Он же "Бутыль", он же "Графин", он же "Флакон"...

S_A

…сделаны шасси. Все смонтировано на пластинах из алюкобонда. С приводом передней стойки особо заморачиваться не стал - сделал по расхожей технологии. Как собственно и основные стойки - на торсиончиках. Для переднего колеса не нашлось нужного диаметра, пришлось немного обточить колесо на 35мм. Колеса основных стоек чуть-чуть меньше чем нужно…нужных нет на “складе”.

Вот “встали на ноги”:


(пока ничего не притянуто и не закреплено, все на “соплях”). Переднюю стойку придется опустить для полетов, иначе неизбежен преждевременный отрыв.
Не удержался и выдавил нормальный фонарь:

Остается подогнать по месту, раскрасить, закрепить.
Итак, что имеем- самолет готов к облету примерно на 90%. Дело за электроникой и настройками. А вот полоса еще не готова…Можно сбавить темпы и заняться параллельными проектами.

nn

иначе неизбежен преждевременный отрыв.

не ужто оторветься до достижения нужной скорости))

S_A
nn:

не ужто оторветься до достижения нужной скорости))

Когда тяги избыток - ничего страшного, а когда ее не хватает - то отрывается раньше времени и может свалиться.

nn

а за счет чего он оторветься, если скорости для отрыва недостаточно? ты же сам говорил, соорудишь санки и поставишь модель сразу с углом атаки, будешь разгонять пока не достигнет взлетной скорости, а там он сам подниметься, а санки на земле остануться…

S_A

…нет уж. Дождусь нормального асфальта.

15 days later
S_A

Как-то неожиданно самолет практически готов…
Да бы не пугать ворон сделал более приличный фонарь:


Установлены все машинки и тяги. На руль высоты решил поставить серву с металлредуктором, на всякий случай. Немного смущают углы отклонения стабилизатора, несмотря на то что на серве установлено максимально возможное плечо, а на кабанчике - максимальное. Думаю надо будет хорошенько зажать расходы.
В угоду центровке удлинил провода от регулятора к импеллеру на 20 см. Вроде-бы центровка попадает в расчетный диапазон (для облета - немного передняя. (Помечено маркером)).

Собрал. Подключил. Сфотал. Носовой обтекатель своей “колготочной” текстурой несколько портит внешний вид, но для облета пойдет.

Взвесил во “взлетной конфигурации” - 780г. Внушает оптимизм.
В общем практически все готово к испытаниям. Теперь надобно свести вместе несколько факторов. Как-то: погоду (желательно еще и для себя комфортную), выходной день ну и душевный настрой. Много на чем летать доводилось,а тут чутка…очкую. Ракета! Но полетит. Уверен. Не может не полететь, не имеет право!

nn

ну пока погоды ждешь, начерти расшивку, сделай потеки, потертости и на форум к стендовикам выложи, авось не распознают))

хорошо сделано! добротно!

незабудь позвать, с меня видео репортаж.

S_A
nn:

ну пока погоды ждешь, начерти расшивку, сделай потеки, потертости и на форум к стендовикам выложи, авось не распознают))

Не Коля…У меня в “конюшне заведено”, что все звездочки-заклепочки только после облета. Да и “замороженные проекты” подтянуть надобно. Ну и пару бойцовок слепить не помешает (а то после “лобовых” с тобой летят уже непонятно как).

nn:

незабудь позвать, с меня видео репортаж.

Однозначно!

2 months later
Igoreha

Красивая птица! Наверное уже летала?!

S_A

О! Какие люди! …не Игорь, пока не летал птиц. То погода, то работа, то рыбалка опять же…Самолет стоит и “бьет копытом”, в небо просится. Надеюсь в ближайшее время поднять в небо.

S_A

Итак…свершилось!
Преамбула.
Ну по-порядку. Утро ранее - 5.15. Солнце жарит в окна. Ни ветерка. Собираюсь на рыбалку. Полез в антресоль за какой-то фигней и…ОН там стоит, на меня смотрит и как бы вопрошает: “Ну чё Туполев, долго еще будешь вату катать и булки морщить? Пора!”. А ведь и правда - давно пора. Так и “ерадром” наш по пути. Хватаю самолетину и водружаю в авто поверх лодок-удочек и прочего барахла.
…и амбула.
Прибыли. Ставлю батарею, проверяю. Все штатно. Газ на полную, побежали. Бежим-бежим, скорость бешенная…уже метров 150 пробежали, ручку на себя…-“фигвам”. Небольшой подскок и “сушка” в канаве. Грустный бреду к месту крушения. Стоит в траве упершись носовой частью в единственный на обочине камень…всегда так! Осмотрел: трещина по 3-му шпангоуту,но держится нос. Ну и “рана” на крыле от сработавшей до отказа стойки шасси.
Прикинул что могло быть. 100% - слишком передняя центровка. Двигаю батарею назад примерно на 5 см (дальше в полевых условиях не получилось), заклеиваю трещину малярным скотчем…и вперед! Разбег метров 80…отрыв…ЛЕТИТ! Хреново, но летит! …с почти полностью поднятым РВ. Скорость приличная. Радиусы разворота - метров 100. Несколько кругов и на посадку. С третьего захода… Прибираю газ до минимума. Планирует нормально. Касание. Пробег метров 50-60.
Еще батарея. Снова в небо. Несколько кругов. Пробую закрылки - реакция на пикирование, надо миксовать на РВ, а уже почти некуда…Потом. Со второго раза вписываюсь на ВПП. Посадка. Только сейчас замечаю, что руки немного трясутся и спина мокрая. За два вылета скинул наверное пару кило (надо взвеситься).
…и постамбула:
Основной вывод - такие, казалось бы “нелетабельные” самолеты строить можно! …и нужно.
Теперь предстоит небольшой ремонт и перекомпоновка. Батарею думаю еще сантиметров на 5 можно смело двигать назад. Ну и можно будет окончательной отделкой заняться: звездочки-заклепочки, бортовой №37. Ну и …ракеты наверное.
P.S. Видео облета не снимал. Немного после посадки - одной рукой держал телефон, другой рулил.



www.youtube.com/watch?v=x3cv2z-4TIU&feature=youtu.…

Продолжение следует.

vlad_den
S_A:

Прикинул что могло быть. 100% - слишком передняя центровка

Интересно, получилось, что центровка, найденная на бумажном “прототипе” в посте 1 - не работает нормально на моторной модели. Видимо, дело в нагрузке на крыло?

P.S. Аэродром у Вас хорош!😉

S_A
vlad_den:

Интересно, получилось, что центровка, найденная на бумажном “прототипе” в посте 1 - не работает нормально на моторной модели. Видимо, дело в нагрузке на крыло?

Согласен…но любой “кальк” её (центровку треугольника) считает с еще большей погрешностью…причем назад, что более фатально. И дело не столько в нагрузке на крыло (были у меня и похуже варианты) а в комплексе всех взаимодействующих сил (и Ц.Т, и Ц.Д. и вектора тяги и пр.)

vlad_den:

P.S. Аэродром у Вас хорош!

…Хе-хе…Дык это “дорога на Ниссан”. Культовое место для “северян”!

Udjin

Поздравляю с облётом, Сергей!
Мне было весьма любопытно как полетит этот самолёт, тем паче, что мимо него я проезжаю каждый раз как еду на полёты.
Интересно будет посмотреть видео посадки модели после отстраивания ЦТ.

S_A
Udjin:

Поздравляю с облётом, Сергей!
Мне было весьма любопытно как полетит этот самолёт, тем паче, что мимо него я проезжаю каждый раз как еду на полёты.
Интересно будет посмотреть видео посадки модели после отстраивания ЦТ.

Евгений привет! Спасибо! А где Су-15 стоит? Ни разу не попадался на глаза…

Видео обязательно будет. А пока думаю как лучше произвести ремонт с минимальными потерями для внешнего вида.

Udjin

Су-15 ТМ, с увеличенным крылом, стоит на въезде в аэродром Золотая Долина.
Поставил зам ком полка, Юрий Васильевич, еще пока полк существовал.
Смогли отстоять памятник. Разок его пытались сдать на металлолом власти местные … временщики 90-х. Отгоняли тряпками.
Если нужны узлы какие - говори. Сфотографирую.

ADF
S_A:

Согласен…но любой “кальк” её (центровку треугольника) считает с еще большей погрешностью…причем назад, что более фа…

Не соглаен насчет калькуляторов!
Для таких самолетов (развитое стреловидное или треугольное крыло, большая подфюзеляжная) - надо загонять весь планер (или хотя-бы всю проекцию при виде сверху) и считать центровку как для ЛК: будто это все одно хитропопое крыло. Находим САХ, отмеряем 25%.
Задняя центровка получится, если проигнорировать фюзеляж - поэтому фюзеляж в рассчетах должен быть обязательно! Уже лет 7 считаю ЦТ по такой методике - всегда попадает идеально и не требует настроек после облёта.
Другие программы чуть заднее показывают рекомендуемый ЦТ, но не намного: уверен, и с ним летучесть и управляемость аппарата была бы в норме.

Насчет бумажных моделей: при их типичных скоростях (при полёте через комнату) есть шанс, что центровка у них также задняя будет. Бывает, что там режим планирования - какой-то гибрид между нормальным полётом и парашютированием, грубо говоря 😃 Так или иначе - расчетам на ЭВМ я сейчас доверяю больше. Главное - правильно использовать все эти калькуляторы 😉

S_A

Согласен, с расчетами в кальках проще. Пользуюсь обычно этим wingcgcalc.bruder.com.br/en_US/ Но тут как раз вопрос а 25-ли%? У меня пара “бойцовок” летают с центровкой ок. 8-10%, иначе вываливаются из виража и срываются…

Viktor1952
Udjin:

Су-15 ТМ, с увеличенным крылом, стоит на въезде в аэродром Золотая Долина.

Проходил срочную авиамехаником там ,в далёком 72м(тогда ещё Унаши),а после в 22 ГИАП, Угловая. Тоже интересно будет взглянуть фото “Сухого”. Ну,и передайте ему (самолёту) привет 😃), а людям - спасибо, что сохранили!

nn

У меня пара “бойцовок” летают с центровкой ок. 8-10%,

а что кстати сказал “кальк” на счет ихней центровки?

S_A
nn:

а что кстати сказал “кальк” на счет ихней центровки?

Коля, а что он скажет? Забиваешь % и он тебе показывает. А вот сколько этих%? Какому-то надо 30, а кому и 10%. Хотя конечно в “классике” - ок.25%.

Udjin:

Су-15 ТМ, с увеличенным крылом, стоит на въезде в аэродром Золотая Долина.

Вот туда за много лет,к своему стыду ни разу не добрался…Жень, если сможешь выложи фотку.

А тем временем потихоньку восстанавливаю “Сушку”, да рисую заклепочки. Да надо будет новый конус обтекателя заварганить из стеклышка, а то этот уж очень страшненький.