L-39 Albatros EPO от Hobby TopGun для FPV-пилотажа

Swooper

Создать похожую, но все-таки имеющую некоторые существенные отличия от соседней Темы ветку на Форуме, меня побудило несколько причин.
Но самые главные из них - это следующие:

  • производитель данной модели Hobby TopGun а не компания-продавец ParkFlyer
  • данная модель стала весьма популярна для полетов в режиме FPV что существенно отличает ее в подходе к пилотированию относительно базовой версии
  • в настоящее время существуют как минимум две пилотажные группы использующие их для полетов в модернизированном варианте
  • необходимость собрать накопленный опыт и эксплуатационную информацию по тюнингу данной модели именно для полетов в группе по режиму FPV

Прежде чем создать эту Тему я проконсультировался по данному вопросу с Виталием Пузриным (Администратор rcdesign.ru) и получил добро на ее размещение.

Итак, начну с самого начала…
Вот уже неделю продолжаю собирать уже вторую по счету модель самолета от этого производителя.
Если учесть прошлый мой опыт эксплуатации этой модели с осуществленными в ней переделками, то я могу его охарактеризовать как положительный. Не буду скрывать мое негативное отношение именно к вопросам “пенообразования” в моделизме, тем более, что уже не раз писал об этом. Тем не менее, я снова взялся “за старое”. 😃

Учитывая почти двухгодичный опыт сборки, тюнинга и полетов на данной модели, в настоящее время я произвожу ряд кардинальных переделок самолета. Это в большей степени будет касаться фюзеляжа модели, так как именно в нем кроется ряд эксплуатационных проблем требующих, на мой взгляд, радикального вмешательства.

Безусловно, кто-то может сказать, что модель и так хорошо летает без переделок и прочих ухищрений технического характера. Да, возможно. Но это мое видение вопроса конструкции самолета, которая позволит его эксплуатировать на различных по покрытию ВПП, иметь жесткий профиль плоскостей и фюзеляжа, помогающих улучшить летные характеристики самолета и повысить его живучесть.

При сборке этого самолета мной будет активно применяться технология изготовления силовых элементов из модельной многослойной фанеры и бальсы, интегрированных в пенопластовый корпус модели, и представляющих собой единый внутренний силовой каркас. На выходе я рассчитываю получить более легкий (относительно первой модели) и значительно более прочный самолет.
Также буду отказываться от нижнего воздухозаборного отверстия в пользу более правильного формирования входных каналов импеллера.

Переделке подвергнутся и узел крепления крыльев и узел доступа к самому импеллеру.

На данном этапе производится сборка носовой и хвостовой половинок фюзеляжа по продольному сечению. То есть самолет как бы разрезан вдоль по осевой линии. Считаю более правильным производить сборку модели именно в таком положении, так как есть легкий доступ ко всем скрытым полостям фюзеляжа, и есть возможность осуществить грамотную проводку проводов используя стенд для формирования жгутов. Это также повысит экономию в весе.
После полного монтажа всех конструкций будет осуществлена проводка проводов к узлам управления и электронике самолета. Везде, где необходимо осуществлять соединение проводов через стандартные серворазъемы, будет применяться технология обжима рабочих контактов без пайки.

На фото ниже - работа по изготовлению и монтажу основных платформ АКБ: для ходового и бортового аккумуляторов. Месторасположение и доступ к замене будет осуществляться у каждого пака с его стороны: основная АКБ устанавливается сверху, а бортовая батарея - снизу через люк.
Для точного изготовления с минимальной подгонкой всех деталей я использую 3 мм листы теплона из которых вырезаются смоделированные детали и на них проверяется качество сопряжений.
Все детали изготавливаются вручную при помощи лобзика и последующей обработкой надфилями и шкуркой.
Также я произвожу сканирование деталей для дальнейшей отрисовке в CorelDrow и перевода в автокадовский формат. Это позволит осуществлять резку любой детали на станке с ЧПУ и производить последующую сборку в любом количестве.

Для завершения работы с этими платформами необходимо сделать еще два силовых шпангоута. Благодаря такой конструкции появляется возможность перемещать ходовую АКБ на значительные расстояния в кокпите находя оптимальные значения по центровке самолета.
Все платформы будут соединятся с носовой рамой переднего ретракта и будут представлять единое целое. В случае аварийных посадок это поможет значительно распределить точечные нагрузки по всему фюзеляжу в передней его части, и обеспечит снижение последствий аварии.
Рассчетный вес всей конструкции силовой системы платформ и шпангоутов кокпита в сборе - порядка 60 гр. Для склейки используется эпоксидная смола с временем отверждения 30 минут и добавлением микросфер.

После установки и вклейки всего узла займусь формированием входного канала импеллера и созданием отсека TV-оборудования. После завершения работ над этими узлами - интеграция платформы и каркаса переднего ретракта.

Swooper

Сделана вертикальная площадка для размещения бортового приемника.
Для сборки использовалась фанера двух видов: сама площадка 5-и слойка 2 мм толщиной, а для опор - 3-х слойная 3 мм.
Это было сделано с целью увеличить площадь приклеиваемой к пене поверхности деталей.

Вот как это будет выглядеть после вклейки.

smg2000
Swooper:

Сделана вертикальная площадка для размещения бортового приемника.

На мой взгляд это увеличит вес модели. Да, пусть всего на 4г., но из мелочей и складывается прибавка в весе. Может просто на липучку-репейник поставить приёмник в это же место? ИМХО

Swooper
smg2000:

На мой взгляд это увеличит вес модели.

Не увеличит. Аналогичная деталь на старой версии весила в два раза больше и занимала больше места.

smg2000:

Может просто на липучку-репейник поставить приёмник в это же место?

Нет, не подойдет такой вариант. С точки зрения эксплуатации приемника в модели, его неудобно крепить на липучку на внутреннюю стенку корпуса, так как она имеет обратный наклон. Была бы вертикальной - еще туда-сюда… Приемник становится неудобно обслуживать при замене проводов на каналах. Также становятся плохо видны номера каналов - можно что-то не туда воткнуть. Да и липучки имеют тенденцию отлипляться и забиваться мусором…
После последнего падения мой приемник выжил на такой же платформе ничего не повредив себе и абсолютно работоспособен. Правда между ним и платформой стояла мягкая прокладка из неопрена.
И последний аргумент: есть культура производства и уровень моделиста. Если есть возможность сделать надежно, качественно и удобно - я так и сделаю. 😃

smg2000
Swooper:

И последний аргумент: есть культура производства и уровень моделиста. Если есть возможность сделать надежно, качественно и удобно - я так и сделаю.

Именно с этй моделью я бы не запаривался, а сделал бы её по-возможности быстрее для дальнейшего продолжения тренировок (пока тепло и сезон)

Swooper
smg2000:

Именно с этй моделью я бы не запаривался, а сделал бы её по-возможности быстрее…

Вот с этого и начинается “лепка горбатого”… Не нужно приучаться делать плохо.

smg2000:

для дальнейшего продолжения тренировок (пока тепло и сезон)

Я в любом случае самолет соберу быстрее чем за год. Как прошлый…
Дима, да и летать-то особо негде снова. Сам знаешь ситуацию с помехами на тех аэродромах, где летали.
Терпение, одним словом! Я все равно сильнее тебя в небо хочу. 😉

smg2000
Swooper:

Вот с этого и начинается “лепка горбатого”… Не нужно приучаться делать плохо.

Я не предлагал делать плохо. А предложил пойти по схеме упращения компоновки и минимизировать переделки.

Swooper
smg2000:

А предложил пойти по схеме упращения компоновки и минимизировать переделки.

Проще и так некуда. Я бы мог там такого наворотить, если бы хотел… 😃
А времени на переделки тратиться немного в абсолюте. Я больше времени трачу на технологическую оснастку и пр. нюансы помогающие делать детали.

14 days later
25 days later
Swooper

Готовы каналы воздухозаборника и отсек для размещения видео-передатчика на 5,8 гГц с “клевером” мощностью 600 мВт.
Материал - бальса, 3-х слойная фанера 1 мм и палочки от мороженого… 😃
При склейке двух половинок фюзеляжа получится жесткая и легкая конструкция, которая обеспечит самому “играющему” участку фюзеляжа лишиться этого дефекта.

На очереди узел крепления ретракта передней стойки шасси и работа с крылом.
На этой модели не будут применяться удлинители стоек, которые обеспечивают заданную по инструкции высоту самолета от земли.
Самолет будет сидеть ниже на 20 мм. Поэтому место крепления ретрактов основных стоек будет переноситься ближе к колесным нишам.

Swooper

Узел крепления ретракта основной стойки шасси, как и на прошлой модели, я выполнил из сосновых реек.
Отличается от первой все тем, что сделано все более продуманно и вес конструкции составляет всего 10 г…
Вся конструкция сначала собиралась и клеилась, а уже потом вклеивалась на свое место при помощи эпоксидной смолы и смешанной с микросферами.
В крыле фрезой вставленной в дремель вырабатывался пенопласт до необходимых величин и размеров, а затем уже вся конструкция вклеивалась на место.

Обращаю внимание на тот факт, что правильное расположения ретракта в крыле подразумевает большее заглубление передней (ближе к носу самолета) части опорной площадки ретракта относительно задней.
В противном случае, если все делать ровно, стойка шасси будет иметь явно выраженный наклон в сторону хвоста самолета. Также нужно соблюдать угол установки колес при выпущенном положении.

В деталях сделаны сверления для облегчения. Выемки нужны для размещения боковых фиксаторов на стенках ретракта.
В попереченах сделаны насечки (в ответку от основных брусков) для лучшего склеивания и фиксации.

Все пустоты и щели будут заклеиваться и после шкурения (обдирания) крыльев и фюзеляжа от родной краски, все будет шпаклеваться.

Также заметно, что ретракт “уехал” ближе к колесной нише. Это связано с тем, что я решил отказаться от проставок стоек шасси, которые были в длину 20 мм. Это нужно было для установки самолета в “заводское” положение.
Я решил не давать возможность стойке быть мощным рычагом для выворачивания всего, и принял решение “опустить” модель ниже к земле. Это, на мой взгляд, только улучшит характеристики модели, не смотря на сужение колеи на 1,5 мм с каждой стороны.

Swooper
Swooper:

на сужение колеи на 1,5 мм с каждой стороны.

Ошибся/опечатался… На 15 мм. 😃

flaaanker
Swooper:

отсек для размещения видео-передатчика

а как он там крепится будет?

Swooper
flaaanker:

а как он там крепится будет?

Вертикально, антенной вверх. Из лючка будет торчать только 2 см кабеля и сам “клевер” антенны.
Передатчик будет закреплен на платформе, которая будет в вертикальных пазах-направляющих как бы опускаться в шахту.
Таким образом будет обеспечиваться мгновенная замена передатчика в поле или изменение каналов передачи видео, а также четкая фиксация в отсеке.
Именно через этот отсек пойдет два жгута проводов: от регулятора к АКБ и от хвостовых серв и БАНО.

smg2000
Swooper:

Именно через этот отсек пойдет два жгута проводов: от регулятора к АКБ

Помех не добавит на видео?

Swooper
smg2000:

Помех не добавит на видео?

Не должен, Дим. Между ними будет приличное расстояние (порядка 12-13 см) во-первых. А во-вторых - там будут стоять экраны и ферритовые кольца.
Экран на провода регулятора будет сделан из фольгированной бумаги.

Swooper

После последнего падения моего самолета после потери радиосигнала со скоростью более 120 км/час внимательный осмотр всех систем и устройств выявил искривление алюминиевого адаптера крыльчатки импеллера.
Пробный запуск импеллера показал наличие неприемлемого биения по оси мотора…
Я попытался разобрать свой RC-Lander для того, чтобы как-то решить данную проблему, но… Не тут-то было! Все собрано китайцами на века.
Пришлось очень много пилить, ломать и высверливать… В итоге, решив собрать на основе лендеровского мотора импеллер в штатном корпусе и с родной крыльчаткой, понял, что есть наконец-то замечательная возможность испробовать Chang Sun с 12-ю лопатками, который уже второй год лежит без дела.
Все отлично установилось и подошло.

Теперь главное, чтобы система “регулятор-12 лопаток-мотор” работала без проблем.
Проверил на 30-40% (по положению стика аппаратуры) тяги работу импеллера - тянет очень хорошо и однозначно плавнее. Это меня очень порадовало, так как это именно та фишка, которой нам однозначно не хватало во время полетов и руления. Это очень важно - плавный набор тяги!

Конечно, лучше сделать стендик для проверки статической тяги и общей работоспособности импеллера, но что-то ломает…
Хотя реально надо. 😃

smg2000
Swooper:

Теперь главное, чтобы система “регулятор-12 лопаток-мотор” работала без проблем

Ты сильно удивишься, когда при тяге 2,5кг ток будет 100А. Хотя при этом звук копийный 😉

а вес импа более Лендера

Swooper
smg2000:

а вес импа более Лендера

Вес этой сборки на 24 грамма легче Lander. Уже взвесил прежде чем точить пену в канале фюзеляжа для него…

smg2000:

Ты сильно удивишься, когда при тяге 2,5кг ток будет 100А

Ну, мы летали и при токе в 122А - этим нас не удивишь. Правда Димка? 😉
И опять же: ты приводишь данные по статической тяге. А меня, как ведущего нашей группы, больше интересует динамическая.
Именно там важна плавность оборотов и “эластичность” характеристик тяги для ведущего. Иначе вы будете постоянно отваливаться вперед или назад. 😃

smg2000
Swooper:

Ну, мы летали и при токе в 122А

Гы. А запас топлива?

Swooper:

И опять же: ты приводишь данные по статической тяге

Это в сравнении с лендером. У него меньше потребление при той же тяге. Это при замерах в статике.

Swooper
smg2000:

Гы. А запас топлива?

Так его все равно на 4-5 минут чистого полета хватает. А с учетом руления до и после взлета - на 7-10 минут как ни крути.

smg2000:

У него меньше потребление при той же тяге.

Совсем не факт. Будем проверять на практике.

Airliner-rc
Swooper:

И опять же: ты приводишь данные по статической тяге. А меня, как ведущего нашей группы…

Этот факт вообще меняет все устоявшиеся понятия и правила полетов моделей. Надо применять совершенно инновационные идеи 😉

Swooper
Airliner-rc:

Этот факт вообще меняет все устоявшиеся понятия и правила полетов моделей

Михаил, не нужно подкалывать. Никто не спорит с тем, что называется аэродинамикой и ее законами.
Но в полете группой эти правила нужно использовать с несколько другими акцентами. И четко написал, что мне нужно от силовой установки.
Зачем дергать фразы в цитаты не показывая их полного смысла? Чтобы опять свести все к флуду?
Разогнать нашу модель по асфальтовой ВПП для полноценного отрыва может не только импеллер с тягой 3,0+ кг.
Наши самолеты с весом 3.780 гр делают это на скорости 70-75 км/час. Ничто нам не мешает это делать на чуть больших скоростях и большей длине разбега.
Это можно сделать и с гораздо менее мощным агрегатом. А вот плавность работы мотоустановки по тяге во всех режимах как при взлете так и в небе, когда за тобой “висят” два ведомых и должны удерживать свои позиции, это для меня абсолютно важный фактор.
Lander в этом плане уступает ChangSun.
У меня уже достаточно практики полетов на этой модели в FPV комплектации, чтобы утверждать это. “Фирменный подскок” во время отрыва наших (и не только) “элок” с Lander`ами только подтверждает это… 😃
Для взлета группой с удержанием хоть какого-то подобия строя на отрыве и в наборе - это недопустимо.

Наш следующий импеллер будет вот этот:

По данным производителя ток потребления - 90А. Ротор турбинки имеет 12 лопаток.

Ничего не напоминает? 😃