Saab

SEAL

Уважаемые коллеги. Полетный вес получившейся модели равен 737 гр. Главная цель постройки-соорудить вокруг импеллерного комплекса легкий самолёт с тяговооруженностью больше единицы, можно сказать достигнута. С таким весом при газовке самолёт в верх не рвётся, но зависает на месте, стоит его выпустить из руки. Конечно можно было улучшить эту характеристику. Но это кропотливая работа. Тут терпения еле хватило на обтяжку скотчем модели. Треш ещё тот. Скорей бы кто-то изобрёл материал с плотность пенопласта для 3Dпринтера,что ли, хоть сократить время работы с ножом и шкуркой…
Ну а дальше испытания. Я немножко нервничал, господа, но нецензурщина на видео отсутствует)))). Все-таки это прекрасно-делать импеллерники! Тут ты и инженер и лётчик-испытатель. Остался открыт вопрос с центровкой и настройкой рулей. А так вроде все нормально.

Flanker_13

Урааа!!! Поздравляю с облётом! Спасибо товарищу и сыну за поддержку! Модель получилась аккуратная, а главное летучая. Сопереживал до последней минуты, пару раз пульс подскакивал, представляю адреналин! И ведь ни единого матерного слова )))
Желаю модели мягких посадок и жду новых проектов!

nn

отлично! быстрый получился, поздравляю!

playxx

Может уже поздно, но наткнулся на такой сайт. Может будет интересно посмотреть технические решения и сечения.
aerotetris.com/ja37.html

Reulen

Серёга, здорово! молодца! Поздравляю!
По центровке - а почему не используешь программы? как правило первый запуск наиболее вероятен с наличием аварии, что собственно почти произошло. А прога всё таки поможет выставить центровку хоть и не идеально, но около. И помимо себя так и еще и нам - зрителям нервы сохранить поможет)).
По расходам - у импеллерных в принципе очень повышенная чувствительность по крену - первоначально максимум (по моему опыту) надо выставлять на 15 грд. А далее уже уменьшать под себя. А если больше то получаем то - что ты и получил в начале. С чем такая чувствительность по крену связана? - думаю из-за малой площади крыла. Установи тот же импеллер на тренер с прямым крылом и получим неповоротливого слоника, туповатого на управление по крену.
Модель симпатичная получилась, настроишь под себя и удовольствие гарантированно!
Что касается вот таких виражей у земли, где ты типа неподрасчитал)))) то вот я вообще грешен такими выходками, в результате, все мои модели заканчивают именно так, но я это делаю принципиально. Становится скучно летать на фоне неба (небо большое, модель маленькая - скорость уже не ощущается), вот и спускаюсь к земле. На фоне земли адреналина немеряно, ощущение скорости нереальное и понимание последствий ошибки пилотирования еще добавляет ощущений. Но это уже больше походит на экстрим-полетушки. Это примерно как на байке ручку до конца вывернуть, и далее управляешь только интуитивно, и если что - то уже ничего.
Удачи, рад, что у тебя всё получилось.
По моей работе - отчитываться начну через пару дней.

nn
playxx:

ну как же так? ни форма заборников, ни крыла, ни пго, ни киля, ни днища! ничего не соответсвует! надо же так лохануться))) нарезают ребята тетрис, а чертежи изучить неудосужились.

Reulen:

С чем такая чувствительность по крену связана?

в этой конкретной модели такая чувствительность связана с соотношением размаха и высоты фюзеляжа. если положить аккумулятор на “пол”, то управление еще приемлемое, а если примотать сверху, в кабину например или на “спину”, то удержать ее будет практически невозможно, она сразу переворачивается через крыло, а тои через петлю и летает после этого “на спине”, причем довольно устойчиво)))

SEAL
Reulen:

По центровке - а почему не используешь программы?

Дело в том, что последние штрихи выводил практически перед выездом и просто уже не хотелось сидеть в программе.

Reulen:

С чем такая чувствительность по крену связана?

Так тут несколько причин:малый размах крыла, сосредоточение массы самолета близко к продольной оси его вращения (крыло легкое),элевоны немаленькие. Все решает регулировка расходов.

Reulen:

Становится скучно летать на фоне неба

Вот тут ты совершенно прав ,тезка. Я обожаю любоваться низкими скоростными проходами модели на фоне неподвижных предметов. Кстати в этот раз я особо не рисковал. Летал повыше и даже не на полгазе ,а меньше. Итак всего трясет,а куда там еще гоняться))) С таким ненастроенным креном, да тангажом как-то не очень комфортно. Но как же удержаться от желания ощутить ту самую остроту, о которой ты упомянул, Серж! Так что пару проходов на полном совершил. Дело еще в том, что батаейка вздута, сколько еще вытянет-не известно.

:)Дорогие коллеги, спасибо вам за интерес и внимание,проявленные к данному проекту. Самолет нужно немножко подклеить, подвигать центровку, найти оптимальные расходы рулей.
Треугольное крыло да приличная тяговооруженность позволяют летать модели в широком диапазоне скоростей,и это очень забавно! Еще нужно понять:как он без тяги планирует. Пока что при останове импеллера самолет не сохраняет инерцию полета, а быстро затормаживается. И для разгона нужно пикировать, быстро растрачивая высоту, что для меня-планериста, диковато)))

Flanker_13
playxx:

Может уже поздно, но наткнулся на такой сайт. Может будет интересно посмотреть технические решения и сечения.
aerotetris.com/ja37.html

У Егора не рассчитаны сечения воздушных каналов.

ДедЮз
Concord:

Иосиф! Можно Вас попросить все же нарисовать эскиз.
Про смещение “на зуб” тоже покажите пожалуйста.

Коэффициент (соотношение передачи) r/R. Верхний рисунок показывает диф. отклонение за счет смещения нейтральной точки кабанчика на элероне. На нижнем более надежная система, со смещением качалки сервомеханизма на угол кратный углу зубьев на валу сервомашинки.

SEAL

О! Я также хочу запускать самолет! Шикарен, ох шикарен VIGGEN на видео. Браво!

Reulen
SEAL:

Я также хочу запускать самолет!

О да!!! это мечта а не запуск. И ешо чеб заряда хватало минут на 20!!!

Приношу извинения за долгое отсутствие, но были причины.
Наконец то я вернулся к тому, на чем закончил - пост 79.
Именно вернулся, т.к. практически всю работу проделал сначала…но не всю.
Вытянув “винт” задней части фюзеляжа, взялся за переднюю (речь идет о секциях сопряженных с крылом). Но что то не получалось, да и клея много становилось. Посидев пару дней в раздумьях, рассматривая и изгибая свое творение, решил вернуться в начало и сделать заново. Сначала взялся за переделку чертежа, а именно изменил воздуховод.

Справа прежний, слева нынешний. Помимо того, что удалил лишнее колено на входе, так еще удалил расширение площади сечения воздуховода перед импеллером и увеличил пространство для колес шасси в убранном положении…и увеличил толщину внешней стенки воздухозаборника в месте крепления ПГО.
И что очень радовало - так же увеличил площадь воздухозаборников

не меняя внешних контуров модели увеличил площадь путем уменьшения отсекателя пограничного слоя (между фюзеляжем и воздухозаборником. Теперь у меня площадь воздухозаборников даже больше общей площади импеллера

В добавок к всему этому в качестве клея использовал водостойкий аквалак (для сауны). Не открою Америку, если скажу что клей нагоняет веса будь здоров. Я использовал ПВА. Мне сильно увеличивающийся вес не нравился. Решил попробовать склеить пару кусочков материала из которого строю на ПВА и аквалак. На следующее утро очень удивился тому, что разорвать кусочки пены склеенной аквалаком оказалось едва ли не труднее чем на ПВА. И огромный плюс аквалака в легкой обработке, чего от ПВА не дождешься - пена быстрее вышкурится.

Далее длились долгие и трудоемкие дни пока вырезал шаблоны сечений и далее пенорезкой сами секции. Работа усложнилась тем, что еще на стадии переделки чертежа пришлось работать над разделением сечений на условно - верх и низ, для сборки на стапеле во избежание “винта” при склейке.

Да, еще забыл упомянуть, что пока горевал с прежним фюзеляжем, пробовал изгибать крылья вверх-вниз, что сразу обозначило места в обшивке на которые приходилась наибольшая нагрузка, в результате чего стенки в силу недостаточной толщины очень сильно прогибались - результат - в нужных местах увеличил толщину стенок.

Далее сборка на стапеле

Вдобавок на стадии переделки чертежа внес в сечения посадочные места под ретракты, что конечно очень облегчило манипуляции при сборке, т.к. сразу всё вырезалось пенорезкой из единого куска, и не нужно было опять же лить клей. Так же проделал работу с местом для установки импеллера.
Если изначально всё предусмотреть и попотеть над чертежем, то сборка доставляет необычайное удовольствие, только вот это самое - “если”)))).

После сборки на стапеле, склеил верх и низ, и вырезал секции от передней кромки крыла до воздухозаборников, тут стапель уже был не нужен - склеил по меткам. Прилеил крылья, и О ЧУДО!!! всё оказалось симметрично!!! Ни какого “винта”!!! Я очень радый оказался))))
Носовая часть и три секции кормы у меня были собраны ранее и дожидались своего времени. Сейчас модель в таком виде (носовая часть пока не приклеена, ну чтобы пока не увеличивать габариты …неудобно крутить балду 1,7 м длиной.)

Сейчас работаю над ПГО. В общем сидел-думал, приклеить намертво, или рабочее сделать. Вроде бы - зачем рабочее??? - не знаю - хочется просто, очень хочется, а зачем не знаю. Решил делать универсальное. Т.к. ранее уже упомянул, стенки в местах крепления ПГО были увеличены, то и сплошная ось вращения ПГО мне была не нужна, к тому же очень не хотелось в воздуховод сувать разную фигню. ПГО решил делать независимое, приводимое от двух разных сервомашинок. Механизм будет такой:

Сгонял к другу мебельщику, порылся в его сундуке, нашел такую приблуду, называется - мебельная стяжка

Цилиндрическая часть с насечками запрессовывается в рейку, на циакрине, предварительно обрезав до нужной длины.

Далее будет склейка и будет это выглядеть так

Потай для головки сделал простым нагревом на огне и легкой проплавкой

Вторая часть стяжки - винт,

вкручивается в зубастую гайку, которая в свою очередь запрессуется на циакрин в деревянную площадку, которая в свою очередь вклеится в гнездо в стенке фюзеляжа (я выложу фото работы после того как закончу поверхности ПГО). В результате ПГО будет вкручен в опорную площадку. Вклейку всего механизма я произведу при полностью затянутом винте, для соблюдения соосности крыла с ПГО. Если вдруг рабочее ПГО окажется никчемным, то просто затяну винт на фиксатор резьбы, и будет оно жесткое, а если разберусь с ПГО - что к чему, то и хорошо. Вес данного механизма - 15 гр с деревянной площадкой, итого пара - 30 гр. Прочности такого шарнира за глаза, легче весь фюзеляж сломать, чем погнуть эту стяжку.

Собственно сейчас возник вопрос с ПГО - где правильней расположить сервопривод (будет врезан во внешнюю стену фюзеляжа), но где правильней???
И где в моем случае разместить качалку на рулевой поверхности ПГО??? То, что она будет снизу, это ясно, но где??? на оси вращения???
Подмогните пожалуйста)). Вот на фоне рисунка…или как-нибудь на пальцах

nn

Где расположить не подскажу, мой подобный аппарат еще не прошел цикл испытаний. Но зато знаю что площадь забора и должна быть больше площади имелера , а если равна, то этого мало. И еще, пго, особенно задействованое, испытывает довольно большие нагрузки на полноценной утке, выдержал бы крепеж в фюзеляж…остается надеятся, что утка не полноценная))

Reulen
nn:

что площадь забора и должна быть больше площади имелера

должна, но не обязана, копии-полукопии подобной схемы не предполагают такого соотношения, поэтому дополнительно делаются жабры-вырезы в фюзеляже.

Reulen
nn:

выдержал бы крепеж в фюзеляж…

Тут сомнений ни каких, крепление будет надежное.

Reulen

Смонтировал ПГО.
Процесс несложный - сначала определился с размерами крепежной площадки (чисто интуитивно),
Площадки вырезаны из 6 мм фанеры, отверстия как дополнение для облегчения (большее количество сверлить побоялся из-за возможного чрезмерного прослабления, нагрузки то какие будут, понятия не имею).
Далее для вырезания ниши в фюзеляже, выгнул из стальной проволоки необходимую форму и примотал к жалу 100Вт паяльника. Пока паяльник прогревался, вырезал картонный шаблон и разметив на фюзеляже место под вырез закрепил на булавки.
По хирургии картинка сложилась не столь ясная как складывается при вырезании ниш (гнезд) под 9 гр. сервоприводы. Тут получилась форма проволоки достаточно большая и паяльник даже 100Вт был не в состоянии прогреть её. От жала до примерно середины формы проволока прогревалась хорошо, а чем выше-дальше, тем быстрее остывала (не прогревалась). И на самом верху была практически комнатной температуры. Поэтому плюнул и осознавая что ничего не нагревается взял паяльник за металлический кожух…ну там… много волшебных слов произнес и пошел за горелкой. Горелкой за 3-5 сек нагрел проволоку и по шаблону как по рельсам протянул проволоку. Потай для винта проплавил аналогичным способом.
Примерка и вклейка на ПВА, всё таки узел серьезный, решил с аквалаком не экспериментировать.
Ну и установка ПГО. Попробовал на излом вверх-вниз, ничего не деформируется, только появляется треск волокон реек ПГО. Поэтому думаю с крепостью такой конструкции проблем не возникнет.

Сейчас бы сделал несколько по другому - вместо винта который вкручен намертво изнутри фанерной площадки, я бы установил шпильку, вкручивающуюся снаружи, которую при необходимости можно выкрутить-заменить. Но как говорится -“хорошая мысля приходит апосля”.
Теперь займусь килем.

SEAL

Сергей,как себя чувствует вес на данном этапе? Ждус с интересом результатов газовки.

Reulen
SEAL:

как себя чувствует вес на данном этапе?

642 гр), сейчас надо уехать, вечером просчитаю всё и вся и отпишу теоретический расчет.

Reulen

Весовые данные:
имп с мотором -448 гр (450)
Рег - 98 гр (100)
приемник - 20 гр.
Серво 5*9 гр - 45 гр (50)
провода AWG12 и сигнальные - 150 гр
Ретракты с шасси - 202 гр.
аккумуляторы 2*3S 5000 мАч - 836 гр (840)
______________________________________
Итого - 1812 гр.

Планер на данном этапе 642 гр
______________________________________
Для желаемого коэф 0,9 и более, при тяге 2500 гр, полетный вес должен быть максимум 2750 гр.
Сейчас у меня в запасе осталось 938 гр.

Собственно, думаю что с килем и фонарем кабины и оклейкой органзой, в эти 900 грамм уложусь…по крайней мере буду очень стараться.