Катапульта для импеллерников
газовые пружины от пневматичек достаточны стабильны , обеспечивают хорошую стартовую скорость , это из практики применения в арбалетах , ну или стандартные пружины от пневматики
Может методика запуска не отработана?
Ну, как сказать… То, что с рогатки и с одиночной палки было произведена не одна сотня запусков, это точно. На каждом выезде - по десятку взлётов (как минимум), 3-4 раза в месяц, много месяцев подряд. Уверяю: всё, что можно было отработать, отработали. И практический опыт однозначно говорит: в нашем случае старт с низких “салазок” с резинкой от колышка - не тот вариант, что нам подходит.
Мы пойдём другим путём.
Вторая часть марлезонского балета.
Мысли тужились-тужились, и, наконец-то, вытанцевалась изящная и простая конструкция. Некая компиляция катапульты и рогатки. Ведь что такое рогатка для выстреливания авиамоделей? Две вертикальные палки, к которым привязана резинка. Цепляем модель крючком за центр резинки и пуляем в небо.
А если её, эту самую рогатку, немного трансформировать?
Берём те же две ляминиевые палки, но располагаем их горизонтально, и соединяем в некую рамку, которая, помимо функции удерживания концов резины, будет выполнять и роль направляющих. Берём ту же самую резину, но т.к. палки у нас теперь не просто стойки, а уже направляющие, то дабы использовать всю длину трека для разгона модели, располагаем резину немного иначе – цепляем её концы с внешней стороны направляющих, перекидывая её на концах направляющих через пару роликов:
Что у нас получается? Некая рогатка-мутант: вроде составляющие те же (две палки + резинка), и принцип выстрела очень похож (цепляем модель крючком за центр резинки), но налицо и некоторые положительные моменты: появляется возможность уложить самолёт на направляющие, а добавив простейший станок, мы получаем возможность пулять в небо самолётом под необходимым нам углом:
Плюс ко всему, если организовать простейший механизм удержания/спуска, то отпадает надобность в помощнике.
Ну, и как приятный бонус, отпадает необходимость забивать палки в землю, а отсюда всесезонность, и оперативность развёртывания.
Так как, в отличии от рогатки, резинка сложена вчетверо, то уже этим счетверённым резиновым пучком самолёт за стартовый крючок не дёрнуть, пришлось импровизировать на ходу, и вживлять в середину резинового жгута кусок толстого провода, потом подумал, и добавил туда на всякий случай скобу из толстой медной проволоки:
В конструкцию катапульты сразу были заложены сошки, а вернее, станок. «Ноги» складываются:
Длина направляющих осталась прежней, 165 см, длина разгонного участка – 110 см, расстояние между стартовыми рельсами увеличил до 28 см.
Спусковой механизм упростился ( в сравнении в первой, неудачной катапультой) – стал короче, курок/педаль – фактически одна деталь. В отличии от первой катапульты курком удерживается не челнок, а ляминиевая пластинка-«зацепка», которая верёвкой крепится к половинкам резинки.
И всё! Никаких тебе челноков, амортизаторов, «ныряющих пальцев» и двигающихся штоков!
Фактически это – компактифицированная рогатка, оснащённая направляющими для установки самолёта, и спусковым механизмом.
Первым чести быть выброшенным в небо удостоился массо-габаритный макет, а попросту, бутылка с псевдокрылышками (чтобы было, чем лежать на направляющих), вторым номером пошёл 250-граммовый Та-152Н, догруженный ляминиевыми чушками до 450 грамм.
Затем, после нескольких успешных стартов с «подопытными кроликами», своей очереди дождались и Як-15 с «Шутинг Старом»
Ура! Получается!
Теперь выдохнули, и, загибая пальцы, считаем.
Что мы выиграли, сделав это устройство?
- Всесезонность – летать можно круглый год, мёрзлая земля не помеха.
- Скорость сборки/разборки увеличилась в разы (реально 1,5-2 минуты)
- Отпала необходимость в помощнике
Ну, и, если сравнивать не с рогаткой, а с катапультой №1, то у данной катапульты один огромный ПЛЮС, перекрывающий все остальные – она РАБОТАЕТ!:clap:
В процессе первых опытов вылезли и первые же недостатки. Сразу же переделал тянущую скобу. Вместо прежней аляповатой конструкции сделал так: резинку разделил на две половинки и между них приспособил скобу из стальной 2мм проволоки (велосипедная спица). Эта скоба дёргает самолёт за крючок:
Есть ли ещё недостатки, и можно ли их устранить? Думаю, что в процессе эксплуатации недостатки вылезут, но кое-что видно уже сейчас:
-
При выстреле половинки резинки по инерции слетают с роликов. Частично эту проблему я устранил, введя некий тормозящий фал с резинкой (катетер Пеццера), не дающий стартовой скобе улетать далеко за ролики. Но всё равно, скорость большая, стартовая резина имеет определённую массу, и проблема до конца не устранена. Поправить соскочившие нити несложно, 4-5 секунд на оба ролика, но всё равно, хоть и небольшая, но проблема.
Володя Громоздов предложил поставить пару ограничительных «П»-образных скоб на ролики. На двух крайних снимках эти скобы уже стоят, правда, в деле они ещё не испытаны. -
Проблема вторая (она присутствовала и на первой катапульте, просто до её решения дело не дошло) – самолёт, просто положенный на рельсы, при полной даче газа снимается с крючка и пытается уползти вверх по направляющим. Выстреливать в небо самолёт с неработающим мотором, а потом, уже в воздухе, давать полный газ чревато – в момент раскручивания крыльчатки создаётся мощный кренящий момент, противоположный по направлению. А учитывая, что размах не очень большой, реакции пилота может просто не хватить для того, чтобы парировать его элеронами.
При старте с рогатки, да и с палки с резинкой, этой проблемы нет, так как удерживая самолёт на растянутой резинке, можно спокойно давать движку полный газ.
Провёл маленький опыт – зацепил «Шутинг Стар» весами за нос и потащил по направляющим вверх. При полной массе в 480 грамм(с батарейкой) это усилие составило около 350 грамм. Что сопоставимо с тягой импеллера, плюс/минус. На видео хорошо видно (вернее, слышно), что пришлось применять компромиссный метод взлёта – перед стартом даю газ примерно на 50-60%, а через секунду после выброса «топлю тапку в пол». Не очень удобно, затрудняется взлёт.
Надо постараться как-то решить и эту проблему.
- Педальку надо переделать - зело неудобная, надо подлиннее.
Мои поздравления. Недостатки устранятся, а преимущества уже сейчас перевешивают.
Класс!!! Я бы угол взлёта уменьшил.
Уже уменьшил, подпилил передние ноги. Угол выброса, действительно, избыточный. Был около 35-36 градусов, уменьшил до 30. Посмотрим, как получится; если надо, ещё откочерыжу.
Поздравляю! Простая и изящная идея. Даже захотелось сделать ))
Устраняем недостатки.
-
П-образные скобы на роликах себя полностью оправдали – было произведено около десятка стартов, и ни разу резинки не слетали.
-
Проблема удержания самолёта на стартовой позиции тоже успешно решена.
Закрепил шарнирно пару ляминиевых палок, прижимающих крылья самолёта к рельсовым направляющим:
Долго думал, чего бы такого шершавого на них наклеить, чтобы повышенное сопротивление было, по всему выходило, что необходимо что-то вроде мягкой пористой резины.
Решение нашлось! Вот оно:
Копеечная кухонная протиралка, продающаяся практически в каждом магазине. Нарезал полосками и наклеил на направляющие и прижимающие палки. Прижимы слегка подпружинил (вернее «подрезинил»).
Всё, теперь самолёт при даче полного газа никуда не едет, и ветром его не сдувает. Старт стал более простым, пилот в первые мгновения после выброса модели не запаривается проблемой «дачи газа на полную», а целиком концентрируется на управлении.
Для того, чтобы поставить самолёт на стартовую позицию, даже палки не надо откидывать – на передних торцах палок наклеил кусочки пластика, похожие на загнутые вверх кончики лыж (они видны на фото). Самолёт просто ставится на середину разгонного трека, перед прижимами, и одним движением подаётся назад – задние кромки крыла приподнимают прижимы за «кончики лыж», и уходят под них, а крюк-зацеп сам цепляется за стартовую скобу на резинке (понятное дело, что перед этим резина взведена, и стартовая скоба поднята вверх). Этот момент неплохо виден на втором старте “Шутинг Стара”.
Смотрим кино:
Выявился ещё один интересный момент: «Вампира» я не мог ставить под прижимы, у него аккурат в этом месте расположены сервы с тягами и кабанчиками на элероны. Плюс не-пойми-какой хвост, который не даст опуститься прижимам. Вампира ставил поверх прижимов, на которые я и сверху тоже наклеил эту кухонную протиралку.
И ничего, на полной газу держится, не уезжает! Видать, приличное сопротивление создаётся этой пористой фигнёй! Вполне может статься, что хватает трения между крылом и направляющими, без прижимов. Надо провести эксперимент.
Стало гораздо удобнее.
Также немного, примерно на 3см, опустил две поперечные (те, что с дырочками) пластины, к которым крепится спусковой механизм. Это необходимо для нормального старта самолётов, брюхо которых опускается ниже направляющих, среднепланов, к примеру, МиГ-15. В противном случае он бы стоял на направляющих, положив хвостовую часть своего фюзеляжа на спусковой механизм. А это не айс.
И уменьшил угол выброса, катапульта стала пониже на 15 сантиметров, угол выброса теперь около 30 градусов. Самолёт меньше зависает на горке после старта:
Ради интереса отметил время приведения катапульты в рабочее положение (из сложенного состояния). 15 секунд, не более. Этот момент есть на видео, в самом начале.
Также попробовал стартовать с лентой, тоже никаких проблем – лента ни за что не цепляется, самолёт с ней нормально стартует.
Остаётся решить ещё один важный вопрос: как же всё-таки приспособиться выбрасывать с этой катапульты самолёты, которые так или иначе, в силу конструктивных особенностей, не встают на имеющиеся направляющие?