L-39 Albatros EPO от Hobby TopGun для FPV-пилотажа

Swooper
Airliner-rc:

так я так и не понял в какой группе этот шедевр будет летать?

Миха, ты что?! 😃
Конечно же в моей родной “РУСИ”! 😆
Больше ему негде летать… Разве только в сольном режиме.

Сейчас в нашей группе три пенопластовых борта от этого производителя у следующих пилотов:

  • Константин (ведущий) бортовой 01
  • Дмитрий (левый ведомый) бортовой 02
  • Олег (правый ведомый) теперь бортовой 03

Пока 4-го действующего пилота в группе нет. Но есть два пилота запаса у одного из которых есть такой же борт в черном цвете и без цветовой схемы “РУСЬ”.

По моему замыслу в этом году мы все должны были пересесть на бальсу 1,8 метра с 90-м импом. Но пока не сложилось. Такой борт есть только у Димона…

HOmA

Только не бортовой а строевой…

Swooper
HOmA:

Только не бортовой а строевой

Ну, да - согласен.
Хотя у нас бортовых не было изначально… 😃

Swooper

Работа продолжается сразу по нескольким направлениям - нужно максимально быстро доделывать самолет так как предстоит еще куча работы в небе.
Поэтому одновременно делаются сразу несколько частей самолета: крылья, фюзеляж и их компоненты.

Первым делом нужно сделать важный узел модели - люк и створку отсека носовой стойки шасси.
Это особенно важно для развесовки модели и понимания как она будет стоять на земле - с дифферентом на нос или хвост.
Для этого необходимо собрать крылья и фюзеляж вместе и установить все на ровное место с уже полной нагрузкой.

Как и предполагалось мной ранее (еще на первой модели) носовая стойка должна быть длиннее основных, так как она убирается вперед и ретракт должен находиться ближе к верхней части кокпита.
Пошли долгие и тщательные замеры высоты стоек, замена пружин в самих стойках и подгонка нужной высоты для изготовления проставочной втулки.

Одновременно с этим была изготовлена опорная рамка проема люка из 2-х мм трехслойной облегченной фанеры.
За вес приходится все время бороться…
Стойка наконец-то была установлена в ретракт и проверена на работоспособность и зазоры при уборке.

Здесь хорошо видно изготовленную проставочную втулку.

Пока сохнет клей на рамке сохнет идет процесс изготовления самого лючка передней стойки.
Для этого используется 1 мм 3-х слойная фанера и 4 мм пластинка бальсы ошкуренная в двух плоскостях.
Для придания более колоритного вида и экономии веса, были сделаны круглые вырезы-облегчения.

Нанесен клей, заготовки плотно обжаты маленькими струбцинами. Сохнем…

В крылья установлены ретракты и стойки. Со стойками было много возни так как старые штифты из 5 мм стального прутка не подходили по длине.
Пришлось делать две новых детали и подгонять прорези для стопорных потайных винтов.
Выяснилось, что нужны проставочные шайбы 1,5 мм и 2,5 мм для прокладки между стойками и щечкой ретракта…

Также проявилось недостаточное углубление ниши под ретракт - на лицевой стороне крыла установленный на место ретракт, выдавливает небольшой бугорок.

Впереди продолжение работ по носовому люку стойки шасси и оформление импеллерного отсека. 😉

smg2000
Swooper:

Также проявилось недостаточное углубление ниши под ретракт - на лицевой стороне крыла установленный на место ретракт, выдавливает небольшой бугорок.

Там толщина обшивки получается меньше 1мм. Я забил на эти бугорки. Покрасил. Так и летаю.

Swooper
smg2000:

Там толщина обшивки получается меньше 1мм. Я забил на эти бугорки.

У меня только на одном крыле вылезло… На втором нормуль.
Нужно утопленный ретракт на 1 мм поднять проставочными пластинками.
Тогда все по фен-шую будет… 😉

Swooper

Сегодня в полный рост работались:

  • люк отсека носовой стойки шасси
  • заглушка импеллерного отсека

Если с первым все понятно - стандартные и нудные подгонки кривизны поверхности люка в двух направлениях, вклейка профилирующих ребер жесткости и т.д., то вот со второй деталью пришлось возиться.
Изначально она является неотъемлемой частью крыла и объединена с ним довольно тонкой частью пенопластового профиля.
На первой модели я не стал ее переделывать, а вот тут все-таки решил сделать правильно.

Самое сложное во всем этом - это подгонка зазоров.
Если помните, то я обрезал заводской клей со склеенных половинок всего фюзеляжа вместе с буквально 0,5-1,0 мм слоем пены.
При сборке это внесло свои коррективы…
Тут “подтянулись” проблемы и с установкой импеллера (диаметр трубы стал меньше), и с установкой силового каркаса (нужно было везде учесть эти значения уменьшения размеров) и много еще чего.
Поэтому все сопрягаемые с фюзеляжем поверхности тут пришлось обрезать ножом.
В качестве усилительных элементов, гарантирующих отсутствие заминов кромок пены в процессе эксплуатации, я выбрал 2,5 мм бальсу.
Также учитывался вопрос по контролю веса - везде были сделаны технологические отверстия.
Все склеиваемые поверхности пенопласта были традиционно “насечены” ножом в мелкую насечку для улучшения сцепных свойств клея.
Детали я решил сначала полностью подготовить к установке (дал небольшой допуск на обработку по внешним границам) - покрыл грунтом.

Затем грунт ошкурен и нанесен слой серой краски.

После высыхания настал черед наклеивания деталей в свои места.
Главная задача тут - не допускать перекосов деталей и их деформаций при фиксации булавками.
Все поверхности должны быть максимально ровно зафиксированы.

После высыхания клея - кропотливая обработка кромок и поверхностей. Иначе ничего нормально не ляжет на место в фюзеляже…
Готовая деталь выглядит так. Теперь ее ошкуривание и покрытие шпаклевкой.

Хорошо виден совсем небольшой перепад (ступенька) между фюзеляжем и верхней щечкой детали.
Это придется выводить при помощи ПВА, ватмана и шпаклевки…

smg2000

Вот это ты точно заморочился! В этот отсек я вообще забыл когда лазил за последние два года. Сколько веса добавило “облагораживание”?

Swooper
smg2000:

Сколько веса добавило “облагораживание”?

Несчастных 6 грамм, Димон. 😆

smg2000:

В этот отсек я вообще забыл когда лазил за последние два года.

Я вот тоже - сделаю и забуду на всю жизнь… 😁

Mr_Glissada

Костя привет…!!! Правильно я понял ты сначала снимаешь старую краску,потом покрываешь калькой на ПВА или аквалак,грунтуешь и красишь?

Swooper
Mr_Glissada:

Правильно я понял ты сначала снимаешь старую краску

Витя, привет!
Да, все правильно. Краска снимается так:

  • оклеивается фюзеляж и крылья обычным прозрачным скотчем;
  • скотч удаляется вместе с основным объемом краски на нем;
  • ошкуривание шкуркой остатков краски и создание шероховатой поверхности на пене;
Mr_Glissada:

потом покрываешь калькой на ПВА или аквалак

Только не калькой, а факс-бумагой. Но бумага должна быть максимальной плотности и ярко белая!
Не вся бумага подходит и выдерживает обработку…
Оклейка на ПВА тщательно размешанного в пропорции 60% клея на 40% теплой воды.
Другие пропорции не катят - будет отслоение бумаги во время эксплуатации в местах напряжений. Уже проверено…

Mr_Glissada:

грунтуешь и красишь

Да, именно так. Красить не спеша! Порядка 5-6 тонких равномерных слоев краски.

P.S. В местах напряжений я наклеиваю либо мелованную писчую бумагу А4 в один слой либо чертежную А3 (не ватман).
Кромку сошкуриваю “на нет” мелкими шкурками и затем наклеиваю уже факс-бумагу сверху.

Swooper

И снова временные трудности…
Они не смогут остановить лавинообразный процесс окончания сборки самолета, но постоянно напрягают своим наличием, и тянут якорями время.

В изготовленные еще два года назад боковые ложементы для радио-аппартуры и электроники не помещается новый приемник LRS Expert 433.
Это стало известно мне буквально пару недель назад когда начал примерять электронику в штатные места.
При размещении приемника ставка делалась на Futaba от T8FG у которой выходы пинов с торца. И все было замечательно.
На этом же приемнике пины стоят на плате вертикально. И все бы ничего, да вот проблемка: при установки на пин канала серворазъема от органов управления, АКБ всем своим весом давит на место выхода проводов из этого разъема. Приемник не влезал ни в один бортовой ложемент по глубине…

В моем личном хозяйстве тройных Г-образных пинов для пайки не оказалось. В “ЧИП и ДИП” тоже…
Решение пришло оперативно - “рубить” дыру в борту самолета и устанавливать кусок обшивки в это место уже с вклеенным в нее новым ложементом.
Сказано - сделано!

Старый ложемент обрезан по максимуму - весь ушедший вес компенсируется фанерной вставкой обшивки…
Для лучшего прилегания к слабой кривизне поверхности основной части борта сделал глубокие насечки модельным ножом.

Все вклеено и сохнет… Затем ошкуривание и шпаклевка Sem Light`ом.

Попутно вырезаны и вклеены по обоим бортам дополнительные усиления в самом уязвимом месте - переход фюзеляжа из хвостовой части в носовую.

В итоге выигрыш в “глубине залегания” составил 12 мм. 😃

Теперь ничего и не обо что не трется и позволит сделать плавный перегиб сигнальных проводов к сервам. 😃

Olegfpv
Swooper:

На этом же приемнике пины стоят на плате вертикально. И все бы ничего, да вот проблемка:

У Эксперта приемники 9 и 12 канальные с любыми пинами, Г-образные и прямые к верху. Выбирают для удобного расположения. Я лично беру к верху пинами, так как плата в узком отсеке боком стоит , с разъемами уже не влезет.
Так же я бы порекомендовал SMA выпаять от платы и сделать кабель RG174 (хвостик) с с SMA на конце. Это намного удобнее, довольно распространенная практика , затуханий не стоит бояться в таком диапазоне на SMA

Swooper
Olegfpv:

Г-образные и прямые к верху.

Когда я покупал эту систему, то планировал ставить ее на бальсовую “элку” 1,8 метра. Там места вагон и можно было не думать о проблемах с размещением. Поэтому и выбрал более удобные пины в опции к заказу…
А вот в пене оказалось все иначе.

Olegfpv:

Так же я бы порекомендовал SMA выпаять от платы и сделать кабель RG174 (хвостик) с с SMA на конце.

Видел это решение, но не совсем понимаю зачем оно мне здесь. Если снять приемник (что не планируется) то и такое крепление вполне подходит.
По затуханию это тоже “масло-масленное”: и в том и другом вариантах присутствует этот разъем.

Olegfpv

Думал, что из торчащего sma ровно не встаёт приемник в стенки самолета и это ещё разъём ответный не прекручен.

Swooper

Как у меня это происходит последнее время, то работа по нескольким направлениям одновременно во время сборки этой модели, стала фактически нормой… 😃
Вот и сейчас - одновременно при сборке решаются сразу несколько дел так или иначе с ней связанных.
Но все эти дела и хлопоты, слава Богу, довольно приятные…

Рад сообщить, что в “Авиационном Конструкторском Бюро им. К.И. Колотова” прибавление!
Обрастаю необходимым оборудованием для постройки современных и точных моделей.
Это настольный токарный станок КАТ180/350. 😎

Теперь у меня открылись новые горизонты в изготовлении великого множества деталей и узлов.
И, между делом, буду копить на фрезер по металлу… 😉

Swooper

И снова продолжается сборка самолета!

После вынужденной остановки для изготовления верстака под токарный станок (он занял проход и мешал ходить в мастерской) идет работа по фюзеляжу.
Заклеен вырез на крышке импеллерного отсека и обработаны шпаклевкой имитации расшивки и все неровности изделия.
Сюда как раз гармонично вписался кусок деревянного сэндвича…

Все сложные места со “ступеньками” в примыкании отсека импеллера и самой крышки надклеиваются кусочками бальсы.
Потом все будет сошкуриваться до необходимой гладкости в переходе.

Формируется имитация основания “фонаря кабины”.

И попутно зашпаклевывается все, что имеет отношение к расшивке и механическим повреждением фюзеляжа.
После высыхания шпаклевки - шкурение до необходимого состояния обработанных мест.

А вот этот DIN-разъем 16х2 будет использоваться для соединения всей электроники и электро-механики в крыльях с фюзеляжем.
Ширина разъема - 54 мм. Все будет крепиться на ложементы и на специальной формы вытравленную плату.

Mr_Glissada
Swooper:

Это настольный токарный станок КАТ180/350.

Костя ахренеть!!!

Swooper

И снова в ускоренном темпе, но не в минус качеству строительства, идет сборка самолета.

Опять работа по трем направлениям:

  • выведение и шпаклевка всех кривых мест и расшивки на фюзеляже
  • работа с механикой самолета (шасси и кокпит)
  • работа с электроникой самолета (FY-40, провода, арматура и вся проводка)

Регулировка и выставление зазора на микрике индикации уборки/выпуска стоек шасси.

Дальше началось изготовление держателя DIN-разъема с последующей его интеграцией в крыло.
Материал держателя - 5-и слойная фанера 2,0 мм.

Полный бардак с проводами - это все, что необходимо для нормальной работы крыльевой перефирии.

Вклейка держателя на свое место.

Монтаж всей проводки крыла к разъему закончен.
Переделывать на этот разъем проводку БАНО и посадочных фар не стал…
Основная задача - сделать все цивильно. Как у настоящих самолетов.
Все жгуты четко уложены и ничего не болтается. 😉
Главное условие - не допустить возвышения компонентов над поверхностью крыла.

Аналогично монтировалась (и будет монтироваться) вся остальная проводка в кокпите. Все провода обжимаются разъемами сразу по нужной длине.

Устраняются все замины/неровности пены таким вот образом. Тогда можно будет сосредоточиться на более грамотном прилегании деталей фюзеляжа.

smg2000

Если ты используешь такой разъём, почему ты не расположил его вертикально в крыле, а ответную часть в фюзеляже так, что бы при установке крыла, разъём соединялся?

Задвинул крыло в передний паз, приподнял, вставил в разъём, зафиксировал крыло винтами.

Не далай этого!!! Не успеем к Старице!!!

Swooper
smg2000:

почему ты не расположил его вертикально в крыле, а ответную часть в фюзеляже так, что бы при установке крыла, разъём соединялся?

Этот разъем не рассчитан на соединение под углом - только прямое соединение.
Я уже все продумывал, рассчитывал и испытывал…
А именно под углом (с перекосом) он и будет соединятся практически в любом месте крыла.
Кроме самой его задней части…
Но это сразу провал по центровки модели.

smg2000:

Задвинул крыло в передний паз…

Димон!
Уже ответил тебе - не тот разъем.
Эти разъемы у нас стоят на некоторых моделях БПЛА, поэтому опыт их монтажа и обслуживания у меня приличный.

smg2000:

Не далай этого!!!

Чего именно? Не исправляй сообщения…