формулировке, что этот клей не подходит для склеивания EPO. Только для дерева.
Всем советую собирать пену на эпоксидке с микросферой. Или “кашей” из сткловолокна. Отрывается вместе с пеной - проверено не раз.
Вчера поздно вечером, сразу по приезду на дачу, установил в своей мастерской вторую светодиодную лампу.
При мощности потребления каждой из них по 11 Вт я получил просто море ровного света.
Все-таки LED-светотехника - великая вещь!
Теперь можно работать лучше и дольше… 😃
Продолжается активная сборка самолета!
Для удобства работы с фюзеляжем при шпаклевке, шкурении, монтаже оборудования и дальнейшей оклейке, пришлось сделать еще один стапель…
Зато дело пошло гораздо веселее! 😃
Продолжаю “неравный бой” с L-39 и его компонентами… 😃
После двух неудачных попыток сделать новую плату электроники для щитка индикации уборки/выпуска шасси, решил все вообще переделать.
Нарисовал новый форм-фактор платы с новым вариантом ее крепления за приборкой.
Заново нарисовал и сами дорожки на ней и места монтажа компонентов.
И все это дело отправил письмом в контору занимающуюся изготовлением плат - это “Микролит”.
Заказ сделал на 3 штуки, сроком изготовления 3-5 рабочих дней и жду ответа по цене.
Мне проще напаять компоненты на заводскую плату, чем заниматься ЛУТом и последующим монтажом.
Не потому, что не могу, а просто уже нет времени на этот “фен-шуй” - летать хочу адски! 😃
А пока суть-да-дело, занимаюсь доведением задней части фюзеляжа до нужной мне кондиции.
Самая отвратительная часть у этой модели - это срез выходного сопла турбины. Стеночки настолько тонкие там, что их прорвать/проломить не составляет никакого труда.
Сделать это можно чисто случайно - например, во время транспортировки модели или ее обслуживании на ВПП.
Да и форма среза и зализа к ГО такая же ублюдочная…
Я решил исправить эту тему.
При помощи бальсовых бобышек сделал необходимый плавный переход к корню ГО.
Потом, обработав их ножом и шкуркой, наклеил сверху кусок 2 мм бальсы по всему диаметру сопла.
Затем кропотливая аккуратная обрезка по внутреннему и внешнему контуру.
После этого - шкурение заготовок и шпаклевка SEM LIGHT`ом по всему диаметру внутри обреза канала и снаружи вокруг.
И вот, что получилось…
И теперь предстоит самый главный геморрой - шпаклевка и последующее шкурение перепадов и каверн в самом канале выхода импеллера.
То, что сейчас там творится - это жесть не реальная. Так летать нельзя…
Продолжаются работы над фюзеляжем в тех местах и с теми элементами, которые потом будет трудно инсталировать.
К таким деталям относятся закладные резьбовые гайки хитрой конструкции к которым при помощи болтов на М2,5 будет крепиться обтекаемый бокс микро-камеры Kay Chain HD.
Закладные расположены так, чтобы камера записывала во время полета левую или правую позицию хвостового ведомого в строю.
Основная задача таких закладных - обеспечить хорошую площадь склейки с фюзеляжем без ущерба для веса и прочности крепления камеры.
Закладные снабжены диагональными насечками как на самой алюминиевой втулке, так и на деревянной пробке для лучшего склеивания.
В зашпаклеванном виде это выглядит так…
Кстати гайки уже под бумагой - половина хвостовой части фюзеляжа уже оклеена… 😉
И вот я добрался до нижней части фюзеляжа где, скрытая от посторонних глаз, происходит бурная жизнь вспомогательных устройств самолета. 😃
Сейчас обрабатывается отсек для АКБ системы навигации и видео.
Для его отделки я решил пойти чуть более сложным и немного длинным по времени путем, но дающим значительную экономию в весе при потрясающей прочности изделий.
А хитрость заключается в том, что для изготовления переборок (шпангоутов) этого и других отсеков, я использую самодельный “древесный сэндвич”.
Технология проста, но требует времени.
Необходимой толщины бальса оклеивается с двух сторон тонким (0,4-0,5 мм) кленовым шпоном. Склейка производится на ПВА.
Основная задача - обеспечить тонкий клеевой слой и большую массу груза для прессования пластин сэндвича.
Нижняя (упорная) часть стола делается из стекла. На нее кладется заготовка и при помощи широких грузов прижимается сверху.
Изготовленная деталь из такого сэндвича имеет очень легкий вес, но солидную прочность на различные нагрузки.
Кроме того, такая заготовка может быть довольно толстой, и обеспечивать хорошее пятно контакта для склейки торцевой части с другими деталями. 😃
И вот деталь вклеена на штатное место…