AL-609 "Dominator"

a_centaurus
Cosh:

Двигатели в один ряд, и сзади три плоских сопла, образующих широкую плоскую щель, с дифференциально отклоняющимися сегментами. Т.е. щель обеспечивающая всеракурсный ОВТ.

Серьёзная задача для оптимизации потока от 3-х одномерных источников, сводимых в двухмерный (управляемый) щелевой поток. Будешь считать, Сергей, или эмпирически, на стенде? Очень интересная могла бы быть информация. Делись, por favor. Успехов.

Cosh
Маховик:

стеклопластик?

😃 Топ сикрет!

a_centaurus:

Серьёзная задача для оптимизации потока от 3-х одномерных источников, сводимых в двухмерный (управляемый) щелевой поток. Будешь считать, Сергей, или эмпирически, на стенде? Очень интересная могла бы быть информация. Делись, por favor. Успехов.

Ну там всё же не совсем щель получается. В щели поток не поймаешь, он будет туда сюда соскальзывать. Я имею в виду три отклоняемых по тангажу плоских сопла в один ряд, образующих как бы единый фронт давления. Как у Т-4 или у Валькирии, только не круглые:

Плюс у меня ещё внутри сопел газовый руль на рысканье. Визуально это будет восприниматься как щель с вертикальными перегородками.
Пока рано говорить о конкретностях каких-либо. Надо прикинуть 3D модельку и посмотреть как оно будет выглядеть. Работать то точно будет, тут не в чем сомневаться, т.к. ничего принципиально нового. Всё уже обкатано.

Маховик
Cosh:

Топ сикрет!

Псто ежели стеклопластик формованый - то я первый в очереди на второй отпечаток)))

15 days later
azgar

Видел самолёт вчера на фестивале.
Впечатляет как на земле, так и в воздухе.
Спасибо за выступление.

Cosh

Спасибо! А меня вот эта Ваша фотка впечатлила! 😃

P.S. Фестиваль удался, всё прошло хорошо! Отлетал я официальную часть, хоть и не по своей программе из-за поперечного ветра, а по произвольной, но все фигуры выполнил терпимо. Кобру не сорвал, повисеть удалось, ветром не сдуло))) А вечером массовое купание в Волге нагишом!!! Жесть! 😁

P.P.S. Прогулка по лагерю фестиваля:

www.youtube.com/watch?v=Lv2jCBvSPSM

Cosh

Сегодня отлетал 78-80-е полёты и нарезал видео из них. Самолёт летит прекрасно, делает всё что хочешь! Вот только проскочили непонятные проблемки то ли с двигателем, то ли с регом… На видео вставил в конце неудачные взлёты с отказом правого двигателя, ну в смысле правой стороны.

Cosh

Вчера провёл ещё одну специальную тренировку. Это уже 5-я. В результате освоил тройной кульбит назад и полёт на ноже. Для ножа пришлось немного поколдовать с настройками аппаратуры. Сделал видео тренировки №5. Музыку не стал накладывать, но скорость замедлил на 35%. В результате получилось довольно интересно и всё понятно, как и где работают двигатели и отклоняются рули.

Drakon2063

в чем проблема была при попытках лететь на ноже…как настроил…

или сдесь и боковая проекция центр тяжести форма сыграли соедело…как думаешь а как учавствуют в этом рули направления…к томуже цельно поворотные…и зависание на хвосте…насколько управляемое…гдето стабилизацию задействовал или нет

а про сбой двигателей…есть мысль связаная с акумом или силовыми проводами идущими от акка к регулю там чтото не так видимо…возможно акк умирает…мне так кажется …но не уверен…на авроре под конец жизни акка который питал два импа…так было…

токи то штрашные))) всетаки…

Cosh

Всем привет! Хоть сезон 2014 ещё и не закончен, но уже можно сделать некоторые выводы и подвести итоги. В этом году я наконец достиг того, к чему стремился. Наконец-то я сделал импеллерную модель мощностью 3 кВт из потолочки, которая может летать не хуже моделей Су-35 и Миг-29 ОВТ, имея при этом другую компоновку и стремительный сверхзвуковой дизайн.

Выводы получились следующие: Схема 609 летит и хорошо смотрится как в небе, так и на земле. В данных габаритах (1,6 м длина) и без шасси Доминатор отлично подходит для полётов в полях и выступлениях на не больших фестивалях, где нет бетонной полосы и нет условий для взлёта и посадки моделей на не больших колёсах, а также где зрители стоят непосредственно вблизи площадки. Но полёт Доминатора довольно интересен и такой полёт можно демонстрировать на фестивалях любого уровня. Вся проблема только в размере модели. На большой площадке с бетонной ВПП 609-й в нынешнем виде просто затеряется и будет смотреться маленькой игрушкой. Т.е. нужен самолёт крупнее и со взлётом с бетонки и с газона. Это были выводы.

Итоги:
Итогом является принятие решение о создании нового проекта согласно сделанным выводам. Новый проект должен быть крупнее и взлетать с полосы. Поскольку большая модель имеет большой бюджет, то с целью избегания больших технических рисков, проект будет продолжением AL-609 C (тема 615 не годится). Он будет иметь похожий дизайн, плюс шасси и ещё некоторые дополнения. Длина новой модели будет 2 метра и взлётный вес в районе 8 кг. В этих габаритах диаметр колеса шасси будет достаточным для взлёта с газона. Название нового проекта будет AL-609 NF “NEOTECH” или он же AL-619 “VENCEDOR”.

Т.е. один самолёт, но два названия. Это идёт от неопределённости по выбору окраса. Есть вариант умеренного гражданского, для экспериментального самолёта лаборатории на базе Доминатора - это AL-609 NF “NEOTECH”. Также есть вариант боевого окраса для серийного истребителя - это AL-619 “VENCEDOR”. Данный проект имеет трансформируемую аэродинамическую схему “Бесхвостое летающее крыло +”. Это моё условное название. + означает, что схема хоть и бесхвостая, но кили всё же есть и они складные. Выходят они только когда это необходимо, когда интерцепторы на крыле и вектор тяги не справляются с удержанием по курсу. На приведённых ниже предварительных эскизах виден принцип убирающихся килей, который заложен в дизайн проекта.

Для испытаний и тренировочных полётов были произведены договорённости с аэродромом “Авиатор” под посёлком Большое Козино. Там стриженный газон и много места для полётов, а также имеется инфраструктура, что важно при длительном прибывании на лётном поле. Ход строительства и применяемые технологии я решил не освещать. Также из-за большой загрузки по работе сроки реализации проекта 609 NF/619 не определены. Хотелось бы конечно за год как-нибудь уложиться, но не факт. 😃

Drakon2063:

в чем проблема была при попытках лететь на ноже…как настроил…

Проблема была, как я и говорил до этого, в нетерпимости стреловидного крыла к боковому скольжению. Решение пришло после ряда тренировок, которые показали опасность выхода на нож на больших скоростях, т.к. есть большая вероятность потери управляемости и выхода на большие перегрузки, особенно страшно, если на отрицательные. Далее пришёл к выводу, что лететь нож надо на средних скоростях. Но для этого не хватает подъёмной силы и требуется большой угол атаки в боковом положении, что повышает дисбаланс по крену. Задачу получилось решить путём выставления режима повышенной чувствительности в канале крена на демпфере и полёт на ноже в пределах 80-85 градусов. Перед заходом в нож включается тумблер стабилизации для повышения чувствительности, затем самолёт ставится на нож в пределах 80-85 градусов, т.к. на 90 валится и ничем не удержишь. Далее просто летишь и контролируешь скорость и крен. Далее выравниваешь модель и выключаешь тумблер обратно, чтобы не было потом перекомпенсации на других режимах полёта и не возникала тряска от гироскопа. Вот такая вот система! 😃

Alexander53

Уверен, что новый проект будет не менее удачным, чем этот.
Импеллеры, как я понял, только подбираются. Для интереса гляньте здесь. Выбор довольно большой, можно найти с крыльчатками левого и правого вращения.
Удачи и быстрого осуществления нового проекта.

a_centaurus
Cosh:

Ход строительства и применяемые технологии я решил не освещать.

Жаль. Не забывай, что глядя на твои проекты многие входят в самостоятельный дизайн. И сеять хотя бы разумное - дополнительная участь лидеров. Со временем понятно, но было бы здорово, если бы смог давать краткие отчётики с фотками, хотя бы раз в месяц. Удачи и вдохновения тебе.

REZCHIK
Cosh:

Новый проект должен быть крупнее и взлетать с полосы.

Скорейшего осуществления задуманного! Творческих успехов! Конструкторских находок!

Cosh

Всем спасибо за поддержку!!! 😃

Ещё вариант окраса:

P.S. Предварительный бюджет модели выходит 75-90 т.р. 😃

ADF

Мысль по поводу окраски: а если в этот раз попробовать сделать упор на аэрограф и более художественные изыски с его применением? Сплошные темные цвета заменить пятнмистым “камуфляжем”, красные и прочие яркие элементы - закрасить текстурой пламени. Кое-где добавить полоски фольги, чтобы аппарат хищьно поблескивал ими в некоторых случайных ракурсах.

насчет дизайна: может более развитие кили все-таки добавить - исключительно для более выразительного силуэта в боковой проекции?

ДедЮз
ADF:

насчет дизайна: может более развитие кили все-таки добавить - исключительно для более выразительного силуэта в боковой проекции?

В динамике, да еще в модельных размерах, на каких ЛА профиль “выразительный”? В статике, спора нет. На мой испорченный вкус, на всех моделях Сергея, окраска подчеркивает гармонию форм и читабельна в воздухе. Спасибо Сергей за эстетическое удовольствие!

ADF
ДедЮз:

В динамике, да еще в модельных размерах, на каких ЛА профиль “выразительный”?

У разных истребителей вид сбоку очень красив, но без килей модель при полете по горизонту становится едва-различимой “палкой”. Можно даже потерять.

ДедЮз
ADF:

У разных истребителей вид сбоку очень красив, но без килей модель при полете по горизонту становится едва-различимой “палкой”. Можно даже потерять

При бреющем полете на уровне глаз это будет замечено, а судя по полетам увиденным, не будет бросается в глаза. Зато, при всех прочих ПЛЮСАХ, такая конструкция может вызвать живой интерес у всех, профессионалов и делетантов. А с точки зрения прототипа для “прозрачного ЛА для радаров” это и показательное решение!
P.S. В других ветках читаю удивительные реакции, вроде бы бывалых людей на “Хорнет” (почти 80 летней давности!). Интерес и споры до сих пор бударажат. А тут - завтрашний день!

ADF

Так я ж разьве спорю, все так и есть! 😉 Просто есть еще и опасения… В частности насчет курсовой устойчивости - будет ли “центровка” в боковой проекции правильной, если килей нет?

Alexander53
ADF:

Просто есть еще и опасения… В частности насчет курсовой устойчивости - будет ли “центровка” в боковой проекции правильной, если килей нет?

Кили есть. Просто они складывающиеся (пост 51).

ДедЮз
ADF:

будет ли “центровка” в боковой проекции правильной, если килей нет?

Центр давления в боковой проекции, для ЛА свободного полета, просто должен находитьмя за ЦТ или даже просто не впереди ЦТ, т.к. система трехмерного управления с этим справляется, ЭТО ВАЖНО для кордовых моделей, нет управления по курсу и ЦТ и моменты сил в боковой проекции должны быть определенного соотношения, иначе болтанка. При взлетно-посадочном режиме наличие ВО при малых удлинениях - объязательно.

Cosh

Всем доброго времени! 😃 Появилась ещё пара картинок:

Агрессивный вариант окраса:

Картинки с выпущенными килями:

Далее изображения с открытым левым интерцептором:

Далее всё же чуть озвучу своё видение картины путевой устойчивости данного проекта:

Центр давления боковой проекции далеко впереди центра масс самолёта при сложенных килях. Т.е. аппарат крайне не устойчив. Курсовая стабилизация в этом случае осуществляется интерцепторами и вектором тяги. Вектор тяги работает только тогда, когда двигатели выдают тягу не ниже определённого порога. На снижениях и планировании двигатели почти не тянут, поэтому в этих случаях вся надежда только на щитки. Но такой способ стабилизации возможен только до определённых углов бокового скольжения, бокового угла атаки. Картинка выше показывает расклад при таком угле в 10 градусов. На изображении щитки открыты но центры указаны без учёта влияния интерцептора.
При 10 градусах раскрытый интецептор ещё способен сместить центр давления на себя и вытянуть его за центр масс, что создаст достаточный стабилизирующий момент. При углах 12-15 градусов этот момент уже нулевой, т.к. фокус оттянется не далее чем на уровень центра масс. После 15 градусов молненосно, нарастающе, происходит потеря устойчивости и полная потеря управляемости. Далее возможен выход из ситуации только с открытыми килями или с высоким уровнем тяги двигателе, а лучше всё вместе. Исходя из этого предполагается определить законы управления самолётом и сценарии полёта, пилотажные приёмы и ещё чего-нибудь, там видно будет! 😃

Ещё момент такой: Вспомнил я свою давнюю модельку по имени “Скат”. В 2011 году я также рассматривал варианты бесхвостых самолётов похоже формы, но тогда я ещё не имел дел с системами стабилизации полёта и пытался закрыть вопрос без них. Частично получилось. Также в то время я тоже рассматривал вариант с убирающимся вертикальным оперением, только оно располагаться должно было на концах крыла и в убранном виде должно было играть роль продолжения консоли крыла, а в поднятом виде роль винглеты. Вот изображение того самолёта:

Вспоминая всё это решил набросать эскиз с таким решением на новом проекте. Просьба не обращать внимания на текстуры модели, я не стал их перерисовывать, просто добавил пару элементов без переделки всего эскиза.

Вот что вышло:

Хотелось бы узнать ваше мнение на счёт того, как смотрится такой вариант? При поднятых “килях” фокус топ-проекции будет смещаться чуть вперёд, что будет создавать разницу в чувствительности самолёта по тангажу с разным положением “хвостового” оперения.
Из опыта полётов на Скате могу сказать, что винглеты ухудшают маневренность по крену, затрудняют выходы на большие углы атаки, но повышают качество (заметно при заходах на посадку). Т.е. для истребителя какбЭ всё это не очень с одной стороны, но если рассматривать современную концепцию боя, где ближний бой исключается и вносится в разряд ЧП и нонсенсов и на первый план выходят дальность, скрытность и многофункциональность, то кто его знает, почему бы и нет? 😉