L-39 Albatros EPO от Hobby TopGun для FPV-пилотажа

Swooper

Как красились крылья…

Заранее подготовленные по грунту и покрашенные желтыми пятнами крылья начали обрабатываться на предмет покраски в черный цвет.
Все технологические лючки и отверстия были закрыты специально вырезанными кусочками малярного скотча.
Колесные ниши закрылись заглушками из поролона. Поролон вырезается немного большего размера чтобы надежно “распереться” в отверстиях.

Для нанесения рисунка вязи использовались специально вырезанные декали из обычного Oracal.
Чем более тонкий - тем лучше, так как после наложения слоев краски он становится более толстым и менее мягким…
Отдельно готовились верхняя и нижняя стороны крыла согласно цветовой схеме “РУСИ”.

Как показала практика всех предшествующих покрасок, очень удобно работать с деталью когда она подвешена.
Ты получаешь полный контроль над качеством покрытия, сразу видишь огрехи и можешь свободно вращать деталь.

Итак - понеслась! 😎
Дальше фото идут по порядку наложения слоя черной краски.
Время сушки между нанесениями - не менее 30 минут.

1-й слой

2-й слой

3-й слой

4-й слой

5-й слой

Все - финиш…😋
Теперь декали и всю заклейку долой! После сушки в течение 30 минут…
На эту операцию ушло порядка часа времени. Но на выходе - маленькая награда за труды. 😍


Крылья практически готовы! 😒
Осталось сделать три вещи:

  • покрасить в серый цвет колесные ниши
  • установить разъемы на все провода от электроники
  • установить в наплывы крыльевых баков БАНО в штатные места

Продолжение следует! 😉

Shumacher82

Добрый день! Константин, интересует вопрос - какую шпаклевку использовали при работе и какой краской окрашивалась модель?

Swooper

Евгений, приветствую!
Для шпаклевки крыльев и фюзеляжа использовалось два вида шпаклевки.
Шпаклевка Body для автомобилей (в маленькой баночке).

И шпаклевка Sem Light для внутренних интерьеров и декоративных изделий из пенопласта.

Первая использовалась на ответственных узлах с приложением сил на деформацию.
Вторая - для работы по всем вмятинам на внешних поверхностях модели и заделки “имитации расшивки”.
И одна и вторая довольно быстро сохнут, но полиэфирная гораздо быстрее. При этом она очень сильно пахнет…

Краска Crafts Spray акриловая. Покупал в OBI.

Swooper

Идет работа по шпаклевке фюзеляжа - убираю “элементы расшивки и лючки”…
Приходится работать SemLight`ом в два этапа, так как с первого раза покрыть все углубления ровно не получается и долго сохнет шпаклевка.

Попутно делаю хвостовое горизонтально оперение…

Olegfpv
Swooper:

Идет работа

Думал в сентябре облетаем, но наверно теперь на конец октября в лучшем случае.

Swooper
Olegfpv:

Думал в сентябре облетаем, но наверно теперь на конец октября в лучшем случае.

Олег!
Как дела с работой пойдут… Если наберется съемок - тогда точно.

7 months later
Swooper

Процесс сборки идет максимально возможным образом!

Главная большая “затычка” - это хвостовое оперение. Не смотря на кажущуюся простоту возни с ним столько же, сколько и с основным крылом… 😠

Swooper

Продолжаю “пилить” хвостовое оперение.
Как же все не быстро, черт побери… 😦
Но, глаза боятся, а руки - делают!

Горизонтальное хвостовое оперение в частичной сборке.

Все бальсовые детали шпаклю шпаклевкой Sem Light.
После этого на нее отлично ляжет пропитанная ПВА бумага и даст очень ровную и гладкую поверхность.
Либо, как в моем случае, отлично ложится грунт и краска.

Основание законцовок стабилизатора. Сами законцовки будут из брусочков бальсы.

Кабанчик из стеклотекстолита 2 мм и своей посадочной обоймой из вьетнамской фанеры.
Склейка и вклейка - эпоксидной смолой.

Торцевая нервюра РВ покрашена.

Кабанчик на месте - вклеен и зашпаклеван.

Внутренняя часть ГО также покрашена в традиционно серый цвет.
При отклонении РВ эти элементы будут придавать приятный внешний вид “внутренностям” самолета.

Вклейка ложемента для лючка отсека сервомашинки РВ.

Все в будущем склеиваемые поверхности пенопласта ошкурены и на них нанесены насечки для лучшего проникновения клея в детали фюзеляжа.

“Тонна” шпаклевки чуть позже превратиться в аккуратный и тонкий слой скрывший под собой ублюдочную “расшивку” хвостового оперения.

Swooper

Вперед, вперед! Покой нам только снится! 😆

Оклеенные бумагой рули высоты после сушки…

Нижние наплывы щелей РВ вклеены и зашпаклеваны. Можно приступать к монтажу рулей через верх.

Отделанный отсек хвостовой сервы для РВ. Все детали максимально подогнаны к поверхностям для уменьшения количества щелей.

Горизонтальное оперение обзавелось своими рулями которые “повисли” в штатном месте на эпоксидке.
Внутри вклеены профилированные бальсовые бабышки для лучшего удержания трубчатой втулки оси рулей.

РВ полностью упакованы в наплывы своих ниш. Осталось сделать законцовки ГО и установить в них приемные втулки оси РВ.

Маленький довесок…
Завтра можно будет вклеивать на место ГО. 😉

Сейчас все в сборе весит 97 гр. Думаю, что еще 10-13 гр. потянут бобышки законцовок из бальсы и клей.
В итоге выйду на 110 гр. веса ГО. Очень хорошо! 😎

14 days later
Swooper

Вклеены горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение.
Причем место склейки ГО с фюзеляжем подверглось глобальной шпаклевке и последующим ее выведением.
Больно все там печально было с пенопластом и клеевым швом у китайской поделки…

Место склейки киля и фюзеляжа сейчас шпаклюется…

PUR-501 пробирается из всех щелей/надрезов у склеиваемых поверхностей.
Эти самые диагональные насечки крест-накрест помогают увеличить прочность шва.

Как всегда на вклейке - контроль перпендикулярности киля и ГО - все по линейке устанавливается.

После высыхания пена от клея удаляется ножом и вышкуривается вместе с пеной самолета - будет лучше держаться шпаклевка.

smg2000

ПУРа много кладёшь. Что бы ПУР не вылезал наружу, я проклеиваю шов бумажным скотчем. Тогда клей лучше заполняет полости, но больше ползёт внутрь. Хотя у каждого своя религия.

Swooper
smg2000:

ПУРа много кладёшь. Что бы ПУР не вылезал наружу, я проклеиваю шов бумажным скотчем. Тогда клей лучше заполняет полости, но больше ползёт внутрь. Хотя у каждого своя религия.

Нет Димон. С клеем у меня все отлично - тонкий слой без излишков. Но выползает та самая часть, которая наполняет прорезанные диагональные канавки. Именно она, расширяясь, вылезает наружу по бокам. Таким образом она не поднимает и не выпихывает заготовку из посадочного места. 😉

smg2000

Я детали фиксирую между собой булавками или прижимаю чем-то. Стык заклеиваю бумажным скотчем, как писал выше.

Swooper
smg2000:

Я детали фиксирую между собой булавками или прижимаю чем-то

Какое поразительное совпадение! 😆
А я еще и специальными зажимами и прищепками пользуюсь… Прикинь! 😒
После работы с PUR-501 мое мнение однозначно укрепилось в формулировке, что этот клей не подходит для склеивания EPO. Только для дерева.
Всем советую собирать пену на эпоксидке с микросферой. Или “кашей” из сткловолокна. Отрывается вместе с пеной - проверено не раз.

Swooper

Вчера поздно вечером, сразу по приезду на дачу, установил в своей мастерской вторую светодиодную лампу.
При мощности потребления каждой из них по 11 Вт я получил просто море ровного света.
Все-таки LED-светотехника - великая вещь!

Теперь можно работать лучше и дольше… 😃

14 days later
Swooper

Продолжается активная сборка самолета!
Для удобства работы с фюзеляжем при шпаклевке, шкурении, монтаже оборудования и дальнейшей оклейке, пришлось сделать еще один стапель…
Зато дело пошло гораздо веселее! 😃

Swooper

Продолжаю “неравный бой” с L-39 и его компонентами… 😃

После двух неудачных попыток сделать новую плату электроники для щитка индикации уборки/выпуска шасси, решил все вообще переделать.
Нарисовал новый форм-фактор платы с новым вариантом ее крепления за приборкой.
Заново нарисовал и сами дорожки на ней и места монтажа компонентов.
И все это дело отправил письмом в контору занимающуюся изготовлением плат - это “Микролит”.
Заказ сделал на 3 штуки, сроком изготовления 3-5 рабочих дней и жду ответа по цене.

Мне проще напаять компоненты на заводскую плату, чем заниматься ЛУТом и последующим монтажом.
Не потому, что не могу, а просто уже нет времени на этот “фен-шуй” - летать хочу адски! 😃

Swooper

А пока суть-да-дело, занимаюсь доведением задней части фюзеляжа до нужной мне кондиции.
Самая отвратительная часть у этой модели - это срез выходного сопла турбины. Стеночки настолько тонкие там, что их прорвать/проломить не составляет никакого труда.
Сделать это можно чисто случайно - например, во время транспортировки модели или ее обслуживании на ВПП.
Да и форма среза и зализа к ГО такая же ублюдочная…
Я решил исправить эту тему.

При помощи бальсовых бобышек сделал необходимый плавный переход к корню ГО.
Потом, обработав их ножом и шкуркой, наклеил сверху кусок 2 мм бальсы по всему диаметру сопла.

Затем кропотливая аккуратная обрезка по внутреннему и внешнему контуру.
После этого - шкурение заготовок и шпаклевка SEM LIGHT`ом по всему диаметру внутри обреза канала и снаружи вокруг.
И вот, что получилось…

И теперь предстоит самый главный геморрой - шпаклевка и последующее шкурение перепадов и каверн в самом канале выхода импеллера.
То, что сейчас там творится - это жесть не реальная. Так летать нельзя…

Swooper

Продолжаются работы над фюзеляжем в тех местах и с теми элементами, которые потом будет трудно инсталировать.
К таким деталям относятся закладные резьбовые гайки хитрой конструкции к которым при помощи болтов на М2,5 будет крепиться обтекаемый бокс микро-камеры Kay Chain HD.
Закладные расположены так, чтобы камера записывала во время полета левую или правую позицию хвостового ведомого в строю.
Основная задача таких закладных - обеспечить хорошую площадь склейки с фюзеляжем без ущерба для веса и прочности крепления камеры.

Закладные снабжены диагональными насечками как на самой алюминиевой втулке, так и на деревянной пробке для лучшего склеивания.

В зашпаклеванном виде это выглядит так…

Кстати гайки уже под бумагой - половина хвостовой части фюзеляжа уже оклеена… 😉

И вот я добрался до нижней части фюзеляжа где, скрытая от посторонних глаз, происходит бурная жизнь вспомогательных устройств самолета. 😃
Сейчас обрабатывается отсек для АКБ системы навигации и видео.
Для его отделки я решил пойти чуть более сложным и немного длинным по времени путем, но дающим значительную экономию в весе при потрясающей прочности изделий.
А хитрость заключается в том, что для изготовления переборок (шпангоутов) этого и других отсеков, я использую самодельный “древесный сэндвич”.
Технология проста, но требует времени.
Необходимой толщины бальса оклеивается с двух сторон тонким (0,4-0,5 мм) кленовым шпоном. Склейка производится на ПВА.
Основная задача - обеспечить тонкий клеевой слой и большую массу груза для прессования пластин сэндвича.
Нижняя (упорная) часть стола делается из стекла. На нее кладется заготовка и при помощи широких грузов прижимается сверху.

Изготовленная деталь из такого сэндвича имеет очень легкий вес, но солидную прочность на различные нагрузки.
Кроме того, такая заготовка может быть довольно толстой, и обеспечивать хорошее пятно контакта для склейки торцевой части с другими деталями. 😃

И вот деталь вклеена на штатное место…

Swooper

Хочешь “пролюбить” выходной? Спроси меня: “Как?” 😁
А вот так! Просто нужно два дня безвылазно сидеть в мастерской и собирать самолет… 😒
Правда половина дня субботы шел дождь и было не так обидно.

Что сделано за это время? В принципе, довольно приличный объем работы.
Все движухи шли с фюзеляжем - это сейчас важнейший элемент модели для дальнейшего ускорения финишной прямой по сборке.

Продолжил изготовление и монтаж деталей отсека и люка бортовой АКБ.
На этом этапе “деревянный сэндвич” начал особенно активно применяться в постройке.

Также мной было принято решение о закрытии нижнего воздухозаборника. Во-первых это потенциальный “пылесос” для крыльчатки импеллера - с передней стойки летит вся хрень туда и убивает лопатки крыльчатки.
Во-вторых площади входных отверстий воздухозаборников значительно превосходят рабочий диаметр импеллера.
И в-третьих это прибавит жесткости фюзеляжу в самом сложном месте - зона перехода наклонной перегородки за спинкой кресла “второго пилота” от хвостовой части фюзеляжа к носовой.

Внутренний набор сделан из сэндвичевых панелей. Часть внешней обшивки тоже…

Для вставок в боковые отверстия этого канала я использовал кусочки этой же пены от лишних деталей фюзеляжа. Склейка осуществлялась на PUR501 и циакрин для пены Robby.

А пока все клеилось и сохло - собирал крышку люка АКБ

Естественно с грунтовкой, сушкой и последующей покраской детали.

И, в свою очередь, пока сохла крышка, собирал нижнюю часть фюза дальше.

Обшивка клеится - самое время заняться фрезеровкой пены под воздухозаборниками и монтажом в полученные прорези усилителей того самого опасного места.

Сосновая рейка сечением 6х6 мм гармонично вписалась в комплекс мер по усилению середины фюзеляжа.
С одной и другой стороны… 😉

После склейки обшивки с набором, а также тщательного шкурения бальсы 2,0 мм, дело дошло и до шпаклевки.

А вот так будет расположен люк. Вырез под палец для удобства открытия, а удерживаться во время руления и эволюций он будет ха счет хитрой системы фиксации. В ней только одна пара магнитов.

Вклеенные на свое место усилители. Нужно будет еще зашпаклевать эти места и зашкурить перед покрытие факс-бумагой всего фюза.